Туркменское ковроткачество имеет многовековую историю и богатые традиции. В туркменском изобразительном искусстве в конце 20-х -начале 30-х годов прошлого века утвердились новые формы ковровых изделий. Сначала получили распространение портреты, сотканные по инициативе самих мастериц. Эта традиция впоследствии была развита художниками-профессионалами. Со временем идейно-художественные задачи усложнились и появились сюжетные ковры, которые, сохраняя функцию украшения интерьера, вышли за рамки прикладного искусства. В них нашли отражение такие темы, как дружба народов, борьба за мир, конный пробег и т.д. Но в то же время в коврах сохранялись исконные традиции, проявляющиеся не только в технических особенностях ручного ткачества, но и в соблюдении привычных колористических сочетаний. Как правило, эти ковры ткали к знаменательным датам, что несколько ограничивало их тематику.
В сюжетные ковры на первых порах переносились принципы станковой живописи. Затем наметились поиски нового художественного языка, новых композиционных и пластических решений, близких к плакатному искусству.
Один из первых художников Туркменистана, внесший заметный вклад в становление и развитие сюжетного ковроделия, был С.Н.Бегляров -автор таких известных полотен, как "Туркменки", "Конный пробег", "Передача коней".
Бегляров много ездил по стране, ему довелось увидеть своеобразные зажигательные танцы белуджей, поразившие его творческое воображение своей стремительностью, четким ритмом, резкой пластикой движений. И, как писала жена художника, "этот вихрь движения он воплотил в картине "Танец белуджей", созданной в 1933 году". На ее основе был разработан эскиз для ковра с одноименным названием. В процессе создания эскиза для коврового панно С.Н.Бегляров руководствовался принципами западноевропейского гобелена и традициями туркменского ковроделия. Удача этого произведения, как отмечали критики, свидетельствовала о растущем мастерстве художника. К сожалению, картина не сохранилась, не сохранился и эскиз. Поэтому сравнительный анализ невозможен.
Девять опытных ковровщиц в течение шести месяцев трудились над созданием ковра, где изображены группа музыкантов с бубнами под тенистым деревом и мужчины-белуджи, сомкнувшиеся в круг и танцующие знаменитый танец с палками. Танцоры показаны в порывистом, экспрессивном движении. Художнику удалось передать радостную поэзию танца, угловатость ритмов, остроту пластики танцующих, экспрессивность движений, жестов, живость лиц, озаренных улыбкой. Эмоциональной выразительности во многом способствовала достоверность в передаче внешнего облика белуджей, своеобразие одежд: белый цвет рубах и широкие шаровары со множеством складок, облегающие тело жилетки, обувь с загнутыми вверх носками. Развевающиеся одежды определили особую динамичность этой центрической композиции. Важную роль играет цветовое решение коврового панно. В нем преобладают сочетания синего и голубого с белым. Густая зелень листвы перекликается с темно-синими, бордовыми, темно-красными вкраплениями в детали одежды.
В сюжетных коврах кайма объединяется с центральной частью общностью колорита и рассматривается как своеобразное дополнение содержания, как средство декоративного обогащения сюжета. В данном случае, традиционная орнаментальная кайма, обрамляющая изображение, связана с ним единством ритма и цвета. Основополагающим в кайме является мотив "трапециевидной линии", решенный широко, энергично, гармонизирующий с резким и угловатым ритмом, а также растительный орнамент, используемый белуджами в орнаменте их тканей.
Ковер "Танец белуджей" отличается особой простотой, цельностью изображения, точностью найденных пропорций, строгостью линейных ритмов, гармоничностью цветовых сочетаний. Нас поражает его выразительность, монументальность композиции, яркая декоративность, высокое качество выработки. Этот ковер поистине является гордостью ковровой коллекции Национального музея Туркменистана.
Туркменское искусство ковроделия имеет глубокие традиции. Столетиями шлифовались его худождественные формы, мастерицы отбирали и сохраняли в них самое лучшее, самое прекрасное.
Однако наряду с определенными достижениями в области сюжетного ковроделия существуют и недостатки. Они являются следствием неправильных, узких, односторонних взглядов на задачи этого вида искусства, неглубокого знания специфики коврового производства. В последнее время в образном решении сюжетных ковров преобладают плакатный стиль, огрубленный рисунок; локальность цвета вытеснила благородство цветовых сочетаний, плавность переходов цветовых пятен, присущих коврам 1930-х годов, близких по трактовке сюжета к станковой живописи.
В целом же ковры Туркменистана заслуженно пользуются мировой известностью. Это древнее, но чутко отзывающееся на требования современности, вечно живое искусство туркменского народа.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |