Libmonster ID: KZ-2
Автор(ы) публикации: С. Маринина


Туркменское ковроткачество имеет многовековую историю и богатые традиции. В туркменском изобразительном искусстве в конце 20-х -начале 30-х годов прошлого века утвердились новые формы ковровых изделий. Сначала получили распространение портреты, сотканные по инициативе самих мастериц. Эта традиция впоследствии была развита художниками-профессионалами. Со временем идейно-художественные задачи усложнились и появились сюжетные ковры, которые, сохраняя функцию украшения интерьера, вышли за рамки прикладного искусства. В них нашли отражение такие темы, как дружба народов, борьба за мир, конный пробег и т.д. Но в то же время в коврах сохранялись исконные традиции, проявляющиеся не только в технических особенностях ручного ткачества, но и в соблюдении привычных колористических сочетаний. Как правило, эти ковры ткали к знаменательным датам, что несколько ограничивало их тематику.

В сюжетные ковры на первых порах переносились принципы станковой живописи. Затем наметились поиски нового художественного языка, новых композиционных и пластических решений, близких к плакатному искусству.

Один из первых художников Туркменистана, внесший заметный вклад в становление и развитие сюжетного ковроделия, был С.Н.Бегляров -автор таких известных полотен, как "Туркменки", "Конный пробег", "Передача коней".

Бегляров много ездил по стране, ему довелось увидеть своеобразные зажигательные танцы белуджей, поразившие его творческое воображение своей стремительностью, четким ритмом, резкой пластикой движений. И, как писала жена художника, "этот вихрь движения он воплотил в картине "Танец белуджей", созданной в 1933 году". На ее основе был разработан эскиз для ковра с одноименным названием. В процессе создания эскиза для коврового панно С.Н.Бегляров руководствовался принципами западноевропейского гобелена и традициями туркменского ковроделия. Удача этого произведения, как отмечали критики, свидетельствовала о растущем мастерстве художника. К сожалению, картина не сохранилась, не сохранился и эскиз. Поэтому сравнительный анализ невозможен.

Девять опытных ковровщиц в течение шести месяцев трудились над созданием ковра, где изображены группа музыкантов с бубнами под тенистым деревом и мужчины-белуджи, сомкнувшиеся в круг и танцующие знаменитый танец с палками. Танцоры показаны в порывистом, экспрессивном движении. Художнику удалось передать радостную поэзию танца, угловатость ритмов, остроту пластики танцующих, экспрессивность движений, жестов, живость лиц, озаренных улыбкой. Эмоциональной выразительности во многом способствовала достоверность в передаче внешнего облика белуджей, своеобразие одежд: белый цвет рубах и широкие шаровары со множеством складок, облегающие тело жилетки, обувь с загнутыми вверх носками. Развевающиеся одежды определили особую динамичность этой центрической композиции. Важную роль играет цветовое решение коврового панно. В нем преобладают сочетания синего и голубого с белым. Густая зелень листвы перекликается с темно-синими, бордовыми, темно-красными вкраплениями в детали одежды.

В сюжетных коврах кайма объединяется с центральной частью общностью колорита и рассматривается как своеобразное дополнение содержания, как средство декоративного обогащения сюжета. В данном случае, традиционная орнаментальная кайма, обрамляющая изображение, связана с ним единством ритма и цвета. Основополагающим в кайме является мотив "трапециевидной линии", решенный широко, энергично, гармонизирующий с резким и угловатым ритмом, а также растительный орнамент, используемый белуджами в орнаменте их тканей.

Ковер "Танец белуджей" отличается особой простотой, цельностью изображения, точностью найденных пропорций, строгостью линейных ритмов, гармоничностью цветовых сочетаний. Нас поражает его выразительность, монументальность композиции, яркая декоративность, высокое качество выработки. Этот ковер поистине является гордостью ковровой коллекции Национального музея Туркменистана.

Туркменское искусство ковроделия имеет глубокие традиции. Столетиями шлифовались его худождественные формы, мастерицы отбирали и сохраняли в них самое лучшее, самое прекрасное.

Однако наряду с определенными достижениями в области сюжетного ковроделия существуют и недостатки. Они являются следствием неправильных, узких, односторонних взглядов на задачи этого вида искусства, неглубокого знания специфики коврового производства. В последнее время в образном решении сюжетных ковров преобладают плакатный стиль, огрубленный рисунок; локальность цвета вытеснила благородство цветовых сочетаний, плавность переходов цветовых пятен, присущих коврам 1930-х годов, близких по трактовке сюжета к станковой живописи.

В целом же ковры Туркменистана заслуженно пользуются мировой известностью. Это древнее, но чутко отзывающееся на требования современности, вечно живое искусство туркменского народа.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/Живопись-ковра

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Вacилий П.Контакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/admin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. Маринина, Живопись... ковра // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 04.07.2017. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Живопись-ковра (дата обращения: 05.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. Маринина:

С. Маринина → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Вacилий П.
Мінск, Беларусь
1249 просмотров рейтинг
04.07.2017 (2681 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
НАДПИСИ БХАДРАВАРМАНА I, ЦАРЯ ЧАМПЫ: ПЕРЕВОД И КОММЕНТАРИЙ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
СТРАНЫ ВОСТОКА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ПОИСКИ НОВЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА В СТРАНАХ ВОСТОКА
3 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
5000 ЛЕТ СЕМИТО-ХАМИТСКИХ ЯЗЫКОВ АЗИИ И АФРИКИ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
О ПРОБЛЕМЕ ВСТУПЛЕНИЯ ИРАНА В ВТО
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ПРЕДАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ОСНОВАТЕЛЯ ДЕРЖАВЫ У МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
КИТАЙСКИЕ КОММУНИСТЫ И МАНЬЧЖУРИЯ: 1945 г.
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АРДАШИРА ПАПАКАНА
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Статья раскрывает историю Казахского ханства, его роль в формировании казахской идентичности, структуру и лидеров. Описывается его рост, упадок и влияние на современный Казахстан.
Каталог: История 
15 дней(я) назад · от Tugelbay Konabayev
Из опыта работы специалистов военной ветеринарной медицины, которые под руководством полковника медицинской службы Ю.Г. Боева выполнили уникальную операцию по транспортировке крупных животных, (лошадей) самолетами транспортной авиации, на большое расстояние.
Каталог: Военное дело 
21 дней(я) назад · от Виталий Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

Живопись... ковра
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android