Китай активно усиливает свое присутствие на Ближнем Востоке и на Африканском континенте, что обусловлено как геополитическими интересами, так и ростом экономики этой страны. "Арабская весна" 2011 г. подорвала этот курс, результатом чего стало, в частности, сокращение китайского присутствия в Ливии.
Ключевые слова: Китай, Ливия, "арабская весна".
С момента установления дипломатических отношений в 1978 г. двустороннее сотрудничество между КНР и Ливией развивалось динамично. В 2010 г. товарооборот между двумя странами вырос на 26.7% по отношению к уровню 2009 г. и составил 6.58 млрд долл. При этом Китай экспортировал в Ливию товаров на 2.06 млрд долл., а Ливия в Китай - 4.21 млрд долл. [Китайско-ливийские отношения..., 2011]. Между странами существовал и культурный обмен. По данным на конец 2010 г., по линии Китайской исламской ассоциации в Ливийском исламском университете проходило обучение 70 студентов из Китая [Посол Китая в Ливии..., 2010].
Еще в четвертом квартале 2010 г. говорить о серьезной угрозе двустороннему взаимодействию не приходилось. Так, по данным посольства КНР в Ливии, в августе 2010 г. прошло седьмое заседание китайско-ливийского комитета по делам торговли, а 27 декабря 2010 г. состоялось первое заседание объединенного китайско-ливийского совета по делам торговли. В совещании приняли участие высокопоставленные деятели Ливии и КНР и 70 представителей бизнеса из обеих стран [В Триполи состоялся саммит..., 2010]. В конце 2010 г. прошло третье заседание Китайско-арабского совета дружбы1, по итогам которого был принят "План взаимодействия между китайским и арабскими народами на 2011-2012 гг." [В Ливии состоялся третий саммит Китайскоарабского..., 2010].
СОКРАЩЕНИЕ КИТАЙСКОГО ПРИСУТСТВИЯ
В 2011 г., после начала революционных действий, отношения вступили в иную полосу. В период с 22 февраля по 5 марта китайское правительство осуществило "самую крупномасштабную операцию по эвакуации своих граждан из-за рубежа". Китайских граждан доставили на родину сухопутным, морским и воздушным путями 91 внутренним чартерным рейсом, 12 военными самолетами, 5 грузовыми судами, 1 эскортным кораблем, 35 международными чартерными рейсами, 11 иностранными пассажирскими лайнерами и 100 автобусами [Специальный репортаж: чудесная операция Китая..., 2011]. Всего из Ливии были эвакуированы 35 860 граждан КНР [Китайско-ливийские отношения..., 2011]. Среди эвакуируемых преобладали инженеры и рабочие.
По заявлению представителя министерства коммерции КНР Яо Цзяня, ущерб, нанесенный китайским компаниям в Ливии из-за вооруженного конфликта в этой стране, оценивается в общую сумму 18.8 млрд долл. [Конфликт в Ливии..., 2011]. С начала
1 26.10.2010.
революционных событий до завершения процесса эвакуации в общей сложности нападению с целью разграбления подверглись 27 филиалов китайских строительных компаний [China's Future in Africa..., 2011].
Рассмотрим две ключевые области присутствия китайского капитала (которые, впрочем, характерны для региона в целом): строительный сектор (строительство железных и автомобильных дорог, возведение объектов телекоммуникаций и гидротехнических сооружений) и нефтедобывающий сектор.
В предшествующий революции период компании из КНР реализовывали в Ливии 50 строительных проектов [China's Future in Africa..., 2011]. До начала революционных событий в стране работало 75 крупных китайских компаний [Битва Китая и Запада..., 2011]. К примеру, пекинская строительная компания Хунфу заключила контракт на возведение в Ливии 5 тыс. жилых домов и объектов инфраструктуры. Общая сумма контракта составила 500 млн долл., однако китайские строители успели выполнить 40% работ, получив при этом только 25% от суммы по договору [Битва Китая и Запада..., 2011]. China State Engineering Corporation вынуждена была оставить наполовину завершенный проект по возведению жилья на общую сумму в 2.7 млрд долл. В аналогичной ситуации оказалась и компания Sinohydro. China Railway Construction Corporation работала над тремя проектами по строительству железных дорог с общей суммой контрактов на 4.2 млрд после эвакуации персонала оставила невыполненными работы на сумму в 3.6 млрд долл. [China's Future in Africa..., 2011].
Присутствие китайского бизнеса в Ливии сокращалось в январе-феврале 2011 г., т.е. до эвакуации. В частности, количество подписанных за два месяца контрактов сократилось по отношению к аналогичному периоду 2010 г. на 45.3%, объем выполненных работ - на 13.9%.
Что касается сотрудничества в сфере энергоресурсов, где, по обнародованным данным, убытки одной только крупнейшей государственной китайской нефтяной компании Petro China (на момент революционных событий в Ливии в общей сложности находился 391 сотрудник филиалов компании и ее нефтепроизводящих объектов [В китайской нефтегазовой компании..., 2011]) в связи с ситуацией в Ливии составили 1.2 млрд долл. Кроме государственных предприятий большие убытки в Ливии понесли и частные китайские компании [Битва Китая и Запада..., 2011].
Рассмотрим вопрос поставок нефти из Ливии в КНР подробнее. Как отмечает директор Центра стратегических энергетических ресурсов при Институте изучения международных вопросов Китая Ся Ишань, 56% сырой нефти Китай импортирует [Приведет ли война в Ливии..., 2011]. В 2010 г. поставки из Ливии не превышали 3% от общего объема импортируемой Китаем нефти [Степень зависимости Китая..., 2011 ]. При этом Ливия потенциально являлась перспективным регионом для разведки энергоресурсов при участии китайских компаний, которые рассчитывали в дальнейшем вкладываться в добычу и переработку нефти для обеспечения КНР. По данным экспертов, недра Ливии скрывают 3% всех мировых запасов углеводородов и 40% всех запасов Африки. Геологоразведочными работами была охвачена лишь одна треть территории страны [Что ожидает Ливию..., 2011]. Себестоимость добычи одного барреля нефти в Ливии невысока.
Неблагоприятной для Китая может стать кризисная ситуация на Ближнем Востоке в целом. Вот мнение генерального инспектора по финансам Китайской национальной нефтегазовой корпорации Чжоу Чуньмина: "...сейчас разрабатывается план реакции на кризис из-за региональных беспорядков. Компетентные ведомства Китая уже организовали несколько тематических совещаний. Стратегический курс, в общем, заключается в том, что нам надо усиливать работу по разведке и добыче в стране, одновременно выделять новые каналы и организовывать новые переговоры о сотрудничестве, например, с Россией и другими развивающимися странами-нефтеэкспортерами" [Степень зависимости Китая..., 2010].
РЕАКЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА КНР НА ЛИВИЙСКИЕ СОБЫТИЯ
17 марта 2011 г. ООН принял резолюцию № 1973, вводившую запрет на все полеты над Ливией и открывавшую возможности для иностранного военного вмешательства. 19 марта началась операция коалиционных сил, в которой участвовали США, Франция, Великобритания, Испания, Италия, Катар [Гражданская война в Ливии..., 2011]. Резолюция исключала лишь ввод иностранных наземных военных сил. Как известно, Россия, Китай, Германия, Индия и Бразилия воздержались при голосовании по резолюции, призывая принять "все необходимые меры" для защиты мирных граждан.
По заявлению постоянного представителя КНР при ООН Ли Баодуна от 17 марта: "Китай поддерживает принятие СБ ООН адекватных и необходимых мер по скорейшей стабилизации ситуации в Ливии и прекращению актов насилия против мирных жителей. Однако в Китае существуют серьезные трудности, связанные с выполнением части резолюции СБ ООН о введении бесполетных зон над Ливией, поэтому он воздержался от голосования" [Срочно: Китай имеет серьезные трудности..., 2011]. Воздержавшиеся страны БРИК, несмотря на обещанный им незадолго до этого максимально благоприятный режим в энергосекторе Ливии, заняли выжидательную позицию. Как сообщает "Мир финансов" за несколько дней до принятия резолюции Муаммар Каддафи призвал деловые круги России, Китая и Индии вкладывать средства в ливийское нефтегазовое производство. Предложение было сделано в Триполи на встрече с послами стран БРИК [Каддафи зовет страны..., 2011].
Политический выбор Китая был неясен вплоть до июня 2011 г., когда представители китайских властей сообщили о переговорах с ливийскими повстанцами. Спустя несколько дней министр иностранных дел Ливии Абделати аль-Обейди отправился в КНР и провел переговоры с главой МИД КНР Ян Цзечи [Глава МИД Ливии..., 2011]. Во время переговоров китайский дипломат заявил, в частности, что ливийский конфликт необходимо разрешить мирным путем, и выразил обеспокоенность в связи с угрозой гуманитарной катастрофы в стране.
В том же месяце глава Национального переходного совета Ливии (НПС) Махмуд Джибрил также нанес визит в КНР [Китайско-ливийские отношения..., 2011]. В ходе визита прошла встреча с Ян Цзечи. Китай выразил надежду на политическое урегулирование конфликта и устами министра выразил официальную позицию: "...Китай озабочен тем, что кризис в Ливии все еще продолжается, и ее народ сильно страдает от военной смуты. Он указал на постоянный рост представительности НПС Ливии и отметил, что НПС постепенно становится одной из важных политических сил Ливии, Китай рассматривает НПС как важную сторону по диалогу...". Махмуд Джибрил, со своей стороны, обещал принять необходимые меры для защиты безопасности находящихся в контролируемых им зонах китайцев и сохранности имущества действующих в этих зонах предприятий с китайскими инвестициями [Глава МИД КНР Ян Цзечи..., 2011]. Это дает основание предположить, что сохранение китайского присутствия в Ливии в дореволюционных масштабах стало условием признания НПС китайской стороной.
В июле 2011 г. глава Департамента стран Азии и Африки МИД КНР Чэнь Сяодун посетил Бенгази, где встретился с заместителем председателя Исполнительной комиссии НПС Ливии Алемом аль Исави, а также с представителем канцелярии по иностранным делам при Исполнительной комиссии. По его заявлению, китайская сторона уделяла большое внимание роли НПС, рассматривала его в качестве "важной стороны в диалоге", желала продолжать поддержание двусторонних контактов, содействовать скорейшему политическому разрешению ливийского кризиса. Официальный представитель НПС по внешним связям Ахмед Джибрил заявил: "Китай является давним другом ливийского народа, китайское правительство постоянно придерживается справедливой позиции в ливийском вопросе и всегда стоит на стороне ливийского народа.
Китай в качестве одного из постоянных членов СБ ООН играет важную роль в урегулировании ливийского кризиса, что одобряет НПС" [НПС Ливии приветствует..., 2011]. В свою очередь, председатель НПС вновь подтвердил, что их сторона "будет защищать безопасность жизни и имущества китайских граждан, находящихся на контролируемых ими территориях" [Глава департамента стран Азии и Африки..., 2011]. Таким образом, существенных изменений в позициях сторон по сравнению с ситуацией на июнь 2011 г. не произошло.
Позднее, 1 сентября 2011 г. на конференции "Друзей Ливии" в Париже заместитель министра иностранных дел КНР встретился с главой НПС Ливии [Китайско-ливийские отношения..., 2011].
12 сентября КНР объявила о признании НПС в качестве правящего органа власти и представителя ливийского народа, на что вскоре был получен официальный ответ ливийской стороны [Запись интервью начальника департамента..., 2011]. Этому заявлению предшествовала пресс-конференция официального представителя МИД КНР Цзян Юй, которая состоялась 5 сентября. На ней Цзян Юй обозначила четкую внешнеполитическую линию, проводимую Китаем в отношении Ливии: "Решение по признанию НПС должно быть своевременным". Следующая встреча между министром иностранных дел КНР и главой НПС состоялась 20 сентября в Нью-Йорке уже после дипломатического признания. Позиция Китая стала ясна окончательно. В сложившейся ситуации признание Китаем НПС логически проистекало из его национальных интересов в этой стране, включая восстановление позиций китайских компаний. Как отмечают китайские аналитики, к 5 сентября признание НПС было невозможно, так как между КНР и Ливией не был урегулирован ряд вопросов, включая судьбу торговых контрактов и соглашений в области нефти, подписанных с правительством Каддафи, а также ввиду так называемой "политики одного Китая" [Редакция: Китай признал..., 2011]. Две недели потребовались КНР для обсуждения экономических вопросов и интересов Китая в Ливии. Как только стороны пришли к соглашению, признание было получено. 28 октября 2011 г. посол КНР в Ливии Ван Ваншен официально вернулся в Триполи [Ответы официального представителя МИД КНР..., 2011].
В итоге КНР была занята следующая позиция: "...Китай довольно осмотрительно относится к двум резолюциям СБ ООН по отношению к Ливии, а также к признанию Переходного совета. Однако... популярность Каддафи падает в глазах ливийцев... НПС с каждым днем получает все большую поддержку ливийского народа, а также признание разных государств мира и становится действующей властью в Ливии. В основе китайско-ливийских отношений дружбы и сотрудничества лежит дружба между народами двух стран. Вне зависимости от того, какие политические изменения произойдут в Ливии, в китайско-ливийских отношениях не должно наблюдаться сдвигов и вакуума, а дружба и сотрудничество между странами, а также контакты между народами должны продолжаться. Национальный переходный совет действует в соответствии с чаяниями народа, поэтому получил поддержку ливийцев и признание Китая. Своевременное признание Ливии свидетельствовало о том, что КНР уважает выбор ливийского народа, а также продемонстрировало активную позицию и политику сотрудничества китайского правительства по вопросу развития отношений с Ливией" [Своевременное регулирование..., 2011].
Китайская дипломатия не остановилась на достигнутых успехах. Вскоре после дипломатического признания Китай приступил к укреплению своих позиций в Ливии, активно предлагая помощь в послевоенном восстановлении. По заявлению официального представителя МИД КНР Цзян Юй, "...китайско-ливийские отношения получат развитие на новой основе" [Эпоха после Каддафи..., 2011]. 2 ноября 2011 г. представитель КНР при ООН заявил, что "...в настоящее время Ливия вступила в новый исторический период. Китай надеется, что Ливия как можно скорее осуществит
толерантный политический переход, оберегая единство народа и государства, а также в скорейшем времени придет к социальной стабильности и начнет политическое и экономическое восстановление. Международное сообщество должно продолжить прилагать совместные усилия и поддержать политический переход и послевоенное восстановление Ливии. Китайская позиция по вопросам, связанным с Международным уголовным трибуналом, не претерпела изменений..." [Речь заместителя постоянного представителя КНР при ООН..., 2011]. Как сообщает Жэньминь Жибао: "В качестве одного из постоянных членов Совета Безопасности Объединенных Наций Китай намерен совместно с мировым сообществом занять активную позицию в устранении последствий беспорядков в Ливии, восстановлении и возвращении ее на международную арену" [Китай и Ливия..., 2011]. Представляется интересным привести выдержки из on-line диалогов Ли Шаосяня - заместителя директора Китайской академии современных международных отношений и эксперта по Ближневосточной проблематике с пользователями сети Интернет: "Китай всегда поддерживает выбор ливийского народа... недавно Китай предоставил ливийскому народу гуманитарную помощь в размере 50 млн юаней2. Но Китай и Запад разные, Китай против внешней военной интервенции, потому что военное вмешательство только приводит к осложнению ситуации Ливии. Примеры - Афганистан и Ирак". Ли Шаосянь считает, что в "эпоху после Каддафи" последствия военного вмешательства Запада постепенно проявятся. Военное вмешательство имеет политические и экономические цели. Требуя, чтобы Ливия шла определенным путем, Запад рассчитывает на доступ к ресурсам нефти и газа Ливии. По мнению Ли Шаосяня, ливийский народ скоро это почувствует. По его словам, отношения Китая и НПС - взаимовыгодны. Стабильность Ливии во многом зависит от внешней поддержки. По мнению Ли Шаосяня, роль Китая не может быть проигнорирована [Ли Шаосянь..., 2011].
Не меньшая, чем у Запада, заинтересованность КНР в ливийских нефтяных ресурсах очевидна. Однако нельзя не согласиться с утверждением о взаимовыгодности китайско-ливийских отношений. Для их укрепления существует немало причин. Это и возможность для нового правительства Ливии создать противовес странам Запада в данном регионе, что откроет путь для проведения более самостоятельной политики, и перспективы получения китайских инвестиций и, наконец, гибкая политика китайского руководства по отношению к различным режимам. По словам профессора Мао Юйфэна, занимающегося вопросами отношений Китая со странами Ближнего Востока, другой важной причиной для налаживания отношений с Китаем следует считать международное положение КНР и ее право вето в СБ ООН. Сложность для Китая, по его мнению, заключается в том, чтобы не допустить противоречий с членами международного сообщества, а также найти баланс между внешнеполитическими интересами и внутренней политикой. Китайский исследователь задается вопросом о том, какую позицию заняло бы мировое сообщество в случае беспорядков в КНР [Эпоха после Каддафи..., 2011]3.
И наконец, не следует забывать о другой, возможно даже более важной стороне вопроса, повлиявшей на политику КНР в ходе ливийской революции. Китаю, ввиду его зависимости от нефтеимпорта из стран, которые являются более крупными, нежели Ливия, поставщиками с Арабского Востока, жизненно необходимо сохранить стабильные отношения с Лигой арабских государств в целом [Степень зависимости Китая..., 2010].
2 7.7 млн дол.
3 Ряд аналитиков обратили внимание на попытку неизвестных организаторов провести 20 февраля 2011 г. демонстрации в 13 крупнейших китайских городах - по аналогии с волной демонстраций на Ближнем Востоке. Подобное сообщение было размещено на китайском веб-сайте, зарегистрированном в США. Сразу после появления этих призывов в КНР было арестовано несколько правозащитников. Позднее в Шанхае полиция задержала трех человек. Однако в целом призыв к массовым протестам не нашел большого отклика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно, что революционные события в Ливии стали как борьбой за передел власти и влияния (не только в региональном, но и что более важно, в глобальном масштабе), так и попыткой изменить ситуацию на мировом рынке энергоресурсов. Китайское присутствие как в Ливии, так и в регионе в целом было и продолжает оставаться объектом пристального внимания со стороны третьих стран. Ввиду последних тенденций мирового развития это неудивительно. Именно Китай способен создать мощный противовес присутствию других держав на Арабском Востоке и Африканском континенте, что обусловлено многими факторами. Ливийская революция по-разному затронула интересы мировых игроков. Позиции КНР пошатнулись в сфере инвестиций крупных государственных и частных компаний и в меньшей степени - в области поставок энергоресурсов. Пекин возвращается на дореволюционные позиции и укрепляет свои связи с Ливией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Битва Китая и Запада за природные ресурсы Африки // Военное обозрение (03.10.2011) / http://topwar. ru/7309-bitva-kitaya-i-zapada-za-prirodnye-rcsursy-afriki.html
Будущее Китая в Африке после событий в Ливии (на англ.) // The Financial times (04.03.2011) / http:// blogs.ft.com/bcyond-brics/2011/03/04/chinas-future-in-africa-aftcr-libya/#axzzlg8v1HicH
В китайской нефтегазовой компании "Петрочайна" принимают вcс необходимые меры для эвакуации находящихся в Ливии сотрудников принадлежащих ей предприятий // Жэньминь Жибао (24.02.2011).
В Ливии состоялся третий саммит Китайско-арабского совета дружбы (на кит.) // Посольство КНР в Ливии / http://ly.chincscembassy.org/chn/sbgx/t764007.htm
В Триполи состоялся саммит по вопросам продвижения сотрудничества между предприятиями (на кит.) // Посольство КНР в Ливии (2010) / http://ly.chincsccmbassy.org/chn/sbgx/t782344.htm
Глава департамента стран Азии и Африки МИД КНР ЧэньСяодун посетил Бенгази // Жэньминь жибао (07.07.2011) I http://russian.ncws.cn/china/20n-07/07/c_13970338_2.htm
Глава МИД Ливии едет в Китай / http://www.rosbalt.ru/main/2011/06/07/856294.html
Глава МИД КНР Ян Цзсчи о необходимости политического урегулирования кризиса в Ливии // Жэньминь Жибао (23.06.2011) / http://russian.pcoplc.com.cn/31521/7417806.html
Гражданская война в Ливии // РБК / http://top.rbc.ru/story/611582.shtml
Запись интервью начальника департамента Лу Шаоэ корреспондентам французского журнала "Qingnian Fcizhou" (на кит.) // МИД КНР (21.10.2011) / http://www.fmprc.gov.cn/chn/pds/wjb/zzjg/t869717.htl
Каддафи зовет страны БРИК в Ливию // Мир финансов (14.03.2011) / http://wfin.kz/node/15256?pagc=0%2С0%2С0%2С0%2С0%2С0%2С0%2С0%2С0%2С0%2С0
Китайско-ливийские отношения (на кит.) // МИД КНР (2011) / http://www.fmprc.gov.cn/chn/pds/gjhdq/gj/fz/1206_28/sbgx/t6306.htm
Китай и Ливия будут содействовать стабильному переходу двусторонних отношений в новое русло развития // Жэньминь Жибао (14/09/2011) / http://russian.pcoplc.com.cn/95181/7595124.html
Конфликт в Ливии нанес китайским компаниям ущерб на сумму в 18.8 млрд долл. // РИА Новости (23.03.2011).
Ли Шаосянь: велика роль КНР в строительстве новой Ливии // Жэньминь Жибао (25/08/2011) / http://russian.pcoplc.com.cn/31521/7579245.html
Министерство иностранных дел: посол Китая в Ливии возвращается в Триполи (на кит.) // Китайский новостной портал / http://www.chinarcvicwncws.com/crn-wcbapp/scarch/allDctail.jsp?id=101885599&sw=%E4%B8%AD%E5%88%A9%E5%85%B3%E7%B3%BB
НПС Ливии приветствует, что Китай рассматривает ее, как важную сторону диалога // Жэньминь Жибао (24.06.2011) / http://russian.ncws.cn/china/2011-06/24/c_13946892.htm
Ответы официального представителя МИД КНР Цзян Юй на вопросы журналистов по поводу возвращения посла КНР в Ливию (на кит.) // МИД КНР / http://www.fmprc.gov.cn/chn/gxh/mtb/fyrbt/dhdw/t871557.htm
Посол Китая в Ливии устроил празднование Нового года по китайскому календарю для китайских студентов, обучающихся в Ливии (на кит.) // Посольство КНР в Ливии / http://ly.chincsccmbassy.org/chn/jylx/t656661.htm
Приведет ли война в Ливии к дефициту нефти? // Голос России / http://rus.ruvr.ru/2011/03/25/47950623.html
Редакция: Китай признал Переходный совет Ливии (на кит.) // Китайский новостной портал / http://www.chinarcvicwnews.com/crn-webapp/scarch/allDctail.jsp?id=101834436&sw=%E4%B8%AD%E5%88%A9%Е5%85%ВЗ%Е7%ВЗ%ВВ
Речь заместителя постоянного представителя КНР при ООН посла Ван Мина, произнесенная после, того как в ООН был заслушан доклад Международного уголовного суда по Ливийскому вопросу (на кит.) // МИД КНР / http://www.fmprc.gov.cn/chn/gxh/mtb/zwbd/dszlsjt/t873328.htm
Своевременное регулирование политики Китая по отношению к Ливии свидетельствует о зрелом и стабильном дипломатическом стиле КНР // Жэньминь Жибао (13/09/2011) / http://russian.peoplc.com.сп/95181/7594188.html
Срочно: Китай имеет серьезные трудности, связанные с выполнением части резолюции СБ ООН - китайский дипломат // Жэньминь Жибао (18.03.2011).
Степень зависимости Китая от импорта сырой нефти впервые превысила порог в 50% // Бизнес в Китае (12.04.2010) / http://asia-busincss.ru/lcnta/china/2010/04/12/ncws_662.html
Что ожидает Ливию? // Российская Федерация сегодня. №7, апрель 2011.
Эпоха после Каддафи: как продолжится развитие китайско-ливийских отношений (на кит.) // Китайский новостной портал/ http://www.chinarevicwncws.com/crn-webapp/scarch/allDctail.jsp?id=101880898&sw=%E4%B8%AD%E5%88%A9%E5%85%B3%E7%B3%BB
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |