Libmonster ID: KZ-2680

Д. ДОРРИ. МОЙ ПУТЬ В ИРАНИСТИКУ. М.: Изд-во "Арктика 4Д", 2012. 158 с.

Монография известного востоковеда-ираниста Джехангира X. Дорри носит преимущественно мемуарный характер. Наряду с этим в ней содержатся весьма ценные и малоизвестные данные о новейшей истории Ирана, советско-иранских и советско-афганских отношениях. Многие из них публикуются впервые. Особую ценность они представляют потому, что принадлежат перу не только современника, но и участника многих значимых событий политической, научной и культурной жизни Советского Союза, Ирана и Афганистана.

Автобиографическая часть труда впечатляет читателя неожиданными поворотами в судьбе автора. В советский период они были характерны и типичны для судеб миллионов молодых людей - ровесников Дж. Дорри. Но его жизнь в зрелом возрасте сложилась бы, очевидно, иначе, если бы он не женился в 1961 г. на Татьяне Шаумян. Ее дед, Степан Шаумян, возглавлял в свое время Бакинскую коммуну и был одним из двадцати шести бакинских комиссаров, расстрелянных англичанами в 1918 г. Поэтому ей, а потом и ее семье благоволил член Политбюро ЦК КПСС А.И. Микоян. Так, Дж. Дорри пишет, что потребовалось личное содействие Анастаса Ивановича, чтобы ему и жене Т. Шаумян - дали разрешение на туристическую поездку в Норвегию (с. 64-67).

Из значимых событий научной и культурной жизни, участником которых был Дж. Дорри и которые он описал в монографии, можно выделить празднование 1100-летия со дня рождения великого поэта Рудаки - основоположника персидско-таджикской литературы (с. 53-54). Много сил и времени было отдано автором составлению двухтомного персидско-русского словаря, работа над которым заняла десять лет с 1961 по 1970 г. Словарь четырежды переиздавался, им продолжают пользоваться уже свыше сорока лет.

В 1984 г. Дж. Дорри побывал в Афганистане в составе делегации Союза писателей СССР. Резюмируя свои впечатления о пребывании в этой стране, он пишет: «...И хотя мы были в Аф-

стр. 196

ганистане меньше двух недель, это краткосрочное пребывание дало там возможность оценить сложившуюся обстановку в стране. Было совершенно ясно, что эта бессмысленная война бесконечна и что поэтому единственным разумным решением конфликта, как нам представлялось, был бы вывод наших войск из Афганистана. Так думали не только мы. Но тогда в Советском Союзе невозможно было "отклониться от направляющей линии партии и правительства", не рискуя стать преследуемым со всеми вытекающими из этого последствиями» (с. 81-82).

Отдельный раздел монографии отведен встречам и сотрудничеству автора с известными иранскими и российскими учеными и писателями, такими как Саид Hафиcи, Феридун Тонкабони, Сиявош Кясран, Хосроу Шахани, Зияолла Фарушани, В.Ф. Минорский.

Наиболее значимый интерес для исторической науки представляет раздел "Как Кавам эс-Салтанэ перехитрил Сталина" в главе "Переезд в Тегеран" (с. 24-32). В 1946 г. тогдашний премьер-министр Ирана Кавам эс-Салтанэ предложил отцу Дж. Дорри поехать с ним в Москву на переговоры со Сталиным о выводе советских войск из Ирана.

Известно, что по договору, подписанному СССР, США и Великобританией с Ираном, иностранные армии должны были покинуть его территорию до 2 марта 1946 г., т.е. не позднее чем через шесть месяцев после окончания войны. Войска США и Англии были выведены в отведенный срок. Однако части Красной Армии продолжали оставаться в Иране. О том, почему их вывод задержался на два месяца, ничего не говорится по сей день даже в таких фундаментальных справочных изданиях как, например, Большая Российская энциклопедия (М., 2008, т. 11).

Опираясь на рассекреченные данные архивов, Дж. Дорри восполняет этот пробел. Судя по ним данным, советское руководство готовило "политическую акцию, делью которой могло быть отторжение Иранского Азербайджана от Ирана" (с. 24). Важное место в реализации этого замысла отводилось Народной партии Ирана "Тудэ", основанной в 1941 г. иранскими марксистами. Она "имела репутацию партии, тесно связанной с политикой СССР" (с. 25).

В феврале 1946 г. в Тегеране было сформировано новое правительство, которое возглавил Кавам эс-Салтанэ, пользовавшийся поддержкой Советского Союза. Кавам сообщил, что хотел бы посетить СССР для проведения переговоров о выводе из Ирана советских войск.

20 февраля он во главе делегации, в которую входил отец Дж. Дорри, прибыл в Москву. Уже 21 февраля Сталин принял Кавама, который поднял вопрос о необходимости вывода советских войск из Ирана до 2 марта в соответствии с заключенными соглашениями. "Сталин обосновал пребывание советских войск в Иране договором 1921 г. Кавам ответил, что договор имеет совершенно другой смысл" (с. 26). В этом договоре от 26 февраля 1921 г., в частности, говорилось, что Иран не будет допускать присутствия на своей территории иностранных войск. Этот пункт был непосредственно направлен против Великобритании, обязывая иранское правительство добиваться удаления британских войск из Ирана. Сталин заметил, что СССР имеет другие интересы, требующие пребывания советских войск в Иране. «...Через день, на встрече с Молотовым, "другие интересы" обозначились как желание, чтобы Советскому Союзу была предоставлена концессия по разработке нефтяных месторождений в северных районах Ирана... Молотов повторил, что "войска пока из Ирана выводиться не будут"» (с. 26).

Дж. Дорри пишет: "В настоящее время, после раскрытия архивов, касающихся бесед Кавама эс-Салтанэ со Сталиным и Молотовым, стало известно, что между ними обсуждался деликатный вопрос упразднение монархии в Иране. При этом говорилось о возможной поддержке со стороны Советского Союза предполагаемого республиканского режима во главе с Кавамом. Сталин делал ставку на новую власть в Иране, о чем прямым текстом дал понять своему переговорщику. Но Кавам не пошел на сделку, продолжая настаивать на необходимости быстрейшего вывода советских войск из Ирана" (с. 26-27).

Далее следует весьма любопытный и судьбоносный пассаж, отражающий подлинную суть советско-иранских отношений на том этапе. Автор пишет: «Молотов подготовил для Сталина большой отчет о своих встречах с Кавамом, в котором указал, что Кавам отказался от идеи смены в Иране монархического правления, ранее затронутой в беседе со Сталиным. Ознакомившись с этим отчетом, Сталин вместо визы написал на отчете лишь одно слош - "Сволочь", и это было точным показателем уровня его разочарования в иранском премьере: по-видимому, этот политик в чем-то не оправдал надежду генералиссимуса» (с. 27).

2 марта 1946 г., в день, когда СССР в соответствии с международными обязательствами должен был полностью вывести свои войска из Ирана, ТАСС выступил с заявлением о том, что Советский Союз выводит свои вооруженные силы только из северо-восточных провинций

стр. 197

Ирана Мешхеда, Шахруда и Семнана, а в других районах войска останутся вплоть "до полного выяснения ситуации".

Именно это заявление ТАСС и стоявшее за ним советское руководство, как это видится с современных позиций, и положили начало "холодной войне", хотя в исторических условиях 1946 г. советская пропаганда поводом к ней считала речь У. Черчилля в Вестминстерском колледже г. Фултон (штат Миссури, США) 5 марта 1946 г. В этой речи он впервые использовал термин "железный занавес". Эта речь опубликована в СМИ, в том числе и на русском языке, и обстоятельно изучена. В ней Черчилль, в частности, сказал: "Турция и Персия глубоко обеспокоены и озабочены по поводу претензий, которые к ним предъявляются, и того давления, которому они подвергаются со стороны правительства Москвы" (цит. по сайту: www.coldwar.ru/rvo/).

Современный российский исследователь Н.В. Злобин отмечает "прозорливость и политический инстинкт Черчилля", выразившийся в этой речи. По его мнению, "его (Черчилля) предвидение на следующие 40 лет структуры и характера международных отношений в целом и советскоамериканских в частности подтвердились полностью"1 (цит. по "Википедия").

Дж. Дорри отмечает на с. 28, что заявление ТАСС "вызвало негативную реакцию в мире, госсекретарь США по поручению президента Трумэна направил СССР соответствующую ноту". И несколько ниже добавляет: «Кавам, стремясь любым способом добиться своей цели - вывести советские войска из страны, пошел еще на один неординарный шаг: он тайно договорился с Аятоллой Боруджерди - главой улемов (духовных вождей) о том, чтобы исламское духовенство призвало народ игнорировать выборы (в Меджлис - Иранский парламент; полномочия депутатов прежнего, 14-го созыва закончились 11 марта 1946 г. В.Г.), пока "страна находится в оккупации Красной Армией". Аятолла Боруджерди организовал дело так, что все местные улемы телеграфировали в правительство свои требования: не проводить выборы, пока в стране находятся иностранные войска. Протест духовенства способствовал созданию нового фронта общественности против Советского Союза» (с. 30).

В итоге под давлением мирового общественного мнения и нараставшего протеста самых разных слоев иранского народа СССР в мае 1946 г. вывел свои войска из Ирана.

Раздел завершается принципиальным выводом автора: "Таким образом, Каваму удалось решить три очень важные для Ирана вопроса, увязанные Сталиным в переговорах с ним: советские войска были выведены из Ирана; Азербайджанский вопрос был закрыт; пункт о нефти канул в Лету" (с. 32).

Монография Джехангира Дорри благодаря непосредственности, подлинности и живости изложения вносит достойный вклад в понимание исключительно сложной мозаики межгосударственных отношений на Среднем Востоке на протяжении первой половины истекшего столетия и представляет значительный научный интерес для отечественных востоковедов.


1 Злобин Н.В. Выступление Черчилля в Фултонс 05 марта 1946 года. Неизвестные американские архивные материалы // Новая и новейшая история. 2000. № 2.

стр. 198

© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/Д-ДОРРИ-МОЙ-ПУТЬ-В-ИРАНИСТИКУ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Urhan KarimovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Karimov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В.И. ГУСАРОВ, Д. ДОРРИ. МОЙ ПУТЬ В ИРАНИСТИКУ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 26.11.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Д-ДОРРИ-МОЙ-ПУТЬ-В-ИРАНИСТИКУ (дата обращения: 28.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В.И. ГУСАРОВ:

В.И. ГУСАРОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Urhan Karimov
Astana, Казахстан
102 просмотров рейтинг
26.11.2024 (32 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Религиоведение и преподавание знаний о религии детям в современном Татарстане. Случай ислама
6 часов(а) назад · от Mukhamed Sultanov
Исламское право в ситуации конкуренции правовых систем: случай Северного Кавказа
8 часов(а) назад · от Mukhamed Sultanov
Постсекулярный век неомодерна. Ближневосточный извод
8 часов(а) назад · от Mukhamed Sultanov
Исламская реформация: эвристическая ценность подхода
Каталог: Религиоведение 
8 часов(а) назад · от Mukhamed Sultanov
Religion and Identity in Buryatia: Competition between Orthodoxy and Buddhism in the Late Imperial Period (based on the materials of the St. Petersburg Archives)
9 часов(а) назад · от Mukhamed Sultanov
Генерал-майор ветеринарной службы запаса В.П. Ветров в должности инспектора группы инспекторов Штаба МТО Вооруженных сил РФ с 2012 года активно участвует, во всех значимых мероприятиях, проводимых по планам Министерства обороны и Штаба МТО ВС РФ. Работая в ветеринарных организациях, войсках, в высших военных учебных заведениях, полевых выходах и стратегических учениях, оказывает практическую помощь командованию воинских частей и Руководителям органов МТО в совершенствовании ветеринарно-санитарного обеспечения войск, в повышении боевой готовности войск и сил флота, военно - патриотическом воспитании военнослужащих и гражданского персонала.
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Виталий Ветров
Островская Е. А. Буддийские общины Санкт-Петербурга
Каталог: Религиоведение 
2 дней(я) назад · от Mukhamed Sultanov
Русский царь в нехристианских культах Российской империи
2 дней(я) назад · от Mukhamed Sultanov
Холодная война и идеологическая борьба на "религиозном фронте": о некоторых моделях советской пропаганды
2 дней(я) назад · от Mukhamed Sultanov
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ БЛЯХИ СО СТАРОГО ИСКАРСКОГО ГОРОДИЩА: АТРИБУЦИЯ И СЮЖЕТЫ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

Д. ДОРРИ. МОЙ ПУТЬ В ИРАНИСТИКУ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android