Libmonster ID: KZ-1959

СИТУАЦИЯ ВОКРУГ УНИКАЛЬНОГО ОЗЕРА-МОРЯ ПОРОДИЛА МНОЖЕСТВО СЕРЬЕЗНЫХ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ

С Каспием - этим (по определению энциклопедической статьи) бессточным озером-морем - на Востоке связано много легенд. В иных из них говорится: о несметных богатствах - золоте и драгоценных камнях, спрятанных владыками прошлого на его дне под толщей воды. Безымянные авторы этих легенд в свое время не могли и подумать, что каспийское ? дно скрывает куца более ценные для современного мира сокровища - нефть и газ.

Поэтому не удивительно, что за реальное обладание всем этим богатством, выражаясь фигурально, идет война. К счастью - не "горячая": ее ведут юристы, правоведы, политические и государственные деятели стран, примыкающих к каспийской акватории, пытающиеся найти пути к согласию по международно-правовому статусу Каспийского моря.

Эти проблемы возникли после распада СССР, когда отдельные части береговой линии Каспийского моря стали принадлежать не двум, как ранее, а уже пяти государствам - России, Казахстану, Туркмении, Ирану, Азербайджану. На их позиции по вопросам "совладения" морем или принципов его раздела в немалой степени влияют соображения, связанные с неравномерным распределением углеводородных богатств под его дном. Ведь может случиться так, что кому-то выпадет "счастливый билет" - право владения очень богатыми месторождениями, а кому-то достанутся "бедные" участки.

Надо сказать, что абсолютно надежных данных об объемах и местоположении здешних подземных кладовых "черного золота", к сожалению, нет: регион на протяжении десятилетий считался неперспективным, а запасы нефти - практически истощенными. По иронии судьбы, мало-мальски серьезные и всесторонние исследования завершились только накануне распада СССР, и в Советском Союзе просто не успели достаточно глубоко проанализировать их и обобщить. Зато это довольно оперативно сделали на Западе.

Бросается в глаза, что оценки запасов нефти и газа в Прикаспийском регионе разными экспертными институтами сильно расходятся. Приведем основные из них.

По оценкам ОПЕК и Мирового энергетического агентства, ресурсы нефти в данном регионе превышают 23 миллиарда тонн, в том числе в прикаспийских регионах Азербайджана и Казахстана, включая месторождения на морском шельфе (около 13 миллиардов тонн). Нефтересурсный потенциал прикаспийских месторождений России (в Астраханской области, Калмыкии, Дагестане, Чечне) превышает восемь миллиардов тонн. Остальные ресурсы - около двух миллиардов тонн - приходятся на прикаспийские районы Туркменистана и Ирана. (Для сравнения: разведанные запасы нефти во всем нефтеносном районе Персидского залива, общей площадью около миллиона квадратных километров, покрывающих территории десяти стран и часть Персидского залива, составляют около 95-100 миллиардов тонн.)

По оценкам Министерства энергетики США, общие запасы нефти в Азербайджане оцениваются в 27 миллиардов тонн, а некоторые американские эксперты называют более высокую цифру - 32 миллиарда

стр. 19


тонн. Оценку в 27 миллиардов тонн подтверждают специалисты компании "Пеннзойл Каспиан корпорейшн (Хьюстон - Техас - Баку)".

Гораздо более скромные оценки дает первый президент Азербайджанской международной операционной компании (АМОК), ныне исполнительный директор нефтегазовой компании "Monument Oil & Gas Ltd" Т.Адамс. Суммарные запасы нефти Каспия он оценивает в четыре-шесть миллиардов тонн.

По запасам природного газа каспийский регион - один из крупнейших в мире. Больше всего газа в Туркмении - по разным оценкам, от 13 до 20 триллионов кубометров. (Президент республики С. Ниязов оценивает их в 23 триллиона кубометров, а американские эксперты дают не больше 10 триллионов.) Туркменский шельф Каспия содержит 5,2 триллиона кубометров газа. (Для сравнения: разведанные запасы газа в Персидском заливе оцениваются в 44,1 триллиона кубометров; в России разведанные запасы - 48 триллионов, а прогнозные оцениваются в 235 триллионов кубометров.) Значительные запасы природного газа есть в Казахстане.

По данным Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР), разведанные запасы газа в республике составляют около 800 миллиардов кубометров, а по другим, более прагматичным оценкам, только 300 миллиардов кубометров. Однако в 1999 году сделано сенсационное открытие на месторождении Шах-Дениз, предварительная оценка запасов газа на котором составляет 400 миллиардов кубометров, но есть основания предполагать, что запасы здесь могут достигать 700 миллиардов - 1 триллиона кубометров.

Стремление новых прибрежных государств получить максимальный доступ к уже разведанным и прогнозным углеводородным месторождениям в каспийской зоне породило проблему Каспия в ее нынешнем виде и придает ей остроту. Не удивительно, что Азербайджан и Казахстан поставили вопрос о дележе моря едва ли не на другой день после распада СССР и обретения этими бывшими его республиками государственной независимости (Туркменистан и Россия начали разбираться со своими правами на каспийскую нефть несколько позже). Подход этих государств был предельно прост: надо распространить на Каспий общие принципы морского права по определению границ территориальных вод, то есть разделить на сектора, примыкающие к береговой линии каждого государства.

При этом новые фигуранты "каспийской дискуссии" закрыли глаза на то обстоятельство, что юридический статус Каспийского моря был определен соглашениями между Страной Советов - СССР и Ираном, заключенными еще в 1921-ом и 1940 годах. А ведь в них шла речь и о разделе нефтегазовых месторождений, как уже известных в то время, так и тех, которые только еще предстояло открыть, и о принципах использования другого сокровища Каспия - огромного стада осетровых (здесь сосредоточено 90 процентов мировых запасов этих рыб, и при разумном распоряжении этим богатством доходы от промысла осетровых могли бы быть сопоставимыми с доходами от продажи нефти). А главное было в том, что в основу этих договоров был положен принцип совместного и равноправного владения Каспием. В частности, ни одна из сторон не могла принимать решения, наносящие вред другой стороне. Ряд правовых межгосударственных проблем можно было бы решить, попытавшись реализовать "принцип преемственности" этих актов. Но большинство новых участников "большой каспийской игры" в этом были

стр. 20


явно не заинтересованы, а Россия и Иран, к сожалению, не проявили в данном вопросе должной настойчивости.

Азербайджан, а затем Казахстан и Туркменистан выдвинули каждый свой проект раздела Каспия, откровенно стремясь присвоить себе потенциально наиболее нефтеносные районы. Россия и Иран, изначально выступавшие за принцип общего пользования морем, с ходом времени соглашались на раздел между участниками переговоров сначала десяти, а потом - пятидесятимильной прибрежной зоны при условии, что центральная часть акватории будет находиться в общем пользовании. К такой позиции стала впоследствии склоняться и Туркмения.

Однако позиции Азербайджана и в определенной мере Казахстана получили мощную внешнюю поддержку, особенно со стороны США. Вашингтон, открыто объявивший каспийский регион зоной своих национальных интересов, использует самый широкий арсенал средств для максимализации там своего влияния и присутствия.

Когда и Россия смогла, наконец, завершить начатые еще в советское время работы по оценке нефтяных запасов Каспия, картина предстала прелюбопытная. Оказалось, что сводные американские оценки запасов углеводородного сырья Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана в 3,5-4 раза превышают данные российских специалистов. И больше всего американские прогнозы завышены в отношении тех государств, которые настаивают на "секторальном" дележе моря. Например, российские эксперты утверждают, что туркменский сектор Каспия содержит в семь раз меньше нефти, чем считают специалисты США. Зато ресурсы России в Прикаспии американцами занижены больше, чем в двадцать раз!

Смысл такой политики ясен: американцы рассчитывают, что если Россия почувствует себя обделенной, она вновь и вновь станет ставить перед соседями вопрос о какой-то устраивающей ее форме раздела Каспия. "Появляется новый шанс столкнуть прикаспийские государства с Россией, навязать себя в качестве посредника и закрепиться в стратегически важном регионе.

Однако с разных сторон все чаще высказываются большие сомнения в том, что хотя бы одно из прикаспийских государств сможет когда-нибудь стать "вторым Кувейтом". Признать этот факт нелегко. Президент Гейдар Алиев назвал недавно "абсолютной ложью" утверждения экспертов, что выручки от продажи азербайджанской нефти может даже не хватить, чтобы окупить вложения в амбициозные нефтяные проекты Азербайджана.

Думается, истина, как это чаще всего бывает, лежит где-то посредине. Предположения о сказочных топливных богатствах Каспийского региона, скорее всего, преувеличены. Щедрые посулы правительств ряда заинтересованных стран и транснациональных корпораций (ТНК) вложить огромные средства в развитие нефтедобывающих комплексов прикаспийских государств, наверное, играли роль "червячка-наживки", чтобы поймать их "на крючок" и теснее привязать к Западу, отдалив тем самым от России. Но нельзя игнорировать тот факт, что регион по-прежнему плохо разведан на нефть и газ. А также можно не сомневаться, что при дальнейших разведочных работах неожиданностей, в том числе и приятных, впереди можно ждать сколько угодно.

Но даже если приращение разведанных нефтяных и газовых ресурсов пойдет по оптимистическому варианту, сразу встанет вопрос о наличии возможностей реально использовать эти богатства.

Исходя из имеющихся производственных мощностей и возможностей их модернизации, производственный и экспортный потенциал нефтедобывающих стран региона в ряде источников оценивается так.

Азербайджан способен добывать до 750 тысяч баррелей нефти в день, а в ближайшие десять лет довести добычу до полутора-двух миллионов баррелей. По другим, более реалистическим оценкам, республика и через десять лет вряд ли сможет добывать более 40 миллионов тонн нефти в год, то есть около 700 тысяч баррелей в день (1 тонна - 6,29 барреля).

Казахстан при существующих мощностях в состоянии добывать до миллиона баррелей в день, а после запланированной модернизации отрасли, возможно, будет способен добывать в 2010 году 2-2,5 миллиона баррелей.

Туркменистан сегодня может добывать 100-150 тысяч баррелей нефти в день, но после проведения некоторой модернизации отрасли сможет быстро довести добычу до 300 тысяч баррелей. При условии существенной модернизации к 2010 году добыча может достигнуть 500 тысяч баррелей в день.

Ныне суммарный производственный потенциал стран Каспийского региона (не считая России) - менее двух миллионов баррелей в день, а реальные производственные возможности - значительно ниже. В 2010 году, по самым оптимистичным прогнозам, они будут добывать 4-5 миллионов баррелей в день, но, скорее всего, - лишь немногим более двух миллионов баррелей.

Нынешние производственные мощности Туркменистана позволяют добывать ежегодно до 50 миллиардов кубометров газа. (С. Ниязов в одном из интервью назвал цифру 60-70 миллиардов кубометров.)

Азербайджан в настоящее время добывает 5,5-6 миллиардов кубометров газа в год. После того, как (не ранее 2003 года) начнется добыча газа на месторождении Шах-Дениз, годовая добыча может возрасти до 20 миллиардов кубометров, а к 2010 году составит 25-30 миллиардов кубометров. С учетом того, что внутренние потребности Азербайджана не превышают 15 миллиардов кубометров, республика как экспортер газа может составить определенную конкуренцию России и Туркменистану.

Однако на пути расширения экспорта нефти и газа из Прикаспийского региона серьезные проблемы может создать относительно высокая себестоимость их добычи. Например, если себестоимость барреля нефти, добытого в Персидском заливе, не превышает одного-двух долларов, то средняя себестоимость казахстанской нефти, за исключением месторождения Тенгиз, составляет от пяти до семи долларов за баррель.

Каковы же реальные перспективы новых прикаспийских государств по наращиванию своих нефтедобывающих и перерабатывающих мощностей? С учетом наличия соответствующей техники и возможностей ее производства их не назовешь радужными. Азербайджан располагает пока всего одной более или менее современной платформой для добычи нефти из морских недр; вторую и третью предполагается ввести в строй соответственно в 2004 и 2005 годах. На все прикаспийские страны есть всего один достаточно мощный плавучий подъемный кран. Из новых прикаспийских государств только Азербайджан в советское время располагал более или менее развитой машиностроительной базой, позволяющей частично удовлетворить потребности нефтедобывающей отрасли. Ни в Казахстане, ни в Туркменистане предприятий нефтяного машиностроения не было и нет; оборудование для разведки и добычи нефти в советское время поступало сюда почти исключительно из России и частично с Украины. Развитие нефтегазодобывающей отрасли в этих тогдашних советских республиках -

стр. 21


в значительной мере результат усилий именно российских инженеров и ученых.

Надежды на кредиты и помощь некоторых стран дальнего зарубежья и ТНК весьма зыбки. Известно уже немало случаев, когда они тормозили выполнение достигнутых ранее соглашений, а то и вовсе отказывались от них.

Не надо доказывать, что мало добыть нефть из земных недр - надо еще ее доставить в морские порты и на нефтеперерабатывающие заводы, а затем - продукты переработки -бензин, керосин, дизельное топливо и т.д. - в места их потребления. Расширение масштабов добычи каспийской нефти и освоение новых ее месторождений потребуют строительства новых нефте- и продуктопроводов к портам Черного моря и в Западную Европу. Есть также проекты сооружения трубопроводных магистралей от Прикаспия и в восточном направлении - в Индию, Китай и некоторые другие страны (но это в более отдаленной перспективе).

Проект сооружения нефтепровода из Азербайджана через Грузию в турецкий порт Джейхан часто называют "политическим". Эта амбициозная стройка крайне дорога (около четырех миллиардов долларов), сложна (большая часть трассы проходит в горах) и окупится не скоро, если окупится когда-либо вообще. Но она позволит отстранить от транспортировки нефти Россию, а сторонников такой позиции и в Баку, и в Тбилиси (и в более отдаленных столицах) достаточно. Недавно к желающим оттеснить Россию от богатств Каспия присоединились еще две страны -Украина и Польша: появился на свет проект еще одного "безроссийского" трубопровода - Баку - Супса - Одесса - Гданьск.

Есть несколько вариантов прокладки трассы и через нашу страну, в частности, по маршруту Баку-Новороссийск (в обход Чечни) - все они намного дешевле названных выше. По сути, такая магистраль уже существует - речь идет в основном о ее реконструкции и увеличении пропускной способности. Через черноморские порты можно будет транспортировать и казахстанскую нефть. Если удастся договориться о сооружении ряда трубопроводов через Россию непосредственно в страны Западной Европы, тогда нам можно будет согласиться и на не самые лучшие для нас варианты раздела Каспийского моря: некоторые потери добычи нефти с лихвой будут компенсированы платой за ее транспортировку через российскую территорию.

Небезынтересно сравнить позиции стран "Каспийской пятерки".

Иран выступал (выступает) за кондоминимум - совместное пользование озером- морем и его продуктами всеми пятью прикаспийскими государствами. Практически эта идея не имеет теперь никаких шансов на осуществление. Поэтому у Ирана есть и "запасной вариант", он готов согласиться на равнодолевой раздел Каспия на основе принципа "всем поровну" - по 20 процентов акватории моря и его дна. Иран жестко возражает против раздела Каспия по "срединной линии", однако, по мнению экспертов, готов рассматривать другие варианты и пойти на компромисс в обмен на уступки в определении маршрутов транспортировки углеводородного сырья и участие в контрактах по добыче каспийских нефти и газа.

Азербайджан придерживается жесткой позиции: только секторальный раздел. Он уже давно объявил прилегающий к нему участок Каспия - и дно, и водное пространство - полностью национальным сектором, закрепив это односторонним актом в конституции страны вопреки нормам международного права, и активно осваивает этот участок.

Туркменистан также выступает за полный раздел Каспия на национальные сектора. Однако между Туркменистаном и Азербайджаном есть серьезные противоречия по поводу границ раздела секторов. (При посредничестве представителей администрации США решение спорных вопросов отложено.) По примеру Азербайджана Туркменистан давно разрабатывает шельфовые участки Каспийского моря, которые считает своими.

Казахстан тоже считает, что надо разделить Каспий между странами региона, но его позиция более гибкая, чем Азербайджана. В частности, он считает, что делить надо только морское дно с оставлением водного пространства в общем пользовании.

Россия сначала выступала за сохранение принципа общего пользования морем. Но, не получив поддержки ряда других участников переговоров, внесла определенные коррективы в свою позицию ради достижения консенсуса. В 1998 и 2000 годах президенты России и Казахстана подписали документы, в которых были зафиксированы взгляды двух стран на проблему Каспия. В начале 2001 аналогичный документ был подписан президентами России и Азербайджана. Эти договоренности нельзя не учитывать при окончательном решении каспийской проблемы. Следовательно, надо искать пути сближения взглядов сторон.

Российская сторона предложила свой вариант грядущего соглашения. Заместитель министра иностранных дел РФ, специальный представитель президента РФ по вопросам урегулирования статуса Каспийского моря Виктор Калюжный вкратце изложил его суть так. "На первом этапе по методу модифицированной срединной линии делим дно, точнее, ресурсы дна. Вода общая и никаких границ". Возможны подварианты, добавил Калюжный, но все это решается на втором этапе. Такова неизменная позиция России с 1988 года.

Соглашение по Каспию пока не достигнуто. В этом главная причина того, что в регионе сложилась весьма напряженная обстановка. Уже трудно не поверить утверждениям, что существуют некие карты с "неформальными" линиями- границами, определяющими зоны экономических интересов каждого из пяти прикаспийских государств. И "чужих" геологов или проектировщиков за пределы этих границ уже практически не пускают, несмотря на отсутствие формальных правовых договоренностей о таком разделе. Вот показательный пример. В июле нынешнего года в южной части Каспийского моря иранский пограничный корабль приблизился к азербайджанскому исследовательскому судну "Геофизик-3", ведущему изыскания на нефть, и в ультимативной форме под угрозой применения силы потребовал отвести корабль на восемь километров к северу. Как заявили в Тегеране, начинать работы по разведывательному бурению можно будет только тогда, когда Каспийское море будет поделено между всеми пятью прикаспийскими странами.

Очевидно, что затягивание процесса урегулирования по Каспию может повлечь рост напряженности не только в его южной, но и северной части. Но "саммит" глав прикаспийских государств, назначенный было на апрель 2001 года, уже несколько раз откладывался.

Как видно из сравнения позиций прикаспийских государств по правовому статусу Каспийского моря, для достижения консенсуса по этому вопросу их руководителям потребуется проявить государственную мудрость и политическую волю. В успешное решение ими этой трудной проблемы вселяет веру то, что консенсус выгоден всем прикаспийским государствам.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ВОКРУГ-КАСПИЯ-КАК-ПОДЕЛИТЬ-ОЗЕРО-МОРЕ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Цеслан БастановКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Ceslan

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Г. СТАРЧЕНКОВ, доктор экономических наук, ВОКРУГ КАСПИЯ. КАК ПОДЕЛИТЬ ОЗЕРО-МОРЕ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 15.03.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ВОКРУГ-КАСПИЯ-КАК-ПОДЕЛИТЬ-ОЗЕРО-МОРЕ (дата обращения: 27.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Г. СТАРЧЕНКОВ, доктор экономических наук:

Г. СТАРЧЕНКОВ, доктор экономических наук → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Цеслан Бастанов
Atarau, Казахстан
257 просмотров рейтинг
15.03.2023 (409 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
"КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА" АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Macau Lights
12 дней(я) назад · от Қазақстан Желіде
ВЬЕТНАМ. Страна помнит художника БУЙ СУАН ФАЯ
14 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
История развития военного ветеринарного образования в России не была простой и однозначной. Периоды его расцвета и благополучия неизменно сменялись периодами забвения и затишья, вслед за которыми непременно следовало возрождение,
Каталог: Ветеринария 
20 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ДОРОГА К ХРАМУ "ЧИСТОГО ОБЛАКА" ИЛИ КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ КИТАЙЦЫ
Каталог: Религиоведение 
22 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА
Каталог: Политология 
23 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. ИСЛАМИСТЫ И АРМИЯ. КТО КОГО?
Каталог: Военное дело 
24 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Биографический очерк об уроженце южного Казахстана, генерал-майоре ветеринарной службы Ветрове Виталии Петровиче, (единственного в Российской Федерации) юность, учеба и становление которого происходила в Казахской ССР. Ветров Виталий Петрович — заслуженный ветеринарный врач РФ, кандидат биологических наук, ветеран боевых действий, Председатель Совета ветеранов Ветеринарно-санитарной службы ВС, действительный член Международной академии информатизации., профессор Академии военных наук, Одно из основных направлений деятельности Виталия Ветрова в качестве военно-ветеринарного специалиста — защита территории СССР, стран СНГ и РФ от заноса антропозоонозов и ликвидация инфекционных болезней животных. За 50-летний период службы он прошел путь от ветеринарного фельдшера до руководителя Центрального органа военной ветеринарии страны, от лейтенанта до генерала.
Каталог: Военное дело 
27 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ТУРЦИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН
Каталог: Религиоведение 
27 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. МЮСИАД И ТЮСИАД. "МУСУЛЬМАНСКИЙ" И "СВЕТСКИЙ" ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ: ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?
Каталог: Политология 
29 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ВОКРУГ КАСПИЯ. КАК ПОДЕЛИТЬ ОЗЕРО-МОРЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android