М.: изд-во РИЦ "Альфа" МГОПУ, 2001, 310 с.
Если бы кто-нибудь из историков решился составить список видных деятелей XX в., то он непременно включил бы в него австрийца Бруно Крайского (1911 - 1990 гг.). И не только потому, что в послевоенные годы он в течение 16 лет возглавлял одну из старейших социал-демократических партий мира - Социалистическую партию Австрии (СПА) - и 13 лет был одновременно федеральным канцлером Австрийской республики. Эти посты до него и после занимали другие люди, о которых редко вспоминают. Но даже сейчас, спустя уже десятилетия, ни один ученый, изучающий проблемы международной социал-демократии, европейской истории или истории Австрии, не может пройти мимо этой исторической фигуры. Личность Б. Крайского столь же ярка, сколь и противоречива. При чтении новой книги о нем невольно приходишь к выводу, что он во многом оказался прав и жизнь подтвердила его прозорливость. Конечно, не во всем. Но бесспорно то, что этот человек из сравнительно небольшого европейского государства как в теоретическом, так и в практическом плане вышел за рамки своего "географического пространства" и может быть включен в список деятелей мирового масштаба.
Ведущий научный сотрудник, д.и.н. Института Европы РАН В. Я. Швейцер и д.и.н., профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории МГОПУ им. М. А. Шолохова И. Г. Жиряков взяли на себя трудную задачу осветить жизненный путь этого человека. Кстати сказать, один из авторов, В. Я. Швейцер, уже брался за эту тему 1 . Наверное, авторы поступили правильно, отказавшись от схемы обычной биографии. Тем самым они в значительной степени избежали опасности в хронологическом порядке описывать большие и малые события, происходившие в жизни Крайского. Подзаголовок книги "Политик и время" подтверждает это. И не только подзаголовок: книга состоит из семи частей, вступления и заключения. Названные части были сформулированы по проблемам, которые зачастую совпадали с теми или иными жизненными этапами Крайского. Например, "Лицом к проблемам третьего мира", "Европейские заботы федерального канцлера", "Аспекты внутриполитического курса" и т.д.
Особую актуальность приобретает история становления Крайского как убежденного социал-демократа. Пройдя школу социалистического молодежного движения, познакомившись в эмиграции в Швеции с деятелями международной социал-демократии, он после возвращения на родину выдвигается в ряды ведущих деятелей СПА. Авторы подробно описывают этот период в жизни Крайского. В 1959 г. социалисты избирают его одним из шести заместителей председателя СПА. В книге отмечается, что за 4 года Крайский проделал в СПА путь, на который у его тогдашних коллег по партийному руководству ушло 10 - 15 лет. Он с лихвой наверстал упущенное им в первые послевоенные годы, когда волею лидеров СПА был откомандирован на дипломатическую службу.
Постепенно Крайский обретает опыт, а затем и авторитет одного из теоретиков социал-демократов. В какой-то степени это началось с его участия в работе комиссии по подготовке новой программы СПА, принятой на съезде в 1958 г. Крайский отвечал за ее международный раздел. Авторы показывают сам процесс становления нового теоретика социал-демократии. Они приводят любопытное высказывание Крайского, сделанное на программном съезде 1978 г.: "Я не мог бы объяснить многие явления, с которыми мне пришлось столкнуться в жизни, не смог бы их решить, не пройдя школу тех людей, которые познакомили меня с Марксом, ввели меня в мир его идей и знаний. Мне ничто так не противно, как тот легкомысленный способ, с помощью которого в политике, вследствие явного оппортунизма, готовы нередко выбросить за борт идейное наследие" (с. 119).
Крайский подчеркивал, что Маркс никогда не считал свои труды некоей законченной системой взглядов. Опираясь только на Маркса, нельзя понять современный мир, и в то же время, полностью отрицая этого классика, нельзя изучать современность. Крайский рекомендовал молодому поколению социалистов проанализировать австромарксистское толкование проблемы системопреобразующих и системосохраняющих реформ.
Еще в начале 70-х годов в международной социал-демократии сложился "триумвират" - немец В. Брандт, швед У. Пальме и австриец Б. Крайский. Председатели трех европейских социал-демократий в течении четырех лет (1972 - 1975 гг.) обменивались открытыми письмами, проводили публичные дискуссии. В 1975 г. эти материалы были изданы отдельной брошюрой в серии "Демократический социализм в теории и на практике". Поднятые в ней теоретические проблемы, несмотря на их сложность, излагались в доступной популярной форме. Для социал-демократов многих стран эта брошюра, переведенная на основные европейские языки, стала чем-то вроде настольной книги.
Авторы оправданно дают в книге подробный анализ "переписки трех". Это был серьезный идейный спор между самыми авторитетными лидерами международной социал-демократии. Они отмечают, что Брандт в отличие от Крайского понимал
1 Швейцер В. Я. Штрихи к портрету в траурной рамке. - В кн.: Лидеры современной социал-демократии. М., 1991.
стр. 208
Маркса буквально, т.е, как сторонника того социализма, который коренным образом будет отличаться от капитализма и для преодоления которого не исключен и скачок, т.е. насильственная революция. Крайский же имел в виду лишь Марксову методологию, диалектику развития. Он постоянно подчеркивал, что в творчестве Маркса надо отделять зерна от плевел, методологию от рецептов политической борьбы (с. 126).
В краткой рецензии на книгу нет возможности подробно остановиться на идеологических взглядах Крайского, на его вкладе в социал-демократическую теорию. Для этого необходимо внимательно прочитать всю работу в целом. Авторам удалось показать эволюцию этих взглядов, творческий подход к теории. Книгу В. Я. Швейцера и И. Г. Жирякова можно было бы наряду с другими книгами рекомендовать тем российским политическим деятелям, которые, пока безуспешно, пытаются создать в нашей стране авторитетную партию социал-демократической направленности.
Став одним из вице-председателей Социалистического Интернационала, Крайский выбрал сферой приложения своих сил в этой международной организации проблематику "третьего мира", которую он уже начал осваивать в предыдущие годы. Авторы замечают, что он отличался достаточно сбалансированным подходом к арабо-израильскому противоборству. Некоторые задавали вопрос, как человек еврейского происхождения, сформировавшийся в партии, большинство лидеров которой (тут обычно вспоминают В. Адлера и О. Бауэра) были также евреи, постоянно общавшийся с Голдой Мейр, "мог стать в целом ряде случаев на позиции, близкие арабской стороне, резко критиковать Израиль и его лидеров" (с. 141).
В книге утверждается, что Крайский никогда не ощущал себя евреем. Его семья, где говорили, естественно, на немецком языке, способствовала становлению в нем австрийского национального характера. Австрия - это страна, где немецкие и еврейские, славянские и венгерские корни крепко переплетались друг с другом. "Антисемитизм, который Крайский видел в 30-е годы собственными глазами, отнюдь не толкнул его в лоно сионизма" (с. 141). Данные обстоятельства ставили в тупик как политиков-антисемитов, для которых Крайский, как считают авторы, был крайне неудобным исключением, так и сионистские круги, называвшие его "выродком" и "бесстыжим евреем". Объект их нападок не обращал на это никакого внимания.
Еще в 50-е годы XX в. Крайский поднял вопрос о создании системы поддержки экономического развития стран "третьего мира". В Венскую партийную программу (1958 г.) его рукой был внесен абзац, касавшийся этой проблемы. Авторы книги приводят его полностью: "СПА считает необходимым сотрудничество между высокоразвитыми индустриальными государствами и экономически развивающимися странами на основе равенства и добровольности. Только существенный подъем жизненного уровня этих народов создаст предпосылки для развития демократии. Любая экономическая помощь должна оказываться без всяких политических условий. Жертвы, которые эти акты солидарности потребуют от свободных народов, будут способствовать - на основе нового международного разделения труда - более высокому уровню жизни всех партнеров" (с. 88). Крайский сам вносил вклад в осуществление этих задач. В июле 1962 г. он провел в Вене и Зальцбурге конференцию по проблемам экономического сотрудничества и партнерству, в которой приняли участие политические деятели из 36 промышленно развитых и развивающихся государств. В одной из своих работ под названием "Вызов", отмечают авторы, Крайский развивал идею нового "плана Маршалла" для развивающихся стран с помощью экономически сильных партнеров. В 1964 г. он основал в Вене "Институт по вопросам развития". Список практических дел в этой области можно продолжить.
Все эти акции Крайского нашли поддержку со стороны председателя Социнтерна Брандта, который в рамках этого международного объединения социалистов возглавил также комиссию "Север-Юг". Брандт полагал, что в мировом масштабе опасность представляет не конфликт "Восток-Запад", который с прекращением "холодной войны" может исчезнуть сам по себе, а конфликт "Север-Юг". Именно он не столько в настоящем, сколько в будущем станет причиной войн и других катаклизмов. Когда сегодня видишь размах антиглобалистского движения, невольно думаешь о правильности тех предсказаний, которые делали Брандт, Крайский и их соратники почти полвека назад.
Диапазон деятельности Крайского порой кажется безграничным. Трудно назвать область политики, которая бы его не коснулась. Книга о нем подтверждает это. Например, советско-австрийские отношения, у истоков развития которых в послевоенные годы стоял Крайский. Он внес значительный личный вклад в подготовку и подписания в 1955 г. Государственного договора, который для Австрии "подводил черту" под второй мировой войной. Тот факт, что Австрия десятилетиями сохраняла нейтралитет, закрепленный в этом договоре, также можно отнести на счет Крайского, занимавшего посты статс- секретаря, а затем министра иностранных дел и федерального канцлера.
Авторы неоднократно утверждают, что Крайского можно назвать "человеком компромиссов". Отчасти это так. Но только отчасти. Это был прежде всего прагматик, который всегда думал о том, выгодно ли это его стране или нет. Руководствуясь этим, он проводил внутреннюю и внешнюю политику Австрии. Но все же надо сказать, что в отношения с нашей страной он порой выходил за рамки "голого" прагматизма, проявлял ис-
стр. 209
кренний интерес к тому, что у нас происходит. Он нередко бывал в Москве, по- разному относясь к тем, с кем встречался. В 80-е годы Крайский не избегал бесед и встреч с представителями КПСС.
Авторы правы, когда говорят, что ко многому, что происходило в СССР, Крайский относился критически. Но в то же время, будучи убежденным антифашистом, он искренне осознавал, что основная заслуга в разгроме гитлеровской Германии принадлежит нашей стране. Авторы приводят несколько примеров, когда советская печать с критических позиций рассматривала деятельность международной социал-демократии, включая и Крайского. Надо сказать, что австрийский политик относился к этому спокойно. А все это происходило в разгар "холодной войны".
Хотелось бы напомнить о том, то в 1970 - 1980-х годах наступил период, когда между КПСС и некоторыми социал-демократическими партиями стали устанавливаться регулярные контакты. Инициатором таких контактов стали упомянутые в книге Международный отдел ЦК КПСС и его заведующий Б. Н. Пономарев. Делегации КПСС, возглавляемые им, участвовали в работе двух конференций Социнтерна, где обсуждались проблемы войны и мира. Одна из этих конференций в 1982 г. проходила в Вене. После ее завершения Крайский принял у себя в доме главу делегации КПСС. Речь в ходе многочасовой беседы шла о том, чтобы найти общий подход к решению актуальных задач, в первую очередь в деле обеспечения международной безопасности.
В эти же годы делегации ряда социал-демократических партий стали участвовать в работе съездов КПСС. В ноябре 1987 г. в Москву на празднование 70-летия Октябрьской революции прибыли не только делегации коммунистических, но и многих социал-демократических партий. Кроме того представители КПСС стали получать приглашения на конгрессы Социнтерна.
Если бы в 1991 г. КПСС неожиданно для многих не потеряла власть, неизвестно, как в дальнейшем сложились бы отношения между КПСС и международной социал-демократией. В годы перестройки уже стали поговаривать о том, что КПСС пора "подавать заявление" о вступлении в Социнтерн. Ходили слухи о том, что проект новой программы КПСС по многим позициям был близок к идеологии современной социал-демократии. В советских средствах массовой информации все чаще стали публиковать материалы о положительном опыте ряда социал-демократических партий, стоявших у власти.
Авторы приводят любопытное высказывание Крайского, сделанное в сентябре 1988 г. в интервью "Литературной газете". На вопрос о том, как он представляет себе взаимоотношения коммунистов и социал-демократов, он ответил: "Речь может идти лишь о такой базе для сплочения, когда общим лозунгам было бы отдано предпочтение перед разногласиями" (с. 285). Общих задач, по мнению Крайского, несколько: борьба за мир, защита права на труд, ликвидация безработицы, чистота окружающей среды, солидарность с "третьим миром". Он вполне определенно указал на то, что видит выход "не в формальных объединениях "старых" и "новых" левых, а в единстве в деле защиты общечеловеческих ценностей" (с. 285). Крайский считал, что давнего простого деления на левых и правых больше не существует, что многие старые истины и идеологии исчезают, но демократический социализм обретает свою новую роль.
Каждая из частей книги имеет самостоятельный характер, а взятые в целом они дают многоплановую картину деятельности незаурядной личности. Было бы, конечно, полезным в начале или конце книги дать краткие биографические данные. Без них читатель "теряется" в "изгибах" жизненного пути Крайского: ведь почти в одно время он был федеральным канцлером Австрии, председателем Социалистической партии Австрии и вице-председателем Социнтерна. Кроме того, он возглавлял множество всяких комиссий и комитетов. Но эти пожелания можно было бы отнести к новому изданию книги, а оно, наверное, необходимо, так как первое издание было выпущено тиражом всего в одну тысячу экземпляров и уже стало библиографической редкостью.
В конце монографии дан обширный список книг Крайского на немецком языке. Вероятно было бы полезным и для российского читателя получить часть из них в переводе на русский язык. Ведь вышли в России работы Брандта, других видных международных политических деятелей. Взгляды Крайского своей оригинальностью могли бы привлечь внимание не только узких специалистов, но и многих историков, политологов, всех тех, кто интересуется международными проблемами.
Завершают книгу воспоминания одного из авторов работы В. Я. Швейцера "Размышления на Центральном кладбище Вены". По существу в свободной публицистической манере В. Я. Швейцер в сжатой форме дает характеристику выдающемуся австрийскому политику. Он сам себя "подозревает" в чрезмерной апологетике героя. Эта "самокритика" в некоторой степени справедлива. Но трудно не согласиться со следующим выводом: "Может быть, самая главная заслуга Крайского как раз и заключается в том, что его слова и дела помогли многим на Западе и Востоке лучше понять реалии нашей эпохи, всерьез задуматься над тем, как можно сделать наш меняющийся мир более человечным, гуманным, более гарантированным для счастливой жизни в наступившем XXI столетии".
B.С. Рыкин, кандидат исторических наук, зам. руководителя Центра германских исследований Института Европы РАН
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |