Libmonster ID: KZ-2117
Автор(ы) публикации: Ю. ЕРШОВ

Прежде чем приступить непосредственно к изложению содержания данной статьи, задам ее читателям вопрос, как говорится, "совсем из другой оперы": всем ли водителям автомобилей нравятся правила дорожного движения (ПДД)? Наверняка не всем. И даже, возможно, тех, кому они не нравятся (или нравятся не во всем), большинство. Но проходит какое-то время - и каждый водитель рано или поздно приходит к выводу: соблюдение правил необходимо, ибо делает движение по дорогам более комфортным, быстрым и безопасным, а в конечном итоге - сберегает жизнь.

Примерно то же можно сказать об общих правилах, которые вынуждены соблюдать члены международных экономических организаций - ВТО и ДЭХ (Договора к Энергетической хартии), о которой пойдет речь в этой статье. ВТО было посвящено немало критических статей и столь же резких выступлений многих политических и общественных деятелей, причем далеко не только в России. Однако стать членами ВТО стремятся практически все государства, несмотря на то, что многим это членство, особенно на первых порах, приносит немалые трудности, а то и прямые экономические потери.

Собственно, так же сейчас обстоят дела и с ДЭХ. При всех неизбежных издержках "игра по единым правилам" упорядочивает мировую экономическую систему, а значит, упрощает взаимодействие всех элементов этой системы, каковыми выступают страны - члены тех же ВТО и ДЭХ. Точь-в-точь как упорядочивают движение по дорогам, облегчают действия водителей и сохраняют им жизнь те самые ПДД, с которых автор начал статью.

ПОЧЕМУ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В ПРИСОЕДИНЕНИИ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМУ АЛЬЯНСУ

Ю. ЕРШОВ

Заместитель директора Института внешнеэкономических связей, доктор экономических наук, профессор

Пока российская и мировая общественность знает об Энергетической хартии сравнительно немного, во всяком случае, значительно меньше, чем о ВТО. Хотя обозреватели наших ведущих СМИ уже отмечали "родство" этих международных организаций. Так, газета "Ведомости" в конце 2003 г. отмечала: "Условия документов Энергетической хартии в значительной мере близки правилам ВТО и совпадают с требованиями к России по вступлению в ВТО..."1.

ХАРТИЯ НЕ ВСЕМ НРАВИТСЯ, НО ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К НЕЙ ХОТЯТ ПОЧТИ ВСЕ

Среди важнейших вопросов повестки дня на состоявшейся в самом конце 2007 г. в Стамбуле XVIII сессии Конференции по Энергетической хартии был вопрос о принятии в эту международную организацию Афганистана, который стал 53-м членом Договора к Энергетической хартии, и 15-м азиатским государством, участвующим в нем. Тем самым продолжился процесс присоединения к организации стран Азиатского континента. До этого в нее вступил Пакистан, а немногим ранее - Монголия.

Начавшийся "азиатский поход" в ДЭХ и ее органы - это, прежде всего, результат той возросшей роли, которую играют топливно-энергетические проблемы в современном мире и в экономической жизни развивающихся стран, связывающих с бесперебойным обеспечением энергоресурсами свое дальнейшее экономическое и социальное развитие.

При всем том, что ДЭХ подписали или присоединились к нему, повторяю, 53 страны и множество международных организаций, а в число наблюдателей входят АСЕАН, ЕБРР, МЭА, ОЭСР, ЭКА ООН, Всемирный банк (ВБ), ВТО, Энергетический совет СНГ, ОЧЭС*, Конференция по сотрудничеству в области энергетики в Балтийском регионе, среди членов этого Договора мы не найдем такую могучую и влиятельную страну, как США. Активно участвуя в переговорах по разработке ДЭХ, Соединенные Штаты, тем не менее, не поставили свою подпись под этим документом, обусловив этот шаг рядом требований. В частности, признанием на международном уровне своего права применять пресловутую "поправку Джексона-Вэника", позволяющую сохранять дискриминационные ограничения во внешнеэкономических связях с Россией, а также возможность влиять определенным образом на эконо-


* АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной АЗИИ (англ. - Association of Southeast Asian Nations); ЕБРР - Европейский банк реконструкции и развития; МЭА -Международное энергетическое агентство; ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития; ЭКА ООН - Экономическая комиссия ООН для Африки; ВТО - Всемирная торговая организация; ОЧЭС - Организация черноморского экономического сотрудничества.

стр. 10

мическую политику стран - членов ЕС.

Весьма своеобразно выглядит позиция Канады, которая на протяжении ряда лет неоднократно заявляла о намерении присоединиться к Договору, но... после завершения консультаций со своими провинциями. Годы идут, а пресловутым консультациям не видно конца, и эта страна до сих пор не присоединилась к ДЭХ, довольствуясь, так же как и США, статусом наблюдателя.

Наконец, и Россия, подписавшая Хартию еще в 1994 г., тем не менее, до сих пор ее не ратифицировала. Причина в том, что, как считают российские представители на переговорах, транзитные положения Договора несовершенны и их применение может нанести ущерб экономической безопасности России, а также глобальной энергетической безопасности.

Но, несмотря на это, пополнение рядов членов ДЭХ продолжается. Особенно показателен рост интереса к Договору со стороны государств Азии, Ближнего Востока, а в последнее время - еще и Африки. На пороге официального вступления в организацию находятся Иордания и Филиппины, подписавшие пока лишь непосредственно Энергетическую хартию, заложенную в основу ДЭХ. Ее подписание, согласно условиям Договора, должно предшествовать полноценному вступлению в ДЭХ.

Генеральный секретарь Секретариата Энергетической хартии А. Мернье сообщил на уже упоминавшейся выше XVIII сессии, что вопрос о присоединении к Энергохартии в настоящее время рассматривает парламент КНР. Интерес к присоединению к ДЭХ проявляет и Иран.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИГРЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ИГРАЕТ "НА НЕФТЯНОМ ПОЛЕ"

Все ярче и ярче проявляющийся "азиатский акцент" Договора к Энергетической хартии есть не что иное, как констатация ныне общепризнанного факта: довольно скоро более двух третей прироста мирового спроса на энергоресурсы будет приходиться на развивающиеся страны. В первую очередь - на Китай и Индию. Подсчитано, что к 2030 г. зависимость Китая от внешних источников снабжения нефтью вырастет с 42% до 72%, а Индии - соответственно с 69% до 88%. В свете данного обстоятельства ДЭХ обретает еще одну важную функцию. А именно: страны, его подписавшие, обязуются обеспечивать единый подход к решению топливно-энергетических проблем. Это касается как европейских, азиатских и африканских стран - импортеров нефти и газа, так и государств, поставляющих им углеводородное сырье и продукты его переработки. И те, и другие благодаря ДЭХ получают возможность "играть на топливно-энергетическом поле" по одним и тем же правилам. В этом плане Договор выполняет функции своеобразных "правил дорожного движения" - не всех полностью устраивающих, но, безусловно, обязательных для всех.

При этом страны Азии и Африки, разрабатывая свои планы экономического развития, в основе которых лежит все более широкое использование нефти и газа (так называемые альтернативные источники энергии в обозримом будущем вряд ли будут играть при решении этих проблем сколько-нибудь заметную роль), прежде всего, обращают свои взоры в сторону России. Что прямо вытекает из простого сопоставления запасов углеводородного сырья в нашей стране и в странах Азии и Африки.

Согласно экспертным оценкам, доказанные запасы нефти в России составляют от 10 до 20 млрд. т, что способно обеспечить современный уровень добычи на срок от 22 до 45 лет. Разведанные запасы газа составляют около 47 трлн куб. м, что обеспечивает его добычу на нынешнем уровне на 75 лет. Прогнозные же ресурсы российской нефти официально оцениваются в 44 млрд. т и газа - в 127 трлн куб. м. Небезынтересно, что на душу населения в России приходится 141,58 т нефти, а в азиатских странах - только 27,09 т, в странах Африки и того меньше - 13,7 т. Для запасов газа цифры будут соответственно: 32,2 тыс. куб. м, 17 тыс. куб. м, 11,9 тыс. куб. м2. Значение России как поставщика нефти в страны Азии и Тихого океана неизмеримо возрастает в связи с начавшимся строительством нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" и принятием ряда программ по выходу на рынки этих государств с газом, нефтепродуктами, электроэнергией и углем.

По состоянию на 1 марта 2008 г. ДЭХ ратифицировали все подписавшие его страны, за исключением 7 государств: России, Беларуси, Исландии, Австралии, Норвегии и недавно подписавших Договор Пакистана и Афга-

стр. 11

нистана. Согласно условиям ДЭХ, страны, его не ратифицировавшие, и среди них Россия, применяют Договор на временной основе, т. е. в той степени, в какой он не противоречит конституции, законам или нормативным актам соответствующей страны.

На долю азиатских стран приходится одна четвертая часть членов ДЭХ и две трети государств, участвующих в Конференции по Энергетической хартии в качестве наблюдателей. Важно отметить, что из года в год популярность Договора в Азии растет, особенно среди государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Последние связывают свое вступление в авторитетный и набирающий силы альянс с преимуществами, которые они получат в виде улучшения национального инвестиционного климата, упорядоченности транспортировки энергетических ресурсов, расширения возможностей в сфере внешней торговли.

Первоначально Договор был разработан на основе Европейской Энергетической хартии (ЕЭХ), подписанной в конце 1994 г. 48-ю странами, в том числе рядом государств, входивших в бывший СССР. ЕЭХ была разработана как декларация о политических намерениях с целью поощрения энергетического сотрудничества, прежде всего, между Востоком и Западом, но, вместе с тем, и как документ, устанавливающий общие принципы развития сотрудничества в области энергетики между государствами и народами.

Международное общественно-политическое значение Договора к Энергетической хартии очень велико. Это многосторонний инвестиционно-торговый, а также транспортно-транзитный документ, обеспечивающий комплексный подход к решению ключевых внешнеэкономических проблем всей производственно-сбытовой цепочки топливно-энергетического комплекса (ТЭК) подписавших его стран. ДЭХ устанавливает единые для всех принявших его государств правила, нормы и гарантии, обеспечивающие правовую защиту интересов компаний и организаций. Действие ДЭХ распространяется на такие сферы, как инвестиции, торговля, транзитные операции, обмен технологиями, доступ к капиталам, вопросы экологии, а также урегулирования споров.

Уникальность ДЭХ заключается в том, что он является первым в мировой практике обязательным многосторонним соглашением по поощрению и защите инвестиций в ТЭК, охватывающим все важные инвестиционные проблемы. Это позволяет не только повысить инвестиционный имидж каждой страны-участницы, но и объединить их в единое пространство с одинаковыми нормами, регулирующими правила игры на инвестиционном поле. Одновременно ДЭХ выступает в той же роли и в отношении транзитных проблем, будучи первым международным документом, регламентирующим нормы и правила транзита нефти, газа, других топливно-энергетических ресурсов, используя для этой цели принцип "свободы транзита", установленный документами ГАТТ/ВТО.

Для стран, подписавших ДЭХ, особенно на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке, являющихся экспортерами нефти и газа, очень важны положения ДЭХ о суверенитете над энергетическими ресурсами. В этих положениях прежде всего подтверждается принцип государственного суверенитета над природными ресурсами, и при этом оговаривается, что суверенитет должен осуществляться в соответствии с нормами международного права и при их соблюдении. За исключением этого обязательства, договаривающиеся стороны остаются свободными в проведении своей национальной энергетической политики. За ними также сохраняется суверенное право на определение системы владения собственностью на энергетические ресурсы.

В положениях ДЭХ также оговаривается право каждой договаривающейся стороны на участие правительства (прямо или через государственные предприятия) в разведке и эксплуатации месторождений. Это положение особенно важно в современных условиях, когда государственный сектор окончательно утвердился в мировой нефтегазодобывающей промышленности. Согласно данным, приведенным на XVIII сессии Конференции по Энергохартии, в настоящее время государственным компаниям в мире принадлежат 88% запасов нефти и 90% запасов газа, они же осуществляют добычу 64% нефти и 56% газа3. Положения статьи о суверенитете над природными ресурсами являются хорошей гарантией от нападок со стороны США и ЕС при защите интересов государственного сектора в энергетике ресурсодобывающих государств, в том числе России и стран - членов ОПЕК.

Еще одно достоинство ДЭХ - предоставляемая им возможность более эффективно и быстро решать внешнеторговые проблемы. Дело в том, что ДЭХ распространяет на страны, не являющиеся членами ВТО (т. е. и на Россию), режим близкий к режиму ВТО в торговле энергетическими материалами и продуктами (ЭМП). Что позволяет данным государствам избегать в ряде случаев дискриминационных мер в торговле со странами, входящими в эту международную организацию, а также разрешает им пользоваться пониженными (а не максимальными) дифференцированными пошлинами в торговле со странами - членами ВТО, являющимися одновременно участниками ДЭХ.

Сфера действия ДЭХ охватывает практически все виды деятельности в ТЭК, включая разведку и добычу нефти, газа, угля и урана, строительство и эксплуатацию электростанций, транспортировку по суше и поставку ЭМП, прокладку трубопроводов, удаление отходов, в том числе с атомных электростанций, маркетинг и реализацию ЭМП, исследование недр и проектирование в ТЭК. Кстати, ДЭХ относит к ЭМП не только основные сырьевые энергоресурсы - нефть, газ, уголь, атомное сырье, но и готовые энергоматериалы - продукты переработки нефти, включая различные химикаты, а также электроэнергию.

Среди государств - членов ДЭХ особую активность проявляют государства - члены АСЕАН. И это объяснимо: в интересах повышения эффективности экономики в масштабах всего Азиатско-Тихоокеанского региона данные страны стремятся объединить свои системы газоснабжения и электроэнергетические сети. Их лидеры ставят задачи создать трансАСЕАНовские газопроводы и линии электропередачи, отвечающие самым высоким нормативам безопасности. В завершающей стадии разработка общего "Плана действий" в данном направлении. И с этих позиций опыт ДЭХ и участие его экспертов в решении региональных топливно-энергетических проблем могут оказаться очень полезными.

стр. 12

В АСЕАН создана специальная группа АСЕАН - ДЭХ. Еще в 2006 г. эта группа внимательно изучила все направления сотрудничества с ДЭХ и разработала соответствующие рекомендации министрам топливно-энергетического сектора своих стран, которых они неукоснительно придерживаются.

Эксперты ДЭХ также с повышенным вниманием относятся к нуждам и запросам восточноазиатских государств. Так, в 2007 г. на заседаниях рабочих групп был заслушан доклад вице-президента исследовательского центра по энергетическим вопросам (APERC) Йонгуна Юнга о доступе к энергетическим рынкам и по вопросам структуры рынков в странах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

"Азиатское направление" постепенно становится все более заметным в экспертно-аналитической деятельности ДЭХ. В том же 2007 г. в рамках Договора был рассмотрен доклад о сотрудничестве в сфере региональной торговли электроэнергией между странами Центральной Азии (ЦА) и торговли государств ЦА со странами Южной Азии. Этой же проблеме было посвящено несколько семинаров, состоявшихся в Бишкеке, на которых обсуждались доклады и сообщения, подготовленные высшими чиновниками, учеными и специалистами Кыргызстана. В Кабуле прошло заседание специально созданной рабочей группы по региональному сотрудничеству в области энергетики. Новое заседание той же рабочей группы пройдет в Душанбе в 2008 г. Рассмотрены также доклады специалистов Турции и азиатских стран СНГ, посвященные вопросам улучшения инвестиционного климата и структурной перестройки ТЭК в этих странах. Различные акции - семинары, симпозиумы, деловые встречи в рамках ДЭХ - состоялись и в других азиатских странах, а также в Брюсселе.

Явно недостаточно в ДЭХ представлена пока Африка. Правда, в 2003 г. статус наблюдателя при Конференции по Энергохартии получила Нигерия, один из крупнейших мировых экспортеров нефти и газа. Этот статус дает представителям Нигерии право присутствовать на всех заседаниях Конференции и ее вспомогательных групп, собирающихся на регулярной основе в Брюсселе. При подаче заявки на получение этого статуса д-р Рильвану Лукман, бывший президент ОПЕК, а ныне советник по нефти и энергетике при президенте Нигерии, отметил, что "...Нигерия хочет принимать участие в международном форуме для энергетического диалога, установленного Договором к Энергетической хартии, который, на наш взгляд, будет еще более способствовать взаимодействию между производителями и потребителями энергоресурсов по всему миру".

По словам председателя Конференции по Энергохартии Хеннинга Кристоферсена, вступление Нигерии в Хартию на правах наблюдателя "...отражает растущий интерес со стороны стран, не входящих в первоначальную группу членов Хартии, к роли нашей организации как политического форума по вопросам энергетики, в работу которого вовлечены правительства стран-производителей, стран-потребителей и транзитных государств". Х. Кристоферсен также обратил внимание на то, что заявка Нигерии на получение статуса наблюдателя стала результатом активного диалога между Энергетической хартией и ОПЕК. "Участие стран-членов ОПЕК в Энергетической хартии в качестве наблюдателей является логическим развитием этого диалога, и потому я приветствую принятие заявки Нигерии", - сказал он4. Сейчас в число наблюдателей, кроме Нигерии, входят Алжир, Марокко и Тунис.

ПОЧЕМУ РОССИЯ НЕ РАТИФИЦИРУЕТ ДЭХ?

Подписание Россией и другими странами СНГ в 90-е гг. Договора к Энергетической хартии помогло этим государствам разработать инвестиционное законодательство, адекватное международным нормам, а также обогатило юридическую составляющую двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, особенно в сфере взаимоотношений между странами СНГ. ДЭХ сыграл заметную роль и в повышении инвестиционного и кредитного имиджа РФ и других государств - бывших союзных республик СССР. Бесспорную политическую и экономическую выгоду получили от участия в ДЭХ и другие страны, подписавшие этот документ.

Однако в последние годы экономическое и политическое значение Договора стало ослабевать, а его положения в новых условиях развития мировой энергетики и мирового энергетического рынка оказываются недостаточными. Первый заместитель министра иностранных дел РФ А. Денисов в этой связи отметил: "Для всех очевидно, что после подписания ДЭХ в 1994 г. в мире произошли значительные изменения: страны с переходной экономикой, остро нуждавшиеся в начале 90-х гг. в использовании опыта построения рыночной модели, сегодня выступают полноправными партнерами в международном экономическом сотрудничестве. В новых условиях они не могут довольствоваться рамками схемы "энергетические ресурсы в обмен на инвес-

стр. 13

тиции" и заинтересованы, скорее, во взаимных инвестициях, включая применение различных схем обмена активами"5. "В свете вышесказанного, - подчеркнул далее А. Денисов, - Россия предложила модернизировать ДЭХ, чтобы привести этот уникальный многосторонний международно-правовой документ в области энергетики в соответствие с реалиями сегодняшнего дня"6.

В конце 2007 г. российской стороне удалось начать диалог с рядом стран - членов ДЭХ по всему спектру данных вопросов, и она возлагает большие надежды на результаты этих переговоров.

Россия уже многократно заявляла, что особенно заинтересована в том, чтобы в нормативных актах ДЭХ были в максимальной степени отражены вопросы регулирования транзита топливно-энергетических ресурсов нефти, продуктов ее переработки, газа, электроэнергии и др. Положения, регулирующие международный транзит, очень важны для России как евроазиатского государства. В мире нет какой-либо другой большой страны, как Россия, для которой транзит топливно-энергетических ресурсов играл бы такую большую роль. Известно, что транзитом РФ осуществляет экспорт до 95% газа и 40 - 50% продаваемой за рубеж нефти. В свою очередь, и Россия является государством, через территорию которого осуществляют транзитом свои поставки нефти и газа Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. Поэтому наша страна не может не проявлять озабоченности в связи с тем, что переговоры о разработке и принятии Протокола ДЭХ по транзиту ведутся уже более 7 лет, и конца им пока не видно.

Договор к Экономической хартии в новом столетии выглядит как недостаточно сбалансированный документ. В нем есть хорошо "сконструированная" статья о доступе к ресурсам, но не слишком полно проработаны положения о доступе к активам нефтегазовой инфраструктуры для стран-экспортеров, а также положения о взаимном обмене активами. Между тем, последнее - важнейший шаг на пути к достижению взаимодополняемости экономик отдельных стран, что, собственно, является одной из целей ДЭХ. Отсутствует в Договоре и важная формулировка, касающаяся новых отношений между экспортерами и импортерами энергоресурсов и провозглашенная на Санкт-Петербургском саммите G-8, о равной ответственности за безопасность снабжения топливно-энергетическими ресурсами как со стороны поставщиков, так и со стороны потребителей. Не отражена в ДЭХ и роль долгосрочных контрактов - основы гарантированного снабжения энергоресурсами. Требуют новой редакции положения об экологии и о роли альтернативных источников энергии в новых экономических условиях.

Документы ДЭХ пока вообще не содержат положений, позволяющих в той или иной мере нейтрализовать возможность осуществления разного рода террористических актов, последствия которых могут оказаться для мировой энергетики и экономики в целом катастрофическими. Достаточно вспомнить, что большая часть нефтепотоков к мировым центрам потребления осуществляется через Ормузский и Малаккский проливы, которые далеко не безупречны с точки зрения обеспечения безопасности прохождения танкеров и газовозов. От терактов не застрахованы также магистральные трубопроводы, нефтеперерабатывающие заводы, атомные электростанции.

Не без сожаления приходится признать, что ДЭХ в его нынешнем виде не учитывает изменения ситуации на энергетических рынках на территории бывшего СССР. Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркмения и Узбекистан играют гораздо большую, чем в 90-е гг., роль на мировых рынках как производители и экспортеры топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, возможно появление среди стран - участниц ДЭХ новых очень крупных экспортеров топливно-энергетических ресурсов, например, Ирана, Алжира и др. Интересы стран-производителей этих ресурсов недостаточно представлены как в работе Секретариата, так и при распределении постов руководителей организации. Так, и ее председатель, и генеральный секретарь являются представителями именно стран - потребителей ресурсов.

Несовершенна редакция некоторых норм ДЭХ, породившая на практике возможность различного толкования отдельных положений Договора. Так, нечетко сформулированное положение о "недоступе третьих сторон" породило в России неверное представление о том, что Договор якобы требует предоставить обязательный доступ третьих стран к трубопроводным системам, что обеспечит Западу нежелательный для РФ доступ к российским сетям и месторождениям углеводородов. На самом деле, имеющаяся в ДЭХ специальная оговорка четко и недвусмысленно утверждает: "Положения Договора не обязывают никакую договаривающуюся сторону открывать обязательный доступ третьих сторон"7 (курсив авт.). Так что России опасаться нечего, и, похоже, ее политические лидеры и предприниматели нефтегазодобывающего сектора начинают это понимать.

В 2008 г. на представительном форуме в Брюсселе будут обсуждаться проблемы модернизации ДЭХ. Хотелось бы надеяться, чтобы эта дискуссия приняла форму спокойного конструктивного диалога производителей, потребителей и стран - транзитеров энергоресурсов, нацеленного на повышение глобальной энергетической безопасности, обеспечение устойчивого экономического развития и выполнение рекомендаций Санкт-Петербургского саммита "Группы восьми".

Строительство "моста", объединяющего многие страны Востока и Запада в решении общих топливно-энергетических проблем, благодаря эффективному проекту этого "сооружения" в лице Энергетической хартии успешно завершается. Хотелось бы, чтобы вклад России в конструкции этого "моста" стал более заметным и весомым. Этого требуют как ее национальные интересы, связанные с повышением эффективности внешнеэкономического сотрудничества, так и интересы обеспечения глобальной энергетической безопасности.


1 Ведомости. 4 декабря 2003.

2 Белоусов А. Экономический рост в условиях долгосрочных вызовов и стратегической неопределенности. М., ЦМАКП. 2002.

3 Секретариат Энергетической хартии, CS (07)1180, CC 342, 20 ноября 2007, с. 3.

4 Нигерия стала наблюдателем при Энергетической хартии // Нефтегазовая вертикаль, 2003, N 7.

5 Денисов А. Итоги прошедшего года - залог успеха будущего // Мировая энергетика. 2008, N 1.

6 Там же.

7 Договор к Энергетической хартии и связанные с ним документы. Секретариат Энергетической хартии. Брюссель, 2004, с. 27.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/-АЗИАТСКИЙ-АКЦЕНТ-ДОГОВОРА-К-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ-ХАРТИИ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Цеслан БастановКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Ceslan

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. ЕРШОВ, "АЗИАТСКИЙ АКЦЕНТ" ДОГОВОРА К ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ХАРТИИ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 01.07.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/-АЗИАТСКИЙ-АКЦЕНТ-ДОГОВОРА-К-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ-ХАРТИИ (дата обращения: 28.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ю. ЕРШОВ:

Ю. ЕРШОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Цеслан Бастанов
Atarau, Казахстан
189 просмотров рейтинг
01.07.2023 (302 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
"КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА" АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ
Каталог: Разное 
10 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Macau Lights
14 дней(я) назад · от Қазақстан Желіде
ВЬЕТНАМ. Страна помнит художника БУЙ СУАН ФАЯ
15 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
История развития военного ветеринарного образования в России не была простой и однозначной. Периоды его расцвета и благополучия неизменно сменялись периодами забвения и затишья, вслед за которыми непременно следовало возрождение,
Каталог: Ветеринария 
21 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ДОРОГА К ХРАМУ "ЧИСТОГО ОБЛАКА" ИЛИ КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ КИТАЙЦЫ
Каталог: Религиоведение 
24 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА
Каталог: Политология 
25 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. ИСЛАМИСТЫ И АРМИЯ. КТО КОГО?
Каталог: Военное дело 
26 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Биографический очерк об уроженце южного Казахстана, генерал-майоре ветеринарной службы Ветрове Виталии Петровиче, (единственного в Российской Федерации) юность, учеба и становление которого происходила в Казахской ССР. Ветров Виталий Петрович — заслуженный ветеринарный врач РФ, кандидат биологических наук, ветеран боевых действий, Председатель Совета ветеранов Ветеринарно-санитарной службы ВС, действительный член Международной академии информатизации., профессор Академии военных наук, Одно из основных направлений деятельности Виталия Ветрова в качестве военно-ветеринарного специалиста — защита территории СССР, стран СНГ и РФ от заноса антропозоонозов и ликвидация инфекционных болезней животных. За 50-летний период службы он прошел путь от ветеринарного фельдшера до руководителя Центрального органа военной ветеринарии страны, от лейтенанта до генерала.
Каталог: Военное дело 
28 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ТУРЦИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН
Каталог: Религиоведение 
28 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. МЮСИАД И ТЮСИАД. "МУСУЛЬМАНСКИЙ" И "СВЕТСКИЙ" ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ: ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?
Каталог: Политология 
31 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

"АЗИАТСКИЙ АКЦЕНТ" ДОГОВОРА К ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ХАРТИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android