BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: KZ-224

share the publication with friends & colleagues

М. Изд-во Московского университета. 1977. 576 стр. Тираж 18700. Цена 1 руб. 30 коп.

Последние годы ознаменовались серьезными успехами в разработке проблем историографии, находящейся на переднем крае борьбы с буржуазной идеологией. Все более важную роль играет курс историографии в формировании мировоззрения студентов, в вооружении их навыками критического подхода к буржуазной историографии.

Выход в свет первого учебника для студентов исторических факультетов университетов по историографии новой и новейшей истории стран Европы и Америки - заметное событие в жизни высшей школы. Учебник написан коллективом кафедры новой и новейшей истории Московского университета. В качестве авторов были также привлечены сотрудники кафедры истории южных и западных славян того же вуза, научно-исследовательских институтов АН СССР, ученые ГДР1 . В основу книги положен двухтомник, вышедший в 1967 - 1968 годах2 . Однако были переработаны и заново написаны многие разделы. Авторы учли новейшие достижения науки, особенно при характеристике современной историографии.

Во введении четко сформулирован предмет историографии. Это "становление и развитие исторической науки. Историография изучает содержание и форму исторических знаний, позволяет раскрыть движущие силы исторической науки, основные ее этапы, тенденции развития" (стр. 5). Авторы перечисляют взаимосвязанные задачи, которые должно решать историографическое исследование: выяснение социальных условий и специфических закономерностей развития исторической науки, оценка его этапов, их взаимосвязи, "выявление того, как развивались и изменялись теории, с позиций которых изучался исторический процесс, анализ теоретико-методологических принципов исторического познания, присущих каждому направлению исторической мысли,.. анализ круга и характера источников, привлеченных историком, конкретных методик их исследования,.. изучение формирования проблематики исторического исследования,.. анализ организации и форм исследовательской работы в области истории" (стр. 5 - 6).

В центре внимания авторского коллектива - исторические концепции. Это вполне закономерно, поскольку именно в них концентрируются все элементы историографического анализа. Однако придавая первостепенное значение социальной обусловленности концепций, их методологической характеристике, авторы в меньшей степени раскрывают источниковую базу исторических сочинений и особенности методики крупных историков. Эти вопросы пока недостаточно разрабатываются в научной литературе.

Структура учебника представляется в целом удачной. История науки рассматривается на двух уровнях: европейско-американском и национальном. Каждому разделу предпослано введение, затем излагается материал по странам. Во вводных очерках к соответствующим разделам выделены и охарактеризованы наиболее принципиальные моменты развития историографии. Главы, посвященные отдельным странам, начинаются с общей характеристики, затем дано описание направлений и, наконец, указан вклад отдельных историков. Подобная структура позволяет понять общие закономерности историографического процесса и одновременно его специфику в отдельных странах, а также особенности творческого метода наиболее крупных историков.

Открывается книга характеристикой чрезвычайно важного для понимания последующих стадий сюжета: зарождения и становления социологической и исторической мысли нового времени (XVI-XVIII вв.) Здесь говорится о том, как в условиях формирования буржуазного мировоззрения и его борьбы с феодально-религиозной идеологией разрабатывались рационалистические концепции истории. Исторические


1 Редколлегия: А. В. Адо, И. С. Галкин (ответственный редактор), И. П. Дементьев, А. Д. Колпаков. Авторский коллектив: А. В. Адо, Б. Г. Вебер, В. И. Владимирская, И. С. Галкин, А. Н. Глинкин, И. В. Григорьева, И. П. Дементьев. В. А. Дунаевский, Н. А. Ерофеев, [Н. Е. Застенкер], М. М. Залышкин, Т. М. Исламов, А. Д. Колпаков, М. И. Орлова, А. И. Патрушев, Б. М. Руколь, В. П. Смирнов, А. А. Соколов, А. И. Строганов, В. А. Тесемников, И. Штрайзанд (ГДР), Х. Х. Хайретдинов, Э. Энгельберг (ГДР).

2 "Историография нового времени стран Европы и Америки". М. 1967; "Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки". М. 1968.

стр. 152


взгляды гуманистов, общественных деятелей времен Английской революции, теоретиков Просвещения рассматриваются как три ступени поступательного развития буржуазного обществознания. Характеризуя следующий этап эволюции исторической мысли и исторической науки во Франции, Германии, Англии и России до возникновения марксизма, авторы подчеркивают значимость таких достижений исторической мысли, как принцип историзма, понятие о, классовой борьбе, элементы материализма и диалектики. На этой основе определен круг проблем, которые поставила историческая наука ко времени открытия материалистического понимания истории. Попутно хотелось бы заметить, что понятие "романтизм" трактуется авторами слишком широко. Французская либеральная школа историков периода реставрации вряд ли шла "в русле" романтизма (стр. 56). Историзм этой школы противостоял реакционному "историзму" немецкой романтической школы и являлся шагом вперед.

Важное место в учебнике отведено революционному перевороту в исторической науке - открытию материалистического понимания истории, взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса. Авторам удалось показать, как основоположники научного коммунизма творчески развивали свое учение, борясь с попытками подменить его экономическим материализмом, с догматизмом и ревизионизмом. Возникновение подлинно научного исторического метода неразрывно связано с выходом на арену политической борьбы пролетариата. Теория общественно-экономических формаций явилась мощным орудием познания прошлого и прогнозирования будущего. Именно революционная сущность этой теории и делает ее неприемлемой для буржуазной историографии.

При анализе буржуазной историографии второй половины XIX в. авторы вполне обоснованно сосредоточивают внимание на характеристике позитивизма. Подчеркивая общие черты и классовые тенденции и вместе с тем отсутствие внутренней цельности и единства в этом течении, они отмечают и его специфику применительно к отдельным странам. В той мере, в какой позитивизм отстаивал познавательные возможности истории как науки, культивировал идею развития, накопления и тщательной проверки исторических фактов и критики источников, пробуждал интерес к экономической и социальной истории, он делал "известный шаг вперед в развитии буржуазной исторической науки" (стр. 114). В то же время позитивистская методология проповедовала эклектическое соединение материализма с идеализмом, "равноправие" экономического, социального, политического, идеологического, психологического, биологического факторов, невозможность революционных скачков в развитии общества. "Позитивистские направления сочетали приспособление к успехам научного мышления со стремлением лишить науку ее революционного заряда" (стр. 115). Поздние поколения позитивистов говорили о непознаваемости глубинных причин исторических событий, призывали отказаться от поисков закономерностей и обобщений. Позитивисты считали материализм "самым разрушительным" и решительно с ним боролись. При изложении историографии разных стран во второй половине XIX в. в соответствующих главах освещается становление марксистских исторических школ, в борьбе с различными направлениями буржуазной историографии.

Переходя к характеристике историографии периода империализма, авторы показывают идейно-методологический кризис, который охватил в это время буржуазную историческую мысль. В учебнике рассмотрены социально- политические и гносеологические причины этого кризиса и его главные проявления - отказ от идеи закономерности в истории и отрицание познавательных возможностей исторической науки. Вместе с тем авторы отмечают, что процесс накопления фактов, изучения отдельных сторон исторического процесса продолжался, хотя методология профессиональных историков чаще всего была эклектичной, включая самые разнородные элементы, в том числе и материалистические.

Специальный раздел посвящен началу ленинского этапа исторической мысли и историографии, возникновение которого связывается с наступлением эпохи империализма, новыми научными открытиями, с развитием марксистского учения, ростом международного рабочего и освободительного движения. В. И. Ленин внес огромный вклад в разработку теории познания, в обоснование принципа историзма, в решение конкретных проблем новой и новейшей истории. Им были созданы научная теория империализма, теория социалистической революции, раскрыто всемирно-историческое значение Великой Октябрьской социалисти-

стр. 153


ческой революции. Ленин определил методологические принципы изучения рабочего движения как международного по своей сути, ввел в науку понятия центра революционного рабочего движения, революционной ситуации, обосновал тезис о гегемонии пролетариата в буржуазно-демократических революциях новой эпохи. Требование рассматривать преломление общих закономерностей исторического процесса в конкретных условиях и ситуациях составляет один из главных принципов марксистско-ленинского историзма.

Через всю вторую часть учебника проходит идея противоборства марксистско- ленинской историографии, наиболее благоприятные условия для развития которой созданы в СССР и других социалистических странах, с буржуазной историографией, подверженной все углубляющемуся идейно- методологическому кризису, отражающему общий кризис капитализма. Одна из существенных черт этого периода - разрыв между "количественными" и "качественными" показателями буржуазной историографии, ростом специализации, большим размахом научной работы, публикаций источников и "сужением ее познавательных возможностей, методологическим эклектизмом, субъективностью и пессимизмом общих построений" (стр. 284).

Авторы рассматривают достижения советской историографии новой и новейшей истории. Они называют основные направления исследований и практически все сколько-нибудь значительные труды. Конечно, относительно небольшие размеры учебника не позволили подробно раскрыть в нем конкретные исторические концепции, изложить суть дискуссионных проблем, осветить разработку методологических аспектов. Возможно, целесообразно издать отдельное пособие по советской историографии. Тем более, что для этого уже имеется хорошая основа3 .

В учебник включены краткие очерки эволюции марксистско-ленинской историографии в социалистических странах, подробно охарактеризованы марксистские школы развитых капиталистических стран (особенно Италии и Франции), прослеживается усиливающееся воздействие марксизма на исследования историков-немарксистов. Мысль о неуклонном росте влияния материалистического понимания истории проходит через всю вторую часть книги. Несомненной удачей авторов является общий очерк послевоенного развития буржуазной историографии. В нем выделено два этапа: с 1946 г. до конца 50-х годов и с начала 60-х годов по настоящее время (стр. 373 - 374). Авторы рассматривают методологические новации, влияние теории "индустриального общества", подчеркивают, что наблюдаются сближение методологических установок различных течений на базе поворота к "социально- структурной истории", известная модернизация основ и методов буржуазной исторической науки с целью более успешного противостояния марксизму- ленинизму. Однако междисциплинарный подход, "психологизация" истории, многофакторный подход, применение количественных методов в исторических исследованиях и т. п. не привели буржуазную историографию на научные позиции. Особенно сильное деформирующее воздействие на многие разделы науки оказывает антикоммунизм. В учебнике сделан интересный вывод о том, что на нынешнем этапе на первый план выдвигаются буржуазно-реформистские течения, порой смыкающиеся с социал-реформистской историографией (стр. 385). При анализе послевоенной историографии отдельных стран охарактеризованы наиболее влиятельные направления, труды наиболее видных историков. Однако если в историографии США и ФРГ выделены основные направления и школы, то материал по Италии и Англии построен по проблемному принципу. Не всегда выдерживаются единые критерии для классификации историографических направлений, течений, школ.

Отдельные главы учебника перенасыщены именами историков. Иногда два-три имени приводятся на одной странице без сколько-нибудь подробной характеристики их концепций, взглядов. Запомнить эти имена и названия многочисленных произведений студенту будет трудно, да и в справочном плане такая информация мало что лает. Понятно стремление авторов наиболее полно изложить заданные сюжеты, однако отбор "кандидатур" историков для анализа их творчества в учебнике мог быть более строгим. Еще одно пожелание. Следовало во введении хотя бы кратко охарактеризовать понятия историографического факта


3 В. А. Дунаевский. Советская историография новой истории стран Запада. 1917 - 1941. М. 1974; И. С. Галкин. В. И. Ленин и развитие советской историографии новой и новейшей истории. М. 1977.

стр. 154


и историографического источника. Это позволило бы студенту глубже понять предмет историографии и приемы исследования, свойственные этой отрасли науки.

Авторы поставили перед собой задачу сконцентрировать внимание студентов на закономерностях развития исторической науки, на оценке исторических концепций и теорий с материалистических позиций. С этой задачей они успешно справились.

Выход в свет нового учебника будет не только способствовать улучшению преподавания историографии в вузах и благотворно воздействовать на качество подготовки специалистов в области истории, но и окажет стимулирующее влияние на дальнейшее развитие этой отрасли исторического знания.

Orphus

© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/-ИСТОРИОГРАФИЯ-НОВОЙ-И-НОВЕЙШЕЙ-ИСТОРИИ-СТРАН-ЕВРОПЫ-И-АМЕРИКИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Казахстан ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. Ф. ОСТАЛЬЦЕВА, И. Д. ПАРФЕНОВ, "ИСТОРИОГРАФИЯ НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 22.01.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/-ИСТОРИОГРАФИЯ-НОВОЙ-И-НОВЕЙШЕЙ-ИСТОРИИ-СТРАН-ЕВРОПЫ-И-АМЕРИКИ (date of access: 23.04.2019).

Publication author(s) - А. Ф. ОСТАЛЬЦЕВА, И. Д. ПАРФЕНОВ:

А. Ф. ОСТАЛЬЦЕВА, И. Д. ПАРФЕНОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Publisher
Казахстан Онлайн
Астана, Kazakhstan
529 views rating
22.01.2018 (456 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Keywords
Related Articles
ПОЛОЖИТЬ КОНЕЦ ИЗМЫШЛЕНИЯМ О РЕВВОЕНСОВЕТЕ КАСПИЙСКО-КАВКАЗСКОГО ФРОНТА
14 days ago · From Казахстан Онлайн
ДЖ. Н. КЕРЗОН В РОССИЙСКОЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Catalog: История 
14 days ago · From Казахстан Онлайн
According to our hypothesis, the conversion of electrons and positrons into each other occurs by replacing the charge motion vector with the opposite vector. This is explained by the fact that all elements of the electron's magnetoelectric system are opposite to all elements of the positron's magnetoelectric system. And this opposite is determined by the vector of their movement in space. Therefore, it is only necessary to change the motion vector of one of the charges to the opposite vector, so immediately this charge turns into its antipode.
Catalog: Физика 
Мы живем в самое прекрасное время в истории человечества с точки зрения продолжительности жизни и состояния физического здоровья населения. Сегодня люди и в 80 лет работают и сохраняют энергичный ритм жизни. Медики говорят, что это может быть правилом, а не исключением, когда люди начнут заботиться о своем здоровье. Здоровье - именно тот ресурс, без которого достичь успеха очень трудно. Это понимают и молодые люди.
64 days ago · From Казахстан Онлайн
ИРАНСКИЙ ДЕМОКРАТ-ГУМАНИСТ САЙД НАФИСИ
73 days ago · From Казахстан Онлайн
Рецензии. ТАНАКА АКИРА. ТАКАСУГИ СИНСАКУ И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ВОЙСКА
73 days ago · From Казахстан Онлайн
ЛЮДИ И ПРИРОДА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ. ОПЫТ ОБЪЯСНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ДЕТАЛЕЙ ИСТОРИИ КОЧЕВНИКОВ
Catalog: История 
73 days ago · From Казахстан Онлайн
Что происходит с украинским книжным рынком сейчас? Почему война стала катализатором изменений в отрасли? Как школьные учебники тормозят развитие книгоиздания Украины и почему литература должна выдаваться не за счет бюджета? Изменения в рыночном ландшафте Украины обсуждали во время 25-го "Book Forum" в Киеве, участие в нем принимали и делегации из Казахстана.
79 days ago · From Казахстан Онлайн
А. И. ЗЕВЕЛЕВ, Ю. А. ПОЛЯКОВ, Л. В. ШИШКИНА. БАСМАЧЕСТВО: ПРАВДА ИСТОРИИ И ВЫМЫСЕЛ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ
Catalog: История 
85 days ago · From Казахстан Онлайн
УЧАСТИЕ СОВЕТСКОГО АЗЕРБАЙДЖАНА В МЕЖДУНАРОДНОМ КУЛЬТУРНОМ И НАУЧНОМ ОБМЕНЕ В 20-30-е ГОДЫ
85 days ago · From Казахстан Онлайн

ONE WORLD -ONE LIBRARY
Libmonster is a free tool to store the author's heritage. Create your own collection of articles, books, files, multimedia, and share the link with your colleagues and friends. Keep your legacy in one place - on Libmonster. It is practical and convenient.

Libmonster retransmits all saved collections all over the world (open map): in the leading repositories in many countries, social networks and search engines. And remember: it's free. So it was, is and always will be.


Click here to create your own personal collection
"ИСТОРИОГРАФИЯ НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Reviews · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2019, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK