Libmonster ID: KZ-2324
Author(s) of the publication: И. ЛАТЫШЕВ

Первая реакция правительства и общественности Японии на сообщения о беспрецедентной по своим масштабам террористической акции, учиненной в Нью- Йорке и в Вашингтоне исламистскими камикадзе, была быстрой и однозначной. Премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми в экстренном десятиминутном разговоре по телефону с президентом США Дж. Бушем выразил соболезнование по поводу гибели тысяч жертв этого чудовищного преступления и заверил президента в "твердой поддержке Японией администрации США и всего американского народа, вставшего на решительную борьбу с терроризмом".

В заявлениях для прессы, сделанных в первые дни после событий, происшедших в США 11 сентября 2001 года, японский премьер неоднократно повторял, что "Япония твердо поддерживает решимость США не склонять головы перед терроризмом". В одной из бесед с журналистами, проведенных в его официальной резиденции, Коидзуми заявил: "Я считаю вполне естественным намерение президента Буша выявить преступников и принять решительные меры по борьбе со столь тяжкими преступлениями". В одном из публичных заявлений он расценил все случившееся в США как "вызов не только Соединенным Штатам, но и всему демократическому сообществу". При этом премьер-министр подчеркнул готовность японского правительства "объединить усилия с мировым сообществом в деле предотвращения подобных преступных террористических актов" и оказать Соединенным Штатам "любую возможную для Японии помощь".

В те же дни влиятельные члены правительства и лидеры трех парламентских партий правительственной коалиции (Либерально-демократической, Комэйто и Новой консервативной) объявили о намерении безотлагательно приступить к разработке и представлению парламенту на утверждение новых законов, предусматривающих введение ряда чрезвычайных мер, призванных обеспечить предотвращение на территории страны террористических актов, подобных тем, что произошли в США. В принципе свое согласие с этим намерением выразили сразу же и партии парламентской оппозиции, включая Демократическую, Либеральную, Социал-демократическую, а также Коммунистическую партии. Последняя предложила еще до дня созыва внеочередной парламентской сессии (27 сентября 2001 года) начать обсуждение данного вопроса в рамках соответствующих постоянных комиссий обеих парламентских палат.

В этой связи ряд лидеров правящей Либерально- демократической партии высказался за пересмотр парламентом "Закона о силах самообороны" с тем, чтобы позволить японским вооруженным силам более эффективно противостоять возможным акциям террористов на территории самой Японии. В ходе развернувшихся дискуссий общественное внимание привлекло к себе, между прочим, следующее тревожное заявление министра экономики, торговли и промышленности Такэо Хиранумы: "Япония нуждается в упрочении безопасности своих атомных реакторов на случай возможных атак террористов... Конструкция японских атомных реакторов предусматривает их абсолютную безопасность в случае горизонтальных толчков при землетрясениях, но они не способны выдерживать удары, обрушиваемые на них по вертикали ракетами и самолетами".

Одновременно в политическом мире Японии вспыхнула с новой силой заглохшая было в последние годы полемика о допустимости экспедиций японских "сил самообороны" за пределы страны. Спустя всего лишь два дня после терактов в США в токийской печати появились сообщения о высказываниях генерального секретаря кабинета министров Ясуо Фукуды с намеками на намерение правительства изменить интерпретацию статьи 9 конституции Японии, налагающей запрет (как считало до сих пор и само правительство) на использование японских "сил самообороны" в военных операциях за пределами страны. Однако в течение некоторого времени премьер-министр Коидзуми предпочитал воздерживаться от подтверждения достоверности таких сообщений, заявляя, что "при нынешней конституции Япония не может присоединяться к совместным военным операциям других развитых стран". Иначе говоря, поначалу "всемерная помощь" не предполагала участие японских вооруженных сил в американских военных экспедициях.

Но уже вскоре под давлением Вашингтона позиция японского правительства стала меняться в пользу привлечения японских вооруженных сил к содействию зарубежным военным операциям США. 17 сентября Коидзуми дал указание срочно приступить к разработке таких поправок в "закон о силах самообороны", которые позволили бы японской армии оказывать вооруженным силам США более активную, чем прежде, "тыловую поддержку" - как в "районах, окружающих Японию", так и за их пределами, включая зону Индийского океана.

Новые установки на привлечение "сил самообороны" к "тыловой поддержке" военных операций США в Аф-

стр. 13


ганистане шли, разумеется, вразрез не только с конституцией, но и с "Соглашением о новых направлениях японо- американского оборонного сотрудничества в окружающих Японию районах". Оно было ратифицировано японским парламентом в мае 1999 года после долгих и упорных споров правительства с депутатами оппозиции - противниками подчинения вооруженных сил страны диктату Пентагона. В другое время столь явный шаг токийского правительства навстречу сторонникам отказа Японии от юридических ограничений на возрождение ее военной мощи - ограничений, формально все еще остающихся в силе со времени окончания второй мировой войны, вызвал бы, наверняка, массовые протесты японской миролюбивой общественности. Однако в атмосфере вполне объяснимой поддержки большинством японцев идеи бескомпромиссной войны против международного терроризма, провозглашенной президентом США Дж. Бушем, сторонники наращивания военной мощи Японии смогли развернуть - и небезуспешно - с небывалой прежде силой пропагандистскую кампанию в пользу бессрочного сохранения на ее территории военных баз США, а заодно и за признание за ней права на ведение войн и посылку японских вооруженных сил не только в соседние, но и весьма отдаленные районы мира. Под влиянием этой кампании военные круги США обрели осенью 2001 года в лице Японии послушного помощника, готового идти еще дальше, чем прежде, по пути военного сотрудничества с Пентагоном. Токио по собственной инициативе вдруг проявил желание переложить на Японию обязанности по охране американских военных баз и объектов, находящихся на ее территории. В ноябре впервые за всю послевоенную историю было принято решение об использовании с согласия Пентагона японских "сил самообороны" для участия наряду с американцами в охране таких военных баз США, как Йокоте (вблизи Токио), Йокосука (вблизи Иокогамы) и другие.

Опубликованная 20 сентября сводная программа мероприятий правительства Японии по активному содействию борьбы США против мирового терроризма вошла в политический обиход под названием "Семь пунктов Коидзуми", которые вкратце сводятся к следующему:

1. Принять законодательные меры, позволяющие "силам самообороны" оказывать "тыловую поддержку" вооруженным силам США, ведущим где-либо боевые действия;

2. Усилить охрану важных объектов на территории Японии, включая военные базы США-3. Направлять "силы самообороны" за рубеж с целью сбора информации;

4. Усилить контроль за иммигрантами;

5. Направлять гуманитарную и экономическую помощь таким странам, как Пакистан и Индия;

6. С помощью "сил самообороны" оказывать содействие беженцам в районах, где ведутся военные операции американских вооруженных сил;

7. Сотрудничать с другими государствами в предотвращении возможных беспорядков в экономических системах Японии и других стран.

Касаясь необходимости создания надлежащих условий для реализации "Семи пунктов", премьер-министр Коидзуми в выступлении по национальному телевидению заявил о намерении правительства подготовить в срочном порядке для утверждения парламентом законопроекты, позволяющие "силам самообороны" оказывать "тыловую поддержку", а также медицинскую и прочую невоенную помощь вооруженным силам США в районах их боевых действий.

На встрече с президентом США Джорджем Бушем, состоявшейся 25 сентября в Вашингтоне, Коидзуми заверил его в "твердой решимости" Японии поддерживать США в борьбе против "мирового терроризма". Но в то же время он осторожно, но внятно дал понять, что эта поддержка не будет включать "применения вооруженной силы". Глава Белого дома заявил, что даже при отсутствии вооруженной помощи роль Японии в условиях войны "нового типа" может быть "столь же важна, как и бомбардировки с воздуха" в случае, если террористы окажутся отрезанными от финансовой поддержки извне.

Публикуя в общем положительные сообщения о вашингтонской встрече Коидзуми с Бушем, японские средства массовой информации не умолчали, тем не менее, и о некоторых разногласиях, проявившихся между обеими сторонами.

Недовольство Вашингтона вызвало намерение Токио ограничить задачи направленной к острову Диего-Гарсия (атолл площадью 25 квадратных километров в центральной части Индийского океана, на котором расположена военно- морская база США - связующее звено американских баз в Западной Европе и на Ближнем Востоке с базами в Азии и Тихом океане. - Ред. ) группы кораблей японских сил самообороны лишь "сбором разведывательной информации и наблюдением". По мнению американской стороны, более ценной была бы помощь в обеспечении безопасности американских морских коммуникаций в Южно-Китайском море, где возможны вылазки исламских террористов, а также в транспортировке боеприпасов из Австралии на Диего-Гарсию.

Сдержанность Японии в содействии военным операциям США в Афганистане вызвана не столько ограничениями, налагаемыми конституцией (ее токийские государственные деятели не раз нарушали в прошлом), сколько противодействием внутренних политических сил. Если в первые дни после трагедии в США японцы практически единодушно поддержали стремление Вашингтона покарать преступников, то довольно скоро многие из них стали задумываться о возможных последствиях пентагоновских акций возмездия.

Так, еще до начала воздушных налетов США на Афганистан редакция газеты "Джапан таймс" в передовой статье от 19 сентября 2001 года писала: "Опасность военных операций, даже в случаях, когда они необходимы, состоит в том, что они могут привести к бессмысленным убийствам и ранениям многих невинных людей. Такой побочный урон произведет обратный эффект, вызвав массовое озлобление в связи с действиями Америки и ее союзников и давая террористам новые поводы и оправдания для продолжения их террористических кампаний.

стр. 14


Именно поэтому военные операции должны планироваться и проводиться с максимальной осмотрительностью".

Поднимая в последующие дни вопрос о нежелательности втягивания Японии в американские военные операции, редакция той же газеты в номере за 25 сентября писала: "Эскалация разговоров о войне - а некоторые говорят даже о "третьей мировой войне" - оставляет удручающее впечатление... По сути дела за войну придется платить дорогой ценой, включая как человеческие жизни, так и материальный ущерб, а чрезмерные военные меры лишь разожгут массовые эмоции в исламском мире. Если Америка и ее союзники будут и далее клеймить другие нации как своих врагов, то война будет расширяться и приведет, возможно, к противостоянию, подобному "войне цивилизаций"... В глобальную битву против терроризма Япония может внести свой вклад главным образом в форме невоенных видов помощи..."

Во второй половине сентября довольно громко зазвучали голоса против безоговорочной поддержки военных действий США в Афганистане и в стенах японского парламента - со скамей депутатов оппозиции. Так, например, лидер Социал- демократической партии Такако Дои заявила о том, что осуждение терроризма - это одно, а поддержка военных ударов по Афганистану - это другое. "Такие удары возмездия, - заявила она, - повлекут за собой ответные удары возмездия, что приведет к еще большему числу невинных жертв... Применение оружия не приведет к должному решению конфликта".

Депутат от Демократической партии Нобухико Суто предложил правительству, ссылаясь на статью 9 конституции, воздержаться от посылки японских "сил самообороны" в районы боевых действий и ограничиться лишь поставками медикаментов и предметов бытового обихода для беженцев. Но единства взглядов в рядах этой партии не оказалось: кое- кто из ее депутатов высказался безоговорочно в пользу пересмотра 9 статьи ради присоединения Японии к военным операциям США.

Японское правительство не упустило случая и внесло на обсуждение парламента поправки в законы, определяющие статус "сил самообороны" с целью устранения некоторых законодательных ограничений, налагаемых на зарубежные экспедиции этих сил.

В конце октября большинство депутатов трех партий правительственной коалиции утвердило ряд поправок в "Закон о силах самообороны". Эти законодательные акты легализовали и впервые за послевоенные годы "выдали" право Токио направлять в качестве военного союзника США свои вооруженные силы на зарубежные театры военных действий при условии, что японские военнослужащие будут воздерживаться от участия в боевых операциях, ограничиваясь лишь "тыловой поддержкой" вооруженных сил США, включающей медицинскую помощь и поставки невоенного снаряжения. Правда, в решения парламента была включена и другая оговорка, призванная успокоить местных пацифистов: посылке японской армии в другие страны должно предшествовать предварительное согласие на это правительства принимающей стороны. Кроме того, предусмотрено, что приказ начальника Управления обороны о направлении японских вооруженных сил за пределы страны должен быть одобрен японским парламентом сроком не более 20 дней.

Внесенные парламентом поправки и дополнения в "Закон о силах самообороны" допускают также участие японских военнослужащих в поисково-спасательных операциях на зарубежных территориях и поставки участникам военных действий гуманитарных грузов. Применение японскими "силами самообороны" стрелкового или иного оружия в ходе их зарубежных экспедиций разрешается по аналогии с принятыми для миротворческих сил ООН процедурами только в целях "самозащиты", а также защиты беженцев и раненых солдат, находящихся под их охраной.

2 ноября 2001 года состоялось закрытое заседание японо- американского координационного комитета, на котором было принято принципиальное решение о безотлагательном присоединении японских "сил самообороны" к участию в антитеррористической миссии США в Афганистане. С этой целью был разработан так называемый "базовый план" (формально утвержденный на заседании кабинета министров Японии 16 ноября 2001 года. - И.Л. ).Буквально через две педели после вступления в силу новых законодательных актов два эсминца "сил самообороны" "Курама" и "Кирисамэ", а также военный транспорт "Хамана" вышли из порта Сасэбо (остров Кюсю) и без промедления отправились в Индийский океан. Перед передовым отрядом японских кораблей была поставлена задача "сбора информации" и оказания "тыловой поддержки" военных операций США в Афганистане.

Правда, торжественный выход японских эсминцев в дальнее плавание для поддержки американской антитеррористической операции был несколько омрачен демонстрациями протеста представителей местных профсоюзных организаций на портовом причале. Антиамериканские выступления в Сасэбо стали одним из свидетельств того, что военные действия США в Афганистане получили далеко не однозначный отклик среди японской общественности.

Неудачей закончилась и попытка японского премьера склонить к поддержке антитеррористической акции США глав правительств стран АСЕАН на конференции этой организации, состоявшейся в начале ноября 2001 года при участии Японии, КНР и Южной Кореи. Предложенный Коидзуми проект декларации в поддержку военной акции в Афганистане не был поддержан. По этому поводу китайский журналист заявил газете "Иомиури":

"Японское правительство пытается укрепить свое влияние в странах Юго-Восточной Азии, воспользовавшись для этого проектом антитеррористической декларации, отражающим американскую политическую линию. Однако Китай и некоторые страны Юго-Восточной Азии отказываются одобрить курс Японии на поддержку военных операций, проводимых в Афганистане Соединенными Штатами и Великобританией".

Не встречает одобрения в странах Восточной и Юго- Восточной Азии и решение Японии содействовать афганским операциям вооруженных сил США. В этом решении усматривается тайное намерение Токио легализовать под флагом борьбы с терроризмом военные экспедиции японской армии за пределы страны, недобрые воспоминания о которых и по сей день свежи в исторической памяти народов соседних государств. Отсюда проистекает и та настороженность, с которой Китай, два корейских государства и некоторые другие страны Азии восприняли возобновление походов японских военных кораблей в воды Южных морей и Индийского океана. Они опасаются, что это новшество может быть чревато далеко идущими и не всегда позитивными международными последствиями.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ЯПОНИЯ-ЯПОНСКИЕ-ЭСМИНЦЫ-ВОШЛИ-В-ИНДИЙСКИЙ-ОКЕАН

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Alibek KasymovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Alibek

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. ЛАТЫШЕВ, ЯПОНИЯ. ЯПОНСКИЕ ЭСМИНЦЫ ВОШЛИ В ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 05.06.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ЯПОНИЯ-ЯПОНСКИЕ-ЭСМИНЦЫ-ВОШЛИ-В-ИНДИЙСКИЙ-ОКЕАН (date of access: 25.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. ЛАТЫШЕВ:

И. ЛАТЫШЕВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
"РУССКАЯ ГРАММАТИКА" ГЕНРИХА ВИЛЬГЕЛЬМА ЛУДОЛЬФА
14 minutes ago · From Alibek Kasymov
"MY FRIEND ARKADY, DON'T SPEAK BEAUTIFULLY..." About lexical errors in modern public speech
3 hours ago · From Alibek Kasymov
ON THE OCCASION OF THE 80TH ANNIVERSARY OF SERGEI KONSTANTINOVICH ROSHCHIN
5 days ago · From Alibek Kasymov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
НОВАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РОСПИСИ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ ТЕКСТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ХАДИСЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
ТУРКОЛОГИЧЕСКИЕ И ОСМАНИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА XVI-XIX ВЕКОВ ИЗ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩ ТУРЦИИ
7 days ago · From Alibek Kasymov
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (XIII-XV BB.)
7 days ago · From Alibek Kasymov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ЯПОНИЯ. ЯПОНСКИЕ ЭСМИНЦЫ ВОШЛИ В ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android