Libmonster ID: KZ-2440

Критика и библиография. Рецензии

М.: Институт Ближнего Востока, 2005. 286 с.

Новая работа известного отечественного востоковеда Р. Г. Ланды, чья научная и профессиональная деятельность уже не одно десятилетие связана с изучением арабского и мусульманского мира, на мой взгляд, больше чем просто мастерски написанный труд по изучению проблем, связанных с политизацией ислама, радикализмом и терроризмом отдельных исламских движений и организаций. Это в первую очередь решительная попытка показать неадекватность реалиям жизни, складывающимся (а по некоторым признакам уже сложившимся) в умах не только отдельных ученых, политиков и государственных деятелей, но и простых граждан нашей страны стереотипов исламофобии, которым мы обязаны ростом в последнее время негативного отношения к исламу и мусульманам, составляющим немалую часть населения России.

Основные задачи, которые автор ставит перед собой, это изучение ключевых причин превращения ислама в одну из ведущих сил как в региональной, так и в международной политике, анализ взаимоотношений ислама и мирового революционного опыта, исследование генезиса исламо-экстремистского движения, определение возможных путей его эволюции к "постисламизму" (с. 3).

Уже на стадии ознакомления с оглавлением рецензируемой работы можно отметить ряд существенных моментов, по которым данное монографическое исследование выгодно отличается от трудов других как отечественных, так и зарубежных специалистов по исламскому фундаментализму и экстремизму.

Так, С. Э. Бабкин в работе "Движения политического ислама в Северной Африке" большую часть своего внимания уделил изучению конкретных форм политической организации в странах североафриканского региона (Египет, Алжир, Марокко, Тунис, Ливия, Судан). Подробный и детальный анализ исламистских организаций в указанном регионе является, бесспорно, сильной стороной данной работы. В то же время автор не ставил себе задачи столь же тщательного и глубокого изучения корней политической культуры в многомиллионном исламском мире [Бабкин, 2000, с. 23 - 36, 241 - 262, 336].

В труде К. И. Полякова "Исламский фундаментализм в Судане" главным для автора было при рассмотрении вышеуказанной проблематики изложить суть понятия "исламский фундаментализм", выделить социально-экономические и политические предпосылки "возрождения" исламских движений на Ближнем и Среднем Востоке, изучить доктрину и основные аспекты политической деятельности исламских фундаменталистов [Поляков, 2000, с. 11 - 29]. В результате "за бортом" осталось рассмотрение исламского фундаментализма в исторической ретроспективе, факторов стабилизации и дестабилизации в арабо-мусульманском мире. Впрочем, учитывая цель и задачи автора (изучение причин, условий возникновения и дальнейшего развития суданского исламо-фундаменталистского движения, анализ его специфических черт), такой "упрощенный" подход к исследованию проблем политического ислама становится понятным.

Особняком среди перечисленных работ стоит труд известного французского исследователя исламо-фундаменталистских и экстремистских движений Жиля Кепеля "Джихад: экспансия и закат исламизма", вышедший в Париже в 2001 г. [русский перевод см.: Кепель, 2004]. Свою монографию автор делит на четыре части, используя так называемый проблемно-хронологический метод изложения материала. Для него главной целью и соответственно вытекающими из нее задачами становится анализ исламистского движения на его пути от своей "колыбели" (1940 - 1950-е гг.), через бурную "юность" (конец 1960-х - начало 1980-х гг.), могущественную "зрелость" (1980-е гг.) вплоть до "старости" и "смерти" (1990-е гг.). Такая структура работы делает ее чрезвычайно привлекательной для читателя, который может найти здесь любой интересующий его "сюжет". Однако из поля зрения исследователя выпадают события, не вписывающиеся в указанные рамки, в частности те значительные социально-экономические, политические, а главным образом идеологические, процессы, которые имели место в мире ислама на рубеже XIX-XX вв.

Р. Г. Ланда учел недостатки предшествующей научно-исследовательской традиции: при структурировании своей работы он постарался не обойти вниманием все большие и малые

стр. 199


"подводные камни" этой, до сих пор остающейся одной из наиболее сложных для изучения, темы современной арабистики, политологии и социологии - политизации ислама и радикализации общественно-политических движений мусульман.

В качестве основополагающего метода изложения материала автор избрал комплексно-проблемный подход. Главными для него стали вопросы, связанные с анализом причин становления политической культуры и насилия в многоликом и разнообразном мире ислама, простирающемся от песков пустыни Сахары до индонезийских пляжей, с определением той доли ответственности, которую должны нести ведущие страны Запада за разгул международного терроризма, с поиском путей примирения Запада и Востока на основе подлинного и равноправного сотрудничества во всех областях жизни.

Анализируя развитие исламской политической культуры, Р. Г. Ланда справедливо отмечает, что на ее становление и развитие повлияло многовековое противоборство Востока с колониальной экспансией Запада, и в этом видит главную причину возникновения исламского фундаментализма. Он характеризует исламизм как форму политической оппозиции прозападно ориентированным правительствам арабских и мусульманских стран. Автор верно указывает на то обстоятельство, что "при всех различиях и противоречиях между интеллектуально-предпринимательской элитой и простым народом в странах ислама и та, и другая стороны в равной мере возмущены агрессивной "вестернизацией", а в последнее время - и процессами глобализации, грозящими оставить не у дел элиту и окончательно разорить неимущие низы города и деревни..." (с. 17 - 18). Иными словами, в арабо-мусульманских странах исламизм одинаково используется и "низами", и "верхами" общества как весьма действенный инструмент по защите своих интересов в противостоянии с "вестернизацией" и глобализацией.

В этой связи представляется весьма полезным и нужным ознакомиться с тем, как Р. Г. Ланда раскрывает суть понятий "фундаментализм", "интегризм" и "политический ислам (исламизм)", по поводу которых у нас в стране в 1990-х гг. шли весьма оживленные дискуссии среди арабистов, востоковедов, исламоведов и политологов. Давая краткий обзор основных точек зрения и взглядов на содержание данных терминов, автор заключает: "...фундаментализм, интегризм и политический ислам (исламизм), имея единую суть и основу, все же различаются тем, что первый из них - прежде всего теория, второй - и теория, и практика (с преобладанием то первой, то второй в зависимости от обстоятельств), а что касается политического ислама, то это в основном практика ... не забывающая о теории, особенно в вопросах пропаганды, агитации и распространения влияния среди широких слоев верующих" (с. 42). Причем сам фундаментализм подразделяется автором на умеренное и радикальное течения. Последнее же в ряде случаев переходит в исламо-экстремизм. Кроме того, появление политического ислама явилось во многом "результатом жесткой и бескомпромиссной борьбы исламистов и националистов за идейное лидерство и в национально-освободительной, и в социальной освободительной борьбе мусульманских народов" (с. 42).

Разбирая далее истоки и причины возникновения такого феномена, как исламский фундаментализм, Р. Г. Ланда приходит к весьма важным для современной исторической науки выводам, в соответствии с которыми при рассмотрении данного феномена в исторической ретроспективе становится очевидным, что "исламский фундаментализм - это уже третья волна идеологического подъема мира ислама за последние 150 лет" (с. 53). Первыми двумя волнами, по мнению автора, были панисламизм, а затем национализм и отчасти социализм.

Отдельного внимания, безусловно, заслуживает отношение автора к такому сложному и неоднозначному понятию, как "исламская революция", суть которого состоит в том, что "идея социальной революции, политизации общества и соответствующей организации его классов, групп и духовных направлений - своего рода подарок Запада (и России) миру ислама. Но, соединившись с местными структурами, традициями, обычаями и менталитетом, этот "подарок" превратился в идеологический и политический бумеранг". При этом важно помнить, что в начале XX в. "мир ислама... решительно отвергал само понятие "революции" и вообще революционности на западный манер, вне рамок религии" (с. 74).

Особенно ярко мастерство автора и его высокий профессиональный уровень проявились в параграфе, посвященном самой неоднозначной теме современной отечественной науки, как исторической, так и политологической, - теме Чечни. Уложить в "прокрустово ложе" 24 страниц текста тщательно и детально аргументированный научный анализ основных этапов развития российско-чеченских отношений до 1917 г., в советский и постсоветский периоды под силу

стр. 200


далеко не каждому специалисту, даже если он давно занимается этой проблемой. Особо отмечу то обстоятельство, что, рассматривая такой крайне сложный и неоднозначный материал, автор ни на йоту не отошел от требований научности исследования, предельно объективного и взвешенного анализа любой проблемы независимо от его личной позиции.

"Красной линией" через всю работу проходит тема ответственности ведущих стран Запада за пестование на этапе становления различных исламистских организаций и движений, многие из которых потом "горячо" отблагодарили своих "кормильцев".

Р. Г. Ланда совершенно справедливо отмечает тот немаловажный, но часто упускаемый из виду многими исследователями момент, что высшие политические круги Запада находятся в заложниках у своего узкопрагматичного менталитета. Этот менталитет предполагает опять-таки столь же узконаправленный эгоизм, который в политической практике реализуется в виде простой формулы: "эти парни нам сегодня крайне нужны, так как они - последний заслон на пути коммунистической угрозы (националистической диктатуры и т.д.)". То, что "эти парни" потом, после устранения "угрозы", не только не вернут выданные им деньги и оружие, но и повернут их против своих "благодетелей" (классический пример - деятельность бывшего внештатного сотрудника ЦРУ Усамы Бен Ладена), политических и общественных деятелей Запада мало беспокоит.

Указанные деятели находятся в плену у мифа "о порочной системе внутренней и внешней безопасности". Даже трагедия 11 сентября 2001 г. и последующие за ней события не смогли похоронить этот миф. Наоборот, они его скорее укрепили, так как власти стран, пострадавших в этой всемирной террористической войне, заявили, что проблема не в порочности самой системы безопасности, которая борется с террором еще большим террором, укрывая при этом лиц, подозреваемых в "опасных" для Запада странах в террористической деятельности, а в том, что "мало дали денег на безопасность", "сильно ограничили полномочия спецслужб" (одна только презумпция невиновности чего стоит), "не дали уничтожить все страны - спонсоры террора" и т.д.

Многочисленные факты, приведенные в исследовании Р. Г. Ланды, позволяют с большой долей уверенности говорить, что миф "о безопасной жизни" и есть главная суть ответа военно-политических и бизнес-экономических элит Запада на новый вызов XXI в. - международный терроризм, в ряде случаев окрашенный в исламские тона.

Вместо того чтобы ведущим странам Запада, как верно отмечает Р. Г. Ланда, оказать содействие арабо-мусульманскому миру в деле преодоления исламо-экстремизма с "помощью - экономической, технической, финансовой, по линии науки, культуры, образования, здравоохранения" (с. 215 - 216), могущественные западные державы, во главе с "мировой империей" -США продолжают разрабатывать новые виды вооружений для борьбы со странами из "оси зла". Однако каждый новый "антитеррористический" удар американцев и их союзников лишь множит ряды стран - участниц "оси зла".

Следует отметить, что именно во взглядах на сущность современного исламо-экстремистского движения, на перспективы его дальнейшей эволюции и состоит кардинальное отличие работы Р. Г. Ланды от схожей с ней по фундаментальности монографии Жиля Кепеля. В своем исследовании, ознаменовавшем собой новый этап в исламоведении, Кепель с присущей ему педантичностью настойчиво отстаивал тезис о том, что "в конце XX века исламизм как воинствующее направление ислама, вопреки надеждам его сторонников и опасениям противников, которые в начале 1990-х гг. предсказывали ему успех, утратил свою притягательность, потерпев поражение в борьбе за политическую власть" [Кепель, 2004, с. 8 - 9]. В противовес этому, опираясь на громадный фактический и теоретический материал, Р. Г. Ланда доказывает обратное: "Можно ли говорить о каком-либо "закате" исламизма? Приведенные в этой книге факты свидетельствуют о другом. Речь идет скорее о смене тактики, о демонстрации, да и то далеко не везде, перехода от радикализма к умеренности, от экстремизма к миролюбию. Но зависит это во многом от позиции противостоящих политическому исламу сил" (с. 264).

Проведенное Р. Г. Ландой исследование теории и практики политического ислама, ввиду необычайной сложности затрагиваемых в нем проблем и огромного количества материалов по различным их аспектам, не лишено ряда недостатков. Так, представляется не вполне обоснованным помещение анализа внутриполитической ситуации в Судане, где за власть в стране ведут острую борьбу традиционалисты (суфийские братства и контролируемые ими партии), армия и исламисты, в параграф "Исламизм и традиционализм". Соглашаясь с автором в том, что

стр. 201


"важнейшую роль (в устранении армией с суданского политического Олимпа исламистов в лице Национального исламского фронта. - С. С.) сыграли суфийские братства, выстоявшие в противоборстве с мощным тоталитарно-идеологическим аппаратом НИФ" (с. 212), думаю, все же уместно было бы поместить этот "сюжет" в параграф "Радикальный фундаментализм и терроризм в арабских странах". Тем более что в этом же параграфе дан обстоятельный анализ деятельности египетских исламо-фундаменталистов, при поддержке которых, собственно, и зародилось в середине 1940-х гг. исламистское движение в Судане.

Логика повествования в рассматриваемой работе подводит нас к мысли о том, что Запад при указанной психологии его элит вряд ли захочет переменить свою политику в отношении арабо-мусульманского мира. Однако сама эта мысль автором так и не высказана. А ведь уже давно не секрет, что страны ислама смогут стать полноправными участниками мирового сообщества лишь в том случае, если их национальные экономики начнут серьезно конкурировать с экономиками ведущих западных стран. Правда, в этом случае Запад может потерять на арабском и мусульманском Востоке выгодные рынки для сбыта своих товаров и услуг. Нет сомнения, что нынешние бизнес-политические элиты стран Запада никогда не пойдут на такое развитие событий, чтобы не подорвать своего многолетнего могущества. А это, в свою очередь, означает, что питательная почва для радикальных и открыто экстремистских организаций будет еще долго сохраняться в большинстве арабо-мусульманских стран.

Отмеченные недостатки рецензируемой монографии нисколько не умаляют ее значение. Работа Р. Г. Ланды представляет собой несомненный научный вклад ученого, взявшегося обобщить и проанализировать столь сложный и, повторюсь, крайне неоднозначный материал. Темы, затронутые в указанном исследовании, достойны того, чтобы на ниве их дальнейшего изучения сложились различные, хочется верить, успешные отечественные научные школы, чьи труды еще больше обогатят современную российскую историческую науку и политологию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бабкин С. Э. Движения политического ислама в Северной Африке. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, Институт востоковедения РАН, 2000.

Поляков К. И. Исламский фундаментализм в Судане. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2000.

Кепель Жиль. Джихад: экспансия и закат исламизма. М.: Ладомир, 2004.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Р-Г-ЛАНДА-ПОЛИТИЧЕСКИЙ-ИСЛАМ-ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ-ИТОГИ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Alibek KasymovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Alibek

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. Ю. СЕРЁГИЧЕВ, Р. Г. ЛАНДА. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 30.06.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Р-Г-ЛАНДА-ПОЛИТИЧЕСКИЙ-ИСЛАМ-ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ-ИТОГИ (date of access: 25.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. Ю. СЕРЁГИЧЕВ:

С. Ю. СЕРЁГИЧЕВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
ON THE OCCASION OF THE 80TH ANNIVERSARY OF SERGEI KONSTANTINOVICH ROSHCHIN
5 days ago · From Alibek Kasymov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
НОВАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РОСПИСИ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ ТЕКСТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ХАДИСЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
ТУРКОЛОГИЧЕСКИЕ И ОСМАНИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА XVI-XIX ВЕКОВ ИЗ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩ ТУРЦИИ
7 days ago · From Alibek Kasymov
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (XIII-XV BB.)
7 days ago · From Alibek Kasymov
ОБРАЗ ЭСЭГЭ МАЛАН ТЭНГРИ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ БУРЯТ
7 days ago · From Alibek Kasymov
К. К. СУЛТАНОВ. ОТ ДОМА К МИРУ. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ
8 days ago · From Alibek Kasymov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Р. Г. ЛАНДА. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android