Libmonster ID: KZ-2346
Author(s) of the publication: М. В. РЫБИНА
Educational Institution \ Organization: МГИМО (У) МИД России

Ключевые слова: Нигериямусульмано-христианские отношенияшариат"Боко Харам"

На Африканском континенте трудно найти государство, население которого представляло бы один народ и исповедовало бы одну религию. Границы, сложившиеся в период колониальных захватов второй половины XIX - начала XX вв. и последующих разделов территорий между европейскими державами, редко учитывают этнический или религиозный факторы. Стоит отметить также, что Африканский континент в принципе объединяет наибольшее число народов и этнических групп (по разным оценкам, до 7 тыс.); ведущие мировые монотеистические религии - ислам и христианство соседствуют здесь с традиционными верованиями, нередко сплетаясь в синкретические по своей основе культы.

Исключительные полиэтничность и поликонфессиональность стран Африки порождают проблему поиска путей к мирному сосуществованию различных этноконфессиональных групп в пространстве единого государства.

Эта проблема, безусловно, встала далеко не сегодня. Освободившись от колониального господства, многие страны столкнулись с дезинтеграционными процессами, поставившими под вопрос саму возможность их существования как единого целого. Достаточно вспомнить войну, которую вело в 1967 - 1970 гг. федеральное правительство Нигерии, представленное на тот период, в основном, мусульманами хауса и фулъбе, с силами провозглашенной христианами игбо Республики Биафра (по разным оценкам, в ходе конфликта погибло около 1 млн. человек1).

К концу 1980-х - началу 1990-х гг. многие африканские страны, объявив после долгих лет авторитарных режимов курс на демократию, погрузились в череду конфликтов, так или иначе обусловленных межэтнической и межрелигиозной рознью. Примеров страшных трагедий, к которым привели подобные столкновения, немало. Среди них первое место по своей жестокости занимают, пожалуй, две конголезские войны (1996 - 1997 и 1998 - 2002 гг.), в ходе которых погибло более 5 млн. африканцев2.

В начале XXI в. религиозный фактор стал едва ли не определяющим во взаимоотношениях ряда народов и государств. Добавлю также, что в условиях стремительной глобализации религия начинает играть большую роль, что, безусловно, повышает значение фактора веры в вопросах межкультурного и межцивилизационного диалога. Ввиду этого стоит признать, что Африканский континент способен принести нам немало сюрпризов со знаком минус в сфере межэтнического и межрелигиозного противостояния. К т.н. проблемным странам можно отнести ДРК, Кению, Гану, Кот-д'Ивуар и, прежде всего, Нигерию - самое густонаселенное государство Африки (154,6 млн, 2011 г. -оценка3).

Население Нигерии отличает крайне низкий уровень консолидации - в стране насчитывается более 250 народностей и этнических групп. Ее жители исповедуют в основном ислам (50,5% населения) и христианство (48,2%, в т.ч. католики 13,7%, протестанты 15%)4. Нигерия поделена на 36 штатов с учетом этнического состава, однако большая часть штатов остается полиэтничной. Мусульмане преобладают на севере и на юго-западе, подавляющее число христиан живет на юго-востоке и на западе, сторонники традиционных верований рассеяны по стране.

16 апреля 2011 г. в Нигерии состоялись президентские выборы. Признанные международными наблюдателями более спра-

стр. 41

ведливыми по сравнению с печально известной традицией фальсификации и подтасовки результатов голосований выборы президента обернулись массовыми столкновениями на межрелигиозной почве, приведшими к гибели более 800 человек5.

Столкновения охватили 14 штатов (главным образом, северные - Кадуна, Кацина и Замфара), населенные преимущественно мусульманами, недовольными исходом голосования и переизбранием на пост президента 54-летнего христианина Гудлака Джонатана. Негодование северян вызвало формальное нарушение негласной традиции, согласно которой пост президента Нигерии по очереди занимают представители мусульманского Севера и христианского Юга.

Гудлак Джонатан был приведен к присяге как глава государства 6 мая 2010 г. после смерти президента Умара Яр-Адуа, выходца из мусульманского штата Кацина. Таким образом, северяне "потеряли" 5 лет возможного пребывания у власти. Основной противник Г. Джонатана - 68-летний генерал Мухаммад Бухари, уже находившийся у власти в 1983 - 1985 гг., - отметил, что ни он, ни его партия "Конгресс за прогрессивные перемены" не причастны к начавшимся беспорядкам, и призвал остановить волну насилия в стране6.

Особый трагизм ситуации придает то обстоятельство, что политические силы Нигерии связывали большие надежды с президентскими выборами, намереваясь доказать международному сообществу свою состоятельность как демократического государства и стабилизировать внутриполитическую ситуацию. Напомню, что эта африканская страна вернулась к гражданскому правлению только в 1999 г. после долгих лет пребывания у власти военных режимов (1967 - 1979, 1983 - 1999 гг.). Однако избрание главы государства показало, что даже самые позитивные события в политической жизни (к числу которых, безусловно, можно отнести состоявшиеся выборы) способны спровоцировать всплеск насилия и обострение межрелигиозного противостояния.

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ В НИГЕРИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

Разобраться в причинах произошедшего возможно лишь в исторической ретроспективе. Нигерия никогда не представляла собой единого этнокультурного и религиозного пространства. Проникновение ислама и мусульманской культуры в Северную Нигерию началось еще в IX в. В Средние века здесь процветали государства Канем, затем Борну, в начале XIX в. в результате экспансии кочевников-фулъбе сложился халифат Сокото. Юг страны долгое время не испытывал прямого воздействия христианства или ислама. Эта территория вошла в зону влияния Великобритании в XIX в., тогда же здесь получило распространение христианство.

В 1900 г. на захваченных Великобританией землях были созданы два протектората - Северная Нигерия и Южная Нигерия. На севере получила распространение т.н. система косвенного управления, при которой местные правители (представленные на тот момент эмирами городов, подчиненных султану Сокото) фактически превратились в глав туземной администрации. Британцы использовали структуру эмиратов фулъбе, сохранили сложившуюся к этому периоду систему отношений между различными племенами и соответственно никак не посягали на позиции ислама в регионе.

В протекторате Южная Нигерия, объединявшем народы игбо, йоруба, ибибио, тив, иджо и др., которые не создали ко времени их завоевания устойчивых государственных образований, колониальные власти не препятствовали деятельности христианских миссионеров. Их миссии сыграли большую роль в приобщении части местного населения к западным ценностям. Обученные, в том числе и в Европе, африканцы возвращались на родину, где выступали с реформистских позиций, требуя усовершенствования системы управления колонией и предоставление полных гражданских и политических свобод коренному населению7.

В 1914 г. британские власти образовали единую колонию Нигерия. В 1947 г. страна в соответствии с "конституцией Ричардса" (тогдашнего губернатора Нигерии) была поделена на три административных области: Северную (преимущественно населенную хауса и фулъбе), Восточную (христиане игбо) и Западную (йоруба, в большинстве своем христиане. Восточная и Западная области созданы на землях бывшего протектората Южная Нигерия).

Принцип регионализации был закреплен в последующих конституциях - 1951 и 1954 гг. (согласно конституции 1954 г., Нигерия объявлялась федерацией). Этот принцип, с одной стороны, как бы подтверждал этническую и культурную самобытность отдельных регионов, а с другой, препятствовал подлинному объединению. Кроме того, увеличивался разрыв в экономическом и культурном развитии различных территорий страны. При этом выходцы с более отсталого Севера, как правило, по-прежнему занимали доминирующее положение в колониальной администрации, в отличие от представителей более образованного и экономически сильного нефтеносного Юга (промышленная разработка месторождений нефти началась в Нигерии в 1956 г.). Большим влиянием на Севере пользовалась созданная в 1951 г. партия Северный народный конгресс (СНК), сохранявшая традиционные связи с мусульманскими лидерами и правителями.

В 1960 г. Нигерия получила независимость в границах бывшей колонии. Население страны стремилось, прежде всего, обрести независимость, откладывая решение всех спорных вопросов на потом. Между тем, взаимоотношения христиан и мусульман обострились, особенно в регионах их компактного проживания, прежде всего на землях йоруба.

Расстановка политических сил в Нигерии в 1960-х гг. отражала фактическое разделение страны на три зоны с доминирующими там этническими группами. Лидирующее положение на федеральном уровне по-прежнему занимали северяне.

СНК в 1960 - 1966 гг. контролировал федеральное правительство, в 1966 г. Конгресс вместе с Национальным советом нигерийских граждан (НСНГ, главная

стр. 42

партия Восточной Нигерии) формировал коалиционные правительства. Третья крупная политическая сила этого периода - Группа действия (ГД), образованная в 1951 г. на основе культурной ассоциации йоруба "Дети Одудувы" (Одудува - легендарный предок всех йоруба, действовала с 1948 г.), доминировала в 1960-х гг. в Западной Нигерии.

Эти партии находились в острой конфронтации друг с другом. В условиях политического соперничества создание действительно прочных федеральных структур представлялось недостижимой целью. К слову сказать, к нему и не стремились. Региональные элиты использовали государственные институты исключительно как инструмент для усиления влияния на местном уровне8.

Следует отметить, что и государство в этот период не предпринимало каких-либо целенаправленных шагов по консолидации страны - место государственной идеологии занимали местные, тесно сплетенные с религиозными, представления и традиции. Государственные институты, особенно на местах, по-прежнему были тесно связаны с родоплеменными и религиозными организациями, служившими также основой для формирования политических партий.

Попытка после переворота в январе 1966 г. ликвидировать федеральное устройство Нигерии и объявить эту страну унитарным государством не имела успеха. Северяне испугались возможного перераспределения ролей в пользу более образованных южан, а также потери своей власти на местах, которая была бы существенно ограничена в пространстве унитарного государства. Стоит признать, что унитарное государственное устройство в принципе вряд ли могло стать приемлемым для Нигерии, страны с поликонфессиональным и полиэтничным населением, и в дальнейшем сулило многие конфликты и столкновения.

В 1979 г. в ходе подготовки нового проекта конституции на обсуждение был вынесен вопрос о возможности утверждения принципов шариатского права в Основном законе страны. По его результатам в конституцию было включено положение (глава 7, часть II, В, 240 - 2449), согласно которому по усмотрению властей штатов там создавались апелляционные суды шариата. Мусульманские суды имели юрисдикцию только в случае согласия обоих участников процесса и рассматривали дела частного права. Внесение пункта о мусульманских судах штатов в конституцию страны в очередной раз продемонстрировало политический вес северян по сравнению с плохо организованными и пользующимися меньшей поддержкой федерального центра "южанами"10. Введение этого положения вызвало недовольство со стороны христианских общин, не раз выливавшееся впоследствии в серьезные столкновения на межрелигиозной почве.

В 1980-х гг. религиозное противостояние не утихало. Ситуацию накалял вопрос о распределении природных ресурсов - большая часть нефти в Нигерии добывается на преимущественно христианском юге.

В период пребывания у власти президента Сани Абача (1993 - 1998 гг.) разгорелся конфликт правительства с представителями народности огони, населявшей наиболее богатые нефтью районы. В 1993 гг. было образовано Движение за выживание народа огони, требовавшее политической автономии, увеличения своей доли в нефтяных доходах, решения экологических проблем. Правительство учредило специальный трибунал по гражданским беспорядкам и по результатам расследования казнило лидера Движения известного писателя и правозащитника Кена Саро-Вива и ряд его соратников.

ВВЕДЕНИЕ НОРМ ШАРИАТА И ОБОСТРЕНИЕ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ

В 1999 г. после принятия новой конституции страны, оставившей в силе положение о шариатских судах штатов, конфликт вокруг вопроса о правомерности введения норм мусульманского права разгорелся вновь. Поводом к очередному витку напряженности стало учреждение в 2000 г. в преимущественно мусульманском штате Замфара шариатских судов, к ведению которых были отнесены не только частные, но и уголовные дела, рассматриваемые ранее только в порядке светского судопроизводства. К 2009 г. шариат применялся уже в 9 северных штатах страны: Замфара, Кано, Сокото, Кацина, Баучи, Борно, Джигава, Кебби, Йобе. В штатах Кадуна, Нигер и Гомбе шариат практикуется в районах с преобладающим мусульманским населением.

Учреждение мусульманского судопроизводства спровоцировало многочисленные кровавые столкновения между последователями ислама и христианства, стало причиной гибели тысяч нигерийцев по всей стране. Христианская ассоциация Нигерии11 не раз обращалась к правительству и в Высший федеральный суд с просьбой объявить вступление в силу мусульманских правовых норм противоречащими конституции светского государства. Мусульманская община в ответ объясняла введение норм шариата желанием населения, а также тем, что шариат сегодня представляет собой едва ли не единственную защиту от эпидемии СПИДа и "общего падения нравов". Справедливости ради стоит отметить, что эти проблемы действительно стоят в Нигерии достаточно остро.

Попытки Межрелигиозного совета Нигерии (МРСН), созданного в 1999 г. и организовавшего ряд встреч представителей религиозных общин, остановить кровопролитие не принесли успеха. Позиция властей, к сожалению, также не способствовала улучшению ситуации.

Президент Олусегун Обасанджо не предпринял никаких шагов по решению проблемы. В своем интервью Би-Би-Си от 29 марта 2000 г. он подчеркнул, что его правительство не будет занимать определенной политической позиции в отношении учреждения мусульманских судов12. Впоследствии он не раз заявлял о том, что любое решение шариатского суда может быть обжаловано в Верховном суде страны. Стоит отметить, что приведение в исполнение приговоров шариатских судов в Нигерии действительно не раз откладывалось или отменялось. Так, в 2004 г. под давлением общественного мнения и официальных структур ряда западных

стр. 43

стран приговор о побивании камнями, вынесенный Амине Лаваль, которая родила ребенка вне брака, не был приведен в исполнение.

Между тем, международная правозащитная организация "Human Rights Watch" свидетельствует о многочисленных нарушениях прав человека в Нигерии после введения в стране шариатских законов13. Кроме того, как отмечают специалисты, "...к принятию шариатского уголовного законодательства не готова и значительная часть мусульман, для которых европейское право уже давно превратилось в неотъемлемый элемент образа жизни и действующей правовой системы"14.

С 2002 г. в стране начала действовать радикальная исламистская группировка "Боко Харам" (в переводе с яз. хауса - "Западное образование - грех"). Ее лидеры выступают против светского образования и требуют введения норм шариатского права на всей территории страны.

"Боко Харам" известна многими терактами. 26 августа 2011 г. ее боевики взорвали бомбу у представительства ООН в городе Абуджа, взрыв унес жизни 24 человек. 4 ноября в результате серии терактов в городах Даматру, Майдугури и некоторых других погибло 150 нигерийцев, были разрушены полицейские участки, военная база, несколько церквей.

В последние дни 2011 г. жертвами терактов, совершенных боевиками "Боко Харам", стали более 100 человек. В день католического Рождества 25 декабря они организовали серию террористических актов в христианских церквях городов Абуджа, Джос, Гадак и Джаматуру. 31 декабря президент Г. Джонатан был вынужден объявить чрезвычайное положение в северных штатах Джос и Нигер, а также закрыть государственную границу с Камеруном, Чадом и Нигером, откуда в Нигерию проникают боевики "Боко Харам". В ответ представители исламистской группировки потребовали от всех христиан покинуть в кратчайшие сроки мусульманские штаты. Сообщалось о десятках тысячах беженцев, устремившихся на преимущественно христианский юг.

Ситуацию осложняют массовые выступления в крупнейших городах, вызванные резким повышением цен на бензин и товары первой необходимости. Нигерийские профсоюзы добиваются пересмотра правительственного решения об отмене субсидий на топливо, принятое с целью сокращения бюджетного дефицита и повышения инвестиций в нефтеперерабатывающий сектор15.

Недавнее провозглашение нового африканского государства Республики Южный Судан (июль 2011 г.) (а до этого Эритреи) означает ломку политических и правовых институтов в условиях большого числа народностей.

Такая перспектива применительно к Нигерии представляется взрывоопасной. Эта идея может быть взята на вооружение различного рода экстремистскими организациями и использована для разжигания новой волны гражданских войн.

МОЖНО ЛИ ПРЕОДОЛЕТЬ РЕЛИГИОЗНЫЙ РАСКОЛ?

Взаимоотношения ислама и христианства в Нигерии связаны не только с религиозным аспектом, он тесно переплетается с этническими, традиционными родоплеменными институтами. Распределение ролей между различными народами и племенами складывалось на нигерийской земле на протяжении многих веков (религиозные верования обусловлены традиционными представлениями о земле, исторической принадлежностью тех или иных территорий тем или иным племенам), оно прочно сидит в сознании людей и, безусловно, не может быть изменено в одночасье. Кроме того, как уже отмечалось выше, в последнее время огромную роль стал играть фактор распределения тех или иных природных ресурсов, прежде всего нефти.

Не стоит сбрасывать со счетов и внешнеполитический аспект: Нигерия находится под пристальным вниманием Запада, что связано с ее богатыми нефтяными запасами. Действующие в стране иностранные нефтяные компании вызывают неоднозначную реакцию населения, нередки случаи нападений на офисы и сотрудников ТНК. Остро стоит проблема беженцев: по их числу в Европе Нигерия делит лидирующие позиции с ДРК и Сенегалом. Страна находится в крайне сложном экономическом положении, для нее характерны высокий уровень коррупции и крайне низкая продолжительность жизни, существует опасность эпидемии СПИДа. При этом Нигерия претендует на роль ключевого игрока на политической сцене Африканского континента, а также в странах мусульманского мира (с 1971 г. Нигерия является членом Орга-

стр. 44

низации исламского сотрудничества). Бывший президент О. Обасанджо совместно с представителями ЮАР активно участвовал в преобразовании Организации Африканского Единства в Африканский Союз в начале 2000-х гг., нигерийский воинский контингент составляет большую часть миротворческих сил Союза, дислоцированных в Дарфуре (Судан) и других проблемных зонах Африки.

В своих публичных выступлениях Джон Онайекан, католический архиепископ города Абуджа, сопредседатель Межрелигиозного совета Нигерии и бывший глава Христианской ассоциации Нигерии, отмечал многие проблемные моменты во взаимоотношениях христиан и мусульман, отстаивая при этом позицию, согласно которой сосуществование в стране представителей разных конфессий способно принести не столько отрицательные, сколько позитивные результаты в культурной и социальной сферах16.

В этой связи большим прогрессом на пути достижения поставленной цели примирения религий могли бы стать совместные акции представителей мусульманской общины и христианских церквей Нигерии по оказанию помощи беднейшим слоям населения, пропаганде здорового образа жизни. И такие мероприятия уже проводятся под патронажем Межрелигиозного совета, объединяющего в своих рядах не только религиозных деятелей, но и видных ученых, общественных деятелей и правозащитников.

Нигерия - страна с особой судьбой и особыми традициями; к ней трудноприменимы модели развития по западному образцу. Очевидно, что у нее свой путь развития, но он будет пройден максимально спокойно только в условиях мира между народами и религиозными общинами. Что касается шариатских судов, стоит признать, что эти суды, наравне с судами обычного права, уже много лет являются неотъемлемой частью нигерийской судебной системы и во многих, особенно сельских районах, не имеют себе альтернативы. Однако не стоит забывать о том, что около 49% населения Нигерии не являются мусульманами, и потому вопрос о территориальной и юридической компетенции судов шариата следует решать максимально осторожно.

Разумеется, полностью отделить религию от политики, тем более в такой стране, как Нигерия, где политические, религиозные и этнические институты всегда были сплетены в один узел, невозможно. В этой связи хотелось бы обратить внимание на ту роль, которую могли бы сыграть различного рода инициативы по оказанию посреднической помощи нигерийцам в налаживании исламо-христианского диалога.

Посредником может стать государство, которое имеет положительный опыт межрелигиозного взаимодействия. На эту роль, в частности, подходит наша страна, сложившаяся исторически как союз многих культур и религий. Стоит отметить, что механизмы по передаче опыта взаимодействия религий тем странам, где существует опасность противостояния по межконфессиональной линии, уже прорабатываются.

Недавно при Совете Федерации Федерального собрания РФ под председательством сенатора А. А. Аслаханова была создана рабочая группа по исламо-христианскому диалогу в составе представителей Русской православной церкви, мусульманского духовенства, научной общественности, поставившая своей целью консолидацию усилий христиан и мусульман для организации совместных мероприятий по оказанию помощи и передаче многовекового опыта взаимодействия религий тем странам, где существует опасность противостояния по межконфессиональной линии.

Необходимо обратить внимание и на экономические позиции нашей страны на Африканском континенте. Европейские и китайские компании активно осваивают нигерийский нефтяной рынок, а вот Россия, способная создать здесь реальную конкуренцию, пока отстает17. Между тем, посредническая инициатива могла бы в целом способствовать продвижению позитивного имиджа России в этой африканской стране и тем самым усилить наши позиции в различных сферах сотрудничества.

1 West African Worlds: Paths through Socio-economic Change, Livelihoods, and Development. New York, 2005, p. 90.

2 Peacebuilding and Rule of Law in Africa: Just Peace? (Security and Governance). New York, 2010, p. 111 - 112.

3 http://www.world-gazetteer.com/wg.php?x-&men=gadm&lng=en&des-wg&geo=-158&srt-n pan&col=abcdefghinoq&msz=1500

4 По данным на 2003 г. - http://www.prb.org/Articles/2006/IntheNewsTheNigerianCensus.aspx. В общенациональной переписи 2006 г. вопросы об этнической и религиозной принадлежности были опущены как способные породить столкновения и сорвать проведение переписи. Перепись проходила крайне сложно, ее результаты были обнародованы только в 2007 г.

5 http://www.hrw.org/news/2011/05/16/nigeria-post-election-violence-killed-800

6 http://arabnews.com/opinion/editorial/article.368279/ece7service-print

7 Udogu E.I. Nigeria in the Twenty-First Century: Strategies for Political Stability and Peaceful Coexistence. Lawrenceville, NJ, Africa World Press, 2005, p. 115 - 120.

8 Ibid. P. 121.

9 http://www.dejiolowe.com/downloads/nigeria_constitution_1979.pdf

10 Стоит отметить отсутствие общепризнанных и пользующихся авторитетом населения религиозных организаций. Так, например, христианство представлено разного рода протестантскими деноминациями, христианско-африканскими церквями, а на востоке страны сильны позиции католической церкви.

11 Эта организация была создана в 1976 г. Первоначально она включала в свой состав представителей католической церкви и ведущих протестантских деноминаций, впоследствии стала представлять интересы всех христиан страны.

12 http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/694357.stm

13 http://www.hrw.org/world-report-2011/nigeria

14 Сюкияйнен Л. Р. Исламское право и диалог культур в современном мире. М.. 2008, с. 64.

15 http://www.euronews.net/2012/01/04/fears-of-escalating-conflict-in-nigeria/

16 См.: Onaiyekan J. Dividends of Religion in Nigeria: Public lecture at the University of Ilorin on Wednesday, 12 May 2010 - http://www.new.unilorin.edu.ng/unilorin/index.php/public-lectures

17 Васильев А. Россия и Африка в глобальной борьбе за ископаемые ресурсы // Международная жизнь. 2011, N 6, с. 22 - 29.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/РЕЛИГИИ-И-ПОЛИТИКА-В-НИГЕРИИ-ПУТИ-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Alibek KasymovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Alibek

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. В. РЫБИНА, РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКА В НИГЕРИИ: ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 11.06.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/РЕЛИГИИ-И-ПОЛИТИКА-В-НИГЕРИИ-ПУТИ-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (date of access: 25.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. В. РЫБИНА:

М. В. РЫБИНА → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
ON THE OCCASION OF THE 80TH ANNIVERSARY OF SERGEI KONSTANTINOVICH ROSHCHIN
5 days ago · From Alibek Kasymov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
НОВАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РОСПИСИ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ ТЕКСТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ХАДИСЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
ТУРКОЛОГИЧЕСКИЕ И ОСМАНИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА XVI-XIX ВЕКОВ ИЗ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩ ТУРЦИИ
7 days ago · From Alibek Kasymov
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (XIII-XV BB.)
7 days ago · From Alibek Kasymov
ОБРАЗ ЭСЭГЭ МАЛАН ТЭНГРИ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ БУРЯТ
7 days ago · From Alibek Kasymov
К. К. СУЛТАНОВ. ОТ ДОМА К МИРУ. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ
8 days ago · From Alibek Kasymov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКА В НИГЕРИИ: ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android