Libmonster ID: KZ-2337
Author(s) of the publication: Ф. ЮРЛОВ

За полвека независимого развития Индия утвердила себя в качестве государства, способного влиять на ход мировых событий. Ее достижения и огромный потенциал дают основание полагать, что уже в обозримом будущем она превратится в великую державу.

Изменившееся соотношение сил в мире после окончания холодной войны положило начало новому этапу в развитии человечества. Это уже не холодная война, но еще и не новое устройство мира. Разрушение системы двухполюсного мира поставило перед всеми странами задачу создания новой структуры международных отношений и уточнения своего места в ней.

Уже сейчас очевидно, что в XXI в. мир не будет однополюсным, хотя не может быть и возврата к двухполюсной модели. Нынешнее доминирование США в мире как единственной супердержавы не означает, что международный порядок будет "Pax Americana", потому что у Америки нет реальной силы и ресурсов править в одиночку миром, в котором усиливается экономическое и политическое влияние других стран - европейских и азиатских.

Ускорившийся процесс глобализации выдвинул на передний план геоэкономические факторы. Промышленно развитые государства стремятся монополизировать ресурсы Земли и обеспечить себе доступ к рынкам развивающихся стран. Кроме того, Север делает все возможное, чтобы защитить свои собственные рынки от продукции развивающихся стран.

Экономическое и политическое неравенство в мире вряд ли может быть основой плавного, бесконфликтного развития. Углубление такого неравенства (а пока нет оснований считать, что оно уменьшается) может привести к новым конфликтам и противостояниям. Кроме того, глобальные, региональные, экономические и политические последствия распада СССР будут еще достаточно долго оказывать воздействие на мировые процессы с непредсказуемым результатом.

ИНДИЯ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

За вторую половину XX в. центр экономической и политической активности постепенно перемещается в Азию из Северной Америки и Европы. Если в 1940 г. в Азии производилось всего 19% валового мирового продукта, то в 1995 г. этот показатель вырос до 37%. А по имеющимся оценкам, к 2025 г. Азия будет производить 55% мирового валового продукта1 . Конечно, Азии предстоит решить еще немало проблем. Важнейшие из них - бедность и неравномерное распределение богатства между странами и внутри них.

Огромную самостоятельную, еще не в полной мере оцененную величину в мировой политике представляет Китай, который пока что сосредоточивает свои главные усилия на внутренних делах и не проявляет особой активности за пределами Азиатского региона. Есть все основания полагать, что влияние Китая на мировые процессы будет возрастать по мере его продвижения по пути реформ и эволюционного преобразования общества.

Что касается Индии, то она приняла изменившийся мир со всеми его сложностями и проблемами и стала активно использовать новые возможности для укрепления своих экономических и политических позиций. Во внешней политике она и раньше никогда не замыкалась на одной стране или группе стран и стремилась проводить диверсифицированную внешнюю политику, "играя по всему полю".

После двухвекового колониального господства Индия должна была утвердить себя в качестве независимого государства, способного существенно влиять на международные дела. За полвека независимого развития она немало сделала в этом направлении, значительно повысив свой авторитет в мировом сообществе. Но у Индии оставались еще крупные нерешенные внутренние проблемы, которые затрудняли этот процесс. И, тем не менее, ее достижения и огромный потенциал дают основание полагать, что уже в обозримом будущем она превратится в реальную великую мировую державу.

Выработка новой модели международных отношений впрямую связана с глобализацией, которая затрагивает национальные интересы и безопасность отдельных суверенных государств. Принятая в развитых странах формула глобализации далеко не всегда учитывает особенности многих развивающихся стран. Интеграция в мировой рынок имеет и свои политические аспекты. Опыт последних лет свидетельствует, что при определенных условиях глобализация может сопровождаться ущемлением национальных интересов и ослаблением безопасности стран, вовлекаемых в этот процесс.

Глобализация вполне отвечает интересам богатых, развитых государств. Но как обстоит дело с другими, менее удачливыми и бедными странами и народами? При помощи агрессивной глобализации сверхдостаточное потребление меньшинства населения мира приняло угрожающие размеры для большинства жителей планеты, в том числе для Индии, России и других стран. По существу, вся экономическая и военная мощь Запада встала на защиту своего суперпотребления, или, как мягко говорят некоторые западные экономисты и политологи, - гедонизма.

У индийцев глобализация в концептуальном плане не вызывает возражений. Многие из них полагают, что она отвечает духу индийской философии. Однако они не считают, что глобализация должна быть выше интересов индивида, семьи или государства. Эти базовые институты

стр. 25


вырабатывались человечеством в течение веков и сохраняют свою уникальную идентичность и жизнеспособность в мировом сообществе. Мировой порядок должен предполагать наличие индивидуальной, национальной и культурной самобытности. Глобализация не должна означать подчинение и ущемление национального суверенитета и культуры. Поэтому Индия не приемлет теории вроде "конца истории".

Индийская концепция мира состоит в примирении и гармонизации личных и общественных интересов, а также культурной и национальной идентичности в рамках более широкого плюралистического порядка. Однако сегодня сильные развитые государства пытаются оттеснить на периферию истории слабые и развивающиеся страны, в которых проживает две трети населения планеты. Реальное разоружение и мир без оружия остаются отдаленной мечтой. Конец "холодной войны" не завершился окончанием всех конфликтов, он только изменил их характер. Индия, может быть, более остро, чем любая другая крупная держава, ощущает главные вызовы, стоящие перед человечеством, в том числе и связанные с нынешним этапом глобализации. Есть, по крайней мере, две причины такого обостренного восприятия современных проблем. Первая - это долгий исторический опыт страны, прошедшей через множество испытаний, поражений и побед и сохранившей свою самобытность, многообразие и единство. И вторая - масштабность ее внутренних проблем. Индийцы всегда были открыты всем ветрам, всем веяниям и всем влияниям. Но всегда сохраняли свое национальное своеобразие. Еще веды учили их принимать и ассимилировать все положительное и жизнеутверждающее, что есть в мире: "Пусть благородные мысли приходят к нам со всех сторон"2 .

ИНДИЯ ВЫСТУПАЕТ ЗА СОХРАНЕНИЕ МНОГООБРАЗИЯ МИРА

Новые идеологии развития мира должны дать ответ на ряд принципиальных вопросов: в каком направлении будет развиваться мир в XXI в. и каким будет новый мировой порядок - однополюсным, многополюсным или еще каким-то. Сможет ли Запад внедрить свои ценности в остальной части мира, в том числе и при помощи глобализации.

Будущее человечества, справедливо заявлял бывший премьер-министр Индии А. Б. Ваджпаи, не будет определяться неверной и безосновательной теорией "столкновения цивилизаций". Главная ошибка этой теории состоит в том, что цивилизации не сталкиваются и не могут сталкиваться. Все цивилизации уходят корнями в общий набор ценностей и идей, которые все народы разделяют в своем стремлении к миру, справедливости, истине и товариществу. Все цивилизации оказывают цивилизирующее влияние на людей. И в этом часть самого определения любой цивилизации. К тому же не следует путать цивилизацию и историю. Человеческая история - это повествование о столкновениях и конфликтах, а также о мире и прогрессе. И это верно в отношении всех стран на всех континентах. В свою очередь, когда мы говорим о цивилизации, продолжал Ваджпаи, то, по сути, речь идет о стремлении различных обществ к гуманизму, которое передается от поколения к поколению через духовные ценности, культуру, искусство, философию, науку, сельское хозяйство, промышленность и быт простых людей3 .

Необходимость сохранения многообразия мира и человеческих ценностей прослеживается в работах многих индийских авторов. Так, один из них, социолог Джагдиш Капур пишет, что в рыночной экономике не имеет ценности то, что не может быть продано или обменено. Влияние и власть захватываются гегемонами, действующими в рамках однополюсной системы, которая становится неустойчивой и достигла разрушительной и агрессивной стадии "потребительства, защищенного оружием". Под прикрытием глобализации возникает неконтролируемая анархическая ситуация. Нынешний мир находится в состоянии глубокого кризиса. И никакая сила оружия массового поражения и средств массовой информации не сможет преобразовать его в глобальный заповедник однополюсной олигархии. Должен появиться новый справедливый и устойчивый порядок. Отсюда необходимость поиска новой парадигмы устойчивого развития для человечества4 .

Не теряет актуальности и другой вопрос - насколько возможны новые линии конфронтации в мире, пришедшие на смену прежнему противостоянию капи-

стр. 26


тализма и социализма советского типа? К сожалению, разделительные линии, острые и кровавые конфликты в мире после окончания "холодной войны" являются фактом реальной действительности.

ИНДИЯ АДАПТИРУЕТСЯ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ В МИРЕ

Изменения за последнее десятилетие объективно способствовали укреплению позиций и росту влияния Индии, которая реально претендует на роль великой державы в XXI в. В отличие от России, Индия в своей внешней политике не предпринимала резких ходов, противоречащих ее прежнему курсу и тем более отрицающих его. Она гибко приспосабливается к изменениям на мировой арене, исходя из принципиальных соображений защиты национальных интересов и безопасности. Индия приняла изменившийся мир со всеми его сложностями и проблемами и стала активно использовать новые возможности для укрепления своих экономических и политических позиций. И, тем не менее, решение о переориентации внешней политики было, очевидно, непростым.

За минувшее десятилетие Индия прошла нелегкий путь адаптации к изменившимся условиям в мире, в том числе и в связи с утратой позиций Движения неприсоединения, лидером которого она была. Этот процесс поиска своего достойного места, соответствующего возможностям миллиардной страны, еще продолжается.

В этой связи нужно отметить следующее. Во-первых, при всех обстоятельствах Индия основывает свою внешнюю политику на защите национальных интересов. Во-вторых, модифицируя свой внешнеполитический курс в соответствии с требованиями времени, она не становится на путь отказа от прошлого. Ее сегодняшний курс - это продолжение и развитие внешней политики предыдущих десятилетий. И, в-третьих, Индия проводит свою внешнюю политику и защищает свою безопасность в условиях демократии. Можно также сказать, что внешняя политика Индии является, по существу, консенсусной, то есть пользующейся поддержкой большинства общества.

У этой политики есть глубокие исторические корни, она во многом сформировалась до того, как Индия стала независимым государством. Принципы и идеология внешней политики сложились еще в ходе освободительной борьбы. Время от времени определенные ее стороны претерпевали изменения, но сущность оставалась более или менее неизменной5 .

Натвар Сингх, министр иностранных дел правительства Объединенного прогрессивного альянса (ОПА), пришедшего к власти в мае 2004 г., прямо заявил, что в течение последних 57 лет существовал национальный консенсус по внешней политике. Далеко идущие основы такой политики были заложены Джавахарлалом Неру еще до независимости. Ее ключевыми элементами были мир, развитие, антиколониализм, антиапартеид, дружба со всеми народами и укрепление ООН. Даже неконгрессистские правительства не смогли изменить фундаментальные принципы этой политики, поскольку у них не было альтернативных планов6 .

В 90-х гг. произошли два существенных изменения во внешней политике Индии. Первое было связано с распадом СССР и возникновением так называемого однополюсного мира. Индия должна была адаптировать свою политику к новым условиям и требованиям времени, оставаясь приверженной идеологии неприсоединения. Второе изменение было связано с проведением Индией ядерных испытаний в 1998 г.

В настоящее время руководящие принципы внешней политики Индии основаны на прагматизме и защите национальных интересов при сохранении основополагающих базовых идей в этой сфере. Индия исходит из того, что в нынешнюю эпоху внешняя политика должна оптимально отвечать на новые вызовы и открывать новые возможности. Индия рассматривает внешнюю политику как неотъемлемую часть всех усилий, направленных на национальное строительство в области экономики, решение социальных проблем, на защиту национального суверенитета, территориальной целостности и безопасности в самом широком значении этих понятий.

В рамках этой политики Индия ставит своей задачей реализацию следующих целей: добиваться понимания и поддержки в международном сообществе ее интересов и озабоченностей; сохранение и защита права Индии на принятие внешнеполитических решений; укрепление отношений взаимного доверия и уважения между странами на основе равенства; усиление роли Индии как фактора мира, стабильности, безопасности и поддержания баланса на международной арене.

стр. 27


ЗАПАД ВНОВЬ ОТКРЫВАЕТ ИНДИЮ

90-е гг. были отмечены кардинальными переменами в глобальном соотношении политических сил. Мир стал свидетелем невиданного ранее вызова азиатских государств многовековому европейскому лидерству и гегемонии США. Этот вызов связан не только с ростом экономического и военно-политического влияния азиатских стран, но и с усилением их национального самосознания. Некоторые политики и ученые считают, что достижения Азии представляют собой вызов Западу в определенной мере более сильный, хотя и менее антагонистичный, чем вызов коммунизма7 .

Какая же роль в этой конфигурации отводится Индии?

Запад оценивает Индию в качестве возможного центра силы и крупного рынка с учетом ее людских ресурсов и достаточно быстро прогрессирующей экономики. Ведь она входит в число десяти наиболее быстро растущих экономик мира, что может позволить ей при сохранении нынешних темпов развития через 10 - 15 лет переместиться с четвертого места по объему ВВП (по паритету покупательной способности) на третье место в мире.

США рассматривают Индию во многом в контексте американо-китайских отношений. Большое внимание Америка также уделяет роли Индии в региональном соотношении сил. Речь идет не только об отношениях между Индией и Пакистаном, в том числе по вопросу о Кашмире или ядерном противостоянии между этими странами. США исходят из того, что Индия хотя и не стала еще великой державой, но у нее есть потенциал, чтобы быть таковой8 . Индия наращивает свое региональное и даже глобальное влияние и готова совершить прорыв в экономическом росте. Она может стать важным фактором в стратегическом соотношении сил в Азии значительно быстрее, чем это представляется сегодня.

Линия на расширение сотрудничества с Индией особенно энергично осуществлялась республиканской администрацией Джорджа Буша. За последние годы отношения между странами развивались невиданными ранее темпами. Часть политического истеблишмента США полагает, что Индия хорошо сочетается с Америкой в геополитическом плане, прежде всего из-за приверженности демократии и верховенству закона. Индия также привлекает бизнесменов США как потенциальный огромный рынок. В контексте американской глобальной политики Индия и Южная Азия рассматриваются как важный для США регион. В администрации президента США прямо заявляют, что Америка имеет стратегические, политические и экономические интересы в Южной Азии.

Индия развивает интенсивный диалог с США в политической, экономической, научно-технической и других областях. Принципиально важной была встреча премьер-министра правительства Национального демократического альянса (НДА) А. Б. Ваджпаи с президентом Джорджем Бушем в Нью-Йорке в сентябре 2002 г., в ходе которой обе стороны подтвердили стремление развивать двусторонние отношения на качественно новой основе с учетом их общих стратегических интересов в Азии и других регионах. Еще одной вехой в отношениях между Индией и США стала встреча Ваджпаи и Буша в январе 2004 г., на которой был выработан план широкомасштабного сотрудничества. Он, в частности, предусматривал взаимодействие обеих стран в области гражданской атомной промышленности и гражданских исследованиях космоса, диалог по противоракетной обороне. Вместе с тем отмечалось, что интересы и мнения Индии и США не всегда совпадают. Однако это не является причиной для конфликта или противостояния двух стран.

Что касается правительства Объединенного прогрессивного альянса, то оно определенно и ясно заявило, что придает большое значение развитию и углублению отношений с США, которые являются крупнейшим торгово-экономическим партнером Индии. Со времени Неру, Индиры Ганди, Раджива Ганди и Нарасимха Рао Индия имела очень тесные связи с США, подчеркнул глава МИД Натвар Сингх. К тому же "американцы осознали, что Индия, по существу, является очень сильной державой, и в их интересах иметь хорошие отношения с нами. Мы приветствуем это и будем дальше работать на этом направлении". Вместе с тем министр считает, что предыдущее правительство во главе с Ваджпаи предпринимало "чрезмерные усилия, чтобы ублажить США". Отношения Индии с США, по мнению Н. Сингха, должны позволять им доверять друг другу. Но в индийско-американских отношениях нет коренных изменений. "Мы не можем быть "естественными союзниками", если Колин Пауэлл предоставляет Пакистану статус "крупного союзника вне рамок НАТО", даже не проконсультировавшись с Индией"9 .

И тем не менее Индия настойчиво подтверждает свою готовность активно развивать отношения с США. В послании Дж. Бушу по случаю его избрания на второй президентский срок на этот пост премьер-министр Индии Манмохан Сингх подчеркнул, что высшим приоритетом обеих стран является обеспечение безопасности в будущем мировом устройстве. Он заверил Буша, что Индия как партнер в борьбе "против терроризма и распространения оружия массового поражения будет рядом с США в укреплении международного мира и стабильности". В послании отмечалось также, что Индия и США разделяют цели борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом, выражалась надежда, что обе страны разработают "амбициозную повестку дня для более широкого стратегического сотрудничества" в области высоких технологий, торговли и обороны10 .

Развивая отношения с Индией, американцы вместе с тем не отказываются от сотрудничества с Пакистаном, который в течение десятилетий был ключевой для США страной в Южной Азии. Некоторые индийские политики считают, что Исламабад "обошел" Дели в отношениях с США во время антитеррористической операции в Афганистане. По существу, США сейчас проводят политику баланса сил в отношениях с Индией и Пакистаном, действуя в зависимости от политической целесообразности.

стр. 28


При всей заинтересованности США в дальнейшем развитии сотрудничества с Индией на этом пути обе страны сталкиваются с немалыми проблемами. Разумеется, Индия проявляет интерес к углублению взаимодействия с США в экономической и научно-технической сферах. Америка, в свою очередь, будет, по всей вероятности, наращивать усилия по вовлечению Индии в орбиту своего влияния, используя, в частности, такие механизмы, как углубление ее интеграции в мировую экономику и торговлю. Тем не менее, в политической области в отношениях между двумя странами остается немало вопросов (ядерное разоружение, реорганизация Совета Безопасности ООН и постоянное членство Индии в СБ, роль и место Индии и США в Южной и Юго-Восточной Азии), которые потребуют больших усилий и времени на выработку взаимоприемлемых решений с учетом интересов других стран.

США СЛЕДЯТ ЗА РАЗВИТИЕМ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИНДИЕЙ И КИТАЕМ

Ряд политиков в США считают, что Индия и Китай, как растущие силы потенциально могут "разрушить" региональный порядок в Азии. Поэтому следует проводить стратегию баланса сил как в отношении этих держав, так и "ослабевшей России". Отсюда делается вывод: предотвращать любое стремление этих трех держав к объединению усилий, которое может нанести ущерб стратегическим американским интересам в Азии.

Для США главная долгосрочная задача состоит в том, чтобы воспрепятствовать появлению в Азии любого регионального гегемона, так как он будет стремиться подорвать роль США. Речь идет прежде всего о Китае и в значительно меньшей степени о России или Индии11 .

Некоторые американские политики считают, что Америка и Индия должны теснее сотрудничать, "когда Китай стремится к гегемонии, когда распространяется исламский терроризм из Афганистана и Пакистана и существует диктатура в Мьянме". Они также рассматривают американо-китайские и американо-индийские отношения как своеобразный инструмент воздействия на Россию.

Провозглашенная Китаем, Индией и Россией стратегия на создание многополюсного мира, по существу, направлена на ограничение лидерства США. Формирование же нового мира с центрами силы в США, Европе, Китае, Японии, России и Индии может привести к сужению и даже подрыву влияния Америки. Поэтому Вашингтон стремится не допустить этого.

США внимательно следят за развитием отношений между Индией и Китаем. В этом ключе рассматриваются и ядерные испытания в Индии в 1998 г., разработка и размещение индийских ракет средней дальности "Агни", а также сохраняющиеся нерешенные пограничные проблемы между обеими странами. Америка в определенной мере синхронизирует свои отношения с Китаем и Индией. Естественно, что она не может не принимать во внимание растущее экономическое и политическое влияние Индии в Азии и мире, которое рассматривается частью американского политического истеблишмента с позиций использования индийского потенциала для нейтрализации экономической и военной мощи Китая.

Обсуждая вопросы взаимодействия США и Индии, нельзя игнорировать разные подходы обеих стран к таким глобальным проблемам, как единоличное лидерство США и стремление Индии к созданию многополюсного мира. Признавая важность глобализации, главным двигателем которой является Америка, Индия вместе с тем считает, что блага глобализации распространяются неравномерно между странами и народами и предстоит еще немало сделать, чтобы добиться справедливости в этом вопросе.

Подход Индии к глобализации отличается от позиции США и состоит в том, что она должна представлять собой осторожную, тщательно выверенную, поэтапную интеграцию экономик разных стран. Индия считает особенно важной свою приверженность фундаментальному принципу "единства в многообразии". Этот принцип касается как культуры и религий отдельных народов, так и их общест-

стр. 29


венных и политических взглядов. Отсюда - требование терпимости к мнению других людей, стран и народов, ненавязывание им своих рецептов и мнений.

В совместной декларации России и Индии, подписанной во время визита президента РФ В. Путина в Индию в декабре 2004 г., подчеркивается, что наиболее эффективным способом решения современных проблем и вызовов является многосторонний подход, основанный на самой широкой международной поддержке. Многосторонность представляет собой инструмент для создания многополярного мира. Выступая в Мемориальном фонде Дж. Неру в Дели, В. Путин сказал: "Представляются крайне опасными попытки перестроить созданную Богом многоликую, многообразную, современную цивилизацию по казарменным принципам однополярного мира"12 .

Путь к сближению Индии и США был и остается непростым. Обе страны разделяют несхожие подходы по ряду крупных вопросов современности. Они во многом связаны с разным историческим опытом и нынешними внутренними и внешними проблемами, с которыми сталкиваются Индия и США.

Тем не менее, сегодня общий вектор американо-индийских отношений явно положительный и направлен на их дальнейшее расширение и углубление. Как быстро пойдет этот процесс - покажет время. Но уже сейчас можно сказать, что он не будет гладким и безоблачным.

ИНДИЯ И КИТАЙ НА ПУТИ НОРМАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ

Принципиально важными для азиатской безопасности являются индийско-китайские отношения. За последние 40 лет они претерпели огромные изменения. После поражения Индии в военном конфликте с Китаем в 1962 г., когда от нее были отторгнуты значительные территории на северо-востоке и северо-западе, ситуация вновь осложнилась в 1964 г. Китай произвел тогда испытание ядерного устройства, на что Индия ответила ядерным испытанием в 1974 г. Все это не способствовало улучшению отношений между двумя странами. Вместе с тем предпринимались усилия по нормализации индийско-китайских связей, которые активизировались в последние годы. Происходил интенсивный обмен визитами государственных и политических деятелей Индии и Китая. Во время поездки в КНР в 2000 г. президент Индии К. Р. Нараянан заявил, что Индия и Китай могут стать самыми влиятельными мировыми державами, если будут сотрудничать на региональном и глобальном уровнях.

Заметным этапом на пути нормализации и улучшения отношений между Индией и Китаем стал визит Ваджпаи в КНР в июне 2003 г. В подписанной в ходе визита первой в истории индийско-китайских связей "Совместной декларации о принципах отношений и всеобъемлющем сотрудничестве" сформулированы главные принципы, которыми будут руководствоваться обе страны в отношениях друг с другом. Ключевые моменты в декларации - признание необходимости экономического развития и процветания двух самых крупных держав, сохранения мира и стабильности в азиатском регионе и в мире в целом, "укрепление многополюсности на международном уровне" и "развитие позитивных факторов глобализации". В декларации подчеркивалось, что "общие интересы обеих стран перевешивают" их разногласия. Индия и Китай не представляют угрозы друг для друга, и ни одна из сторон не будет использовать силу или угрозу применения силы против другой стороны. Указывалось и на то, что Индия и Китай должны ставить задачу качественного улучшения отношений "на всех уровнях и во всех сферах", решая разногласия мирным путем на справедливой и разумной основе, чтобы "различия в подходах не влияли на общее развитие двусторонних отношений"13 .

Нынешнее правительство ОПА также отмечает важность расширения связей с Китаем. Оно заявляет о необходимости развивать торгово-экономические отношения с КНР, продолжать целенаправленные переговоры по пограничному вопросу, укреплять политические контакты с Китаем по обеспечению региональной безопасности. Н. Сингх отмечает, что определенный прорыв в отношениях с Китаем произошел еще в 1988 г. во время визита премьер-министра Раджива Ганди в эту страну. "Тогда китайцы сказали - давайте отложим в сторону пограничные проблемы и будем продвигаться в других областях. Это сработало. На границе у нас мир и спокойствие в течение 15 лет. Более того, за 2000 лет нашей истории Индия и Китай конфликтовали всего один раз - в 1962 г. До сих пор обе стороны не провели глубокого анализа - почему это было возможным"14 .

Продолжая линию на улучшение отношений с Китаем, правительство ОПА провело во второй половине 2004 г. серию переговоров с китайскими представителями с целью "взаимоприемлемого" решения пограничного вопроса, что придало бы новый импульс двустронним отношениям15 .

(Продолжение следует)

-----

1 Яшвант Синха. Аспекты внешней политики Индии. Министерство иностранных дел Индии, Нью-Дели, 2003, с. 148.

2 Vajpayee A. B. Inaugural Address at the Eponymous International Conference. New Delhi // http:// www.outlookindia.com/ 09.07.03.

3 Там же.

4 Kapur J. C. In Search of a New Paradigm for a Sustainable Human Order // World Affairs, January-March, 2003 (Special Issue), p. 1 - 15.

5 Яшвант Синха. Идеология неприсоединения до сих пор актуальна //Аспекты внешней политики Индии. Нью-Дели, 2003, с. 201,202.

6 "The Week". June 13, 2004.

7 "The Economist". London. 09.07.1994, p. 4.

8 Condoleeza Rice. Promoting the National Interest // Foreign Affairs. New York. January / February 2000, p. 56.

9 Interview of India's External Affairs Minister to India Today (Tune 14, 2004 Issue); to Outlook (June 7, 2004 Issue).

10 "Frontline". Nov. 20-Dec. 03, 2004.

11 The United States and Asia: Toward a New U.S.Strategy and Force Posture. Zalmay Khalizad (ed.). Rand 2001// Rand.org/publications/MR/Mr1315, p. XIII.

12 "Независимая газета". 06.12.2004.

13 "Frontline". New Delhi. July 05 - 18, 2003.

14 Excerpts on Foreign Policy from the Common Minimum Programme of the United Progressive Alliance. 27.05.2004; President's Address to the Joint Session of Parliament. 07.06.2004; Outlook. June 7, 2004.

15 "The Hindu". 19.11.2004.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Политика-экономика-ИНДИЯ-В-МИРОВОЙ-ПОЛИТИКЕ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Alibek KasymovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Alibek

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ф. ЮРЛОВ, Политика, экономика. ИНДИЯ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 06.06.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Политика-экономика-ИНДИЯ-В-МИРОВОЙ-ПОЛИТИКЕ (date of access: 25.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Ф. ЮРЛОВ:

Ф. ЮРЛОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
ON THE OCCASION OF THE 80TH ANNIVERSARY OF SERGEI KONSTANTINOVICH ROSHCHIN
5 days ago · From Alibek Kasymov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
НОВАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РОСПИСИ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ ТЕКСТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ХАДИСЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
ТУРКОЛОГИЧЕСКИЕ И ОСМАНИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА XVI-XIX ВЕКОВ ИЗ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩ ТУРЦИИ
7 days ago · From Alibek Kasymov
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (XIII-XV BB.)
7 days ago · From Alibek Kasymov
ОБРАЗ ЭСЭГЭ МАЛАН ТЭНГРИ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ БУРЯТ
7 days ago · From Alibek Kasymov
К. К. СУЛТАНОВ. ОТ ДОМА К МИРУ. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ
8 days ago · From Alibek Kasymov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Политика, экономика. ИНДИЯ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android