Libmonster ID: KZ-2568

Исторические деяния, совершенные выдающимися личностями прошлых эпох, воспринимались многими древними и средневековыми народами как результат вмешательства высшей божественной силы, что нередко выражалось в приписывании этим людям необычного, легендарного происхождения. В историческом прошлом складывавшиеся таким образом подобные представления были распространены и среди многих древних и средневековых народов Евразии, в том числе монгольских кочевников, что нашло отражение в их преданиях, сохранившихся в летописных и фольклорных источниках.

Ключевые слова: легендарное происхождение, исторические предания, основатель кочевой империи, сяньбийцы, кидани, монголы, корейцы.

У монгольских народов Центральной Азии наиболее полно и многопланово подобное представление нашло отражение в легенде о происхождении основателя Монгольской мировой империи Чингисхана и, следовательно, всего "Золотого рода" Чингизидов.

Согласно легенде, изложенной в "Сокровенном сказании", первым легендарным предком Чингисхана "был Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба. Супругой его была Гоа-Марал" [Сокровенное сказание..., 1990, с. 12]. В чем конкретно состояло это "изволение Вышнего Неба", кроме самого факта рождения Борте-Чино, в этой легенде не сказано. Среди его потомков необычной внешностью отличался его потомок в девятом поколении Дува-Сохор. "У Дува-Сохора был один-единственный глаз, посреди лба, которым он мог видеть на целых три кочевки" [Сокровенное сказание..., 1990, с. 12].

Впрочем, к родословной Чингисхана непосредственное отношение имел не он сам, а его младший брат Добун-Мерген, который женился на "молодице" по имени Алан-Гоа, красивой женщине из знатного рода, которая была дочерью Хорилтай-Мергена, "нойона Хори-Туматского" [Сокровенное сказание..., 1990, с. 12 - 13]. В сочинении Рашида ад-Дина сказано, что мужем Алан-Гоа был Добун-Баян, происходивший из "коренных монголов", а сама она происходила из "племени куралас" [Рашид ад-Дин, 1952, с. 78]. "Войдя в дом к Добун-Мергену Алан-Гоа родила двух сыновей. То были Бугунотай и Бельгунотай" [Сокровенное сказание..., 1990, с. 13]. В жизни самого Добун-Мергена никаких необычных явлений не отмечено. Однако "после смерти Добун-Мергена Алан-Гоа, будучи незамужней, родила трех сыновей. То были: Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар-простак" [Сокровенное сказание..., 1990, с. 13].

Рождение этих трех сыновей вызвало сомнения и пересуды среди их старших братьев. Они "стали втихомолку говорить" про свою мать Алан-Гоа: "Вот наша мать родила троих сыновей, а между тем при ней нет ведь ни отцовских братьев, родных или двоюродных, ни мужа. Единственный мужчина в доме - это Маалих, Баяудаец.

стр. 104

От него-то, должно быть, и эти три сына" [Сокровенное сказание..., 1990, с. 14]. Когда слухи об этих пересудах дошли до Алан-Гоа, она "однажды весной сварила дожелта провяленного барана", собрала и посадила рядом всех своих пятерых сыновей, "дала им по одной хворостинке, чтоб они переломили". По одной хворостинке они без особых затруднений переломили. "Тогда она опять дала им, с просьбой переломить, уже штук по пяти хворостинок, связанных вместе. Все пятеро и хватали сообща и зажимали в кулаках, а сломать все же не смогли" [Сокровенное сказание..., 1990. с. 14]. После этого Алан-Гоа обратилась к своим сыновьям: "Вы, двое сыновей моих, Бельгунотай и Бугунотай, осуждали меня и говорили между собой: "Родила, мол, вот этих троих сыновей, а от кого эти дети"? Подозрения-то ваши основательны" [Сокровенное сказание..., 1990. с. 14].

Согласно версии Алан-Гоа: "Но каждую ночь, бывало через дымник юрты, в час, светило внутри (погасло), входит, бывало, ко мне светло-русый человек; он поглаживает мне чрево, и свет проникает мне в чрево. А уходит так: в час, когда солнце с луной сходится, процарапываясь, уходит, словно желтый пес. Что ж болтаете всякий вздор? Ведь если уразуметь все это, то и выйдет, что эти сыновья отмечены печатью небесного происхождения. Как же вы могли болтать о них как о таких, которые под пару простым смертным? Когда станут они царями царей, ханами над всеми, вот тогда только уразумеют все это простые люди"! После этого объяснения Алан-Гоа стала наставлять своих сыновей: "Вы все пятеро родились из единого чрева моего и подобны вы давешним пяти хворостинкам. Если будете поступать и действовать каждый сам за себя, то легко можете быть сломлены всяким, подобно тем хворостинкам. Если же будете согласны и единодушны, как те связанные в пучок хворостинки, то как сможете стать чьей-либо легкой добычей"? [Сокровенное сказание..., 1990. с. 14].

В сочинении Рашида ад-Дина об этом сказано: "Алан-Гоа без мужа забеременела от [луча] света; у нее появилось на свет три сына, и тех, кто происходит из рода и потомства этих трех сыновей, называют нирун, т.е. "чресла". Это намек на чистые чресла, ибо они зачаты от света" [Рашид ад-Дин, 1952, с. 178].

Данный рассказ из "Сокровенного сказания" в части, где говорится о переламывании хворостинок, весьма напоминает очень известный и широко распространенный сюжет о том, как престарелый царь-отец дает подобным образом переломить по одной стреле и пучку стрел своим сыновьям. В истории кочевых народов такие примеры "наглядной агитации" в пользу единства братьев-наследников приписывались нескольким правителям, в том числе скифскому царю Атею и болгарскому царю Кубрату Дулу. Несмотря на свою наглядность и очевидность, ни в одном из отмеченных случаев эти примеры не уберегли наследников от раздела отцовского наследства и его владений Сыновья Алан-Гоа, несмотря на все ее усилия, также разделили наследство между собой, оставив, как говорится, без ничего самого младшего брата, Бодончара, "считая его глупым и неотесаным и не признавая даже за родственника" [Сокровенное сказание..., 1990, с. 14]. В дальнейшем, несмотря на неотесанность, именно он "стал родоначальником поколения Борчжигин" [Сокровенное сказание..., 1990, с. 17]. По мнению Т. Д. Скрынниковой, в этом случае в "Сокровенном сказании" содержится ошибка. Судя по созвучию имен, основателем рода Борчжигин должен считаться прадед Бодончара, девятый потомок Борте-Чино и Гоа-Марал, Борчжигидай-Мэргэн [Скрынникова, 1997, с. 17]. В сочинении Рашида ад-Дина сказано, что название рода - "кият-борджигин, что имеет значение - синеокие; их ветвь произошла от отца Чингисхана и имеет [потому] родственное отношение [к роду Чингисхана и его отца]" [Рашид ад-Дин, 1952, с. 79].

В числе потомков Бодончара были Есугай-Багатур и его старший сын Темучжин, вошедший в историю под именем Чингисхана, их наследники и потомки, составившие "Золотой род" Чингизидов. В сочинении Рашид ад-Дина говорится, что "Чингисхан, его предки и братья принадлежат, согласно вышеупомянутому [своему] авторитету, к

стр. 105

племени кият, однако прозванием детей Есугай-бахадура, который был отцом Чингиз-хана, стало Кият-Бурджигин; они - и кияты, и бурджигины. Бурджигин же по-тюркски [значит] человек, глаза которого синие" [Рашид ад-Дин, 1952, с. 155].

По мнению Т. Д. Скрынниковой: "В идеологическом обосновании верховной власти особое значение приобретает связь Неба и правителя, что прежде всего выражается в его небесном происхождении". В качестве примера ею указан Бодончар, родившийся у Алан-Гоа при участии небесного света [Скрынникова, 1997, с. 64]. Однако в этом случае остается неясным, почему небесный свет принял участие в рождении Боданчара и его двух братьев, которые при жизни никакими выдающимися способностями и деяниями не отличились, в то время как Вечное Небо оказало свое покровительство его потомку, через несколько поколений, Темучжину.

По оценке С. Г. Кляшторного и Т. И. Султанова, первоначально претензии на верховную власть среди монгольских номадов обосновывались приверженцами Темучжина после его избрания на курултае всей монгольской знати 1206 г. на престол и присвоении ему титула Чингисхана тем, что его отец Есугай-багатур был племянником последнего монгольского правителя Хутула-кагана [Кляшторный, Султанов, 2004, с. 193]. А легенда о небесном происхождении Бодончара появилась только тогда, когда были завоеваны многие страны и народы и для претензии на господство над всем миром потребовалось новое идеологическое обоснование. По представлениям монгольских номадов, настало время, "Небо с Землей сговорились" и определили его, Темучжина, "отмеченного печатью небесного происхождения" потомка Бодончара, быть единственно законным правителем мира, "царем царей" [Кляшторный, Султанов, 2004, с. 194]. Правда, в жизни Чингисхана покровительство со стороны Вечного Неба не ограничивалось его происхождением. По представлениям монголов Вышнее Небо, а иногда и Земля хранили и оказывали помощь своему избраннику во многих трудных испытаниях на протяжении всей его жизни [Скрынникова, 1997, с. 64 - 65].

В свете имеющихся разных толкований данного сюжета необходимо обратить внимание на то, что указания на необычность происхождения основателя и правителя кочевой державы от вмешательства небесных сил в качестве обоснования его претензий на верховную власть среди монгольских номадов появились задолго до воцарения Чингисхана и его преемников.

Схожий сюжет о происхождении основателя Сяньбийской державы Таньшихуая содержится в китайских источниках, описывающих события II в. н.э.: "В царствование Сюань-ди, 147 - 167, у сяньбийцев явился Таньшихуай. Отец его Тулухэу прежде три года служил в войске хуннов. В это время жена его дома родила сына. Тулухэу по возвращении изумился и хотел убить его. Жена сказала ему, что однажды днем, идучи по дороге, услышала громовой удар; взглянула на небо, и в этот промежуток упала ей в рот градинка. Она проглотила градинку и вскоре почувствовала беременность, а в десятый месяц родила сына. Надобно ожидать чего-то необыкновенного, и лучше дать ему подрасти. Тулохэу не послушал ее и бросил; но жена тайно приказала домашним воспитывать сие дитя, и дала ему имя Таньшихай" [Бичурин, 1950, с. 154].

В другом варианте перевода этого предания говорится, что Таншихуай родился в правление императора Хуань-ди. По словам источника, Тоулухоу, вернувшемуся с трехлетней службы, его "жена сказала, что как-то днем, идя по дороге, она услышала удар грома. Когда она подняла голову, чтобы посмотреть на небо, ей в рот упала градинка, которую она проглотила, после чего забеременела и через десять месяцев родила сына. Этого ребенка, [сказала жена], несомненно, ждет необыкновенное [будущее], поэтому его следует вырастить и посмотреть, что его ожидает. Тоулухоу не послушал жену и выбросил младенца. Тогда жена тайно попросила домашних подобрать и вырастить ребенка, которому дала прозвище Таньшихуай" [Таскин, 1984, с. 75]. В уточненном переводе, приведенном в труде Е. И. Кычанова, по поводу рождения основателя Сяньбийской державы говорится, что "когда Тоулохоу возвратился, то он счел его

стр. 106

(ребенка. - Е. К.) за оборотня и хотел убить его" [Кычанов, 1997, с. 54 - 55]. Несмотря на уговоры жены о необыкновенном будущем ребенка, зачатого столь необычным способом, "Тоулохоу не послушался и выбросил его". Лишь благодаря усилиям матери ребенка, названного Таньшихуаем, "подобрали и вырастили" домашние, вероятно слуги или родственники Тоулухоу [Кычанов, 1997, с. 55].

Уже в юные годы Таньшихуай отличался "храбростью, телесною силою и умом", чем удивлял старейшин своего рода и племени. А после того, как соплеменники избрали его старейшиной, Таньшихуай подчинил все кочевые племена Центральной Азии и создал могущественную Сяньбийскую державу [Бичурин, 1950, с. 154].

Схожее, хотя и не тождественное, предание зафиксировано в отношении неземного происхождения основателя киданьской империи Елюя Абаоцзи. В династийной истории империи Ляо по этому поводу говорится: "Притом [его] мать, урожденная Сяо, увидела во сне, что в [ее] чрево вошло Солнце, и забеременела. В 13-й год [эры правления], названной Сянь-Тун (872 г.) - в год [эры правления, установленной] ханом И-Цзуном династии Тан, - родила [она] Абаоцзи" [История Железной империи, 2007, с. 43]. В данном случае матери Елюя Абаоцзи только приснилось, что она забеременела от действия Солнца. В истории династии Ляо не утверждается, что это событие произошло в действительности. Впрочем, без необыкновенных явлений появление на свет основателя киданьской империи все же не обошлось. Согласно этой истории, "во время родов в доме были волшебный свет и необыкновенный аромат. Родился величиной с трехлетнего ребенка и сразу же начал ползать" [История Железной империи, 2007, с. 43].

Несколько иначе изложено это событие В. С. Таскиным со ссылкой на "Ляо ши": "Абаоцзи родился в 872 г. В легендах говорится, что перед тем, как забеременеть, его мать увидела во сне, будто в ее грудь упало солнце. Во время родов появились волшебный свет и необыкновенный аромат. Родившийся младенец по величине был как трехлетний ребенок и сразу же мог ползать. Через три месяца он начал ходить, а когда ему исполнился год - разговаривать" [Е Лун-ли, 1979, с. 346, прим. 5]. На сходство этих сюжетов о происхождении от солнечного света Елюя Абаоцзи и сыновей Алан-Гоа обратила внимание в своем исследовании Т. Д. Скрынникова: "...рассказ Алан-Гоа о проникновении через дымник юрты ночью с неба луча, от которого она забеременела, что повторяет киданьскую легенду о рождении основателя династии Абаоцзи в 872 г. после того, как его мать увидела во сне, что "в ее грудь упало солнце" [Скрынникова, 1997, с. 64].

О выдающихся способностях Елюя Абаоцзи, правда, без каких-либо указаний на вмешательство небесных сил, говорится и в сочинении Е Лун-ли: "С самого рождения император отличался великодушием, обладал большим умом и не был похож на остальных. Достигнув зрелого возраста, отличался крепким телосложением, смелостью, воинственностью и сообразительностью. Отлично ездил верхом и стрелял из лука, пробивая стрелой железо толщиной в один цунь" [Е Лун-ли, 1979, с. 41]. Перечисленные достоинства основателя киданьской державы в принципе трудно назвать сколько-нибудь необычными. Его жизненный путь также не отличался событиями сверхъестественного порядка. Доказательством небесного покровительства ему может служить только упоминание в сочинении Е Лун-ли о том, как "однажды ночью над местом, где спал император, появился свет, что испугало и удивило всех окружающих" [Е Лун-ли, 1979, с. 41]. Надо иметь в виду, что Елюй Абаоцзи не принадлежал к правящему роду Дахэ, из которого были предшествующие правители киданей, поэтому его приход к власти можно трактовать как переворот, даже если остальные киданьские старейшины и просили его занять престол, освободившийся после смерти кагана Хань-дэцзиня. Он "сам принял титул и стал ваном, полностью завладел государством киданей". Во время этого события прежний каганский род "погиб" [Кычанов, 1997, с. 131 - 132].

стр. 107

Хотя захват власти с помощью военной силы в кочевых государствах был вполне заурядным явлением, он являлся нарушением сложившейся традиции и поэтому требовал дополнительного идеологического обоснования. Как правило, в таких случаях победители в борьбе за верховную власть апеллировали к покровительству со стороны божественных сил.

Впервые к авторитету Верховного божества Неба в поддержке своих претензий на престол шаньюя прибег основатель Хуннской державы Модэ, свергнувший с престола своего отца Туманя и истребивший родственников. После захвата власти он принял особый титул "возведенный на престол Небом великий шаньюй сюнну" [Кычанов, 1997, с. 7]. Его сын и преемник шаньюй Лаошан принял еще более пышный титул - "порожденный Небом и землей, поставленный Солнцем и Луной Хуннский Великий шаньюй" [Кычанов, 1997, с. 7 - 8]. Вполне возможно, что такой титул был принят по наущению его китайского советника Чжунхин Юе, чтобы таким образом противопоставить его титулу китайского императора из династии Хань, который носил титул "сына Неба" [Худяков, 2003, с. 64 - 65].

Близкое по сюжету и характеру изложения к киданьскому варианту этого предания, сказание существовало и в корейском царстве Силла, которое, однако, относилось к значительно более древним событиям. Согласно летописям этого государства, родившийся в 284 г. принц "[Юре] был старшим сыном Чоби. Матерью [его] была дочь кальмунвана Нэыма из рода Пак. Как-то во время ночного путешествия отблеск звезды вошел в рот, и от этого она забеременела, а в тот вечер, когда она рожала, дом наполнился необыкновенным ароматом" [Ким Бусик, 2001, с. 103].

Судя по приведенным сведениям из разновременных китайских, корейских и монгольских источников, сходство сюжетов преданий о небесном происхождении выдающихся исторических деятелей, в том числе основателей крупных кочевых государств, имеет не случайный характер. Вероятнее всего, в среде древних и средневековых монгольских народов (сяньбийцев, киданей и монголов) в течение периодов поздней древности и раннего и развитого средневековья бытовало историческое предание, основанное на представлении о том, что основателем крупной державы, мог быть человек необыкновенного происхождения, появившийся на свет в результате воздействия высших небесных сил.

Если сравнить содержание этого предания у разных монгольских народов, то можно отметить, что у сяньбийцев оно бытовало в достаточно наивной, вероятно первичной, форме. Основная фабула сяньбийского варианта этого предания выглядит вполне обыденно. Во время трехлетнего отсутствия мужа, несущего воинскую службу, жена забеременела и родила сына, а вернувшемуся супругу бесхитростно объяснила его появление тем, что забеременела от градинки, упавшей ей в рот во время грозы. Неудивительно, что, несмотря на "чудесное происхождение" ребенка, Тоулухоу отнесся к этому объяснению без особого энтузиазма, а скорее скептически. Он предпочел избавиться от необыкновенного отпрыска, которого не считал своим сыном и наследником. Свои редкие воинские и организаторские способности Таныпихуай смог проявить в довольно юном, пятнадцатилетнем возрасте, но все же достаточно взрослым, сложившимся человеком. В данном случае вся история появления на свет основателя Сяньбийской державы выглядит вполне правдоподобной, за исключением беременности от градинки, попавшей в рот, которая не столько оправдывает необыкновенное происхождение героя этого предания, сколько ставит его в несколько двусмысленное положение.

Вероятно, для того, чтобы избежать подобного отношения к этому преданию, в его корейском варианте вместо градинки источником беременности стал свет ночной звезды, а чудесное появление царственного ребенка на свет сопровождено "необыкновенным ароматом". В данном варианте утрачена связь необычного рождения с его последующей деятельностью во имя основания нового государства, поскольку царство Силла ко времени этого события существовало уже несколько веков. Поэтому можно

стр. 108

считать, что силланский вариант предания имеет вторичное происхождение. Он мог быть заимствован у сяньбийцев в период их доминирования на политической арене Восточной Азии и переосмыслен в местной среде. Можно считать, что с III в. н.э. это предание приобрело региональный характер, выйдя за пределы культуры одного, монгольского по языковой принадлежности, кочевого народа.

В киданьском варианте предания само событие отнесено к числу сновидений, а источником появления на свет будущего основателя киданьской империи названо главное небесное светило - Солнце. В качестве доказательств чудесного происхождения Елюя Абаоцзи приведены необычный рост и подвижность новорожденного ребенка, "волшебный свет" и "необыкновенный аромат". Возможно, что эти нетрадиционные для культуры кочевников подробности были восприняты из корейского варианта предания и переосмыслены таким образом, чтобы не подвергать сомнению патриархальные устои общества.

Наибольшей сложностью для анализа отличается монгольский вариант предания. Родословная Темучжина содержит несколько указаний на необычное происхождение, или характеристику, его предков, начиная с первопредка Борте-Чино, который родился "по изволению Вышнего Неба", и до Бодончара, появившегося в результате "света, проникшего в чрево Алан-Гоа" [Сокровенное сказание..., 2002, с. 6, 9]. При этом, если строго следовать логике предания, Борте-Чино не может иметь прямого отношения к Бодончару и его потомкам, поскольку его непосредственный потомок Добун-Мерген умер еще до рождения основателя рода Борджигинов и, следовательно, не был его предком. По этой же причине трудно согласиться с предложением считать основателем рода Борджигинов Борчжигидай-Мэргэна, несмотря на созвучие его имени названию этого рода [Скрынникова, 1997, с. 17]. К тому же ни Борте-Чино, ни Бодончар и его два брата, несмотря на свое появление на свет в результате вмешательства "Вышнего Неба", ничего необычного, тем более сколько-нибудь выдающегося для монгольского народа и государственности не совершили. Старшие братья Бодончара, несмотря на то что сами происходили от появившегося на свет по небесному соизволению Борте-Чино, в отношении рождения своих младших братьев предпочитали искать вполне земные, нетривиальные причины. Трудно сказать, удовлетворило ли их объяснение, предложенное их матерью Алан-Гоа, но в отношении дележа наследства с Бодончаром они, как и двое из трех младших братьев, родившихся от "светло-русого человека", руководствовались не его высшим предназначением, а обыкновенным, вполне заурядным чувством - жадностью, не оставив ему ничего из общего наследия родителей [Сокровенное сказание..., 2002, с. 10].

Самому Темучжину, будущему Чингисхану, "потрясателю вселенной" и основателю великой Монгольской империи, из всех возможных чудес в момент рождения достался только необычный сгусток крови, зажатый в правой руке. "А как пришло родиться ему, то родился он, сжимая в правой руке своей запекшийся сгусток крови" [Сокровенное сказание..., 2002, с. 15]. Об этом вспомнила его мать Оэлун-Учжин, когда Темучжин с Хасаром, еще будучи в детском возрасте, из-за нелепой ссоры безжалостно убили своего брата Бектера: "Недаром этот вот яростно из утробы моей появился на свет, сжимая в руке своей комок запекшейся крови" [Сокровенное сказание..., 2002, с. 21]. Такое предзнаменование в глазах Оэлун выглядит скорее зловещим, чем многообещающим.

Видимо, в основе родословной будущего основателя Монгольского государства было использовано несколько схожих по сюжету преданий разных монгольских племен. Именно этим можно объяснить наблюдающиеся нестыковки в сюжете о небесном происхождении Темучжина. Трудно сказать, оказало ли на повествование о его происхождении какое-либо влияние знакомство с киданьским вариантом древнего монгольского предания. Однако можно думать, что появление в этом варианте "волшебного света" и "необычного аромата" обусловлено с силланской традицией. Можно пола-

стр. 109

гать, что столь необычная для переработки древнего предания оценка происхождения и деяний предков Чингисхана и событий его собственной жизни объясняется тем, что "Сокровенное сказание" создавалось в первой половине XIII в., в условиях, когда были живы многие соратники Темучжина, хорошо знавшие его жизненный путь с момента его рождения и на протяжении всей последующей жизни. Для мифологизации его происхождения и совершенных им деяний в 1240 г., когда создавалось "Сокровенное сказание", просто еще не настало время. Вероятно, в состав родословной Чингисхана были включены разные по своему происхождению исторические предания и поучительные истории, которые не в полной мере соответствовали идеологии божественного обоснования его власти над всем миром.

В последующие годы, в середине XIII в., в Монгольской империи начал формироваться культ Чингисхана. В процессе обожествления его личности Чингисхан был провозглашен "сыном бога", который по праву должен управлять всем населением Земли, так же как бог властвует на Небе [Скрынникова, 1997, с. 68]. В сочинении Рашида ад-Дина говорится, что "всевышняя истина сделала Чингисхана могущественным и он победил имевшихся у него врагов" [Рашид ад-Дин, 1952, с. 106]. Этот культ продолжал существовать и видоизменяться в монгольской среде на протяжении нескольких последующих столетий и сохранил свое значение в Монголии вплоть до настоящего времени [Крадин, Скрынникова, 2007, с. 15 - 24]. В этих условиях сведения о происхождении основателя Монгольского государства отошли на второй план в сравнении с совершенными им при жизни историческими деяниями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Ч. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

Е Лун-ли. История государства киданей (Цидань го чжи). М.: Наука, 1979.

История Железной империи. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2007.

Ким Бусик. Самгук Саги. Летописи Силла. Т. 1. М., 2001.

Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей. Древность и средневековье. 2-е издание. СПб.: Петербургское востоковедение. 2004.

Крадин Н. Н., Скрынникова Т. Д. Под знаменами Чингисхана // Наука из первых рук. 2007. N 1.

Кычанов Е. И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М.: Издательская фирма "Восточная литература", 1997.

Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952.

Скрынникова Т. Д. Харизма и власть в эпоху Чингисхана. М.: Издательская фирма "Восточная литература", 1997.

Сокровенное сказание монголов. Улан-Удэ: Бур. книжн. изд-во, 1990.

Сокровенное сказание монголов. М.: Изд-во КМК, 2002.

Таскин В. С. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху. М.: Наука, 1984.

Худяков Ю. С. История дипломатии кочевников Центральной Азии. 2-е изд. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2003.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ПРЕДАНИЕ-О-ПРОИСХОЖДЕНИИ-ОСНОВАТЕЛЯ-ДЕРЖАВЫ-У-МОНГОЛЬСКИХ-НАРОДОВ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ю. С. ХУДЯКОВ, ПРЕДАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ОСНОВАТЕЛЯ ДЕРЖАВЫ У МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 02.11.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ПРЕДАНИЕ-О-ПРОИСХОЖДЕНИИ-ОСНОВАТЕЛЯ-ДЕРЖАВЫ-У-МОНГОЛЬСКИХ-НАРОДОВ (date of access: 14.12.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Ю. С. ХУДЯКОВ:

Ю. С. ХУДЯКОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
169 views rating
02.11.2024 (42 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
НЕКОТОРЫЕ ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА
9 hours ago · From Urhan Karimov
ОДЕЖДА В ТРАДИЦИОННЫХ СВАДЕБНЫХ РИТУАЛАХ ЯКУТОВ (XIX-XX века)
9 hours ago · From Urhan Karimov
СТЕКЛЯННЫЕ БУСЫ ИЗ СЛОЕВ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ РУССКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ XVII-XVIII ВЕКОВ
10 hours ago · From Urhan Karimov
БРАК У ТОБОЛО-ИРТЫШСКИХ ТАТАР В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
16 hours ago · From Urhan Karimov
ДЮПСИНСКОЕ ПОГРЕБЕНИЕ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЯКУТИИ
16 hours ago · From Urhan Karimov
АНТРОПОМОРФНАЯ, ЗООМОРФНАЯ И СОЛЯРНАЯ СИМВОЛИКА НА СОСУДАХ БРОНЗОВОГО ВЕКА ПРИБАЙКАЛЬЯ
22 hours ago · From Urhan Karimov
СЕРЕБРО КАЗАХСКИХ ЗЕРГЕРОВ: ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ
22 hours ago · From Urhan Karimov
ОБЫЧАИ РЯЖЕНИЯ В КАЛЕНДАРНЫХ ПРАЗДНИКАХ НЕМЦЕВ СИБИРИ
22 hours ago · From Urhan Karimov
ПАХОМОВСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ
22 hours ago · From Urhan Karimov
ГЛИНЯНЫЕ ШАРЫ С ОСТРОВА СУЧУ - МАТЕРИАЛЬНЫЕ САКРАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ ЭПОХИ НЕОЛИТА
22 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ПРЕДАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ОСНОВАТЕЛЯ ДЕРЖАВЫ У МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android