Libmonster ID: KZ-2383

© 2005 Составление, вступительная статья и комментарии А. А. ВИГАСИНА

Ф. И. Щербатской известен как крупнейший специалист в области классической индийской логики и буддийской философии. В историографии советского времени существовало представление, будто исследователь, занимавшийся древностью, был далек от актуальных политических проблем. Казалось, слова И. П. Минаева о необходимости изучать процессы, ныне происходящие в Азии, не были услышаны его наиболее одаренным учеником. Публикуемые письма заставляют изменить эту точку зрения. Они свидетельствуют о живом интересе автора к тому, что творилось на Востоке.

Все письма адресованы акад. С. Ф. Ольденбургу - старшему коллеге Ф. И. Щербатского в области буддологии. С. Ф. Ольденбург, как известно, активно занимался научно-организационной и общественной работой, был непременным секретарем Академии наук (1903 - 1929), министром просвещения Временного правительства (лето 1917 г.), директором Азиатского музея (1916 - 1929 гг.). Под его редакцией издавалась знаменитая международная серия Bibliotheca Buddhica - в ней публиковал свои труды Ф. И. Щербатской. С. Ф. Ольденбург был также одним из руководителей Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии (РКИСВА). Тематика писем непосредственно связана с этой деятельностью адресата.

Письма относятся к трем разным периодам истории России. Первые два датируются летом 1905 г. - временем, когда Далай-лама, вынужденный бежать в Монголию, пытался заручиться поддержкой Российской империи против Англии и Китая. Ф. И. Щербатской поспешил в Ургу (совр. г. Улан-Батор) для встречи с Далай-ламой. Его, как и П. К. Козлова, манила мысль о рус-

стр. 117


ской экспедиции в Тибет - страну закрытую для европейцев. В Тибете он рассчитывал найти утерянную в самой Индии философскую литературу санскритского буддизма. Российские власти, связанные войной и революцией, вели тогда осторожную игру в Центральной Азии, стремясь укрепить свое политическое влияние в регионе, и в то же время избежать прямого столкновения с Англией. Разрешения на поездку в Тибет Ф. И. Щербатской не получил. Лишь его ученик, бурят Б. Барадийн, смог использовать приглашение для путешествия по стране.

Следующие три письма были написаны летом 1917 г. Ф. И. Щербатской в тот период активно занимался тибетскими переводами с санскрита и средневековыми комментариями. Он использовал поездку в Забайкалье для посещения ламаистских монастырей, в которых могли быть найдены неизвестные рукописи этих текстов. Исследователь мечтал о том, что в новых условиях будет возможно широкое изучение живого буддизма - именно оно должно дать ключ к пониманию того, что происходило в буддийской культуре Индии много веков назад. Между тем в Забайкалье бурлило национальное движение, и в революционном процессе активное участие принимали бывшие ученики Ф. И. Щербатского и С. Ф. Ольденбурга - буряты Ц. Жамцарано и Б. Барадийн. Здесь, как и во всей России, обострялись хозяйственные, национальные и внешнеполитические проблемы. И Ф. И. Щербатской то рисует радужные перспективы развития отечественной буддологии, то предрекает гибель России.

В середине 20-х годов XX в. исследователь вновь посетил Забайкалье. Главные впечатления от этой поездки связаны с установлением советских порядков в стране, где господствовал буддизм. Теперь мечта об экспедиции в Тибет стала окончательно неосуществимой. Даже на научную конференцию в Германию было невозможно получить разрешение - сама Россия превращалась в район, изолированный от внешнего мира подобно средневековому Тибету. В Лхасу из Москвы направляли не буддологов и тибетологов, а активистов Коминтерна и сотрудников ГПУ, переодетых ламами. Ускоренная советизация национальных окраин приводила к тому, что исчезал сам объект изучения - традиционная буддийская культура. Молодому поколению советского времени - и бурятам, и монголам, и русским - было неинтересно и чуждо все то, чему посвятил свою жизнь ученый. И новые беды для судеб страны и культуры угадываются в этом драматическом финале. Недаром жизнь почти всех, кто упоминается в письмах -востоковедов и лам, бурятских националистов и энтузиастов Коммунистического интернационала - трагически обрывается в одни и те же годы.

Ф. И. Щербатской в письмах С. Ф. Ольденбургу демонстрирует ту же наблюдательность, что и в печатных трудах, составивших его славу. Его суждения, не всегда бесспорные, ярко характеризуют эпоху и автора. В 30-е годы XX в. Ф. И. Щербатского обвиняли в том, что он уходит от актуальных проблем. Но основное различие между ученым и его оппонентами заключалось отнюдь не в том, что должно быть предметом анализа: культурное наследие Востока или современность.

ПИСЬМА

N 1*

11.VII.05. Урга Дорогой Сергей Федорович!

Сейчас получил Ваше письмо. Очень рад, что типография займется изготовлением нового шрифта, т[ак] ч[то] N[yaya]bindu1 можно будет уже печатать нашим новым шрифтом. Я полагаю, старый шрифт можно будет продать или пожертвовать в Забайкалье, если там устроят санскритский дацан2 . Вы ничего не пишете о рукописях,


* Большая часть писем в ксерокопиях предоставлена М. А. Сидоровым, которому публикатор выражает искреннюю признательность. Пунктуация и орфография оригинала сохранены.

стр. 118


выписанных из Кембриджа3 , полагаю, что они пришли. Что касается денег, о присылке коих я просил, то я писал о них из Кяхты под впечатлением того, что путешествие обошлось мне гораздо дороже, чем я предполагал, и я боялся, что у меня ничего не останется на научные расходы, но последних не пришлось сделать много и денег мне хватит. Списки и книги, которые мне нужны, я просил Барадина4 заказать в Забайкалье, т.к. здесь все страшно дорого как вследствие присутствия Далай-Ламы, так и вследствие необыкновенного обилия денег у монголов, которые положительно не знают, что с деньгами делать. Все эти деньги идут в Китай, так как русских товаров за прекращением подвоза нет. За провоз вагона с воинским поездом нужно, кроме разрешения, еще 1600 фрахт и 1200 р. взятки.

Значит, моя поездка в Тибет не состоится5 . О моем личном отношении к этому я уже писал, а того, что не написал, Вы можете, конечно, угадать. Особенно скверно то, что одновременно со мной, по-видимому, и все прочие предполагавшиеся спутники ДЛ-ы (Далай-ламы. - А. В. ) не хотят или не могут ехать. Вначале, казалось, дела устраивались отлично: Покотилов6 обещал поддержку, Козлов7 командовал конвоем, вместо Доржеева8 при ДЛ-е состоял Делыков9 . Затем тут же должны были бы находиться Барадин и Жамцаранов10 . Мне рисовалось какое-то торжественное шествие ДЛ-ы обратно в Тибет с полурусской свитой. Это до того естественно, что никого бы здесь и не удивило, так близко Забайкалье к Тибету с одной стороны, и России - с другой. Но вот начинаются препятствия. Покотилову не удалось разузнать в Пекине о сущности англо-китайского договора о Тибете. М. И. Д., будто бы даже против желания Покотилова, не соглашается на конвой из бурят, хотя бы без Козлова и хотя бы только до Кукунора. П. П. Семенов11 выхлопотал разрешение на самостоятельную экспедицию Козлову. Он сначала обрадовался, а затем теперь начал колебаться и хочет со мной вернуться в Петербург; но хуже всех наши питомцы Барадин и Жамцаранов. Первый сначала не отвечал на 3 письма, затем ответил, что он занят исполнением данного ему поручения, думал ехать в Тибет 1 раз, а не два раза и прежде, чем ехать, должен побывать в Петербурге. Жамцаранов же прямо пишет, что это его не интересует, что ему нужен хороший заработок и что путешествие это далекое и небезопасное и т.д. Он, оказывается, все время занимался в Иркутской губ. политической пропагандой и кроме этого ничем не интересуется.

Со своей стороны ДЛ-а стал относиться совсем недоверчиво к словам консула12 и ехать в Тибет решительно отказывается. Относительно дальнейшего его местопребывания существуют разные предположения. Монгольские князья объединяются, по-видимому, в союз и хотят гарантировать ему безопасность, приглашают его жить или в Харбине или в Узумчине, но т.к. это места очень глухие и от телеграфа удаленные, то ДЛ-а медлит. Вероятно, есть у него кое-какие сношения с Японией, по крайней мере, он предлагал теперь свои услуги при заключении мира, но ответ М. И. Д был составлен в таком тоне, что ДЛ. почел его для себя обидным. Он проникся убеждением, что М. И. Д. смотрит на него свысока, не придает его влиянию большого значения и водит за нос, будучи совершенно равнодушным к его судьбе и только опасаясь, как бы не вышло чего-либо неугодного англичанам. Насколько я знаю, военные люди (Алексеев13 , Холщевников14 , Андреев, Назаров15 ) относятся с большой симпатией к плану объединения всей Монголии и понимают важность в этом случае сочувствия Д. Ламы. Но Китай, который очень хитро свел на нет политическое значение хутухты16 и который, по-моему, ничего другого не хочет, как повторить ту же историю и в Тибете, конечно, добровольно этого не допустит.

Со здешними представителями нашей дипломатии я разговаривать не могу. Даже если превозмочь в себе чувство нравственной тошноты, которое возбуждают эти люди, все же говорить с ними нельзя, т.к. они этого не желают и с самого начала дали ясно нам понять, что мое присутствие и Козлова совершенно излишне. Они с удо-

стр. 119


вольствием выслали бы нас, если бы не боялись, как высылают без вины и без суда всякого русского, который им или их сварливым барыням не нравится. Сам Люба человек хотя хороший, но бесхарактерный и им вертит его супруга, имеющая l'humeur irascible d'une paysanne17 . Старший драгоман Долбежев18 пьяница, нахал, лентяй, второй не много лучше. Старший брат Долбежева19 , говорят, еще хуже, он с год тому назад назначен в Чугучае, но туда еще не поехал, есть слух, что его могут назначить сюда вместо Люба, который поговаривает об отставке. Это было бы ужасно. Русская колония в Улягджине, которая управляется выборным старостой, говорят, гораздо лучше живет, торговля процветает и развивается русскими дело, тогда как здешние чиновники все боятся, как бы чего не вышло и не прибавилось бы дела, оттого с особенным усердием занимаются высылкою русских. Если бы назначить ревизию консульских дел, то, я думаю, открылись бы настоящие авгиевы конюшни. Покотилов при проезде обозревал колонии по-царски и ни с кем не разговаривал.

Из Вашего письма вижу, что настроение у Вас скверное. Здесь, конечно, политика чувствуется меньше и после случая с "Потемкиным" не знаешь, чего ждать. На то, чтобы наши будущие представители20 были деловые, толковые и энергичные люди -надежды мало. Спасение может придти только от умной головы и сильной воли. В частности, представители вряд ли будут что-либо знать о политике на Востоке.

Вы пишете, что Ваше местопребывание будет зависеть от здоровья Сережи21 . Если вы уедете из Петербурга, то все наши дела станут. Мне бы самому хотелось в будущем году поработать в Германии22 , не знаю, что будет?

Ваш Ф. Щербатской

Письмо это было уже написано, когда по телеграфу узнали мы, что Витте назначен вести переговоры о мире. Дай Бог, чтобы ему удалось это сделать. Боюсь, что у него не хватит сведений, касающихся положения и значения Монголии. Японцы, оказывается, прямо приглашали ДЛ-у приехать в Японию, просили позволения прислать к нему своего представителя и притом предупредили его, что им известны близкие отношения ДЛ-ы и России, но это им не кажется препятствием для столь же близких отношений и Японии. ДЛ-а отвечал, что он очень рад этому, желал бы способствовать прекращению войны, мирному объединению народов Востока против Англии, которую считает корнем зла и виновницей всех бед. Японцы, оказывается, указывали на общность религии и расы.

В настоящее время против ДЛ-ы дружно действуют Китай, Англия, и в хвосте у них наше М. И. Д. Те заключили какой-то трактат, о сущности которого молчат, но догадываться можно, что имеется в виду превратить Тибет в китайскую провинцию, лишив ДЛ-у светской власти, и свести его на нет по тому же рецепту, по коему было сведено на нет значение ургинского хутухты. Между тем князья восточной Монголии уже объединились с целью защитить ДЛ-у, движение это распространяется и на запад, вчера пришло заявление уже от ордосского хана о желании присоединиться, даже ближайшие князья и высшее духовенство в душе все сочувствуют ДЛ-е. Таким образом, грозит осуществиться то, чего так долго боялось и хитро подкапывало китайское правительство, именно политическое объединение монгольских князей. Бывший наместник Алексеев носится с мыслью образовать из Монголии независимое государство-буфер для обеспечения безопасности русской границы, а наше М. И. Д. боится как огня всякого шага в этом направлении; военные же, по-видимому, сочувствуют, но не могут ничего сделать одни. В настоящее время ДЛ-е нужен только негласный конвой из забайкальцев, который охранял бы его от возможного покушения китайцев и хунхузов. А со временем мог бы быть зерном его будущей военной силы. Если мы не обратим на это внимания, то, несомненно, кто-нибудь другой воспользуется монгольским движением и будет им руководить, т.к. ДЛ-а стремится за-

стр. 120


вязать сношения и с Америкой, и с Германией. По его просьбе я написал письмо Rockhill24 -ю, уведомляя его, что ДЛ-а теперь ничего не имеет против, а, напротив, желал бы установить сношения с американскими учеными. Доржеев будет теперь представителем официальным ДЛ-ы в России и других европейских государствах. Здесь был один важный еврей-коллекционер Hans Leiber, он страшно удивлялся преданности тибетцев России, die sind Russland so ergeben, so ergeben ... aber die Burokratie verdirbt alles, die ist auch bei uns ein Ubel, aber bei Ihnen!..25 Теперь, когда ясно стало, что нам нужно было базировать политику на Монголию, а не на Манджурию, неужели потеряем и то, и другое!

Ваш Ф. Щербатской

Доржеев, конечно, все еще хочет, чтобы ДЛ-а хотя бы временно приехал в Россию, где бы он мог хотя отчасти удовлетворить свою жажду знаний и интерес к европейской культуре. Неужели он сначала съездит в Японию?!

СПб. филиал архива РАН, ф. 208, оп. 3, д. 685, л. 19 - 20, 159 - 160, 21 - 22.

N 2

Дорогой Сергей Федорович!

Телеграмму Вашу получил и Барадину телеграфировал. Он сообщает, что может выехать только через две недели. Быть может, поэтому мы встретимся с ним в Удинске26 , где будет и Доржеев. Далай-Лама настаивает на том, чтобы мы с Козловым ехали поскорее в Петербург, чтобы там добиться помощи против Англии; вероятно, эту уверенность в возможности русского содействия поддерживает Козлов, он больше действует именем Государя, приехал от Государя и едет к Государю. Вообще при ближайшем знакомстве он мне понравился гораздо меньше, чем вначале: бестолков, необразован и фанфарон, за некоторые же его действия, к сожалению, приходится краснеть; мне кажется, что я теперь понимаю, что, собственно, хотел про него сказать Казнаков27 .

Завтра Козлов уезжает. Что удастся ему провести в Петербурге? Дай Бог, чтобы удалось, но надежды мало. Пока что англичане занимают всю страну до Gyantse, имеют гарнизоны в Gyantse, Tuna и Psari; в первом пункте устраиваются совсем по-домашнему, возвели массу капитальных построек и проводят хорошую дорогу; на сторону англичан перешли несколько важных сановников, между прочим, брат состоящего при ДЛ-е je-skyabs-m Kham-po. При этих условиях кап. Козлову, в воинской доблести и способностях коего я сомневаюсь - он тороплив и не находчив, - будет довольно трудно de deloger Mrs les Anglais28 . Наше же консульство, по инструкциям из Петербурга, упорно утверждает, что в Тибете нет ни одного англичанина, и совместно с китайцами гонит ДЛ-у обратно. Подумать только, что наше консульство здесь под видом сохранения хороших отношений с китайцами играет роль китайского полицейского. До учреждения русского консульства в Урге не было вовсе манджурско-го амбаня29 , теперь же он всесилен, ибо консульству, конечно, удобнее по всяким делам сноситься с представителем Богдыхана, чем считаться со всею сложностью монгольских светских и духовных владык, изучить права коих нелегко. Консульство всегда смотрело на амбаня, как на губернатора русской губернии mutatis mutandis30 .

Я не вижу другого средства помочь ДЛ-е, как поддерживать связь его с Монголией -будущность Монголии должна теперь решиться, - а также попробовать поставить вопрос о нейтрализации Тибета на международную почву, заинтересовать в судьбах Тибета Германию, Америку и хотя бы и Японию. А если в то время ДЛ-а приедет в Россию, то это будет весьма недурно, лучше, чем ехать ему в Японию. Я просил Далай-Ламу прислать в Петербург молодого тибетца для изучения санскрита. Он выра-

стр. 121


зил желание послать, но сейчас нет никого под рукой, и хочет, чтобы посланный изучил и hindi (а мы сами-то его не знаем!). До скорого, надеюсь, свидания. Что-то теперь у Вас в России делается!

Ваш Ф. Щербатской СПб. филиал архива РАН, ф. 208, оп. 3, д. 685, л. 23 - 24.

N3

3.08.1917. Агинский дацан. Почт. отд. Агинское Забайк.

Дорогой Сергей Федорович!

Приехал я сюда в разгар организационной работы бурят. Представителем духовенства в Учр[едительное] Собр[ание] уже выбран Жигжидов, он уже уехал. Теперь идет обще-бурятский съезд в Чите, а перед моим приездом завершился в Аге общебурятский съезд всей их интеллигенции не духовной, т.е. европейски-образованной. Съезд этот был в Аге, был очень многолюден, собрал представителей от бурят иркутских, забайк[альских] и баргинских, которые и объединились более или менее торжественно.

Иркутские буряты, между прочим, решили бороться с шаманизмом и ввести более чистую форму буддизма, т.е. ту, которая господствует и здесь. До сих пор все образование было русским, теперь предстоит огромная работа, чтобы была возможность сделать его бурятским. Уже одно создание учебников по всем отраслям займет немало труда. Объединение культурное, конечно, предполагает объединение и политическое. Но как политически объединить часть Иркутск. губ., Забайкалье и Баргу -трудно себе представить. Буряты хотели бы, по-видимому, иметь свое земство, но пока областной комиссар распорядился "подчинить аймаку31 , т.е. тайше32 Делыкову, все три категории населения", т.е. бурят, поселенцев и разночинцев. Делыков поехал в Читу для решения вопроса на совещании с комиссаром.

В Аге на этой почве идут серьезные несогласия. До сих пор русское и бурятское население жили очень дружно. Теперь дошло до того, что Ага хочет расселиться по национальностям. Одновременно сюда хотят переселиться 500 семей из Монголии, где в настоящее время голод вследствие засухи, но против этого сам Делыков.

Что за богатейшая страна Забайкалье - трудно себе представить! Хлеба столько, что некуда стало его сыпать, казаки не могут разделаться с урожаем за несколько лет, главное препятствие - полное отсутствие мешков. Не имеет даже смысла пахать, накоплять новые массы хлеба, когда старого девать некуда. Скота - бесконечное количество, лес, минералы, рыба, целебные источники, благодатнейший климат! Неужели мы окажемся неспособными все это использовать! Хорошо устроенное Забайкалье вознаградило бы нас за потерю и Польши!

Из культурного объединения бурят на поприще просвещения вытекает требование отдельного земства, а земство предполагает объединенную территорию, что, далее, стоит в связи с земельным вопросом, без разрешения которого на прочном основании, конечно, невозможно никакой программы. Местные социалисты идут против казачества, требуют уничтожения казаческого сословия, лишения его привилегий и прежде всего земель. При этом им трудно будет отказаться от принципа государственного вмешательства во владение бурятских земель, хотя от них я ничего на этот счет не слышал. Главным деятелем бурятского возрождения является наш Жамцаранов; он ужасно одушевлен и воинственно настроен, против него стоят только наши тупоумные миссионеры, больше никого! Будет ли Ваше ведомство33 занято вопросом просвещения бурят, или это так далеко, что при теперешней атмосфере Петрограда стало совершенно невозможно?

стр. 122


Учреждение университетов в Иркутске34 и Владивостоке решено? Здесь все уверены, что это решено в положительном смысле. Не знаю, говорит ли во мне голос узкого специалиста, но мне представляется желательным иметь в Иркутске кафедру санскритской словесности для изучения буддизма. Ведь только таким путем можем мы сохранить значение распространителей европейской культуры на Востоке. Здешнее ламство, не в пример монгольскому, производит самое выгодное впечатление. Уже один внешний вид чего стоит! Все ламы живут в домах, очень аккуратно сделанных из прекрасного соснового леса, прелестная обстановка внутри, большая чистота и опрятность, видно везде большое богатство при разумном пользовании им, о дисциплине, вежливости и приятном обращении и говорить нечего! Занятия состоят в молитве и учении в чудной обстановке - это такие блага, которые не только для бурят имеют притягательную силу, но, несомненно, имеют и будут иметь ее и для русских. Семьи уже три поколения бывшие русскими, имеют наклонность вернуться в лоно буддизма.

Мы должны были бы дать Забайкалью быстрое промышленное развитие, здесь все условия для широкого развития промышленности и земледелия. Я полагаю, никому не придет в голову применять к Забайкалью социалистические теории, ибо здесь последний бурят является владельцем латифундии. И наряду с промышленным развитием должно идти и гуманитарное. Тут я себе представляю Иркутск центром изучения буддизма в будущем. Ведь Монголия - это живая Индия. Все, что происходит здесь в Аге, есть, по всей вероятности, точнейшая копия того, что происходило в VII в. в Наланде35 . Влияние Индии перешло даже на фольклор. Владимирцов36 приходит к выводу, что весь почти фольклор - индийский, следовательно, наряду с литературой мы имеем здесь саму жизнь, которую должны были бы по литературе отгадывать. А предстоит на этом основании изучить кроме логики и философии новые системы как Kalacakra37 и др. Проанализировав всю буддийскую литературу, мы создадим такую филологию, которая превзойдет, как более молодая, классическую и вознесет Индию выше Греции и Рима, на что она имеет полное право!

Известия из Петрограда здесь приходят с запозданием. Не знаю, что происходит на фронтах. Если не будет очень скверно, то пробуду здесь дольше, если же будет плохо, то будет тянуть обратно. Простите за болтовню, может быть, кое-что из нее и пригодится Вам для соображений по поводу организации просвещения на нашей окраине. Она вся живет Петроградом, эта окраина, до сплетен включительно, и это единство политического процесса на всей нашей территории - явление утешительное. Революция была приветствована сначала в русской Аге, потом в дацане торжественным молебном с участием и русского населения, но потом, как я уже писал, началась рознь.

Преданный Вам Ф. Щербатской

СПб. филиал архива РАН, ф. 208, оп. 3, д. 685, л. 25 - 28.

N4

19.VIII.1917. Агинский дацан. Почт. отд. Агинское Заб.

Дорогой Сергей Федорович!

На днях уезжаю отсюда, закончил здесь свою задачу, о плане дальнейшего путешествия напишу подробнее Л. Я. Штернбергу38 . К 1-му октября надеюсь вернуться, если все протечет благополучно. Хотелось бы проехать и в Баргузинский дацан, если только позволит время. В прошлом письме я писал Вам о здешних школьных делах, думаю, что в Вашем теперешнем положении это Вам может быть интересно.

О бывших здесь устроенных Жамцарановым курсах для народных учителей я более подробно писал Рудневу39 . На курсы приехало около 60 человек из Иркутской

стр. 123


губ., причем выяснилось, что они бурятского языка здешнего не понимают вовсе. Пришлось для них отступить от принципа и раз в неделю, по субботам, читать по-русски. Цыбиков40 утверждает, что они по-здешнему не понимали ни слова. На курсах особенный успех имели и большое впечатление произвели лекции Барадина о национальной школе и Жамцаранова по истории монголов.

Иркутяне решили примкнуть к национализации школы и постановили сделать это немедленно. Из училищного совета в Чите буряты вышли, образовав свой совет, в члены его выбран и Цыбиков, но он сказал мне, что согласится, только если дадут жалованье. Он представлял - так, по крайней мере, утверждает он сам - на съезде более умеренное течение и предлагал постепенную монголизацию школы, введя преподавание на монгольском языке для всех предметов только для вновь поступающих в этом году и сохраняя прежнее преподавание для тех, которые уже прошли одно-, двух- и трех-годичный курс. Но это было отвергнуто, и решено везде ввести в этом же году все преподавание на монгольском языке. На вопрос об учебниках, которых нет, отвечали, что создадут их в спешном порядке, - шрифт академический заказали у Лемана41 , и прибытие его ожидается. Нет также и учителей монголов; решено набрать грамотных людей, хотя бы безо всякого образовательного ценза. Для установления самого языка Цыбиков в спешном порядке пишет словарь, долженствующий установить самый язык, словарь без значений на другом языке, своего рода академический словарь бурятского языка.

Все это очень хорошо и может быть предоставлено самим бурятам. Но как быть в местах со смешанным населением, каковых большинство? Только в самой Аге буряты преобладают, уже в Цуголе много русских, а в Иркутской губ. у бурят меньшинство, которое никак не объединить территориально. Оказывается, решено очень просто - всех русских учить по-монгольски. Казалось бы, национализация школы знаменует ее разделение, но этого они не хотят вовсе, и на недоуменный вопрос отвечают, что так было сделано в Финляндии и на Украине, где русское преподавание для русских не допущено. Итак, предстоит восстановление монгольского ига!

Вместе с тем буряты сорганизовались в 4 аймака, во главе каждого тайша и все прочие княжеские титулы, как в Монголии. Чинопочитание и повиновение духовным и светским властям, конечно, безусловное. Для практического осуществления школьной политики первый шаг - получить существующую школу в свои руки, со всеми на нее ассигнованиями. В Аге инспектором высшего начального училища был некто Бородин из казаков. На его место выдвигается Ханхасаев42 из бурят, который уже затем станет бесконтрольным со стороны органов русского М. Н. Пр. В Иркутске на это долго не соглашались, господствовала, видимо, тенденция разделить школу, но вчера пронесся слух, что Ханхасаев все-таки назначен.

Заметьте при этом, что буряты не несут воинской повинности и почти не платят податей. В русских семьях сплошь и рядом остались одни дети и женщины, а в бурятских все мужское население дома и занимается скотоводством, дающим теперь колоссальные барыши. Если что-либо подобное совершится, то положение русских в Урге будет гораздо лучше, ибо никто не гонит их там в монгольскую (!) школу. Не забудьте, что наши друзья43 не забывают ссылаться, когда нужно, на свои связи в Петрограде, где их будто бы всегда поддержат.

В Монголии дела обстоят так: южные монголы, отчаявшись в своей попытке посадить Манджурского императора на трон Китая, обратили свои взоры на север и пошли войной на Ургинского хутухту. Они хотят подчинить себе всю Монголию и поставить монгольского императора, тоже из маньжурских князей. Их, по-видимому, поддерживают японцы, они хорошо снабжены оружием и припасами, у хутухты же патронов нет. В последнее время хутухта пробует откупаться деньгами. Жамцаранов -министр Н. Пр. в Монголии, и фактически он таковым является и у бурят. Сопоставь-

стр. 124


те все это и Вы получите понятие о том, что творится в этой лаборатории, где спаиваются вместе социализм (для русских), национализм (для монголов) и чингисханизм (вероятно, для японцев).

Местное русское население безнадежно разделено на примолкнувших сторонников старого режима и мечтателей социалистов, утопистов, думающих о братстве народов. Китайцы нахлынули широкой волной, торговля и огороды и раньше уже были в их руках. Таможенная граница фактически не существует, согласно принципам социально-рев. партии и не должна существовать. Поезда в Манджурии битком набиты солдатами и жел. -дор. служащими, которые, пользуясь даровым проездом, заставляя платных пассажиров стоять в проходах, провозят контрабанду. В Чите она продается открыто на базарах и в магазинах, никто против этого не протестует и не препятствует. Какую уйму денег получают от нас китайцы и японцы, просто уму непостижимо. И это все могло бы остаться в России, если бы хоть немного порядка. "This country is going to the hell"44 сказал будто бы Мак-Кормик при проезде через Сибирь. А между тем какая богатая страна, и что бы из нее сделали здравые мозги хотя бы тех же американцев!

Ваш Ф. Щербатской

P.S. Мы с Цыбиковым решили совместно издать тибетскую хрестоматию45 , это совершенно необходимо для преподавания. Он возьмет тексты повествоват. и исторические, я переводные с санскрита и научные. Словарь будет со значениями на русском и английском.

СПб. филиал архива РАН, ф. 208, оп. 3, д. 685, л. 42 - 49.

N5

Доверительно. 23.VIII.1917, Агинский дацан

Дорогой Сергей Федорович!

Перед отъездом отсюда хочу написать Вам об одном разговоре, который я имел с Жамцарановым. О своей школьной политике он со мной молчал, ограничиваясь общими фразами о том, что есть кое-какие трения, но можно надеяться, что все устроится. Также и по земельному вопросу он упоминал лишь об отдельных нарушениях прав бурят, а о том законопроекте, который они сейчас разрабатывают на съезде в Чите, не сказал ни слова. Зато он довольно охотно говорил о деятельности Японии в Монголии. На нее уже обратило внимание наше М. И. Д. Живет в Хайларе и особый его агент для наблюдения за японскими агентами, но, по отзыву Жамцаранова, человек недалекий и неразвитый. В Ургу приезжал особый агент с конкретными японскими предложениями объединения Северной, Южной Монголии, Манджурии и Северного Китая, создания из этих частей одной большой империи. В цели японской политики, будто, не входит дальнейшее увеличение своей территории, они хотят сохранить государственную однородность и предварительно совершенно японизировать Корею и Манджурию, дав этим странам высокую культуру, а рядом хотели бы иметь полувассальное большое государство, через которое противодействовать всякому поступательному движению России. Сферою своего влияния они считают всю Монголию и весь Китайский Туркестан. Они носятся с проектом проведения жел. дороги по северной окраине пустыни. С Германией у Японии будто бы прекрасные отношения. Но участием России в войне и революции японцы очень довольны. Они готовы всеми силами помогать новой России оружием и деньгами в уверенности, что это только окончательно разорит и ослабит ее. Противодействия Америки своим планам Япо-

стр. 125


ния будто бы не боится. Между влияющими лицами обеих стран есть уже принципиальное соглашение, по которому будущая Монгольская империя предоставляется эксплуатации Японии, а Сибирь, отделенная ли от России или нет, будет предоставлена во влияние Америке. В связи с этим стоит и тон влиятельной американской прессы, которая стала так поносить новую Россию, как она никогда не поносила Россию старого режима.

Предложения японского агента, однако, не были приняты правительством хутухты, просто еще не доросли до таких планов. Тогда японцы повели свой поход на Баргу. В южной Монголии, всецело находящейся в их руках, они обучили отряд в 4000 прекрасных дисциплинированных солдат, со своими офицерами, артиллерией и пулеметами и разгромили баргутов, часть которых порезали и ограбили, а другая часть со скотом тремя дорогами потянулась в Халху и дальше. Вероятно, часть их дойдет до Урянхая и отрежет и этот благодатный край46 от России. В Иркутске хотели было послать отряд на помощь баргутам и было приказано 1000 казакам из Верхне-Удинска выступить туда. Но последние, обсудив дело на Комитете, решили не выступать. На запрос нашего М. И. Д. японцы отвечали, что офицеры отряда - частные лица, на службе Японии не состоящие. Русских поселенцев в Барге не трогали. Был в Иркутске план направить на освободившееся место в Барге русских поселенцев, но теперь это невыполнимо и, вероятно, их (русских. - А. В. ) предупредят поселенцы японские.

Школьное объединение бурят с монголами - одни учебники, один язык, те же учителя и тот же направляющий центр - не имеют ли в этом свете свое значение и не совершаются ли вдобавок на русские деньги?! Из Урги русское население бежит, невозможно жить вследствие падения курса. По Забайкальской дороге ежедневно идут два поезда, битком набитые контрабандистами. Англичане с ними не церемонятся, раздевают всех при обыске, при въезде. С русской же стороны никакого осмотра нет, огромный штат служащих, и все подкуплены. На днях служащие Забайкальской дороги потребовали прекращения экспресса, как не-демократического поезда, в действительности же для того, чтобы иметь лишний повод для провоза контрабанды. Ею занимаются, главным образом, служащие, разъезжающие по бесплатным билетам, и солдаты. Между Харбином и фронтом регулярные сношения посредством таких разъезжающих солдат. Паспортная система такая, какой не было никогда раньше, и так же она бесполезна, как раньше. Удостоверение можно достать где угодно и сколько угодно, и страдают от нее (системы. - А. В. ) только bona fide пассажиры, которым ежеминутно нужно предъявлять свой паспорт. Закрытие границы на время было умной мерой, курс сразу поднялся, надо ее повторять, тем более что есть Амурская дорога, которую желательно оживить. Вот куда хотелось бы мне съездить взглянуть - на Амур! Сегодня еду в Цугол, потом на Онон в тунгузские дацаны, потом в Баргузин. Здесь нашел сочинение Хайдуба47 о Sambandhapariksa48 Дармакирти49 , это pendant к изданному мною соч. Dandara50 . О кризисе церкви Цонхавы51 и успехах красношапочной52 операции подробно писал в письме к Штернбергу.

Ваш Ф. Щерб.

ГАРФ, ф. С. Ф. Ольденбург, оп. 1, д. 98, л. 9 - 14.

N6

Верхнеудинск. Наркомпрос 31.VII.24

Дорогой Сергей Федорович,

добрался сюда после 11 дней довольно-таки утомительного пути. Сибирь по-прежнему удивляет дешевизной продуктов: жареная курица фунта 4 весом - 30 коп., молоко, масло, сыр, мед, поросята, утки и т.п., и все чуть не даром. Хотя и говорят,

стр. 126


что хозяйство восстановилось только на 70%, но, очевидно, на дороге к полному восстановлению, если не наделают опять глупостей. Здесь набрался стольких впечатлений и услышал столько новостей, что не знаю, с чего начать. Подробно напишу на днях.

Барадин страшно обрадовался своей книге53 и просил Вас очень благодарить; он выглядит прекрасно и отправляет свои функции с большим достоинством. У него есть уже почти готовая статья54 : обозрение (и история) монастырей тиб. -монг. , где все они расположены по сектам . Я считаю, при беглом просмотре, это сочинение прямо основным по изучению монг. тиб. буддизма. Очень бы хотелось его поместить в Bibl. Buddhica, я боюсь, что здесь оно пропадет, т.к. неизвестно, когда они еще соберутся со своею серией. Я буду настаивать, чтобы Барадин дал ее мне для напечатания в B. Buddh., размер - один выпуск, восточного шрифта почти нет. Я буду действовать так, как бы заручился Вашей поддержкой, надеюсь, Вы и действит. тут поддержите. Буддизм и тут, как везде, живет теориями, т.е. в сектах , и вся картина получается иная, не та, что у нас была до сих пор. Я уверен, что сочинение сразу же будет переведено по-немецки и не пропадет.

Хамбо55 приехал вчера, у него тут будет совещание, он удручен антирел[игиозной пропагандой и бурятским комсомолом; оказывается, есть уже комсомол не только здесь, но и в Монголии и чуть ли не в самом Тибете. Вы, вероятно, уже знаете, что часть экспедиции Козлова (?) уже достигла Хлассы56 , а сам он обратился в заправского археолога. Барадин уверяет, что открытые им гробницы по Шоре (190 в. от Урги) прямо ошеломительно богаты и предметы сохранились в замечат[ельной] свежести57 . Предполагается еще много других раскопок, о чем, кажется, Жамцаранов писал в Академию или Б. Я. Вл[адимирцо]ву. Масса предметов западного (персидского?) происхождения, никто не знает, ни кто, ни когда там похоронен. Надо бы этим заняться, а то может получиться конфуз. Барадин ведь не энтузиаст, а описывает находки (причем опасаются, что Козлов самые ценные скрыл) как будто это второй Тутанхамон58 !

Подробности в след. письме.

Ваш Ф. Щербатской

N.B. Если можно, подгоните ремонт печи в моей комнате, чтобы мне зимой было где заниматься!

СПб. филиал архива РАН, ф. 208, оп. 3, д. 685, л. 108 - 111.

N 7

Верхнеудинск. Наркомпрос. 1.VIII.24

Дорогой Сергей Федорович,

Вчера здесь началось празднование годовщины Бурятской республики, съехались представители со всех хошунов59 , представители Монголии, Якутии, Тибета (Доржеев). Весь аппарат представляет точную копию московского: есть и Госплан, и профобр, и всякие главки, комиссариаты, союзы и проч. без конца. Торжественное заседание, вероятно, тоже точная копия с московских собраний. Митинговые речи, сказанные со страшным подъемом, по-видимому, страшно подымающие бурятскую массу.

Но особенно меня поразили представители Монголии. Там тоже есть свой советский аппарат, Ринчинов60 - председатель монгольского Ревввоенсовета, есть партия, называется народно-революционной, и есть комсомол, назыв. союзом монгольской революционной молодежи. Монголы говорят приветствия, расхаживая по сцене в страшной ажитации, каждое приветствие продолжается около часу и затем переводится молодыми коммунистами по-русски с еще большей ажитацией. Все в один го-

стр. 127


лос поют о новой эре, начавшейся для Монголии с Октябрьской революции. Бурятскую республику называют мостом к освобождению народов Востока. Представитель монгольского комсомола, молодой монгол в коричневой толстовке, с красной розеткой и в русских сапогах, повествовал, как год тому назад было лишь 10 комсомольцев в Урге, теперь их уже 5000 и из них несколько сот женщин! Вообще, кажется, Монголия переживает еще гораздо больший подъем, чем Бурятия. И откуда взялись силы! Правда, руководители в Монголии все - буряты; зато здесь все руководители - иркутяне. Комиссары Ербанов61 , Амагаев62 , Оширов63 , Трубачеев64 - все иркутяне, и очень дельные, толковые, энергичные люди, коммунисты - прекрасные митинговые ораторы. Наш Барадин рядом с ними совсем тихий, но он единственный в правительстве забайкальский бурят.

Зато почти вся Иркутская губерния, за исключением узкой средней полосы с Иркутском, отошла к Бурятии и почти весь Байкал. Очень бы важно было проверить этнографический состав населения, дело КИПС65 -а; впечатление такое, что бурят в республике мало. Пока трений нет, но ведь целью поставлено подготовить людей и везде поставить бурят.

Известие о том, что Карахан66 признал сюзеренитет Китая, страшно заволновало Монголию, но их из Москвы стараются успокоить тем, что реально это ни в чем не проявится. Урга имеет притязания на Урянхай, сейчас идут в Наркоминделе переговоры, какая-то паритетная комиссия заседает. Не нашли ли бы Вы случая указать в Наркоминделе, что ведь урянхайцы - тюрки, и им, очевидно, нужно дать уже свою республику, смешанную с русским населением. Посылаю вырезку о бурятском комсомоле.

Ацагатский дацан - это родной дацан Доржеева, и он был очень опечален. На торжестве во Дворце Труда Доржеев был единственным ламой, но он выступал как представитель Тибета, и по внешности он в большой дружбе с представителями революционной Монголии. Хутухту в Урге сделался сразу полным анахронизмом и был быстро ликвидирован. Китаю, очевидно, если он захочет осуществлять свой сюзеренитет, придется завоевать Монголию вновь: политика тут не поможет. Князья пока все или исчезли, или примирились. Тушету-хан67 в знак забвения прошлого срезал себе косу.

Вообще набрался я впечатлений массу и негодую на всех вас, ленинградских домоседов, не могущих расстаться со своими креслами!

Когда я уезжал, Академия хлопотала о моем льготном проезде обратно . Если возможно, поторопите и пошлите в Верхнеудинск, Наркомпрос . Сегодня я уезжаю в Ямаровку, вернусь недели через две и поеду с Барадиным в Ацагат.

О приеме в Монг[ольский] отдел ИЖВЯ68 тут ничего не было известно, п[отому] ч[то] бумагу не получили . Необходимо написать сейчас же.

Ваш Щербатской

Записочку передайте Наде69 .

Как бы нужно было съездить в Ургу и на Амур! Отчего Вы не берете пример с Ферсмана70 !

СПб. филиал архива РАН, ф. 208, оп. 3, д. 685, л. 112 - 114.

N 8

Ст. Химк. курорт Ямаровка 22.VIII.24

Дорогой Сергей Федорович,

получили ли Вы мое письмо? После короткого пребывания в Ацагатском дацане и в В. Удинске я, по совету местного врача, приехал сюда подлечиться и очень пока до-

стр. 128


волен результатами: одышка почти совсем прошла, я свободно поднимаюсь на горы, где, сняв с себя одеяния, принимаю солнечные ванны и читаю Дигнагу71 .

Здесь нет почты, так что до возвращения в В. Удинск я не узнаю двух вещей: 1) послано ли мне разрешение на льготный обратный проезд , о чем ходатайство было возбуждено еще при мне и 2) разрешена ли мне командировка в Мюнхен72 в октябре.

В В. Удинске я думаю быть в конце августа или начале сентября, если узнаю, что командировка в Мюнхен разрешена, то сразу поеду домой экспрессом. Но попросите от меня Бориса Николаевича73 , чтобы предварительные шаги, соединенные с разрешением, по возможности, были готовы к моему приезду, т.е. разрешение ГПУ, денежный перевод и т.д. Если же разрешения не последует, то я пробуду еще здесь сентябрь и думаю посетить еще раз Ацагатский дацан и съездить в Баргузин, который страшно меня интересует.

Впечатлений и мыслей я здесь набрался вдоволь. Удивляюсь нашей Петроградской страшной отрезанности от здешнего края, как мало мы знаем! Как мало мы любопытны! И как слепо вперед движется история! В Германии полагали, и я не смел возражать, что Восток, начиная с Байкала, для нас потерян, но, оказывается, это не совсем так. Он потерян для японцев! Нет теперь тут, даже во Владивостоке ни одного японца. Между тем во время разрухи и семеновщины74 японцы скупали русские предприятия и похоронили бездну денег, которые, видимо, пропали безвозвратно. На эти японские деньги расстроился русский Харбин, который теперь громадный и шикарный город.

Мало того, японцы держали здесь громадную армию, которая была почти уничтожена партизанами. В открытом бою японцы непобедимы, у них такое презрение к смерти и такая военная организация, что ни одна армия в мире не может с ними бороться при равных условиях, но в тайге, на морозе, против партизан японцы гибли массами и ничего поделать не могли, хотя с ними еще были предатели-семеновцы!

Хозяйство Д. Востока еще плохо налаживается: в Благовещенске было 6 паровых мельниц, работавших круглый год, теперь одна работает, и то не весь год. Молокане на Зее засевали по 500 десятин, теперь засевают 3 - 4, только для себя. Нет дешевого хлеба, нет и золотопромышленности! Что тут можно было бы сделать, если бы на месте были представители творческого гения англо-саксов американцев, а не тот жалкий народец, которого мы с Вами являемся представителями!

Я уже писал Вам, что Козлов оказался вторым лордом Карнарвоном75 ! По крайней мере, по словам Барадина, его раскопки дали поразительные результаты! Монголы его даже заподозрили, что он самые ценные находки скрыл, и потому спешно издали декрет, запрещающий вывозить предметы археологич. ценности из страны.

Интересных могил в Монголии, по словам того же Барадина, масса. Им составляется каталог под наблюдением Жамцаранова (которого здесь именуют президентом Монгольской Академии наук - МАН-а). И он будто бы обратился в РАН за содействием в раскопках будущего года, которые предполагается поставить на широкую ногу на счет Монгольского Наркомпроса, который, говорят, в деньгах не стесняется. Они, будто, просят прислать им в будущем году молодых археологов и готовы им платить. Тайная идея, движущая этой программой, по-видимому, найти гробницу Чингиз-хана, что дает вам намек на "mentality" этих людей! Причина, почему Козлов сделался археологом, тоже интересна. Во время своих приготовлений он повздорил с "настоящими" членами экспедиции и по приказу из Москвы должен был быть отозван, но упросил, чтобы его оставили, как ширму, во главе "Тибетской эксп." и занялся в контакте с Жамцарановым раскопками.

Настоящая же экспедиция во главе с Борисовым76 - алтайцем, знающим монгольский яз., испытанным партийцем, по слухам, уже достигла Лхасы. Она хорошо снабжена деньгами и подарками, в составе ее главным образом буряты, есть и ламы, оде-

стр. 129


ты все ламами, по-видимому, снабжены письмами от Доржеева, так что в Лхасе чувствуют себя свободно, в то самое время как официально там принимается какой-то английский генерал. В Лхасе между тем создалось такое положение: Далай-лама и его присные увлеклись милитаризмом, чем сокрушается Агван. Милитаризм требует расходов, каких там до сих пор не знали. Пришлось обложить монастыри и коснуться ламских привилегий, пошли протесты и неудовольствия. Во главе недовольных оказался Банчен77 . Он послал в Лхасу посольство, руководимое оч. важным ламой. Посольство было принято очень сухо, а руководитель его обезглавлен. Тогда Банчен испугался и бежал. Пробрался незамеченным мимо Лхасы, направляясь в Монголию, но около Лаврана его перехватили китайцы и не выпускают, хотя держат со страшным почетом. Хотят поселить его в Утайшане и вокруг его группируют партию анти-Далайламскую. Борисов по дороге в Лхасу виделся с Банченом и вел с ним переговоры. Между тем в Лхасе брожение не прекращается на почве между новой военщиной и духовенством; дело доходило до столкновений, но на этот раз Далай-ламе удалось успокоить страсти. В лагере Aldershot в Англии обучается военному делу около 100 тибетцев, что для тибетской казны, лишившейся всех доходов из России, очень тяжело. В этот котел теперь прибыли наши партийцы с проповедью интернационализма, который, хотя в очень своеобразном понимании, имеет свойства возбуждать сердца Востока, просто как какая-то новая религия!

Ваш Ф. Щербатской

СПб. филиал архива РАН, ф. 208, оп. 3, д. 685, л. 115 - 118.

N 9

В. Удинск 1.XI.24

Дорогой Сергей Федорович,

сегодня приехал из Ямаровки ночью и был разбужен шествием мимо моих окон отряда пионеров, которые стройно шли колонной и пели гимн пионеров, в котором "бурят-монгольские дети" слали вызов мировой буржуазии! Надо сказать, что среди этих "бурят-монгольских" детей нет ни одного бурята; в городе есть еще китайские торговцы и огородники, но положительно ни одного бурята, за исключением приезжающих на базар из улусов. Таких городов в республике три: кроме В. Удинска еще Т. Савск78 и Баргузин, везде та же история. Центр и финансовую подкладку всей республики составляет город и уезд В. Удинский. В городе 25 тыс. жит., большой госуд. спиртов. завод, 2 кожевенных, один стеклянный, ж. дор. мастерские и депо, учебн. заведения, ком. партия, комсомол и пионеры, все это бурят-монгольские при полном отсутствии бурят; в уезде 80% русского, крестьянского, отчасти зажиточного и тяжело облагаемого населения и 20% бурят, б.ч. кочующих.

При отведении границ республики к В. Удинскому уезду были присоединены все места, где можно было найти бурят. Так к ней отошла большая часть Иркутской губернии (север и юг) и юг Забайкалья за Читу, т.е. Агинский и Цугольский аймаки, все тунгусы по Онону. Читинский уезд выделен колбасой, так как в нем почти нет бурят; и все-таки в результате всех этих махинаций, при статистике, которая, вероятно, пристрастна, получилась республика с 52% бурятского и 48% русского населения. Финансовая тяжесть легла почти целиком на В. Удинский уезд, но, несмотря на тяжесть обложения и "пьяный бюджет", республика весьма дефицитна и в прошлом году получила дотации 700000 р. золотом. Кроме того, получила дотаций в 60000 р. з. на "высшее уч. заведение". На это заведение направлены все мысли националистов; оно должно дать им монголов-европейцев, оно, по-видимому, должно будет конкурировать с Иркутск. универ-том, которому, кстати, не дают ни гроша и которому, несмо-

стр. 130


тря на его обширные помещения и земельную собственность, грозит закрытие! Итак, вот противоречия жизни: с одной стороны, мечты о бурятах-европейцах, о бурятах-коммунистах, параллельно с мечтами о Чингиз-хане, с другой - буряты-кочевники и пожиратели падали!

По Доржееву и Барадину нельзя судить о бурятах. В дер. Черемхове, около Ямаровки, минувшей зимой был падеж свиней, околело б. 300 штук; все были куплены и съедены бурятами! Народ знает только таких бурят, поэтому вовсе не видит и не понимает, что им управляют буряты. Нигде я не встретил возмущения и обиженной национальной гордости, полнейшее равнодушие и абсолютное незнание того, что происходит! Меня особенно поразили иркутские профессора! Когда почти вся Иркутская губерния отошла в Бурятию, они абсолютно ничего об этом и не подозревают!

Из Тибета пока ничего нового, м.б., Агван привезет новости из Урги.

Ваш Ф. Щербатской

Поклон Владимирцову, может быть, покажете ему это письмо.

СПб. филиал архива РАН, ф. 208, оп. 3, д. 695, л. 119 - 120.

N 10

1-го сентября

Дорогой Сергей Федорович, вернулся вчера в В. Удинск и застал от Академии бумагу на льготный обратный проезд и 2 письма от мамаши, последнее от 8-го августа. Насчет Мюнхена от Вас нет до сих пор ничего. Я заключаю, что командировка провалилась, а очень жалко, хотелось бы повидать Якоби79 . Думаю, что, если бы что-ниб. было, Вы бы телеграфировали. Поэтому поеду сегодня по дацанам, правительство бур. республики дает мне автомобиль, но я буду теперь в области досягаемости для почты, так что если будет телеграмма, я сейчас же выеду с экспрессом. В Баргузин не поеду, чтобы не очень удаляться; очень сожалею, меня страшно туда тянет, точно так же как на Амур и в Приморье. Приходится отложить эти мечты до след. удобного случая.

В. Удинск, как столица, приоживился, стремится быть копией Москвы, имеются все государств. и партийные учреждения в "государственном масштабе", квартирный кризис страшный, продолжается реквизирование домов под учреждения, и это запугивает всех строителей, так что теснота все увеличивается, гос. строй ничего построить не может за отсутствием кредитов. Прежний Удинск имел два больших базара, ряд белокаменных торговых рядов и хороших каменных домов, иногда с колоннами коринфского ордера, на главных улицах. Теперь все хорошие дома реквизированы под гос. учреждения, а прежние владельцы если не уехали, то ютятся в подвалах. На днях выселен из церковного дома архиерей живо-церковник и переселен в церковную сторожку. Церкви - есть большие и интересной архитектуры - переданы бурятам живой церкви80 и мало посещаются; оставлена только одна - кладбищенская, и та ломится от народа, гл. обр. женщин.

Есть опасность, что меры против частной торговли будут иметь нежелательный результат - это увеличение торговли китайской, ибо китайцы, даже богатые, живут в лачугах и в подвалах. Базары наполовину китайские, огороды вполне; конкуренцию, даже государственную, они легко побеждают. Все Забайкалье и Амур наполовину китайские, сегодня буду об этом толковать с Ербановым.

Сегодня на улице поразило меня необычайное зрелище, стоит величественная женская фигура, в длинном плате, красными цветами по палевому фону, на груди целый ряд янтарных ожерелий, на голове кокошник парчевый, на лбу и затылке жемчужные повязки, все повито чудной шалью кругом кокошника, наподобие тюрбана. Меня так поразило, что я зашел в лавку спросить у старичка приказчика, что это та-

стр. 131


кое. Ясно, что это настоящий древнерусский костюм, который носят староверки, т.н. "семейские". Удивительная красота! Среди этой китайщины и монгольщины чистейшая древняя Русь! В такой чистоте и величественности я не видал ее еще ни в Мариинском театре, ни у Маковского81 и Васнецова!

Для буддизма обстоятельства складываются неблагоприятно. Из трех дацанов, стараниями Агвана не так давно открытых в Иркутск. губ., два уже закрылись, ламы разбежались, а строения национализованы. Сначала уходят хувараки82 , в особых школах им открывают глаза, налегая на противоречия буддийской утопии современной науке; юноши принимаются в комсомол и как комсомольцы возвращаются агитаторами к дацану. При всех торжествах и праздниках устраивают митинги. Напр., в Ацагатском дацане процессия с Майдари направляется слева направо, а навстречу идет с красными флагами комсомольская процессия, и при встрече устраивается митинг, на котором ламы поносятся как тунеядцы и эксплуататоры народной темноты.

Хуварак, по-видимому, накануне исчезновения, ибо и закон запрещает прием в рел. школы юношей до 18 лет. Дацаны с точки зрения закона рассматриваются как доходные предприятия; каждый лама облагается налогом от 20 до 90 р., по рангу, чего теперь большинство заплатить не может и покидает дацан. Движение, кажется, более резко выражено в Иркутск. губ., чем в Забайкальской. Агван ведет какую-то политику и, по-видимому, не теряет надежды, он в хороших, сносных, отношениях с правителями; сейчас он в Урге на каком-то съезде, по приглашению Жамцаранова. Его значение усиливается тем, что он представитель Тибета и состоит под особым покровительством Наркоминдела.

Но в Иркутской губ. дело, по-видимому, безнадежно, в Балаганск. уезде осталось всего 14 лам, а в Тункинском - ни одного. Отношение духовенства к Барадину очень враждебное; они его считают душой антирелигиозного движения, да оно, по-видимому, так и есть. Удивительно, как меняются люди! В Наркомпросе у него бесчисленное количество отделов, все в "государственном масштабе", проводятся разные реформы, напр., теперь, накануне открытия преподавания, перемещают учителей с места на место, для "освежения" преподавания. Как во всех теперь учреждениях, масса движения, занятости и хаос, поймать комиссара трудно. Барадин, по-видимому, только следует за движением, но не руководит им. В его канцеляриях много очень симпатичного, самоотверженного народа, хорошо образованные русские барышни - прекрасный аппарат, но несется в какую-то неизвестную сторону. Настроение учительства подавленное и недоверчивое, все чего-то боятся. Новые школы, открываемые среди кочевых бурят, все на русском языке, напр., на Кударе, округе чисто бурятском, где не было школ, теперь открывается несколько, и все они будут русские. По-видимому, все сознают, что без этого культуры провести нельзя.

Мои мысли - прочитать здесь лекцию о научном характере теоретического буддизма - я, конечно, бросил; никого это здесь не интересует, буряту-коммунисту противен буддизм, точно так же как англизированному индусу противен санскрит. Было бы наивно предлагать этой публике наш товар. А русское население! Оно себя теперь считает "монголо-бурятами", себя считает столицей, а о существовании буддизма мало слыхало!

Ваш Ф. Щербатской

СПб. филиал архива РАН, ф. 208, оп. 3, д. 685, л. 166 - 169.

КОММЕНТАРИИ

1 Речь идет об издании санскритского текста Nyayabindutippani (Bibl. Buddh., XI, 1909), комментария на Nyayabindutika, тибетский перевод которого Ф. И. Щербатской опубликовал в 1904 г. (Bibl. Buddh., VIII).

2 Дацан - учебное заведение при буддийском (ламаистском) монастыре.

стр. 132


3 Имеются в виду санскритские рукописи буддийского сочинения Abhisamayalamkara, обнаруженные Ф. И. Щербатским в Кембридже [см.: Abhisamayalamkara-prajnaparamita-upadesa-sastra, 1929, p. XI-XII; ср.: Известия АН, 1907, с. 115 - 117].

4 Б. Б. Барадийн (1878 - 1937) - монголист, тибетолог, буддолог. С 1902 г. занимался в качестве вольнослушателя факультета восточных языков СПб. университета у С. Ф. Ольденбурга и Ф. И. Щербатского. Командирован Русским комитетом для изучения Средней и Восточной Азии в Тибет (1905 - 1907), провел восемь месяцев в монастыре Лавран. В 1908 - 1917 гг. - лектор монгольского языка в СПб. университете. Нарком просвещения Бурят-Монгольской АССР в 1923 - 1926 гг., член Бурятского ЦИК в 1923 - 1930 гг., председатель Ученого Комитета в 1923 - 1929 гг. Репрессирован.

5 Посетить Тибет Ф. И. Щербатского пригласил Далай-лама во время аудиенции в Урге 12 июня 1905 г. Однако от имени МИД товарищ (заместитель) министра кн. С. В. Оболенский сообщил, что "политические обстоятельства" препятствуют этой поездке [см.: Известия РКИСВА, 1906, с. 5; ср. там же с. 22].

6 Д. Д. Покотилов - китаист, выпускник ФВЯ СПб. ун-та (1887), дипломатический представитель России в Пекине.

7 П. К. Козлов (1863 - 1935) - исследователь Центральной Азии, сподвижник Н. М. Пржевальского, руководитель Монголо-Камской экспедиции 1899 - 1901 гг.

8 Агван-Лобсан Доржиев (1853/54 - 1938) - Хамбо-лама, бурято-тибетский ученый, деятель обновленческого движения, один из духовных наставников Далай-ламы. С 1901 г. играл роль полномочного представителя Тибета в России. С 1922 г. - глава школы тибетской медицины в Ацагате. Репрессирован.

9 Намдак Дылыков - хоринский бурят, почетный зайсан, состоявший при Далай-ламе переводчиком с монгольского на русский язык [Козлов, 1920, с. 68], ср. записи Ф. И. Щербатского в кн.: [Васильков, 1989, с. 254]. Дылыков упоминается в письме Ц. Жамцарано С. Ф. Ольденбургу от 24.06.1904 в качестве "новоиспеченного начальника" [см.: Orient, 1998, с. 65]; ср. ниже письмо Ф. И. Щербатского от 3.08.1917, где речь идет о "тайше Делыкове".

10 Ц. Ж. Жамцарано (1880 - 1942) - монголист, собиратель фольклора. В качестве вольнослушателя факультета восточных языков СПб. университета учился у С. Ф. Ольденбурга и Ф. И. Щербатского в 1902 - 1906 гг. В 1907 - 1908 гг. преподавал в СПб. университете, в 1909 - 1910 гг. совершил научную поездку по Южной Монголии. Активный участник бурятского национального движения. В 1912 г. арестован и выслан из Петербурга. В 1921 - 1932 гг. работал в Монголии главным образом в области науки и просвещения. Один из организаторов Монгольской Народной революционной партии. Создатель Монгольского Ученого комитета, из которого выросла Академия наук Монголии. В 1932 г. С. Ф. Ольденбургом приглашен на работу в Институт востоковедения в Ленинграде. Репрессирован.

11 П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827 - 1914) - руководитель Русского Географического общества, исследователь Центральной Азии.

12 Русским консулом в Урге был В. Ф. Люба, китаист, ученик В. П. Васильева.

13 Е. И. Алексеев (1843 - 1909) с 1903 г. был наместником императора на Дальнем Востоке, с января 1904 г. - главнокомандующий сухопутными и морскими силами на Дальнем Востоке.

14 И. В. Холщевников - наказной атаман Забайкальского казачьего войска и генерал-губернатор области (до 1906 г.).

15 Назаров - полковник генерального штаба, занимавшийся ситуацией на Дальнем Востоке.

16 Хутухта - богдо-гэгэн, "живой бог", глава ламаистской церкви Монголии Джебцун-Дамба-хутухта (1870 - 1924).

17 "раздражительный нрав деревенской бабы" (фр.).

18 В. В. Долбежев - секретарь консульства в Урге, выпускник китайско-манчжурского разряда ФВЯ 1897 г.

19 Б. В. Долбежев в 1909 г. был секретарем русского консульства в Урумчи [см.: Известия РКИСВА, 1909, с. 66 - 70].

20 Речь идет о только что объявленных выборах в Государственную Думу.

21 Сын С. Ф. Ольденбурга Сергей (будущий историк и политический журналист, 1888 - 1940) в эти годы тяжело болел, и семья вынуждена была подолгу находиться за границей.

22 Ф. И. Щербатской почти ежегодно выезжал в Бонн для занятий индийской философией с Германом Якоби.

23 С. Ю. Витте (1849 - 1915), председатель Комитета министров, 29.06.1905 г. был назначен уполномоченным для ведения мирных переговоров с Японией, закончившихся подписанием Портсмутского мира.

24 W.W. Rockhill (1854 - 1914) - американский дипломат, исследователь Центральной Азии, совершивший путешествия в Тибет в 1888 и 1891 - 1892 гг.

25 "Они так преданы России, так преданы .., но бюрократия все портит. Это и у нас беда, но у вас!..." (нем.).

26 г. Верхнеудинск, совр. Улан-Удэ.

27 А. Н. Казнаков (1871- ?) - участник Монголо-Камской экспедиции 1899 - 1901 гг. В начале века директор Кавказского музея в Тифлисе (Тбилиси).

28 "оттеснить господ англичан" (фр.).

29 Амбань - китайский наместник.

стр. 133


30 "с соответствующими изменениями" (лат.).

31 Аймак - округ, крупная административно-территориальная единица Монголии.

32 Тайша - князь.

33 С. Ф. Ольденбург был министром народного просвещения с 25.07 (7.08) до 31.08 (13.09) 1917 г.

34 Университет в Иркутске был открыт в 1918 г.

35 Наланда - Буддийский монастырский комплекс в районе совр. г. Патны (индийский штат Бихар в среднем течении Ганга). В VII в. в Наланде находился важнейший центр буддийского образования в Южной Азии (так называемый университет Наланды). С Наландой связана деятельность Дхармакирти, которым в те годы занимался Ф. И. Щербатской.

36 Б. Я. Владимирцов (1884 - 1931) - специалист по истории и культуре монгольских народов.

37 Одна из важнейших систем индийского буддизма ваджраяны, получившая широкое распространение в Тибете.

38 Л. Я. Штернберг (1861 - 1927) - специалист по этнографии народов Сибири, заместитель директора Музея антропологии и этнографии, секретарь РКИСВА.

39 А. Д. Руднев (1878 - 1958) - проф. факультета восточных языков СПб. университета, исследователь монгольских языков и культуры, сотрудничавший с Ц. Жамцарано в исследовании монгольского фольклора. После 1917 г. в эмиграции.

40 Г. Ц. Цыбиков (1873 - 1930) - выпускник факультета восточных языков СПб. университета (1899), по заданию Русского Географического общества совершил в 1899 - 1902 гг. путешествие в Центральный Тибет под видом буддиста-паломника. Ученый секретарь Бурятского Ученого комитета в 1924 - 1927 гг., проф. Иркутского университета (1928 - 1930).

41 Крупнейшая фирма, снабжавшая шрифтами русские типографии. Национализирована в 1919 г.

42 Возможно, Н. А. Ханхасаев - член Особого совещания Временного правительства по выборам в Учредительное собрание.

43 Имеются в виду, очевидно, Ц. Жамцарано и Б. Барадийн.

44 "Эта страна идет к черту" (англ.).

45 Этот замысел не был осуществлен.

46 Урянхайский край - впоследствии Тувинская Народная Республика (1921 - 1944), затем - автономная область и автономная республика в составе РСФСР, ныне Республика Тува - субъект РФ.

47 Хайдуб (1385 - 1438) - ученик и преемник Цзонхавы, автор комментариев на трактаты по буддийской логике "Абхисамаяланкара" и "Праманавартика".

48 "Самбандхапарикша" - санскритский трактат о логике и теории познания, сохранившийся лишь в тибетском переводе.

49 Дармакирти - Дхармакирти (VI-VII вв.) - крупнейший авторитет в области индийской логики, творчеству которого посвящен ряд исследований Ф. И. Щербатского.

50 Дандар - монголо-тибетский автор конца XVIII в. [см.: Samtanantarasiddhi..., 1916].

51 Цонхава - Цзонхава (1357 - 1419) - тибетский ученый, основатель школы гелугпа (т.н. "желтошапочников"), господствовавшей в Тибете.

52 "Красношапочные" - подразделение тибетской буддийской школы кармапа, соперничавшей с "желтошапочной" (гелугпа). В 1923 г. Нона хутухта, "живой Будда красношапочной секты", бежал во внутренние районы Китая.

53 Статуя Майтреи в Золотом храме в Лавране [Барадийн, 1924].

54 Статья "Буддийские монастыри. Краткий очерк" опубликована в кн.: [Богданов, 1926, с. 109 - 151; перепечатана в Orient, 1992, с. 61 - 115].

55 Хамбо - "учитель", высокий титул ламаистской иерархии. Имеется в виду Агван Доржиев.

56 Хласса = Лхаса.

57 Речь идет о раскопках экспедиции П. К. Козлова в Суцзуктэ (Ноин-Ула) - открытии гуннских курганов рубежа н.э.. Б. Барадийн и Ц. Жамцарано познакомились с находками в июне 1924 г. [см.: Козлов, 2004].

58 Имеются в виду сенсационные раскопки Г. Картера и лорда Карнарвона - открытие в 1922 г. гробницы фараона Тутанхамона.

59 Хошун - район, административно-территориальное подразделение аймака.

60 Ринчинов - Эльбек-Доржи Ринчино (1888 - 1938) - монголовед, работавший в Забайкалье по заданиям РКИСВА. Сподвижник Сухэ-Батора, председатель Реввоенсовета Монгольской народной армии в 1921 - 1924 гг. Репрессирован.

61 М. Н. Ербанов (1889 - 1938) - председатель Совнаркома Бурят-Монгольской АССР (1923 - 1927), первый секретарь Бурятского обкома ВКП(б) (1928 - 1937). Репрессирован.

62 М. И. Амагаев (1897 - 1944) - первый председатель ЦИК Бурят-Монгольской АССР (1923 - 1924), уполномоченный Коминтерна в МНР (1925 - 1927), с 1932 г. - директор Ленинградского института живых восточных языков. Репрессирован.

63 А. И. Оширов - представитель Коминтерна, один из организаторов Революционной партии Внутренней Монголии.

стр. 134


64 В. И. Трубачеев (1895 - 1938) - руководитель Бурят-Монгольского областного бюро РКП(б) в 1923- 1924 гг., с 1928 г. - секретарь посольства СССР в Монголии. Репрессирован.

Комиссия по изучению племенного состава населения России при Академии наук была создана в феврале 1917 г. под председательством С. Ф. Ольденбурга для этнографическо-статистического исследования российских регионов.

66 Л. М. Карахан (1889 - 1937) - заместитель наркома иностранных дел (1918 - 1920), полпред СССР в Пекине (1923 - 1926). Репрессирован. Имеется в виду соглашение между СССР и Китаем от 31 мая 1924 г., в котором Внешняя Монголия признавалась автономной частью Китая.

67 Тушету-хан - глава одного из четырех аймаков Монголии (Халха).

68 Институт живых восточных языков основан декретом от 7 сентября 1920 г. (4 июня 1927 г. переименован в Ленинградский восточный институт, ликвидирован 29 августа 1938 г.).

69 Домработница Ф. И. Щербатского.

70 А. Е. Ферсман (1883 - 1945) - геолог, вице-президент Академии наук, участник многочисленных экспедиций.

71 Дигнага (около 450 - 520) - крупнейший представитель буддийской логики, основатель школы йога-чара-мадхьямика.

72 В Мюнхене намечался съезд Германского общества востоковедов (DMG), Ф. И. Щербатской был в Германии осенью 1924 г.

73 Б. Н. Молас (1877 - 1930) - заведующий секретариатом Академии наук (1923 - 1929). Репрессирован ("десять лет без права переписки" [см.: Трагические судьбы..., 1995, с. 226].

74 В декабре 1919 г. адмирал Колчак назначил Г. М. Семенова (1890 - 1946) главнокомандующим войсками Восточной Сибири и Дальнего Востока. Г. М. Семенов финансировался японцами, в октябре 1920 г. бежал в Маньчжурию.

75 Лорд Карнарвон организовал и финансировал экспедицию, открывшую гробницу Тутанхамона.

76 С. С. Борисов (1889 - 1937) - ойрат из Горно-Алтайска, заведующий монголо-тибетским отделом Дальневосточного секретариата Исполкома Коминтерна (1921 - 1922), сотрудник Восточного отдела НКИД (1922 - 1933). Руководил (под именем Церендоржи) Тибетской экспедицией, организованной НКИД (1923 - 1925) [см.: Андреев, 1997, с. 227 и далее]. Репрессирован.

77 Банчен - Панчен-лама, второе лицо после Далай-ламы в Тибете. Речь идет о событиях конца 1923 -начала 1924 г., Панчен-лама выехал из Шигацзе на север 26 декабря 1923 г.).

78 Троицко-Савск - уездный город, слившийся с Кяхтой.

79 Г. Г. Якоби (1850 - 1937) - проф. санскритологии в Боннском университете, учитель Ф. Щербатского.

80 Обновленческая "живая церковь" - церковная оппозиция патриарху Тихону (А. И. Введенский и др.), оформившаяся при поддержке Советской власти в мае 1922 г.

81 Имеются в виду картины из "древнерусской" жизни академика живописи К. Е. Маковского (1839 - 1915).

82 Послушники в ламаистских монастырях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев А. И. От Байкала до Священной Лхасы. СПб.-Самара, 1997.

Барадийн Б. Статуя Майтреи в Золотом храме в Лавране // Bibl. Buddh. XXII. Пг., 1924.

Богданов М. Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. Верхнеудинск, 1926.

Васильков Я. В. Встреча Востока и Запада в научной деятельности Ф. И. Щербатского // Восток-Запад. М., 1989.

Известия АН. Сер. 1. 1907.

Известия РКИСВА. СПб., 1906. N 6, декабрь.

Известия РКИСВА. СПб., 1909. N 9.

Козлов П. К. Тибет и Далай-лама. Пг., 1920.

Козлов П. К. Дневники Монголо-тибетской экспедиции 1923 - 1926 гг. М., 2004.

Трагические судьбы. Репрессированные ученые Академии наук СССР. М., 1995.

Abhisamayalamkara-prajnaparamita-upadesa-Sastra / Ed., expl. and transl. by Th. Stcherbatsky and E. Obermiller // Bibl. Buddh. XXIII Fasc. 1. L., 1929.

Orient. Вып. 1. СПб., 1992.

Orient. Вып. 2 - 3. СПб., 1998.

Samtanantarasiddhi и Dharmaklrti Samtanantarasiddhitlka Vinltadeva вместе с тибетским толкованием, составленным Агваном Дандар Лхарамбой // Bibl. Buddh. XIX. Пг., 1916.

стр. 135


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ПИСЬМА-Ф-И-ЩЕРБАТСКОГО-ИЗ-МОНГОЛИИ-И-ЗАБАЙКАЛЬЯ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

ПИСЬМА Ф. И. ЩЕРБАТСКОГО ИЗ МОНГОЛИИ И ЗАБАЙКАЛЬЯ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 21.06.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ПИСЬМА-Ф-И-ЩЕРБАТСКОГО-ИЗ-МОНГОЛИИ-И-ЗАБАЙКАЛЬЯ (date of access: 25.07.2024).

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
64 views rating
21.06.2024 (34 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ON THE OCCASION OF THE 80TH ANNIVERSARY OF SERGEI KONSTANTINOVICH ROSHCHIN
5 days ago · From Alibek Kasymov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
НОВАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РОСПИСИ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ ТЕКСТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ХАДИСЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
ТУРКОЛОГИЧЕСКИЕ И ОСМАНИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА XVI-XIX ВЕКОВ ИЗ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩ ТУРЦИИ
7 days ago · From Alibek Kasymov
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (XIII-XV BB.)
7 days ago · From Alibek Kasymov
ОБРАЗ ЭСЭГЭ МАЛАН ТЭНГРИ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ БУРЯТ
7 days ago · From Alibek Kasymov
К. К. СУЛТАНОВ. ОТ ДОМА К МИРУ. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ
8 days ago · From Alibek Kasymov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ПИСЬМА Ф. И. ЩЕРБАТСКОГО ИЗ МОНГОЛИИ И ЗАБАЙКАЛЬЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android