Libmonster ID: KZ-2369
Author(s) of the publication: Т.Г. Алпаткина

(Москва, 15-16 апреля 1999 г.)

14 апреля 1999 г. в Государственном музее Востока состоялось открытие выставки "Древние геммы и камни Востока", где впервые была представлена уникальная коллекция произведений древневосточной глиптики из собраний музея. В связи с выставкой 15 и 16 апреля был проведен научный семинар, в котором приняли участие более 30 специалистов по истории искусства древнего Востока из ГМВ, Государственного Эрмитажа, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина; Института востоковедения. Института археологии. Института этнологии и антропологии, Института истории естествознания и техники РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Российского Государственного гуманитарного университета. Московского педагогического государственного университета, Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова.

Работа семинара проходила на трех заседаниях, доклады на каждом из которых объединялись по хронологическому принципу: древневосточная глиптийа в III - начале I тыс. до н.э., в середине I тыс. до н.э. -III-IV вв. н.э. и в I тыс. н.э. (по VIII в. включительно). Были заслушаны и обсуждены 16 докладов, изданы тезисы.

Утреннее заседание 15 апреля открыла Т.Х. Мепгакса, первый заместитель Генерального директора ГМВ, которая во вступительном слове поздравила участников и гостей семинара с проведением первой в истории музея выставки гемм, ставшей крупным событием в культурной жизни столицы; отметила большую собирательскую и хранительскую работу автора выставки С.Я. Берзиной; пожелала плодотворной работы семинара.

Е.В. Антонова (Москва) выступила с докладом "Растительные мотивы на печатях Бактрии и Маргиа-ны". Доклад основывался на материалах, опубликованных в книге В.И. Сарианиди "Myths of Ancient Bactria and Margiana on its Seals and Amulets". В докладе был дан краткий исторический очерк региона, рассказано о появлении здесь во II тыс. до н.э. новых видов изобразительных памятников, идею В.И. Сарианиди об арийском происхождении которых докладчик считает спорной. Подробно рассмотрена одна из групп изображений на печатях - растения (цветущие мак, тюльпан и эфедра) и их сочетания с образами животных и птиц, а также печати с изображением четырехконечного креста как наиболее абстрактного образа мира. Докладчик выявляет связи между этими мотивами и делает вывод о том, что весь круг подобных изображений на печатях, призванных служить амулетами и талисманами, независимо от их сочетания, связан с космогоническим мифом.

Отвечая на вопросы о датировке печатей и материале, из которого они изготовлены, докладчик определила комплекс концом III-II тыс. до н.э. и отметила, что для. каменных печатей выбирались материалы, легкие в обработке, в основном стеатит; более трети находок из грабительских раскопок составляют бронзовые печати.

Е.И. Кононенко (Москва) в докладе "Сюжетно-композиционные схемы в глиптике Двуречья III тыс. до н.э." указал, что при всем разнообразии мотивы на шумерских печатях сводятся к трем схемам, которые отражали важнейшие образные представления, закрепленные в мифе и ритуале: шествия, борьба и еда. Еда получает космогоническую семантику через цепочку "принятие пищи - пир для богов - пир богов"; докладчик отметил игнорировавшееся исследователями разделение сцен пира на печатях на два иконографических типа. Как выражение темы борьбы в глиптике была рассмотрена схема "фриз сражающихся", происходящая из мотива "защита стада". Композиции "фризообразного шествия" (и их "сокращенный" - до 1-2 фигур -вариант) появились в глиптике Двуречья в конце IV тыс. до н.э. и к концу III тыс. до н.э. вытеснили все остальные схемы.

При обсуждении доклада С.Я. Берзина заметила, что в последнее время исследования в области изобразительного искусства представляют памятники искусства как исторический источник и в этой связи интересен показанный в докладе Е.И. Кононенко новый подход к изучению месопотамской глиптики как к источнику по политической истории Двуречья.

В докладе К.Н. Гаврилина (Москва) "Памятники финикийской глиптики VII-VI вв. до н.э. на территории Этрурии" отмечена высокая роль традиций искусства Востока в этрусской культуре архаического периода. Так, инвентарь этрусских гробниц VII в. до н.э. представляет разнообразные предметы ближневосточного и египетского импорта. Особое место занимают произведения глиптики, которыми, как правило, опечатывали сакральный погребальный инвентарь. Докладчик большое внимание уделил вазам буккеро, при изготовлении которых использовали откатки штампов, подражающих финикийским цилиндрическим печатям. В Этрурии найдено также значительное количество гемм в виде скарабеев. По технике обработки и сюжетам этих гемм докладчик выделил финикийские печати; печати, созданные греческими мастерами под финикийским

стр. 234


влиянием; собственно этрусские произведения, сочетавшие опыт Финикии с нарастающим к концу архаической эпохи греческим воздействием.

С.И. Ходжаш (Москва) в докладе "Чужеземная глиптика в урартских центрах" представила найденные при раскопках Эребуни в 1950-х годах ассирийские печати из коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музея истории Армении и привлекла их аналогии из Переднеазиатского музея в Берлине. Стилистические черты в изображениях людей на этих геммах позволяют датировать их VIII в. до н.э. Как было отмечено, некоторые из этих произведений искусства ближе к закавказским, например, к памятникам с территории Грузии, нежели к ассирийским. Интересны геммы с символами плодородия, среди них халцедоновая печать из Тейшебаини с изображением сидящей на троне богини Иштар, медальоны из Вани и Тейшебаини с изображением богини, супруги верховного бога Урарту, и египетские скарабеи, попавшие в Урарту через Сирию и Главный Кавказский хребет.

М.Н. Погребова (Москва) в докладе "Митаннийские печати из Закавказья" говорила о значении печатей для тех исторических памятников, где они были найдены. Основная область распространения пастовых митаннийских печатей совпадает с ареалом Лчашенской культуры, известной великолепными памятниками бронзовой металлургии. Печати из лчашенских памятников чрезвычайно важны для установления абсолютных дат начала периода поздней бронзы в Закавказье. 12 закавказских печатей, близких стилистически и сюжетно и выделенных Б.Б. Пиотровским в одну группу, дают достаточно твердую дату для Лчашенской культуры - XV-XIV вв. до н.э. Как отмечено в докладе, к этой группе можно добавить еще 3 печати, которые относятся к палестинскому типу и дожили до XIII в. до н.э. Резко выделяется из этой группы памятников глиптики золотая печать из Арчадзора, которая относится к эпохе развитой бронзы (рубеж 11-1 тыс. до н.э.).

В выступлениях по докладу Е.В. Антонова отметила, что важным направлением в науке является изучение культурно-исторической роли печатей и их сочетание с другими предметами материальной культуры. По мнению Н.З. Куниной, данная проблематика убедительно изложена в докладе.

Дневное заседание 15 апреля открыла С.Я. Берзина (Москва) докладом "Образы созвездий на мало-азийских геммах ахеменидского периода", в котором поставила вопрос о возможности выделения созвездий в репертуаре малоазийских скарабеоидов V-IV вв. до н.э. На примере ряда повторяющихся образов, трактуемых как созвездия Тельца, Большой и Малой Медведиц, Пса и Льва, она выявила особенности их иконографии как созвездий: большой лучистый шар на голове или горбе; изображение в рисунке участка ночного неба; изображение, сопровождаемое многолучевой звездой; во многих случаях на фигурах животных выделены шарами-звездами суставы ног, такие же шары помещены на фигурах, в "нейтральных" местах, не связанных со строениями тел, но с учетом реального расположения звезд.

Выступая по этому докладу и принимая большую часть доказательств, О.Я. Неверов заметил, что шары в месте обозначения суставов не всегда образуют рисунок созвездия, часто это чисто технический прием -например, шарами выделяются коленные и локтевые суставы на изображениях людей. Г.Е. Куртик сказал, что в условиях отсутствия письменных источников по астрологии V-IV вв. до н.э. схема, предложенная докладчиком, имеет фундаментальное значение. Участники дискуссии согласились с тем, что вопрос об этнической принадлежности резчиков исследуемых скарабеоидов - за пределами темы.

С.И. Финогенова (Москва) в своем докладе "Группа эллинистических бронзовых перстней из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина" отметила, что геммы и бронзовые перстни служили одним и тем же целям - они являлись печатями, хотя и отличались материалом и техникой исполнения. Была представлена небольшая коллекция найденных при раскопках экспедиции музея в Фанагории, Тирамбе и Пантикапее перстней с мужскими и женскими погрудными изображениями представителей династии Птолемеев (Птолемея II, Арсинои II, Арсинои III и Береники II); перстень из Тирамбы с изображением охотящейся Артемиды и перстень из Фанагории с изображением собаки. Наиболее близки предметам из коллекции Пушкинского музея перстни из Эрмитажа, Лувра, Британского музея, Геттингенского университета. Находки около 30 экземпляров подобных перстней наряду с распространением в Северном Причерноморье других предметов египетского импорта свидетельствуют о тесных контактах эллинистического Египта с этой периферией античного мира, что выражалось в обширных торговых связях и распространении частных египетских культов.

В ответ на вопрос К.Н. Гаврилина о перстне из Тирамбы докладчик отметила, что идентичные изображения Артемиды можно встретить, в частности, на монетах.

Доклад Б.И. Вайнберг (Москва) "Олень в глиптике древнего Хорезма" был посвящен немногочисленной, но необычной коллекции древнехорезмийских гемм второй половины I тыс. до н.э., среди которых выделяются простые камни (типа гальки) с изображением оленя, пронзенного стрелой, из Кой-Крылган- калы. Находка в культовом центре Калалы-гыр 2 керамического рельефа с календарным мифом позволила говорить о том, что изображение на геммах - "цитата" из этого мифа: жертвоприношение оленя божеством Митрой сразу же после его рождения в день зимнего солнцеворота. Как считает докладчик, изображение на костяных ножнах из Тахти-Сангина (лев держит оленя), которое И.Р. Пичикян трактует как борьбу правителя Бактрии с саками, также показывает подготовку оленя к жертвоприношению. В докладе было

стр. 235


представлено подробное описание сюжета, связанного с оленем и его функциями как божества плодородия, проведен разбор праздников в иранском календаре, показаны параллели хорезмийских верований в иранской, западноевропейской и индийской мифологиях.

В докладе Н.Э. Куниной (Санкт-Петербург) "Цветной камень и стекло" были широко представлены интересные памятники искусства из различных музеев мира и частных собраний - изделия мастеров-стеклодувов, имитировавшие цветной камень, из Месопотамии и Египта XVI в. до н.э. - I в. н.э. (бусы, рельефные вставки в виде лица, инкрустации в виде глаза, мозаичные плакетки и панно), Римской империи и Восточного Средиземноморья I в. до н.э. - IV в. н.э. (миниатюрные бюсты римских имераторов, фалеры, изображения мифологических персонажей). Докладчик особо отметила доведенную до совершенства виртуозную мозаичную технику египетских мастеров и отдельные технологические приемы стеклоделия в Римской империи, такие, как подражание цвету и фактуре камня, благодаря чему стеклянные изделия иногда невозможно отличить от каменных. Рассказывая о производстве из "камейного" стекла ваз (самая знаменитая из них "Портландская ваза" из Британского музея) и плакеток-панно, докладчик высказала предположение, что подобные изделия делали мастера-резчики гемм.

О.Я. Неверов (Москва) в докладе "Египетская тематика в магических амулетах времени Римской империи" отметил популярность в поздней Римской империи культа бога Сераписа, особенно во времена Септимия Севера и его сына Каракаллы. Надписи на амулетах из яшмы и халцедона рядом с изображением бога - мольбы о победе или просьбы о благосклонности к владельцу. Известны также камея и амулет с изображением Исиды, несколько гемм с изображением Хора-Харпократа (в надписи на одной из них - имена иудейских архангелов). Помимо солярной темы в резных изображениях на амулетах присутствует тематика бессмертия (амулеты с мумиями Осириса, львом, попирающим лапами покойника, скарабеем - символом бессмертия). Как отметил докладчик, чаще всего подобные амулеты обслуживали любовную, астрономическую и медицинскую магию, но была магия и отрицательная, свидетельством чему служит амулет с надписью - обращением к помощи против Тифона - демона- вредителя, угрожающего нарушить порядок. Докладчик представил амулеты, показывающие и обратное влияние - римского мира на египетскую иконографию. Он привел неопубликованный материал, в частности, гемму из Эрмитажа с изображением Сераписа и греческой надписью "Велико имя Божье", а также исправил чтение надписи на знаменитой гемме из Венского музея с изображением семи богов, связанных с семью планетами и семью днями недели.

В выступлении по докладу А.Б. Никитин поддержал предложенное докладчиком прочтение надписей на геммах, но отметил, что имени Митры в надписи на Венской гемме нет.

Н.М. Никулина (Москва) в докладе "Об эгейской глиптике" показала значимость достижений этого вида эгейского искусства. Памятники эгейской (минойской и микенской) глиптики дают возможность изучать историю эгейского мира, жизнь эгейских дворцовых центров и культурные связи с Восточным Средиземноморьем. По мнению докладчика, эгейская глиптика как часть эгейского искусства - явление II тыс. до н.э.; и перенесение всего, что касается ее, в контекст I тыс. до н.э. только потому, что позднейшая греческая культура с ней так или иначе соотносится, представляется ошибочным.

Заседание 16 апреля открыла В.Н. Залесская (Санкт-Петербург) докладом "Раннесредневековая (IV-VII вв.) глиптика из Восточного Средиземноморья в собрании Эрмитажа", в котором рассказала о двух группах раннесредневековых образцов глиптики: это памятники, которые следуют имперским римским традициям, из восточных провинций Римской империи (вставки в обручальные кольца с парными портретами супругов; кольца с изображением жеста рукопожатия; ряд перстней-печатей с монограммами владельцев;

образец глиптики с христианским сюжетом - гемма с Даниилом во рву и хризмой на оборотной стороне) и памятники византийской традиции из сиро- палестинского региона и Египта. Среди последних особое внимание было уделено гемме с изображением ангела и двух пальм. Для объяснения этого образа докладчик привлекает одну из миниатюр так называемой Коттоновой Библии (Египет, конец V в.) с композицией третьего дня Творения, когда Бог создал растительный мир, и считает, что на инталии из Эрмитажа воспроизведен ангел "наращения плодов". Подобное изображение на резном камне встречено впервые.

А.Б. Никитин (Санкт-Петербург) в докладе "Кушанская Шахерезада" представил бактрийские геммы из коллекции Дж. Розена (Нью-Йорк). Это две крупные сердоликовые печати V - первой половины VI в.: печать с погрудным портретом безбородого мужчины и пространной надписью, чтение которой впервые дает докладчик, и печать с погрудным изображением женщины в короне эфталитского типа. Надпись на печати "Благородная" или "Царского рода" - бактрийский эквивалент имени Шахерезады из "Тысячи и одной ночи". В докладе также представлена гемма в золотой застежке, показывающая тохарское и кушанское завоевание Бактрии, изображение царя на которой совпадает с изображением Санаба Герая на монетах I в. до н.э. -1 в. н.э. До сих пор этот правитель известен только по монетам, письменных источников о нем нет; докладчик впервые представил эту гемму широкому кругу специалистов.

В выступлениях был отмечен сенсационный материал данного сообщения. Ответы на вопросы по докладу переросли в оживленную дискуссию о социально-экономическом состоянии тохарского общества, которая показала недостаточную изученность проблемы. Так, например, по мнению докладчика, неверно представление о тохарах как о кочевниках.

стр. 236


В докладе В.А. Гаибова и Г.А. Кошеленко "Буллы Гебеклы-депе (Туркменистан)", прочитанном первым из авторов, рассказано об исследовании городища Гебеклы-депе на северо-западе Мервского оазиса экспедицией Института археологии РАН и Туркменского государственного университета. Особую категорию находок экспедиции составляют буллы парфянского времени. Термин "буллы" условен для этой группы почти трех тысяч целых и фрагментарных глиняных оттисков печатей с разнообразными сюжетами (геометрические рисунки, изображения животных, птиц и фантастических чудовищ; изображения царя-всадника и сидящей на троне богини). Авторы полагают, что эти буллы, опечатывавшие тару с товарами, представляют собой отражение какой-то системы централизованного распределения продуктов. Дальнейшее исследование коллекции может дать новую информацию о различных сторонах жизни восточно-парфянского общества.

При обсуждении доклада были высказаны пожелания публикации корпуса булл с Гебеклы-депе. Как подчеркнул В.А. Гаибов, подобные научные семинары во многом способствуют проведению серьезных работ по систематизации и анализу накопленных материалов.

Доклад В.Г. Шкоды (Санкт-Петербург) "Сокровищницы пенджикентских храмов" был посвящен раскопкам двух святилищ городских храмов Пенджикента, где обнаружены потайные помещения. Докладчик высказал предположение, что они могли быть специальными кладовыми-тайниками для хранения посвятительных даров: подношение даров храмам являлось богоугодным делом. Это предположение подтверждают находки в тайниках: буллы, монеты, фрагменты скульптуры, большое количество разнообразных бус и подвесок, фрагменты золотой фольги. Была особо отмечена находка двух серебряных медальонов с изображением эллинистического царя в профиль - выполненная согдийским мастером стилизация античного оригинала. Разрушение святилищ можно отнести к первой четверти VIII в. н.э.

По мнению С.Я. Берзиной, реконструкция этих помещений как сокровищниц очень убедительна. Сопоставление находок из сокровищниц со сценами приношения даров в живописи того же времени, вероятно, показывает, что в живописи представлены реальные события и реальные лица. Докладчик ответил, что эта идея, не прозвучавшая в докладе, отражена им в рукописи книги, подготовленной к публикации. Т.К. Мкртычев отметил последовательность и методичность работы докладчика в процессе многолетнего изучения одного из интереснейших памятников Согда.

Б.Я. Ставиский (Москва) выступил с докладом "О согдийской глиптике", в котором подчеркнул, что в отличие от гемм Сасанидского Ирана глиптика домусульманского Согда практически не изучена, к тому же отсутствуют научные критерии для выделения ее образцов из массы восточных гемм, а предполагаемые образцы согдийской глиптики не имеют единого четко выраженного стиля. Но, как полагает докладчик, учитывая характер согдийской цивилизации и ее искусства, наличие "единого стиля" не обязательно для всех произведений Согда. Дальнейшая проработка археологического материала (геммы - печати, буллы и оттиски на керамике, обнаруженные на территории Согда и соседних областей) с учетом специфики истории, культуры и искусства раннесредневекового Согда - путь к решению проблемы согдийской глиптики.

Идею о существовании собственно согдийской глиптики поддержал А.Б. Никитин.

В заключительном выступлении С.Я. Берзина отметила широкий тематический охват и высокий научный уровень докладов; поблагодарила руководство музея за поддержку идеи подобных заседаний, приуроченных к открытиям выставок, а также от лица всех участников семинара выразила надежду на продолжение подобного рода сотрудничества.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/НАУЧНЫЙ-СЕМИНАР-ДРЕВНИЕ-ГЕММЫ-И-КАМНИ-ВОСТОКА

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Alibek KasymovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Alibek

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Т.Г. Алпаткина, НАУЧНЫЙ СЕМИНАР "ДРЕВНИЕ ГЕММЫ И КАМНИ ВОСТОКА" // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 17.06.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/НАУЧНЫЙ-СЕМИНАР-ДРЕВНИЕ-ГЕММЫ-И-КАМНИ-ВОСТОКА (date of access: 25.07.2024).

Publication author(s) - Т.Г. Алпаткина:

Т.Г. Алпаткина → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РОССИЙСКИХ ФАМИЛИИ
21 minutes ago · From Alibek Kasymov
"РУССКАЯ ГРАММАТИКА" ГЕНРИХА ВИЛЬГЕЛЬМА ЛУДОЛЬФА
41 minutes ago · From Alibek Kasymov
"MY FRIEND ARKADY, DON'T SPEAK BEAUTIFULLY..." About lexical errors in modern public speech
3 hours ago · From Alibek Kasymov
ON THE OCCASION OF THE 80TH ANNIVERSARY OF SERGEI KONSTANTINOVICH ROSHCHIN
5 days ago · From Alibek Kasymov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
НОВАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РОСПИСИ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ ТЕКСТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ХАДИСЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
ТУРКОЛОГИЧЕСКИЕ И ОСМАНИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА XVI-XIX ВЕКОВ ИЗ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩ ТУРЦИИ
7 days ago · From Alibek Kasymov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

НАУЧНЫЙ СЕМИНАР "ДРЕВНИЕ ГЕММЫ И КАМНИ ВОСТОКА"
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android