Libmonster ID: KZ-1970

В. ГРАЙВОРОНСКИЙ, доктор исторических наук

В журнале "Азия и Африка сегодня", N 12, 2000 год, была опубликована статья, посвященная экономическим преобразованиям в Монголии. Сегодня, продолжая тему, мы публикуем материал, в котором рассказывается о переменах во внешней и внутренней политике страны, а также о новом в социальной и культурной жизни Монголии.

Прошло десять лет со времени победы мирной демократической революции в Монголии в 1990 году, происшедшей под непосредственным и сильным влиянием революционных системных преобразований в бывшем Советском Союзе и других социалистических странах Восточной Европы и в результате накопившихся внутренних противоречий. За эти годы во всех областях жизни страны и народа произошли радикальные изменения, которые заслуживают специального и внимательного изучения, как с научной точки зрения, так и с позиции национальных интересов России.

Обе страны связывают многовековые традиции политических, торговых, экономических, военных, культурных, научных и гуманитарных связей. Особенно тесными и специфическими они были на протяжении почти 70 лет после победы национально-демократической революции в Монголии в 1921 году и до начала 90-х годов. В конкретных исторических условиях начала XX века по ряду объективных и субъективных причин тогдашняя политическая элита Монголии избрала единственно верный путь национального спасения - путь ориентации и опоры на Россию. В результате установления и последовательного развития отношений между лидерами национально-демократического движения Монголии, с одной стороны, и представителями Советской России, большевиков и Коминтерна, с другой стороны, Монголия первой среди стран Востока избрала советскую модель развития и неуклонно следовала ей вплоть до конца 80-х годов ушедшего столетия.

Характерная особенность этого развития состояла в том, что впервые в мировой истории была предпринята беспрецедентная попытка реализации на практике марксистско-ленинской доктрины о некапиталистическом пути перехода слаборазвитых стран к социализму в масштабе отдельной самостоятельной страны. Несмотря на то, что грандиозный по своему замыслу, глобальный по масштабам и уникальный по длительности, но противоречивый и драматический по своим результатам социалистический эксперимент в ряде стран Европы и Азии в целом завершился неудачей, Монголия при помощи СССР добилась на этом пути значительного прогресса.

Тем не менее, в ходе мирной демократической революции 1990 года Монголия первой же среди социалистических стран Востока официально отказалась от прежней, советской модели тоталитарно-государственного социализма и встала на путь перехода к многопартийной политической системе, рыночным отношениям, развитой демократии и открытой внешней поли-

стр. 12


тике. Вступив на этот путь, она, как и Россия, столкнулась с огромными политическими и экономическими трудностями, которые были усугублены из-за чрезмерно высокой степени зависимости ее экономики от помощи Советского Союза, достигавшей 30 процентов ВВП.

Опираясь на личный многолетний опыт изучения страны, ее истории и современного положения, а также на опыт работы в посольстве России в Монголии в 1996-2000 годах, я не могу не придти к выводу, что радикальные изменения, происшедшие в Монголии, так же, как, впрочем, и в России, неоднозначны и противоречивы и несут в себе как "позитив", так и "негатив".

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ, СУДЯ ПО ВСЕМУ, НЕОБРАТИМЫ

В политической области законодательно ликвидирована монополия одной политической партии на власть, заложены правовые и практические основы для становления многопартийной политической системы. Если до начала 90-х годов на протяжении почти 70 лет в стране существовала и бессменно находилась у власти только одна партия - Монгольская народно-революционная (МНРП), то в настоящее время в стране зарегистрированы и существуют более 20 политических партий. Наиболее крупные и влиятельные из них - МНРП, Монгольская национально-демократическая партия (МНДП), Монгольская социал-демократическая партия (МСДП), Монгольская новая социалистическая демократическая партия (МНСДП), Монгольская партия гражданского мужества (МПГМ) и другие. Процесс образования, объединения и разъединения партий продолжается и, по всей видимости, еще далек от своего завершения. Об этом, в частности, свидетельствуют недавние расколы в МНДП и МСДП, образование новых партий - МНСДП и МПГМ, недавнее заявление руководящих органов МНДП, МСДП и некоторых других партий о намерении объединиться в одну организацию.

В очередных парламентских выборах, состоявшихся 2 июля 2000 года, приняли участие 13 политических партий и 3 партийных блока. В выборах местных органов власти, прошедших 1 октября, - 2 партийных блока из 14 партий, 2 самостоятельные партии и независимые кандидаты. В ходе этих выборов МНРП удалось взять убедительный реванш за свое крупное поражение в 1996 году, когда коалиция "Демократический союз МНДП и МСДП" впервые в истории страны одержала победу над МНРП и в течение четырех лет - с июля 1996-го по июль 2000 года - находилась у власти. На последних парламентских выборах МНРП завоевала 72 из 76 мест в Великом Государственном Хурале, являющимся высшим законодательным органом страны. Сейчас на Западе и в России можно нередко слышать, что, мол, опять в Монголии к власти вернулись коммунисты. Однако нынешняя МНРП существенно отличается от той партии, которая существовала до начала 1990-х годов. Она реформировалась в левоцентристскую партию социал-демократического типа, что нашло международное признание в виде приема ее в Социнтерн.

За истекшее десятилетие в стране при активном участии большинства населения более 10 раз прошли свободные, демократические президентские, парламентские и местные выборы. За этот период находились у власти: дважды - МНРП (в 1990-1996 годы и с июля 2000 года по настоящее время), и один раз - блок молодых оппозиционных партий - МНДП и МСДП (с 1996 года по июнь 2000 года). Таким образом, монголы уже приобрели практический опыт сравнения эффективности пребывания у власти различных политических сил, в том числе молодых, по-прежнему претендующих на авангард демократического развития страны. Как показали итоги последних парламентских и местных выборов, на данный момент абсолютное большинство населения страны, разочаровавшись в результатах четырехлетнего правления МНДП и МСДП, отдают предпочтение МНРП.

Важнейшим политическим событием в жизни страны и народа стало принятие в 1992 году новой демократической Конституции Монголии. Конституция провозгласила, что Монголия - это суверенная, независимая республика, высшей целью которой является построение гуманного, гражданского, демократического общества 1 . Декларировано, что основные принципы деятельности государства состоят в обеспечении демократии, справедливости, свободы, равенства и национального единства, приоритета закона. Вся власть в стране принадлежит народу. Экономика страны носит многоукладный характер и развивается в соответствии с тенденциями развития мировой экономики и специфическими особенностями своей страны. Государство признает любые формы общественной и частной собственности, осуществляет регулирование экономики с целью обеспечения национальной безопасности, развития всех хозяйственных укладов и улучшения социального положения населения. В связи с тем, что животноводство традиционно, играет особо важную роль в экономике страны, в Конституции Монголии специально указано, что скот является национальным богатством и находится под охраной государства. Земля, ее недра, леса, вода, животный и растительный мир, а также другие природные богатства принадлежат народу и находятся под защитой государства. Разрешена частная собственность на землю, за исключением пастбищ, земель общего пользования и земель специального государственного назначения. Однако этим правом могут воспользоваться только граждане Монголии. Иностранцы имеют право на аренду земли сроком до ста лет. 2

Одно из важнейших демократических завоеваний, закрепленных в новой Конституции, заключается в том, что в ней впервые за всю многовековую историю Монголии наиболее полно и развернуто нашли отражение современные передовые понятия о правах и свободах человека. Конституция запрещает дискриминацию человека по таким признакам, как национальность, этническая принадлежность, язык, цвет кожи, возраст, пол, социальное происхождение и положение, зажиточность, род занятий, служебное положение, вероисповедание, мировоззрение и образование. 3

Согласно Конституции Монголия является парламентской республикой с президентской формой правления. Президент выступает в качестве главы государства и выразителя единства народа. Он избирается сроком на четыре года. В настоящее время президентом страны является Н. Багабанди, главой правительства, высшего органа исполнительной власти, - Н. Энхбаяр, бывший председатель МНРП и руководи-

стр. 13


тель партийной фракции в прежнем составе парламента.

За прошедшее десятилетие выявились как преимущества, так и недостатки новой складывающейся политической системы. За этот период четырьмя составами парламента страны были приняты около 400 новых законов, внесены изменения и дополнения более чем в 300 ранее принятых законов. Иначе говоря, много сделано для формирования новой правовой базы перехода к рыночным отношениям и новой модели развития. Вместе с тем, большое число изменений и дополнений, часто вносимых в ранее принятые законы и постановления, свидетельствует о несовершенстве законодательного процесса.

Наглядным показателем роста общественной и политической активности населения после демократической революции 1990 года служит тот факт, что в настоящее время в стране с населением в 2,4 миллиона человек зарегистрированы свыше 1000 неправительственных, общественных организаций.

ПО ПУТИ "ШОКОВОЙ ТЕРАПИИ"

Как и в России, экономическая реформа в Монголии шла вначале по пути "шоковой терапии" и сопровождалась обострением кризиса, резким падением производства, галопирующей инфляцией (до 325 процентов в 1992 году), ростом безработицы и обнищания населения и др. Однако уже в середине 90-х годов при помощи стран-доноров и международных организаций, а также благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, макроэкономические показатели удалось стабилизировать, снизить темпы инфляции до шести процентов в 1998 году и выйти на уровень двух-трехпроцентного среднегодового прироста ВВП 4 . В частности, в 1999 году он составил (в сопоставимых ценах 1995 года) три процента 5 ). В начале 90-х годов поэтапно были либерализованы цены, начата приватизация государственной и кооперативной собственности. Сейчас в стране функционируют более 32 тысяч частных хозяйствующих субъектов, свыше половины из них сосредоточены в столице Улан-Баторе. В частном секторе занято 480 тысяч работающих, или почти 60 процентов всего экономически активного населения. 6 По состоянию на начало 2000 года было приватизировано почти 90 процентов недвижимости, 95 процентов малых и средних и 70 процентов относительно крупных предприятий. 7 По данным монгольской статистики, в частном секторе производится около 70 процентов ВВП.

Сельское хозяйство продолжает оставаться основной отраслью экономики страны. В условиях перехода на общепринятую международную методику расчета ВВП, а также в результате спада национального промышленного производства и определенных достижений

в животноводстве, доля сельского хозяйства в структуре ВВП в рассматриваемый период увеличилась с 15,2 процента в 1990-м до 35,7 процента в 1999 году. 8 За прошедшие 10 лет в структуре аграрного сектора страны также произошли большие изменения, но неоднозначные и противоречивые. Наибольшие успехи были достигнуты в количественном росте основного богатства - скота. Поголовье скота в стране в 1990- 1999 годы увеличилось с 25,9 миллиона до рекордного уровня - 33,6 миллиона голов, или почти на 30 процентов. 9 Однако в результате бескормицы в начале 2000 года погибло около трех миллионов голов скота. Многие араты - животноводы - лишились скота, основного источника средств к существованию. Общий ущерб от этого стихийного бедствия оценивается в 80 миллионов тугриков 10 .

В 90-х годах в результате поспешной, непродуманной и недостаточно организованной приватизации в госхозах и сельскохозяйственных объединениях (СХО) растениеводство оказалось в глубоком кризисе, из которого оно пока еще не вышло. Резко сократились посевные площади и производство зерна, в том числе основной продовольственной культуры - пшеницы. Если производство мяса на душу населения осталось приблизительно на прежнем уровне - около 120 килограммов в год, молока - увеличилось до 200 литров, или почти на треть, то производство зерна сократилось почти в 5 раз, картофеля - в 2,5 раза, овощей - на 20 процентов. 11

Существенные изменения произошли в структуре промышленного производства. При росте продукции горнодобывающей промышленности в три раза объем производства в обрабатывающих отраслях сократился на 70 процентов. 12

В 1999 году производство валовой промышленной продукции составило 490,9 миллиардов тугриков, или увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 1,3 процента. 13 Однако, объем промышленного производства в целом еще не достиг дореформенного уровня. Возрождение национального производства остается одной из наиболее актуальных проблем экономического развития страны на ближайшие годы.

КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ - ЗА ЧЕРТОЙ БЕДНОСТИ

В социальной сфере позитивные изменения характеризуются обновлением законодательства о труде и его оплате, реформированием системы социального страхования и социальной защиты, установлением и постепенным повышением минимальной почасовой оплаты труда, прожиточного минимума, размеров пенсий и пособий, осуществлением реформ в области здравоохранения, образования, науки и культуры. В последние годы государство выплачивает единовременные денежные компенсации родственникам жертв политических репрессий 30-х годов.

Вместе с тем, внезапный, неподготовленный переход к новым, рыночным отношениям методом " шоковой терапии" в условиях экономического кризиса в начале 90-х годов, как и в России, сопровождался резким снижением жизненного уровня большинства населения страны, ростом инфляции, безработицы, бедности и т.д. В 1992 году темпы инфляции достигли своего пика, однако, в дальнейшем благодаря жесткой монетарной политике правительства страны, а также помощи стран-доноров и международных финансово- кредитных организаций

Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ), Азиатского банка развития (АБР) и других - их удалось снизить до шести процентов в 1998 году. В 1999 году общий индекс потребительских цен и тарифов вырос на десять процентов. 14 По сравнению с 16 января 1990 года, когда был начат первый этап либерализации потребительских цен, их общий индекс вырос почти в 90 раз 15 (!), в то время как средняя зарплата бюджетников росла приблизительно вдвое медленнее. Сейчас минимальная зарплата работников государственных бюджетных предприятий и учреждений составляет около 36 тысяч тугриков (почти 36 долларов) в месяц, минимальный размер пенсии - 16 тысяч тугриков (около 16 долларов). 16

Одной из наиболее острых социальных проблем современной Монголии была и остается проблема бедности. Согласно результатам специального исследования, проведенного при содействии ВБ в 1995 году, 36,3 процента населения страны жило ниже официальной черты бедности. 17 Понимая всю остроту этой проблемы, в 1994 году правительство Монголии при содействии международных организаций и стран-доноров разработало и осуществило Национальную программу сокращения бедности, рассчитанную на 1994-2000 годы. Насколько известно, общие итоги ее выполнения официально пока не опубликованы, но очевидно, что главная ее цель - снизить удельный вес бедного населения до десяти процентов - не была достигнута. По данным монгольской статистики, основанным на результатах специального исследования, проведенного в 1998 году, число бедняков в стране составляло около 850 тысяч - это 35,6 процента населения. 18 Иными словами, каждый третий монгол живет ниже официальной черты бедности, которая в зависимости от места проживания (столица Улан-Батор, аймачный центр, сельская местность) колеблется в пределах от 13 до 17 тысяч тугриков, то есть 13-17 долларов. 19 Таким образом, в 1995-1998 годы, несмотря на принятые меры, удельный вес бедного населения в масштабе страны сократился всего лишь на 0,7 процента, то есть

стр. 14


фактически остался почти на прежнем уровне. При этом абсолютная его численность не только не уменьшилась, но возросла. Борьба с бедностью - одна из ключевых проблем во внутриполитической борьбе между политическими партиями.

Проблема бедности неразрывно связана с другими острыми социальными проблемами, в частности, с безработицей. Согласно монгольской статистике, в 1997-1999 годах численность официально зарегистрированных безработных в стране удалось сократить с 63,7 тысячи человек до 39,7 тысячи, или с 8,1 до 5,2 процента активно занятого населения. 20 Эти данные широко использовались во внутриполитической борьбе между правящей коалицией "Демократический союз МНДП и МСДП" и оппозиционной МНРП в 1996-2000 годы Вместе с тем известно, что в настоящее время в стране насчитывается около 150 тысяч безработных, среди которых более половины составляют женщины. 21

Несмотря на принимаемые меры, продолжают расти преступность, коррупция, проституция, детская беспризорность. Относительно новое социальное зло для Монголии - появление и постепенное распространение наркомании и наркобизнеса. На данный момент в стране официально зарегистрирован лишь один больной СПИДом, однако, как утверждают монгольские медики, это не означает, что реальная ситуация действительно такая благополучная.

КУЛЬТУРА БЕЗ ЦЕНЗУРЫ

По нашим наблюдениям, характер и направление изменений в области культуры и искусства Монголии во многом схожи с теми, которые происходят в России. С одной стороны, устранение жесткого партийного, идеологического контроля и цензуры открыло новые возможности для свободы творчества, возрождения некоторых старых, традиционных и появления новых видов и жанров искусства, причем особенно быстро развивается современная массовая попкультура. С другой стороны, отсутствие необходимых финансовых средств, недостаточное финансирование из госбюджета вынуждает многие творческие коллективы театров, ансамблей народной песни и танца, кинотеатров, музеев, библиотек и других учреждений культуры выискивать пути выживания в трудных условиях перехода к рыночным отношениям, искать спонсоров и дополнительные источники финансирования, сдавать часть своих помещений в аренду и т.д. Несмотря на эти объективные и субъективные трудности, культура и искусство Монголии продолжают развиваться и все шире получают признание в мире. В последние годы с успехом прошли выставки палеонтологических находок, традиционного и современного изобразительного искусства, гастроли ансамблей народной песни и танца, артистов цирка Монголии в Японии, Западной Европе, США и других странах.

НОВЫЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

В основном завершено реформирование государственной системы образования, ранее созданной при помощи СССР и по советскому образцу. Сейчас в качестве модели взяты системы образования, существующие в других развитых индустриальных странах. Общее число общеобразовательных школ в 1990-1999 годы возросло с 634 до 668, численность учащихся в них - с 440,9 до 470 тысяч. Однако при этом процент охвата детей школьного возраста снизился с 87,5 до 80 процентов, а численность учителей - с 20,6 тысячи до 18,5 тысячи. 22

Наибольшие изменения произошли в области профессионального среднего и высшего образования. Общее число профессиональных учебных заведений увеличилось с 84 в 1990 году до 157 в 1999 году, или почти вдвое. При этом резко Изменилось соотношение между государственными и частными учебными заведениями. Если в 1990 году все профессионально-технические и высшие учебные заведения принадлежали государству, то в 1999 году их число сократилось до 70, а число частных достигло 87. При этом столь стремительный рост частных учебных заведений наблюдался, прежде всего, в сфере высшего образования, где всего за нескольких лет появились 83 частных колледжа и вуза, в которых в настоящее время обучается около трети всех студентов. 23 Большинство бывших государственных институтов преобразованы в государственные университеты, в составе которых, как правило, функционируют несколько институтов или колледжей. Сейчас в стране насчитывается восемь государственных университетов, наиболее крупными из которых являются Национальный, Технический, Педагогический, Сельскохозяйственный, Медицинский, Культуры и искусства. В государственных колледжах, институтах и университетах в 1999/2000 учебном году обучались свыше 70 тысяч студентов. Независимо от форм собственности получение высшего образования переведено на платную основу. Создан и функционирует государственный фонд обучения, который предоставляет студентам кредиты для оплаты обучения на возвратной основе. Около двух тысяч монгольских граждан ежегодно направляется государством на учебу в вузы зарубежных стран. 24 Государство ежегодно выделяет около двух миллиардов тугриков (примерно два миллиона долларов) для подготовки магистров и докторов наук в Японии, США, Великобритании, Германии, России и других странах.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: "МНОГООПОРНАЯ" И ОТКРЫТАЯ

Современная Монголия проводит так называемую "многоопорную" открытую внешнюю политику, которая нашла свое юридическое оформление в Концепции внешней политики Монголии, принятой в 1994 году. Главная цель внешней политики состоит в надежном обеспечении независимости, суверенитета и коренных национальных интересов страны путем поддержания дружественных отношений со всеми странами, создания сети взаимоувязанных политических, экономических и других интересов с влиятельными региональными и мировыми державами, не допуская при этом попадания в чрезмерную зависимость от какой-либо одной страны и не участвуя в блоках. Согласно Концепции внешней политики Монголии, приоритетными направлениями являются развитие отношений, прежде всего, с двумя великими соседями - Россией и Китаем, а также с США, Японией, Германией и другими развитыми странами Запада и Востока, активное участие в политической и экономической интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), сотрудничество с международными организациями -ООН, ее специализированными организациями, в также с МВФ, ВБ, АБР, Европейским Союзом и другими. Монголия в настоящее время поддерживает дипломатические отношения со 140 странами мира, она - член 48 международных организаций. 25

С 1991 года по инициативе Японии создано и продолжает развиваться международное движение в поддержку развития Монголии на пути к рынку и демократии. В 1990-2000 годах страны-доноры и международные финансово-кредитные организации предо-

стр. 15


ставили Монголии льготные кредиты и безвозмездную помощь на общую сумму свыше 1,7 миллиарда долларов из 2,3 миллиарда обещанных. 26 В июне 1999 года впервые в Улан-Баторе состоялась 7-я встреча доноров Монголии, в которой приняли участие представители 24 стран и 11 международных организаций. Ее участники в целом положительно оценили работу монгольского правительства по использованию иностранной помощи и дали обещание предоставить льготные кредиты и безвозмездную помощь в размере 320 миллионов долларов. 27 Основной объем иностранной помощи идет на разработку и реализацию конкретных программ и проектов, направленных на развитие, прежде всего, геологоразведочных работ, горнодобывающей промышленности, инфраструктуры, а также частично на решение социальных проблем.

Правительство Монголии, независимо от того, какая или какие политические партии в данный момент находятся у власти, как правило, последовательно и настойчиво проводит политику привлечения прямых иностранных инвестиций. За прошедшее десятилетие с полным или частичным участием иностранного капитала из 60 стран (главным образом из Китая, Японии, России, США и других стран) в Монголии созданы свыше 1200 предприятий, инвестиции в которые превышают 300 миллионов долларов. 28 Однако нынешний объем иностранных инвестиций здесь рассматривается как недостаточный, принимаются меры, направленные на их увеличение.

НОВЫЙ ЭТАП В РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Российско-монгольские отношения также претерпели существенные изменения. Россия перестала быть, подобно бывшему Советскому Союзу, главным союзником, покровителем, защитником и донором Монголии, ушли в прошлое особые отношения типа "старший брат - младший брат". Оказавшись в крайне тяжелом экономическом положении после распада СССР и прекращения щедрой советской помощи, Монголия официально отказалась от прежней политики односторонней ориентации на Россию, провозгласила курс на установление одинаково дружественных отношений с Россией, Китаем и другими влиятельными странами мира, в том числе с США, Японией, Германией и другими, на активное сотрудничество с международными финансовыми организациями. Новые принципы и характер взаимоотношений между Россией и Монголией были закреплены в межгосударственном Договоре о дружественных отношениях и сотрудничестве, подписанном в Москве 20 января 1993 года во время официального визита в Россию первого президента Монголии П. Очирбата.

Так начался новый этап в истории российско-монгольских отношений, который в первые годы характеризовался резким спадом во всех областях. Достаточно сказать, что общий объем товарооборота между двумя странами сократился с 1233,7 миллиона долларов в 1990 году, когда еще существовали СССР и МНР, до 190,8 миллиона долларов в 1998 году 29 , то есть почти в 6,5 раза. 1999 год стал, по существу, первым годом, когда дальнейшее падение двустороннего товарооборота было приостановлено и даже наметился небольшой рост - до 198 миллионов долларов. 30 В тот же период товарооборот монголо- китайской торговли продолжал последовательно и непрерывно расти и увеличился с 33,6 миллиона в 1990 году до 285,8 миллиона долларов в 1999 году 31 , или в 8,5 раза. Только в одном 1999 году он вырос сразу почти на 110 миллионов долларов и впервые за многие последние десятилетия превысил объем российско-монгольской торговли. Россия пока еще сохраняет ведущие позиции в импорте Монголии (доля нашей страны в общем импорте Монголии составляет 29,2 процента), однако в экспорте этой страны она (13,5 процента в общем экспорте Монголии) уже существенно уступает Китаю (58,1 процента). 32 Таким образом, можно констатировать, что за последние десять лет позиции России в экономике Монголии существенно ослабли, а позиции Китая и других стран заметно укрепились. Вместе с тем, такие крупные совместные российско-монгольские предприятия, как горно-обогатительный комбинат "Эрдэнэт", хозяйственное объединение " Монголросцветмет" и акционерное общество "Улан-Баторская железная дорога", созданные еще во времена СССР, продолжают играть жизненно важную роль в экономике страны. Кроме них за последние десять лет были учреждены и работают еще более 200 относительно небольших российских или совместных предприятий с общим капиталом свыше 14 миллионов долларов. 33

Согласно Концепции внешней политики Монголии, отношениям с Россией, как и с Китаем, придается приоритетное значение. Нынешнее состояние российско- монгольских отношений в целом можно охарактеризовать, как постепенный последовательный процесс восстановления и развития старых и установления новых связей и сотрудничества во всех областях, преодоления тенденций дальнейшего ослабления позиций России, формирования нового, более эффективного в рыночных условиях механизма взаимодействия на различных уровнях - федеральном, региональном, приграничном и прямых связей между отдельными предприятиями, компаниями и организациями двух стран. Президент России В.В. Путин во время недавнего первого официального визита в Монголию в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что Россию и Монголию связывают не только общая протяженная граница, но и глубокие традиции всесторонних связей, дружбы и сотрудничества, взаимная заинтересованность в дальнейшем развитии сотрудничества, что между нашими странами отсутствуют какие-либо политические проблемы, что их позиции по основным международным проблемам очень близки или идентичны, что существующие в торгово- экономических отношениях нерешенные вопросы могут быть урегулированы в ходе переговоров.

Продолжает работать российско-монгольская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, недавно в Улан- Баторе состоялось ее 8-е заседание. К сожалению, частые смены правительств в обеих странах и, соответственно, председателей национальных частей комиссии в недавнем прошлом и другие факторы негативно сказались на эффективности ее работы.

С удовлетворением следует отметить, что в последние годы заметно активизируется сотрудничество на региональном и приграничном уровне, в котором, наряду с такими традиционными партнерами с российской стороны, как Иркутская область, Республика Бурятия, Алтайский край, Читинская область и другие соседние субъекты РФ, все более активное участие принимают Кемеровская область и Татарстан. В октябре 1999 года в Улан-Баторе с большим успехом прошли Дни Москвы.

Благодаря совместным усилиям в последние годы достигнуты определенные сдвиги в восстановлении и развитии культурного и научного сотрудничества. В 1998 году были подписаны Программа научного и культурного сотрудничества на 1999-2000 годы, Протокол о сотрудничестве между Министерством культуры РФ и Министерством просвещения Монголии на 1999-2001 годы. Состоялся обмен выставками современного искусства. По просьбе монгольской стороны Министерство образования России, начиная с 1999/2000 учебного года, увеличило ежегодную квоту со 100 до 130 мест для монгольских студентов, аспирантов и стажеров, обучающихся в вузах России за счет федерального бюджета. Качественно новым и очень важным моментом в двустороннем сотрудничестве в области высшего образования за последние годы стало создание в столице Улан-Баторе филиалов ряда известных российских вузов, в том числе Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Российской экономической академии имени Плеханова (РЭА), Московского энергетического института (МЭИ) и других вузов, причем не только Москвы, но также Иркутска, Улан-Удэ и Кемерово.

стр. 16


Постепенно восстанавливается и развивается научное сотрудничество между академиями наук обеих стран. В 1999 году в Монголии прошли Дни российской науки, посвященные 275-летию создания Российской академии наук (РАН). Несмотря на финансовые и другие трудности, многие академические институты обеих стран продолжают сотрудничать и добиваются заметных результатов. Возобновили свою работу некоторые совместные научно- исследовательские экспедиции, в том числе с участием ученых из третьих стран. В 1998 году под эгидой ЮНЕСКО в Улан-Баторе был учрежден Международный институт по изучению кочевых цивилизаций, ассоциированным членом которого стал Институт востоковедения РАН.

Вместе с тем, на фоне быстро прогрессирующих политических, торгово-экономических, культурных и иных связей Монголии с другими развитыми государствами Востока и Запада нынешние темпы восстановления и развития всестороннего сотрудничества между Россией и Монголией, по нашему мнению, недостаточно динамичны и не в состоянии преодолеть неблагоприятную тенденцию ослабления позиций России в этой стране и субрегионе. Можно надеяться, что недавний визит В.В. Путина в Монголию придаст новый, достаточно сильный импульс для развития двусторонних отношений и преодоления вышеназванной тенденции.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что Монголия, подобно России, другим странам СНГ и многим бывшим социалистическим странам Восточной Европы, бесповоротно встала на путь всестороннего реформирования жизни общества на основе принципов рыночных отношений, правового государства и открытой внешней политики. Она прошла первый, наиболее сложный и болезненный участок этого пути, на котором столкнулась с большими политическими и экономическими трудностями, однако с помощью международного сообщества, прежде всего стран- доноров и международных организаций, добилась определенных успехов в преобразовании политической, экономической, правовой и иных систем, преодолении экономического кризиса, стабилизации макроэкономических показателей.

Предварительные итоги социального и экономического развития страны в 2000 году свидетельствуют об улучшении основных макропоказателей по сравнению с прошлым годом. Существенно сократился дефицит госбюджета, заметно вырос внешнеторговый оборот (что во многом связано с начавшимся ростом мировых цен на медный концентрат, являющийся одной из главных статей монгольского экспорта). Вместе с тем, финансовое и экономическое положение страны в целом продолжает оставаться весьма сложным и нестабильным, еще не преодолены кризисные явления в возрождении национального промышленного производства, земледелия, реформировании банковской сферы, по-прежнему остро стоят многие экономические и социальные проблемы.

ЧЕТЫРЕХЛЕТКА РЕФОРМ: ЧТО ОНА СУЛИТ МОНГОЛАМ?

Недавно опубликована программа деятельности нового правительства Монголии на ближайшие четыре года. Она представляет собой обширный документ, в котором нашли отражение основные цели и задачи государственной политики в области социальных отношений, экономики, регионального и сельского развития, экологии, обороны, внешней политики, ликвидации кризиса власти и укрепления порядка, а также пути их достижения. Основные задачи сформулированы следующим образом:

- продолжать и углублять экономическую реформу, обеспечить более высокий экономический рост;

- проводить экспорториентированную экономическую политику и обеспечить стабильно высокий рост; отдавая приоритет образованию и культуре, развивать человека как главную опору развития;

- повышать жизненный уровень народа путем совершенствования распределения общественного богатства и доходов, формирования эффективной системы социальной защиты;

- обеспечить утверждение и реализацию концепции регионального развития, уменьшить различия в уровне развития между городами и сельской местностью, а также разницу в уровне жизни населения между ними;

- разрабатывать и эффективно осуществлять государственную социально-экономическую политику в соответствии со специфическими особенностями страны, установить высокоэффективное и ответственное управление. 34

Таким образом, нынешнее правительство Монголии намерено продолжать экономическую и другие реформы, но при этом больше по сравнению с предыдущими правительствами, сформированными бывшим " Демсоюзом МНДП и МСДП", учитывать специфические особенности развития своей страны и по возможности минимизировать тяжелые социальные последствия этих реформ для основной массы населения. Новое правительство Монголии заявило, что оно будет по- прежнему проводить открытую многоопорную внешнюю политику, в том числе приоритетно развивать добрососедские, дружественные отношения и всестороннее сотрудничество с Россией.


1 Монгол улсын ундсэн хууль (Конституция Монголии). Улаанбаатар (У Б), 1992, с. 3.

2 Там же, с. 4-5.

3 Там же, с. 7-11.

4 Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. Mongolian statistical yearbook. 1999. УБ., 2000,с. 63.

5 Там же, с.52.

6 E-mail daily news gandbold @ magicnet.mn (далее - edn) N 172, 04.09.2000.

7 edn N 175, 07.09.2000.

8 Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. 1999, с. 84.

9 Там же, с.86.

10 edn N 212Ю 30.10.2000.

11 Монголулсын статистийн эмхтгэл. 1999,с. 85.

12 Там же, с. 122.

13 Там же, с.114-115.

14 Там же, с.63.

15 Монгол хуний хегжлийн илгтэл - 2000. УБ., 2000, с. 62.

16 "Онеедер", 28.04.2000.

17 Монгол хуний хегжлийн илгтэл. 2000, с. 26 и др.

18 Там же.

19 Хун амын амьжиргааны тувшний судалгаа. 1998. УБ., с. 20 и др.

20 Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. 1999, с. 50.

21 edn. N 203, 17.10.2000.

22 Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. 1999,с. 169.

23 Там же, с. 170.

24 Там же.

25 Гадаад харилцааны яамны 1999 оны уйл ажиллагааны тайлан. N 1, 15.01.2000. УБ., с. 25-27.

26 edn. N 200, 25.10.2000.

27 Гадаад харилцаа. N 14, 06.07.2000.

28 Гадаад харилцыааны 1999 оны уйл ажиллагааны тайлан, с. 41-42.

29 Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. 1999,с. 142- 143.

30 Там же.

31 Там же, с. 143-144.

32 Гадаад харилцааны яамны 1999 оны уйл ажиллагааны тайлан, с. 41-42.

33 edn. N 206, 20.10.2000.

34 Пресс-релиз Посольства Монголии в РФ. Сентябрь 2000 (на монг. яз., перевод автора).


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/МОНГОЛИЯ-ДЕСЯТЬ-ЛЕТ-ПО-ПУТИ-РЕФОРМ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. ГРАЙВОРОНСКИЙ, МОНГОЛИЯ. ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПО ПУТИ РЕФОРМ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 16.03.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/МОНГОЛИЯ-ДЕСЯТЬ-ЛЕТ-ПО-ПУТИ-РЕФОРМ (date of access: 24.04.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. ГРАЙВОРОНСКИЙ:

В. ГРАЙВОРОНСКИЙ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
221 views rating
16.03.2023 (405 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
"КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА" АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ
Catalog: Разное 
6 days ago · From Цеслан Бастанов
ВЬЕТНАМ. Страна помнит художника БУЙ СУАН ФАЯ
12 days ago · From Цеслан Бастанов
История развития военного ветеринарного образования в России не была простой и однозначной. Периоды его расцвета и благополучия неизменно сменялись периодами забвения и затишья, вслед за которыми непременно следовало возрождение,
17 days ago · From Виталий Ветров
ДОРОГА К ХРАМУ "ЧИСТОГО ОБЛАКА" ИЛИ КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ КИТАЙЦЫ
20 days ago · From Цеслан Бастанов
ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА
21 days ago · From Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. ИСЛАМИСТЫ И АРМИЯ. КТО КОГО?
22 days ago · From Цеслан Бастанов
Биографический очерк об уроженце южного Казахстана, генерал-майоре ветеринарной службы Ветрове Виталии Петровиче, (единственного в Российской Федерации) юность, учеба и становление которого происходила в Казахской ССР. Ветров Виталий Петрович — заслуженный ветеринарный врач РФ, кандидат биологических наук, ветеран боевых действий, Председатель Совета ветеранов Ветеринарно-санитарной службы ВС, действительный член Международной академии информатизации., профессор Академии военных наук, Одно из основных направлений деятельности Виталия Ветрова в качестве военно-ветеринарного специалиста — защита территории СССР, стран СНГ и РФ от заноса антропозоонозов и ликвидация инфекционных болезней животных. За 50-летний период службы он прошел путь от ветеринарного фельдшера до руководителя Центрального органа военной ветеринарии страны, от лейтенанта до генерала.
24 days ago · From Виталий Ветров
ТУРЦИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН
25 days ago · From Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. МЮСИАД И ТЮСИАД. "МУСУЛЬМАНСКИЙ" И "СВЕТСКИЙ" ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ: ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?
27 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

МОНГОЛИЯ. ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПО ПУТИ РЕФОРМ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android