Libmonster ID: KZ-2857

Статья посвящена описанию и атрибуции шести оловянных бляшек, найденных на севере Западной Сибири на территории священного места манси. Выдвинута версия о том, что их сюжеты связаны с фигурой библейского царя Давида. Предполагается, что данные изделия имеют русское происхождение и относятся ко времени первоначального продвижения русских людей в Западную Сибирь в начале XVI в.

Ключевые слова: Сибирь, Давид, русские, вогулы, традиция, святилища, обряды.

Летом 2013 г. туристами во время сплава по Северной Сосьве были найдены интересные предметы, возможно относящиеся ко времени начального освоения Сибири русскими людьми. Место их обнаружения находится на правом берегу реки приблизительно в 2 км выше д. Манья (Березовский р-н ХМАО-Югры). Это поросший лесом мыс высотой ок. 70 м. Манси называют его Ахтыс-ус - "Каменный город". Чуть ниже по реке на левом берегу расположен утес Вангренёл - "Загнутый, кривой нос"; под "носом" в утесе расположена легендарная пещера.

Н. Л. Гондатти записана мансийская легенда о пещере у скалы Вангренёл: "Существующая у Вангренела пещера обязана своим происхождением следующему обстоятельству: раз один богатырь бежал от преследующих его врагов, у него был ящик с разными дорогими для него вещами; видя, что его догоняют, он со страшной силой бросил его в утесы; шкатулка пробила отверстие, и таким образом было положено начало пещере; вот почему, по мнению инородцев, в ней и находились прежде разные металлические вещи, особенно зеркала. <...> Между Вангренёл и Ахтыс ус прежде был каменный мост, соединявший эти две местности, на котором нередко происходили стьики между богатырями, обитавшими в Ахтыс ус и приходящими снизу; но затем местные богатыри ушли, так как среди богатырских обычаев был один, который не позволял им жить там, где происходили частые схватки" [1888, с. 38].

Туристами на Вангренёле было подобрано бронзовое зеркало с граффити, но интересующие нас шесть круглых оловянных бляшек найдены на Каменном мысе. Следует сказать, что, скорее всего, речь идет об Искарском Старом городище ("Каменном городке"), располагавшемся на правом берегу Северной Сосьвы: по сведениям Г. Ф. Миллера (1740 г.), оно "в давние времена было заселено как вогулами, так и зырянами, которые первое время торговали здесь с этими вогулами" [Сибирь..., 1996, с. 245]. Бляшки лежали стопочкой, рядом с ними в таком же порядке - бронзовые лапчатые подвески и лунницы, под ними - наконечник копья солидных размеров. Бляшки отлиты из олова, их диаметр 4,4 см, оборотная сторона гладкая.

Исследование проведено за счет гранта Российского научного фонда (проект N 14 - 28 - 00045).

Автор выражает признательность за помощь в подготовке статьи А. А. Богордаевой, С. М. Новаковской-Бухман, Д. И. Ражеву.

стр. 120
1. Бляшка с изображениями человека, заскочившего на льва и разрывающего ему пасть, двух птиц, двух животных и рыбы (найдено 3 экз.) (рис. 1). Ушко для подвешивания оформлено рельефными вертикальными полосками, ободок бляхи -круглыми "жемчужинами" и зубчиками. Под фигурой льва показан прямоугольник в рамке, в центре которого - три предмета (можно предполагать условное изображение стола с чашей и двумя кубками).

2. Бляшка с изображениями царя, двух мужчин и птицы (найдено 2 экз.) (рис. 2). Ушко для подвешивания декорировано рельефными вертикальными полосками, ободок бляхи гладкий. Для оформления бляшки использованы три сетчатых треугольника, один из которых ограничен полукругом.

В центре изображен царь в короне, сидящий на троне с подножной скамеечкой; в левой руке у него кубок, правая сжимает скипетр, атрибут власти, на верхнем конце которого сидит птица. Перед царем стол трапециевидной формы на четырех ножках. На нем лежат два предмета, смысл которых не ясен; на правом углу стола кубок.

По правую руку от царя изображен стоящий лицом к нему бородатый мужчина; в правой руке он держит кубок, поднятая левая - обращена к царю. За мужчиной фигура в виде овала*. По левую руку от царя изображен второй мужчина; он также стоит лицом к нему, в правой руке держит кубок. На обоих сапоги и плечевая одежда из ткани, относящаяся к распашному типу, о чем свидетельствует разрез в виде вертикальной линии, проходящей по середине переда. Пересекающие эту линию короткие горизонтальные полоски могут являться схематичным изображением застежки в виде петлиц. Особенности покроя, длина и застежка одежды позволяют идентифицировать ее с кафтаном. Кафтаны были достаточно широко распространены в Московской Руси XIV-XVIII вв. [Киреева, 1970, с. 52].

3. Бляшка с изображениями двуглавого орла, звезды Давида и трех птиц (найден 1 экз.) (рис. 3). Ушко для подвешивания украшено сетчатым ромбом, ободок бляхи декорирован зубчиками. Для оформления бляшки использованы четыре сетчатых треугольника и два полукруга.

Фрагменты двух подобных оловянных бляшек (сцена пира; герой и лев) (рис. 4) были найдены в 2006 г. в пос. Вершина Войкара (Шурышкарский р-н ЯНАО) в развалинах священного амбарчика хантов в груде сгнивших ритуальных атрибутов. Один из них (со сценой пира) через отверстие был прикреплен к какому-то суконному изделию сухожильной ниткой [Бауло, 2011, кат. 170].

Рис. 1. Бляшка с изображениями человека, заскочившего на льва и разрывающего ему пасть, двух птиц, двух животных и рыбы.

Рис. 2. Бляшка с изображениями царя, двух мужчин и птицы.

*Антрополог Д. И. Ражев указал мне на присутствие подобного овала на меднолитых иконах XIX в. с изображением мучеников Кирика и Иулиты; это могут быть иконы как с указанными двумя святыми, так и с другими в общей с ними композиции (Кирик и Иулита, святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, мученицы Параскева, Екатерина и Варвара); овал располагается в нижней части иконы, рядом с Иулитой (см., напр.: http://mednolit.ru).

стр. 121


Рис. 3. Бляшка с изображениями двуглавого орла, звезды Давида и трех птиц.

Рис. 4. Фрагменты двух бляшек, найденные в священном амбарчике хантов.

Бляхи с Каменного мыса отлиты одновременно: совпадают форма, размеры, ушки, изображения птиц, деталей одежды, сетчатые треугольники; следы использования отсутствуют.

Полагаю, что сюжеты бляшек объединяет фигура библейского царя Давида: на первой - Давид разрывает пасть льву, на второй - пир у царя Давида, на третьей - звезда Давида и двуглавый орел.

Сюжет первой бляшки. Предположительно он связан с Давидом, заскочившим на льва и разрывающим ему пасть. В литературе рельеф с героем, разрывающим пасть льву, истолковывается обычно как изображение Самсона со львом. Интересно, что подобная сцена с героем, заскочившим на льва и разрывающим ему пасть, есть на рельефах Дмитриевского собора во Владимире (конец XII в.), у нижней границы центральной закомары западного фасада, в центре которого находится рельеф с фигурой царя Давида: "На первом рельефе собора молодой человек представлен сидящим на льве. Обхватив руками львиную голову, он разрывает зверю пасть. Отметим, что волосы героя коротки. Эта, казалось бы, малозначительная деталь позволяет утверждать, что, вопреки устоявшемуся мнению, в рельефе изображен не Самсон, легко узнаваемый по длинным волосам, а Давид" [Новаковская-Бухман, 2002, с. 172]. В качестве примеров изображения Давида и льва С. М. Новаковская-Бухман приводит миниатюры Псалтирей, начиная с раннехристианского времени, а также ряд иконографических изводов этой сцены в средневизантийский период [Там же]. В 1902 г. на Кипре на месте разрушенного византийского города Ламбоузы было найдено девять блюд со сценами жизни Давида, в частности, "Давид убивает льва". Все они относятся к периоду 613 - 630 гг. и ныне хранятся в Метрополитен-музее и Национальном музее Кипра [Wealth..., 1977, р. 104 - 112]. На бляшке с Каменного мыса волосы героя также коротки.

По тексту Книги Царств, юный пастух Давид, когда лев нападал на стадо, гнался за ним и отнимал овец, а если зверь бросался на него, то Давид "брал за космы и поражал его и умертвлял его" (I Цар. 17: 34, 35). Звери, птицы и рыба, которые изображены по кругу бляшки, возможно, отражают известный псалом "Все живущее да хвалит Господа!" (Псалтирь 150: 3 - 6). Известно, что рыба - один из символов Христа, а по Евангелию от Матфея [1: 20 - 21] Иисус - прямой потомок Давида.

Сюжет второй бляшки. Возможно, представлена сцена пира у царя Давида. Пир царя или вельможи в окружении слуг и музыкантов - традиционная тема в придворном искусстве Востока. В раннем Средневековье она была разработана в среднеазиатской живописи (Пенджикент, VII-VIII вв.), в сасанидской и пост-сасанидской торевтике (см., напр.: [Даркевич, 1976, табл. 6, 4, 5]). В омейядском искусстве известна фреска, где на троне сидит правитель, а по двум сторонам по слуге (вторая четверть VIII в., Кусейр-Амра) [Et-

стр. 122
tinghausen, Grabar, 1987, p. 57]. На одном из хантыйских святилищ было обнаружено большое серебряное блюдо VIII-IX вв. с изображением царя Давида на троне и стоящих по бокам двух персонажей [Бауло, 2000].

Обращает на себя внимание и необычная - трапециевидная - форма стола. Можно осторожно предположить, что это лежащие горизонтально гусли или Псалтирь. Согласно Библии, Давид прославился сочинением и исполнением псалмов с музыкальным сопровождением "на восьмиструнном" (Псалтирь 6) или "на струнных орудиях" (Псалтирь 55) либо на гуслях ("Игрою на гуслях особенно отличался Давид" (1 Цар. 21: 17, 23)). В Западной Европе в миниатюрах IX-XI вв. Псалтирь обычно прямоугольная или квадратная, но в России XVI-XVIII вв. она имела трапециевидную форму с закругленными сторонами [Даркевич, 1964, с. 47].

Сюжет третьей бляшки. Смысл изображения двуглавого орла, который стоит на звезде Давида, возможно, в том, что зарождавшаяся российская государственная власть (орел) - от Бога. Как известно, в Средневековье Давид воплощал идею божественного происхождения светской власти. "Дух Господень", почивающий на Давиде, находит символическое воплощение: к нему слетаются голуби - посланники неба [Там же, с. 50].

Сюжет третьей бляшки позволяет сделать два предположения относительно ее атрибуции: во-первых, указать на русское происхождение, во-вторых, обозначить время отливки - не ранее конца XV в., когда эмблема в виде орла стала использоваться московскими князьями. В 1497 г. двуглавый орел как государственный символ впервые появился на двусторонней восковой государственной печати России: он изображен на оборотной стороне, а на лицевой - герб Московского княжества - всадник, поражающий дракона. В современной российской историографии его появление принято объяснять браком Ивана III с византийской принцессой Софией Палеолог и, соответственно, византийской преемственностью Московской Руси.

Касаясь времени изготовления оловянных бляшек, необходимо выделить изделие с сюжетом "Давид и лев". Дело в том, что установлен довольно небольшой период, когда на деньгах Москвы и московских уделов, как считают специалисты-нумизматы, изображали Самсона, борющегося со львом (рис. 5). Сюжет появился на московских монетах в последние годы правления великого князя Василия I, не позднее рубежа 1423 - 1924 гг. Распространенность в этот период изображения Самсона, побеждающего льва, объяснялась, по мнению В. В. Зайцева и О. П. Мамонтовой, тем, что образ на монетах символизировал юного сына и наследника Василия Дмитриевича. Василий I в последние годы жизни старался укрепить наследственные права сына. Изображение Самсона на оборотной стороне московских монет, очевидно, должно было способствовать формированию в глазах современников образа наследника как будущего героя, способного совершать великие подвиги и освободить свой народ от ига иноверцев [Зайцев, Мамонтова, 2003]. Примечательно и то, что на лицевой стороне монет указанного периода изображался сокольник, а оловянная круглая бляшка с этим персонажем (рис. 6) также была найдена в прошлом году на Каменном мысе недалеко от шести вышеописанных.

Можно, конечно, поспорить с нумизматами об атрибуции героя на монетах как Самсона, тем более, что аргументация посредством сюжета о наследнике не выглядит однозначной, скорее, сокольник и герой, убивающий льва, соответствуют друг другу в плане некоей охотничьей удали. Фигура Давида как воплощения божественного происхождения светской власти могла бы выступать большим аргументом в престолонаследии московских князей. Тогда более понятным

Рис. 5. Аверс и реверс московских монет середины XV в.

Рис. 6. Прорисовка бляшки с изображением сокольника.

стр. 123
становится воспроизведение на одном предмете, казалось бы, мало сочетаемых двуглавого орла и звезды Давида, ведь последняя просто заменила более раннее изображение Давида-героя.

В любом случае, необходимо обратить внимание на то, что сюжеты на бляшках, обнаруженных на Каменном мысе (сокольник; герой и лев), отражают символику, принятую на Руси в середине XV в. С учетом сюжета "двуглавый орел - звезда Давида" эти изделия можно датировать началом XVI в. Предполагаю, что бляшки были завезены на север Западной Сибири русскими людьми и подарены вогулам (или обменяны с ними), которые включили их в число культовых атрибутов одного из святилищ. Адаптации бляшек к обрядовой сфере обских угров мог способствовать ряд факторов: круглая форма, белый (подсеребряный - священный) цвет, известный сюжет царского пира (ранее встречаемый на привозных восточных сосудах), изображение орла (как одного из популярных местных божеств в орнитоморфном облике).

Список литературы

Бауло А. В. Серебряное блюдо с Малой Оби // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2000. - N 4. - С. 143 - 153.

Бауло А. В. Древняя бронза из этнографических комплексов и случайных сборов. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2011. - 260 с.

Гондатти Н. Л. Следы языческих верований у инородцев Северо-Западной Сибири. - М.: [Тип. Потапова], 1888. - 91с.

Даркевич В. П. Образ царя Давида во Владимиро-Суздальской скульптуре // КСИА. - 1964. - Вып. 99. - С. 46 - 53.

Даркевич В. П. Художественный металл Востока: Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья - М.; Л.: Наука, 1976. - 198 с.

Зайцев В. В., Мамонтова О. П. О символике изображения Самсона на Московских монетах XV в. // XI Всерос. нумизмат, конф. Санкт-Петербург, 14 - 18 апр. 2003 г.: тез. докл. и сообщ. - СПб., 2003. - С. 182 - 183.

Киреева Е. В. История костюма: Европейские костюмы от античности до XX в. - М.: Просвещение, 1970. - 167 с.

Новаковская-Бухман С. М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире // Древнерусское искусство: Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. - СПб.: Дмитрий Булавин, 2002. - С. 172 - 186.

Сибирь XVIII века в путевых описаниях Г. Ф. Миллера // История Сибири: Первоисточники. - Новосибирск: Сиб. хронограф, 1996. -Вып. VI. - 310 с.

Ettinghausen R., Grabar O. The Art and Architecture of Islam 650 - 1250. - Harmondsworth: Penguin, 1987. -448 p. - (Pelican History of Art; N 51).

Wealth of the Roman world / eds. J.P.C. Kent, K.S. Painter. - L.: Published for the Trustees of the British Museum by British Museum Publications, 1977. - 192 p.: ill.

Материал поступил в редколлегию 12.10.14 г.

стр. 124


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ-БЛЯХИ-СО-СТАРОГО-ИСКАРСКОГО-ГОРОДИЩА-АТРИБУЦИЯ-И-СЮЖЕТЫ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Urhan KarimovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Karimov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. В. Бауло, МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ БЛЯХИ СО СТАРОГО ИСКАРСКОГО ГОРОДИЩА: АТРИБУЦИЯ И СЮЖЕТЫ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 26.12.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ-БЛЯХИ-СО-СТАРОГО-ИСКАРСКОГО-ГОРОДИЩА-АТРИБУЦИЯ-И-СЮЖЕТЫ (date of access: 13.02.2025).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. В. Бауло:

А. В. Бауло → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
КАВАЛЕРИСТ-ДЕВИЦА ВТОРОЙ МИРОВОЙ
Yesterday · From Цеслан Бастанов
ДВЕ СТОРОНЫ СЕРТИФИКАТНОГО ОРДЕРА
2 days ago · From Цеслан Бастанов
Вопрос недели. Почему Машерова сошла с дистанции?
5 days ago · From Цеслан Бастанов
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА. ЧУДНЫЙ ОЛЕНЬ ВЕЧНОЙ ОХОТЫ. (КНИГА ЛЮБВИ)
7 days ago · From Цеслан Бастанов
BELOUSOV R. A. HISTORICAL EXPERIENCE OF PLANNED MANAGEMENT OF THE USSR ECONOMY
11 days ago · From Mukhamed Sultanov
CONGRESSES OF THE ALL-RUSSIAN SOCIETY FOR THE PROTECTION OF HISTORICAL AND CULTURAL MONUMENTS
13 days ago · From Mukhamed Sultanov
L. M. GAVRILOV. SOLDIERS ' COMMITTEES IN THE OCTOBER REVOLUTION (ACTIVE ARMY)
13 days ago · From Mukhamed Sultanov
CHANGING THE SOCIAL IMAGE OF THE SOVIET WORKER OF THE 20S AND 30S
14 days ago · From Mukhamed Sultanov
DEVELOPMENT OF THE STATE APPARATUS OF PUBLIC EDUCATION IN THE FIRST YEARS OF SOVIET POWER
14 days ago · From Mukhamed Sultanov
I. M. IONENKO. Soldiers of rear garrisons in the struggle for Soviet power (based on materials from the Volga region and the Urals). Kazan University Publishing House. 1976. 198 p. (I); I. M. IONENKO. THE SOLDIER MASSES IN THE OCTOBER REVOLUTION. BASED ON MATERIALS FROM THE VOLGA REGION AND THE URALS
14 days ago · From Mukhamed Sultanov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ БЛЯХИ СО СТАРОГО ИСКАРСКОГО ГОРОДИЩА: АТРИБУЦИЯ И СЮЖЕТЫ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2025, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android