Libmonster ID: KZ-2311
Author(s) of the publication: Т. ДЕЙЧ

Т. ДЕЙЧ

Кандидат исторических наук

Распад Советского Союза, одним из последствий которого стала суверенизация внешнеэкономической деятельности постсоветских государств, негативно сказался на российско-африканских отношениях, которые резко пошли на спад. Сегодня России приходится строить отношения с Африкой на новой основе. И в этой ситуации интерес для нее может представлять опыт Китая - динамично развивающегося государства, успешно интегрирующегося в мирохозяйственные связи, активно развивающего и совершенствующего отношения взаимовыгодного экономического сотрудничества с подавляющим большинством африканских стран.

В XXI веке Китай становится одним из наиболее активных игроков на африканской сцене, по сути дела, занявший здесь место бывшего Советского Союза. КНР, по мнению специалистов, может превратиться в ближайшее десятилетие в крупного конкурента стран Запада и все более жестко теснить их на африканских рынках.

Отношения с Африкой - неотъемлемый компонент пекинской стратегии многополюсного мира. Рассматривая США как державу, стремящуюся к гегемонии во всемирном масштабе, Китай выдвигает задачу создания нового справедливого международного экономического порядка в качестве одного из своих главных внешнеэкономических приоритетов. В то же время отношения с Африкой отвечают насущным потребностям развития экономики КНР. Континент, богатый природными ресурсами, рассматривается Пекином как важный фактор успешного роста Китая, чья экономика сегодня особенно нуждается в минеральном сырье.

Со своей стороны, Африка проявляет заинтересованность в китайских инвестициях и технологиях, в технико-экономическом сотрудничестве с Китаем, во взаимовыгодном торговом обмене. С помощью КНР страны континента надеются занять более достойное место в мире, добиться равноправного участия в мирохозяйственных связях.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ: БОЛЬШЕ ПОНИМАНИЯ

В отличие от бывших метрополий, опирающихся в отношениях со странами континента на связи, сохранившиеся с колониальных времен, китайское руководство широко использует в своей африканской политике тезис "общности судеб и задач" всех развивающихся стран. Этот тезис, популярный в Африке во времена "холодной войны", находит здесь отклик и в эпоху глобализации, сопровождающейся углублением разрыва между развитыми и развивающимися странами. Как заявляют китайские лидеры, нынешняя ситуация в мире характеризуется наличием "множества несправедливых факторов"1 , а "Китай, как самая крупная развивающаяся страна, и Африка, как континент с наибольшим числом развивающихся стран, оказались перед лицом исторических шансов на развитие и одновременно - небывалых вызовов"2 .

В официальных заявлениях китайского руководства подчеркивается, что без экономического роста в районах, где обитает 3/4 населения планеты, развитые страны неизбежно столкнутся с проблемой обеспечения ресурсами. Китайский представитель в ООН неизменно поддерживает предложения африканских стран, касающиеся создания региональных экономических организаций по сырью, установления более жесткого контроля над природными ресурсами. Китай призывает развитые страны "проявить милосердие к должникам", не допускать, чтобы они гасили задолженность за счет замедления темпов роста и снижения и без того низкого уровня жизни населения.

В выступлениях китайских политиков и экономистов звучат призывы положить конец дискриминации в сфере международной торговли, защитить торговые интересы африканских стран; раздаются требования передачи этим странам на льготных условиях передовых западных технологий.

Китай выступает за реформу международных экономических организаций и финансовых институтов с целью облегчить африканцам борьбу за свои интересы. Важность позиции Пекина для Африки продемонстрировала Канкунская конференция Всемирной торговой организации (ВТО) 2003 г., где Запад был вынужден согласиться с рядом требований развивающихся стран, активно поддержанных Китаем. Победой африканских производителей хлопка можно также считать согласие богатых стран отменить в 2006 г. все субсидии на экспорт этого сырья, и этого удалось добиться при поддержке Китая на конференции ВТО в Гонконге в декабре 2005 г. Участники встречи договорились также, что к 2008 г. развитые страны будут обязаны предоставить свободный доступ на свои рынки - без квот и огра-

стр. 30


ничительных пошлин - для 9% товаров экспортируемых странами с годовым доходом на душу населения, не превышающим 750 долл. Вместе с тем, несмотря на требование Бразилии, Китая и ряда других стран отменить к 2010 г. субсидии производителям сельскохозяйственной продукции в развитых странах, сроки принятия этого решения были все же отодвинуты до 2013 г.

Основополагающей китайской доктриной сотрудничества с Африкой является формула "Юг - Юг", предполагающая расширение торговли между развивающимися странами, сотрудничество в освоении промежуточных технологий, техническую взаимопомощь. В Пекине полагают, что потенциал африканских стран позволяет им добиться ускоренного экономического роста, но для этого необходимо установление нового, справедливого и рационального мирового экономического порядка.

На рубеже веков важное место в китайских концепциях экономического развития Африки отводится вопросам борьбы с бедностью. Китайский премьер Вэнь Цзябао в своем выступлении в Аддис-Абебе (Эфиопия) в декабре 2003 г. назвал бедность, болезни (такие, как СПИД) и отсутствие демократии в политических системах Африки главными угрозами глобальному мировому порядку, призвав богатые нации "проявлять больше заботы, внимания и понимания африканских проблем"3 . А постоянный представитель КНР в ООН Ван Гуаньян в выступлении на пленарном заседании 60-й сессии ГА ООН в октябре 2005 г. призвал мировое сообщество как можно скорее выполнить обещания по оказанию помощи Африке, внести вклад в ее развитие с тем, чтобы африканские страны смогли решить свои экстренные проблемы, реализовать свои способности и право на самоопределение.

Последнее десятилетие стало свидетелем модернизации китайско-африканских экономических отношений. Если раньше они носили в основном межгосударственный характер, то теперь самостоятельная роль стала предоставляться предприятиям и компаниям КНР. Пекин стимулирует и поощряет их торговое и инвестиционное сотрудничество с африканскими партнерами.

Подтверждением стремления Китая вносить коррективы в духе времени в экономические связи с Африкой являются форумы китайско-африканского сотрудничества на министерском уровне. Выступая на первом форуме Китай-Африка в Пекине в октябре 2000 г., председатель КНР Цзян Цзэминь назвал его "великим начинанием в истории китайско-африканских отношений"4 .

Форум принял "Пекинскую декларацию" и "Программу китайско-африканского сотрудничества в экономическом и социальном развитии". В этих документах идет речь о помощи Африке в экономическом и социальном развитии, которую Китай намерен оказывать в рамках сотрудничества "Юг-Юг", о необходимости активизации взаимной торговли, о защите и гарантиях инвестиций. При этом Китай взял на себя ряд обязательств, в том числе: 1) продолжить оказание помощи странам Африки и расширить ее масштабы, включая предоставление льготных и беспроцентных кредитов; 2) частично или полностью списать в течение ближайших двух лет 10 млрд. юаней (1,2 млрд. долл.) долга с ряда беднейших стран Африки; 3) создать Фонд поддержки инвестиций китайских предприятий в экономику Африки; 4) создать Фонд развития человеческих ресурсов Африки для помощи ее странам в подготовке кадров5 .

В декабре 2003 г. в Аддис-Абебе состоялся второй Форум, призванный, по словам китайского посла в Эфиопии Аи Пина, "придать новый импульс торгово-экономическим отношениям Китая и Африки"6 . В нем приняли участие представители более 40 африканских стран; присутствовали премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан.

В Аддис-Абебе была принята "Программа действий китайско-африканского Форума по вопросам сотрудничества на 2004 - 2006 гг.", содержащая конкретные планы взаимодействия КНР со странами Африки в экономической, торговой и социальной сферах. Выступая на открытии Форума, китайский премьер заявил о том, что правительство КНР выполнило свое обещание, списав долг 31 африканской стране на сумму 1,27 млрд. долл.7

Одновременно с Форумом состоялась встреча 300 китайских и 250 африканских предпринимателей, в ходе которой были подписаны меморандумы о взаимопонимании, касающиеся 20 проектов на сумму свыше 500 млн. долл.8

Созыв форумов предусмотрен раз в три года, попеременно в Китае и странах Африки. Следующий, 3-й состоится в Пекине в 2006 г. Во время его проведения пройдет 1-й саммит руководителей Китая и африканских стран. Запланировано и проведение регулярных встреч высокопоставленных участников форумов. Такая встреча, в частности, состоялась в августе 2005 г.

Проведение форумов, принятые на них решения, ощутимые результаты практической деятельности Китая по их реализации нашли весьма благожелательный отклик в Африке. Пример - выступление в Аддис-Абебе президента Зимбабве Р. Мугабе, призвавшего африканцев "отвернуться от Запада и развивать сотрудничество с Китаем, который всегда уважал африканцев"9 .

ПЕКИН - КРУПНЫЙ ДОНОР АФРИКИ

После длительного периода "перестройки", которую пережили экономические отношения Китая со странами континента, Пекин вновь становится одним из крупных "доноров" Африки. С 2001 по 2005 г. Китай заключил свыше 300 соглашений о помощи со странами Африки. При этом наблюдался ежегодный рост объема помощи на 3%.

Важным видом помощи остается льготное кредитование. Китай стремится контролировать целевое освоение предоставляемых кредитов на местах, делая упор на реализацию проектов социально-экономического развития, которые он сам определяет. Наиболее важные направления кредитных ассигнований - строительство объектов инфраструктуры, здравоохранения и сельского хозяйства. В общей сложности странам континента было оказано содействие в осуществлении 800 проектов в сельском хозяйстве, рыбоводстве, текстильной промышленности, энергетике, инфраструктуре10 . Помощь включает создание новых отраслей промышленности, реконструкцию построенных при содействии Китая предприятий (займы Танзании и Замбии на ремонт железной дороги ТАНЗАМ - самого крупного

стр. 31


объекта, реализованного с китайской помощью; Ботсване - на ремонт железной дороги; Мали - на восстановление ряда объектовой, пр.).

Приоритетное направление сотрудничества - помощь в развитии сельского хозяйства. В 2001 - 2005 гг. подписаны меморандумы о взаимопонимании в этой сфере с Египтом, Кенией, Эфиопией, Мозамбиком, соглашения с министерствами сельского хозяйства Мавритании, Ганы, Эфиопии, Мали и т.д. Только за два года (2002 - 2003) Китай направил в Африку 62 эксперта в области сельского хозяйства11 . Всего здесь работали в разное время 10 тыс. сельскохозяйственных специалистов оказавшие помощь 40 странам в осуществлении 200 проектов12 .

Одна из наиболее острых проблем континента, которую Китай также помогает решать, - обеспечение населения питьевой водой. В 2004 г. был открыт построенный им в дар Танзании водоотводный канал стоимостью 23,5 млн. долл. Тогдашний президент страны Б. Мкапа* заметил по этому поводу, что сама Танзания не смогла бы выделить на эти цели средства из своего бюджета13 .

В сфере здравоохранения в 2001 - 2005 гг. подписаны или возобновлены свыше 30 соглашений о направлении в Африку китайских медицинских специалистов, обеспечении стран континента медикаментами, медицинским оборудованием и материалами на безвозмездной основе. С 1963 г. в Африке проработали 15 тыс. китайских врачей. В настоящее время в странах континента трудятся 37 медицинских бригад в составе 1100 человек14 . Работе своего медицинского персонала Китай во многом обязан той популярности, которой пользуется его помощь в Африке. В 2002 г. Минздрав КНР организовал курсы обучения африканцев технике лечения и профилактики малярии и тропических болезней. В программу сотрудничества Китая и Африки в сфере здравоохранения входит сооружение в странах континента госпиталей и больниц. К примеру, Китай взял на себя финансирование строительства кардиологического центра в Танзании, что весьма важно для страны, жители которой для лечения сердечных заболеваний вынуждены ездить в ЮАР или Индию.

Важное место в китайской программе помощи отводится подготовке кадров. Эта задача возложена на Фонд развития человеческих ресурсов в Африке, действующий под эгидой министерств иностранных дел, торговли, образования, науки и технологий, сельского хозяйства, здравоохранения, каждое из которых отвечает за подготовку африканского персонала в сфере своей компетенции. В 2000 - 2005 гг. Китай финансировал 300 курсов в рамках Фонда, на которых было подготовлено около 10 тыс. специалистов в сферах дипломатии, менеджмента, обороны, сельского хозяйства, здравоохранения и пр. Ежегодно студентам из африканских стран предоставляется свыше 1,5 тыс. стипендий для обучения в вузах КНР15 . В общей сложности, за весь период сотрудничества стипендии для обучения в китайских вузах получили 15300 африканцев. В 2005 г. в Китае обучались около 2 тыс. африканских студентов.

КИТАЙ РАЗВИВАЕТ ТОРГОВЛЮ С АФРИКОЙ

Весьма показателен опыт закрепления на рынках стран Африки, который приобрел Китай за время претворения в жизнь политики "открытости" и стимулирования внешней торговли. КНР имеет торговые соглашения с 41 страной Африки. Объем торговли вырос с 12 млн. долл. в начал 1950-х гг. до 8,7 млрд. долл. в 2000 г., в 2003 г. доставил 18 млрд. долл., а в 2004 г. - 29,46 млрд. долл.16 Согласно данным таможни КНР, в январе-октябре 2005 г. объем торговли Китая со странами Африки достиг 32,17 млрд. долл.17

На втором Форуме китайско-африканского сотрудничества в 2003 г. было заявлено, что в следующие три года Китай надеется утроить объем торговли со странами Африки.

Важным фактором роста внешней торговли КНР стала ее децентрализация. Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества (МВТЭС) и подчиненные ему внешнеторговые компании были лишены монопольного права на осуществление экспортно-импортных операций. В настоящее время на Африканском континенте действуют свыше 150 китайских торговых компаний и агентов. Право самостоятельного выхода на внешний рынок предоставлено провинциям, автономным районам КНР и отдельным предприятиям. При этом вдвое снижена налоговая ставка для компаний, получающих 70% выручки за счет экспорта своей продукции.

Рост китайской внешней торговли - заслуга и предприятий с иностранным капиталом. Если в 1981 г. на их долю приходились всего 0,4% объема китайского экспорта и 0,5% импорта, то в 1999 г. эти показатели составили соответственно 45,5% и 51,8%18 . В 2003 г. Китай вышел на 4-е место в мире по объему экспорта; при этом 1/2 экспорта пришлась на долю дочерних компаний иностранных фирм, осуществляющих прямые капиталовложения в экономику КНР19 . В 2005 г. КНР стала 3-й торговой державой мира; объем китайской внешней торговли составил 1,3 трлн долл. (в том числе экспорт - 762 млрд., импорт - более 660 млрд.) - такая цифра содержится в послании вице-премьера Госсовета У И Всекитайскому рабочему совещанию по вопросам торговли, состоявшегося в Пекине 19 января 2006 г.

В Африке открыты 11 центров содействия инвестициям и развитию торговли, в функции которых входит обеспечение платежей, таможенных сборов, страховка, консультации пред-


* В декабре 2005 г. в Танзании избран новый президент - Мришо Джапайя Киквете (прим. ред.).

стр. 32


принимателей. Китайский экспортно-импортный банк и Банк Китая учредили специальную "Группу торгово-экономического и технико-экономического сотрудничества и координации отношений со странами Африки", действующую под эгидой Госсовета КНР, которая несет ответственность за организационную и координационную работу по развитию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с Африкой.

Вплоть до второй половины 1990-х гг. основной объем торговли Пекина со странами континента приходился на долю китайского экспорта, что было отчасти обусловлено стремлением китайского руководства выровнять за счет развивающихся стран свой внешнеторговый баланс, который сводился с дефицитом, поскольку в торговле со своими главными партнерами (США, Японией, странами ЕС) Китай выступал, в основном, в качестве импортера.

Росту объема китайского экспорта в Африку способствовали меры, направленные на улучшение экспортной структуры, повышение качества выпускаемой продукции, расширение ассортимента. В структуре китайского экспорта в Африку росла доля готовой продукции при одновременном снижении доли сельскохозяйственного и минерального сырья и полуфабрикатов. В целом доля готовой продукции в экспорте увеличилась с 37% в 1985 г. до 87% в 1999 г., при этом 17% продукции составили изделия высокой технологии20 . А в январе 2006 г. МВТЭС КНР сообщило, что благодаря непрерывному совершенствованию номенклатуры товаров, экспортируемых в Африку, наметился быстрый прирост экспорта машиностроительной и электротехнической продукции, а также продукции высоких и новых технологий21 .

Стимулом для китайского экспорта в Африку были и остаются товарные кредиты, которые предоставляются для закупки в КНР различного оборудования. Это касается, в частности, продукции военно-технического назначения, по-прежнему занимающей весомое место в китайском экспорте в Африку. Пекин практически вытеснил всех зарубежных поставщиков оружия и военного оборудования из сферы военно-технического сотрудничества Танзании. В 2003 г. министр обороны ОРТ Ф. Сарунги, в частности, признал, что в своей (оборонной) политике Танзания отдает приоритет, особенно в части поставок военного оборудования, Китаю22 .

Поскольку дисбаланс в торговле не раз становился предметом критики со стороны африканцев, руководство КНР принимало меры по расширению объемов импорта из стран континента. Предприятиям, выходящим на африканский рынок, рекомендовали заниматься не только продажей собственных изделий, но и маркетинговой деятельностью с целью поиска импортной продукции, отвечающей нуждам КНР.

На Форуме в Аддис-Абебе министр иностранных дел КНР Ли Чжаосин объявил о намерении правительства предоставить право беспошлинного ввоза в Китай части африканской продукции, а премьер КНР Вэнь Цзябао объявил, что преференциальный доступ на китайский рынок получат 34 африканские страны. В 2005 г. Китай в целях содействия двустороннему торгово-экономическому сотрудничеству освободил 29 наименее развитых африканских стран от таможенных пошлин на экспорт около 200 видов их продукции в Китай.

В 2000 г. импорт Китая из стран континента впервые превысил его экспорт в Африку - 4,631 млрд. долл. и 4,071 млрд. долл. соответственно23 . А в январе-октябре 2005 г. превышение импорта над экспортом составило почти 1,7 млрд. долл. (16,92 млрд. долл. - импорт и 15,25 млрд. долл. - экспорт)24 .

Разумеется, рост импорта из Африки объясняется, прежде всего, заинтересованностью Пекина в африканском сырье. По импорту углеводородов Китай обогнал Японию и вышел на 2-е место в мире после США. При этом 25% своего нефтяного импорта Китай получает из Африки25 . А в 2010 г. Китай, по прогнозам специалистов будет обеспечивать за счет Африки 45% своего импорта нефти.

В числе африканских поставщиков нефти Китаю - ЮАР, Ливия, Алжир, Судан, Нигерия, Республика Конго, Габон. По итогам визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Алжир и Габон в 2004 г., франко-габонская компания "Тотал Габон" и китайская "Синопек" подписали соглашение о продаже Китаю габонской нефти. Аналогичное соглашение было подписано с Алжиром. С января по август 2002 г. нефть и нефтепродукты, импортируемые Китаем из Анголы и Судана, составили, соответственно, 94,2% и 76,7% объема двусторонней торговли26 . После снятия санкций ООН китайская торговая делегация посетила в августе 1999 г. Ливию, что ознаменовало собой возобновление двусторонних торговых отношений, замороженных с 1994 г. В том же году Китай импортировал из Ливии 140 тыс. т нефти27 . В этой связи особое значение приобретает визит главы МИД КНР Ли Чжаосина в январе 2006 г. в Нигерию и Ливию. Незадолго до этого сообщалось о покупке китайской корпорацией CNOOC за 2,3 млрд. долл. 45%-ной доли нигерийского нефтяного месторождения "Акпо". По мнению специалистов, Нигерия может стать вторым африканским поставщиком этого вида сырья Китаю после Судана, в экономику которого КНР вложила 4 млрд. долл.28

Помимо нефти, Китай импортирует из Африки руды различных металлов. Он стал крупнейшим потребителем меди, кобальта, энергоресурсов. Специалисты связывают с Китаем как невиданный спрос на металлы на африканском рынке, так и рост цен на минерально-сырьевые ресурсы, позволившие африканским странам увеличить доходы от экспорта. Так, представитель англо-американской группы глобальных ресурсов в Кейптауне Лазарус Зим заявил, что растущий спрос на железную руду в Китае открывает большие возможности перед африканскими производителями этого вида сырья29 .

В последнее десятилетие в китайско-африканской торговле сформировались три основных географических района: юго-восточный (ЮАР, Ангола, Кения, Танзания); западный и центральный (Нигерия, Габон, Бенин, Экваториальная Гвинея, Гана, Демократическая Республика Конго); северный (Египет, Судан, Алжир, Марокко и Тунис).

Ведущий торговый партнер Китая на континенте - ЮАР: на ее долю приходятся 28% китайской торговли с Африкой. В свою очередь, Китай - второй по значению торговый партнер ЮАР в Азии. Впечатляют сами

стр. 33


темпы развития двусторонних торговых связей. Напомним, что дипломатические отношения между странами были установлены лишь в 1998 г. С тех пор объем торговли вырос в 20 раз, составив в 2004 г. 5 млрд. долл.30

Южная Африка экспортирует в Китай золото, платину, алмазы, железо, медь, хром, алюминий, полиметаллические руды, угольные брикеты, бумагу, целлюлозу, шерсть, табак, а также машинотехнику и технологии. За 2002 - 2004 гг. экспорт южноафриканского горнотранспортного оборудования вырос на 65%31 . Предметы китайского экспорта в ЮАР - текстиль, готовая одежда, обувь, электротовары, химические продукты.

В 2004 г. было объявлено о начале переговоров между ЮАР и Китаем по вопросу создания Зоны свободной торговли. Южная Африка предложила Китаю такой вариант ЗСТ, который дал бы преимущества местному экспорту над китайским экспортом в Южную Африку, включая текстиль и одежду - продукцию, местное производство которой страдает от импорта китайских товаров. Со своей стороны, в ходе переговоров Претория согласилась признать Китай страной с рыночной экономикой32 .

Хотя китайско-африканская торговля развивается достаточно успешно, она сталкивается с определенными проблемами. В частности, наплыв китайских товаров воспринимается настороженно в странах, чья местная промышленность не выдерживает с ними конкуренции. Тормозят торговлю отсутствие у ряда стран Африки товаров, интересующих Китай, нехватка у них средств, а также конфликты, преступность, сложная процедура оформления виз, транспортные проблемы.

ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Все более заметное место занимает в экономических связях Китая со странами Африки инвестиционное сотрудничество.

Принятая на первом Форуме китайско-африканского сотрудничества Программа предусматривает такие меры, как защита и гарантии инвестиций, избежание двойного налогообложения, преференции инвесторам в рамках национального законодательства, обмен опытом менеджмента, создание в Африке совместных и частных китайских предприятий, включая малые и средние, льготы совместному бизнесу как ключевому фактору развития партнерских отношений. Правительство КНР обязалось оказывать поддержку инвестициям китайских предприятий в африканскую экономику, делиться с африканскими странами опытом в инвестиционной сфере, развивать и совершенствовать схемы финансирования инвестиционных процессов33 .

Учрежден Фонд, специально рассчитанный на покрытие рисков китайских предприятий, выступающих в качестве инвесторов за рубежом, включая страховку внешних займов и кредитов, создание международных маркетинговых фондов для малых и средних предприятий.

В 2000 г. в 47 африканских странах действовали 480 китайских компаний с общей суммой инвестиций в 820 млн. долл., где на долю китайского капитала приходились 530 млн. долл.34 А в конце 2004 г. на континенте осуществляли деятельность уже 674 компании КНР (по другим данным - 715).

При этом с 34 африканскими странами были подписаны соглашения о взаимной защите капиталовложений, с 14 странами - об избежании двойного налогообложения35 . В одном только 2004 г. в Африке начали действовать 77 китайских компаний с инвестиционным фондом в 135 млн. долл.36

По состоянию на октябрь 2005 г. общий объем китайских инвестиций в Африку достиг более 1 млрд. долл.37 Только за 1-е полугодие 2005 г. объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил 124 млн. долл.38 В планах Китая - стать ведущим инвестором в африканскую экономику. Тем не менее на долю Африки приходятся лишь 4% китайских ПИИ; для сравнения: 50% китайских ПИИ получают страны Латинской Америки, 40% - Азия. А совокупный объем ПИИ КНР за рубежом превысил на конец 2005 г. 50 млрд. долл.39

Следствием бурного роста китайской экономики стало укрепление международных позиций китайских компаний. Так, крупнейшая нефтеперерабатывающая компания "Синопек" (2,4 млн. барр. в день), входящая в десятку ведущих азиатских фирм, переместилась с 7-го на 5-е место, увеличив в 2003 г. объем продаж на 27,9% по сравнению с 2002 г.40 Согласно статистической сводке "Синопек" за 2005 г. добыча нефти этой компанией выросла в 2005 г. на 1,7% по сравнению с 2004 г. и составила 278,82 млн. барр.41 "Синопек" активно действует в Африке. В 2002 г. она подписала контракт в сумме 525 млн. долл. на разработку нефтяных месторождений в пустыне Сахара в Алжире и контракт на участие в добыче, очистке и экспорте в КНР габонских нефтепродуктов42 , а в 2003 г. заключила контракт на импорт нефти из Нигерии. Другая компания - "Чайна Нейшнл Ойл энд Гэз Компани" инвестировала средства в строительство нефтеочистительного завода в алжирской Сахаре и нефтепровода длиной 750 км в Судане.

Объект интереса китайских компаний - и другие минеральные ресурсы Африки. Китай вложил средства в проект добычи меди в Замбии, участвует в развитии горнодобывающей промышленности Кот-д'Ивуара. и т.д. Один из самых крупных инвестиционных проектов - совместное предприятие по добыче хрома "Эй Эс Эй Минерале" в Северной провинции ЮАР Китай вложил в нее 20 млн. долл. И, как заявил посол КНР в ЮАР Лю Гучжин, инвестиции вырастут до 70 млн. долл.43

Сферами инвестиционного сотрудничества являются также гражданское строительство, инфраструктура, высокие технологии, промышленность. Так, например, китайская фирма "Хуаши энтерпрайзис корпорейшн" приступила в 2004 г. к реконструкции аэропорта на Занзибаре, выиграв тендер на этот контракт на сумму 9,7 млн. долл.44

Растущую активность проявляют китайские корпорации на южноафриканском рынке. К 2000 г. они создали в ЮАР 85 компаний. Инвестиционные проекты Китая включают строительство офисных зданий, магазинов, "города дракона" - своего рода китайского мини-полиса в ЮАР, а также предприятий по производству товаров для "нижнего класса" потребителей. Так, 4 китайских предприятия построили в ЮАР собственную телевизионную фабрику.

В общей сложности, правительство Китая одобрило свыше 100 инвестиционных проектов в ЮАР. Вместе с тем, были одоб-

стр. 34


рены 70 южноафриканских проектов в КНР. Китайские инвестиции в ЮАР составили в 2004 г. 180 млн. долл., южноафриканские в Китай - 570 млн. долл.45

По свидетельству посла ЮАР в КНР Тембо Кубека, в 2004 г. в Китае работали 17 южноафриканских компаний46 . Пример активного делового сотрудничества двух стран являет собой деятельность в КНР южноафриканской компании "Ресурсы Кумбы". Ее отношения с Китаем начались еще в 80-е гг., когда она участвовала в реконструкции порта Цинь Дао, позволившей принимать суда большей грузоподъемности. "Кумбе" принадлежат 60% акций цинковой фабрики, построенной с ее помощью во внутренней Монголии47 .

Как представляется, деловое сотрудничество Китая со странами Африки достаточно перспективно, тем более что сами африканские страны проявляют заинтересованность в расширении и углублении такого сотрудничества. "Вы лучше понимаете нас, чем люди с Запада, и можете помочь нам реализовать надежды на африканское возрождение", - отмечал, в частности, тогдашний президент Танзании Б. Мкапа48 .

Бурный рост Китая, который в ближайшие годы, по прогнозам специалистов, продолжится и который заставляет руководство страны стремиться к привлечению ресурсов в экономику, - залог того, что китайские инвестиции в Африку, прежде всего в ее сырьевую сферу, будут расти.

При этом Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества (МВТЭС) предпринимает шаги, направленные на совершенствование инвестиционного сотрудничества с Африкой. В 2004 г. оно обязалось ослабить контроль за этим процессом, устранив, в частности, требование предварительной проверки финансовой состоятельности инвестора. Решение об инвестировании будет отныне приниматься самими компаниями, при этом число необходимых для этого документов сокращено.

В сентябре 2004 г. Китай объявил о новой программе, осуществляемой им под эгидой ООН и охарактеризованной зам. министра торговли Вэй Цзянго как "проект сотрудничества Юг - Юг". В соответствии с проектом, наименее развитые страны "третьего мира", за исключением имеющих дипломатические связи с Тайванем (а таких в Африке - 7), получат от Китая помощь в различных формах, включая растущие инвестиции китайских компаний. "Мы надеемся, - сказал Вэй Цзянго, - что этот проект и наши усилия послужат катализатором для китайских частных компаний, побудив их к увеличению инвестиций в Африку. Со своей стороны, правительство постарается поддержать их с помощью преференциальных банковских займов и страховой гарантии кредитов"49 .

Основное препятствие росту инвестиций КНР в Африку - недостаток у китайских компаний информации об этом континенте, незнание законов и правил ведения бизнеса на местах. В этой связи МВТЭС выразило готовность обеспечить потенциальных инвесторов информацией об условиях торговли и инвестиционном климате африканских стран, создав специальный сайт в Интернете, и обязать посольства КНР в Африке предоставлять китайским компаниям нужную им информацию. Министерство также организовало учебные программы для желающих установить деловые связи с африканскими партнерами, дабы помочь им лучше понять особенности рынка, политики и законодательства стран Африки.

Важный для укрепления экономического сотрудничества момент - обмен визитами, причем самого высокого уровня за период. После прихода к власти в КНР в 2003 г. нового поколения китайских лидеров и по февраль 2006 г. состоялись 17 такого рода визитов в страны Африки председателя КНР Ху Цзиньтао, премьера Госсовета Вэнь Цзябао и его заместителей, министра иностранных дел, других официальных лиц.

Традицией стало для министров иностранных дел КНР начинать новый год с посещения Африки. Новый, 2006 г. начался с визита министра иностранных дел Ли Чжаосина в Африку: 11 - 19 января он посетил Ливию, Нигерию, Либерию, Мали, Сенегал, Кабо-Верде. Со своей стороны, в 2004 - 2005 гг. 54 высокопоставленных деятеля из африканских стран посетили Китай. В их числе были главы таких государств, как Мозамбик, Мадагаскар, Бурунди, Мали, Намибия, ЦАР, Габон, Эфиопия, Мавритания, Нигерия.

Видя интерес, который проявляют к их странам лидеры КНР, африканские предприниматели охотнее идут на контакты и сотрудничество с китайскими партнерами в экономической сфере.

* * *

Суммируя вышеизложенное, следует признать, что хотя в своей деятельности на Африканском континенте Китай вынужден преодолевать достаточно жесткую конкуренцию с западными компаниями, ему все же удалось достичь здесь весьма существенных успехов. Вопреки бытующему мнению, что все сферы сотрудничества со странами Африки уже полностью освоены высокоразвитыми странами, китайцы находят здесь свободные ниши и усилиями своего бизнеса при поддержке государства активно их заполняют.

Успехи внешнеэкономической деятельности Китая на Африканском континенте, растущая роль в ней частнопредпринимательской инициативы при сохранении функций контроля в руках государства представляют, на наш взгляд, особый интерес для России, чьи экономические взаимоотношения со странами Африки пережили серьезный кризис и чей малый и средний бизнес чувствуют себя незащищенным в условиях острой конкурентной борьбы на африканских рынках.

-----

1 Информационный бюллетень агентства Синьхуа (далее - ИБАС). Пекин, 10 октября 2000 г.

2 Fifty Years of Friendly Sino-African Cooperation. - Beijing Review, Beijing. 2000, N 91.

3 Chinese Premier Urges Greater Understanding of Africa Integrated Regional Information Networks. December 15, 2003 http://www.globalpohcy.oig/socecon/develop/oda/2003/1215 chinafrica htm

4 ИБАС. Пекин. 10 октября 2000.

5 ИБАС. 12 октября 2000 г.

6 China-Africa Forum Plays Major Role in Upgraving Relations -http://www.english.peopledaily com. cn/2002 II/21/eng 2002//21 107246 html

7 Sino-Africa Agreement Will Boost Continent. - Business Day. Johannesburg. December 19, 2003.

стр. 35


8 Africa China's Common Goals. - Business Day. Johannesburg. February 2. 2004.

9 Sino-Africa Agreement Will Boost Continent...

10 China: Support to NEPAD Qune 2002 - June 2003) -http:www.un.org/esa/africa/support/China.htm

11 China: Support to NEPAD ...

12 Компас. ИТАР-ТАСС, 2004, N 49.

13 Daily News, Dar es Salaam, 2.06.2004.

14 Китай укрепляет отношения дружбы и сотрудничества со странами Африки. 27.12.2005 - http://www.ru.ruschina/net/news/page/304/hage/6033

15 China. Support to NEPAD...

16 Direction of Trade Statistics. Quaterly. 2000 - 2001. Wash. IMF. 2001, 2002. China, Africa Join Hands in Trade. - Mail Guardian. December 17, 2003; Embassy of the People's Republic of China in the Republic of South Africa. 2005/05/09

17 Женьминь жибао. Пекин. 11.01.2006.

18 Opening to the Outside World - Foreign Trade. November 1999. - http://www.china.ore.cn/e-china/opening-up/foreign trade.htm

19 БИКИ. N 137, 30 ноября 2004.

20 Dahlman Carl J., Aubert Jean-Eric. China and the Knowledge Economy. Seizing the 21-st Century. Wash. The World Bank, 2001, p. 21.

21 Женьминь жибао. Пекин, 11.01.2006.

22 Sunday News. Dar es Salaam. 11.05.2003.

23 Direction of Trade Statistics. Quaterly. 2000. Wash. IMF. 2001.

24 Женьминь жибао. Пекин, 11.01.2006.

25 Business Day. Johannesburg. January 18, 2006.

26 Enter the Dragon? - http://www.businessinafrica. co.za/ January 2003/Dragon.htm

27 Economic and Trade Relations between China and Libya - http://www.Chinagate 03.07.2004. com.cn/ english. 376. Htm.

28 Время новостей. 2006, N 2 - http://www.vremya.ru/print/ 142949.html

29 Business Day Johannesburg. September 29, 2004.

30 A Rainbow Connection. Beijing Review. 2004, N 8.

31 Business Day. October 1, 2004.

32 China, South Africa to Launch Free Trade Negotiations. People Daily. June 29, 2004.

33 Beijing Programme for China - Africa Cooperation in Economic and Social Development. October 12.2000 http://www.clfa.gov.za/foreign/multilateral/africa/treatiers/beiprog.htm

34 To Intensify China-Africa Cooperation for a Brilliant future. Speech by Minister Shi Guansheng of MOFTEC in the Forum on China-Africa Cooperation. October 11, 2000 http://www.nhinese.embassy.org.za/eng/5373.html

35 Мировая экономика и международные отношения. М., 2005, N 5, с. 88.

36 Embassy of the People's Republic of China in the Republic of South Africa. 2005/05/09 -http:www.chinese.embassy.org.za/eng5373.htm

37 Китай: объем торговли со странами Африки превысил 30 млрд. долл. США. 06.01.2006 - http://www.belta.by/huachi.nsf/Inter/29E3480E6731D568422570ee008A865

38 Marches tropicaus et mediterraneens. N 3122, October 7, 2005.

39 Женьминь жибао. 20.01.2006.

40 БИКИ. 30 ноября 2004, N 137.

41 Интерфакс. Новости Китая. 19 января 2006 г. - http://www/interfax.ru.r/B/china/205.html

42 Business Day. Johannesburg. February 3, 2004.

43 China - SA Trade Booms to 2 bn. - Busines Day. Johannesburg. July 25, 2001.

44 Daily news. Dar es Salaam. 02.06.2004.

45 Sino-South African Bilateral Economic and Trade Cooperation - http://www.chinese embassy.org.za/eng/13599 html

46 Sino-South African Economic and Trade Relations. June 2004 - http://www.chinagate.com/cn/english/380htm

47 Business Day. Johannesburg, September 29, 2004.

48 Benjamin William Mkapa. Working with China to Modernize Africa - http://www.southcentre org/info/south bulletin/bulletin 01/-10.html

49 Taiwan's Allies Should Forget about Getting Aid. Daily Times. Lagos. July 7, 2004.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/КИТАЙ-АФРИКА-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ-ОТНОШЕНИЯ-НА-РУБЕЖЕ-XXI-ВЕКА

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Т. ДЕЙЧ, КИТАЙ - АФРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 29.04.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/КИТАЙ-АФРИКА-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ-ОТНОШЕНИЯ-НА-РУБЕЖЕ-XXI-ВЕКА (date of access: 25.07.2024).

Publication author(s) - Т. ДЕЙЧ:

Т. ДЕЙЧ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
305 views rating
29.04.2024 (87 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ON THE OCCASION OF THE 80TH ANNIVERSARY OF SERGEI KONSTANTINOVICH ROSHCHIN
5 days ago · From Alibek Kasymov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
НОВАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РОСПИСИ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ ТЕКСТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ХАДИСЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
ТУРКОЛОГИЧЕСКИЕ И ОСМАНИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА XVI-XIX ВЕКОВ ИЗ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩ ТУРЦИИ
7 days ago · From Alibek Kasymov
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (XIII-XV BB.)
7 days ago · From Alibek Kasymov
ОБРАЗ ЭСЭГЭ МАЛАН ТЭНГРИ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ БУРЯТ
7 days ago · From Alibek Kasymov
К. К. СУЛТАНОВ. ОТ ДОМА К МИРУ. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ
8 days ago · From Alibek Kasymov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

КИТАЙ - АФРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android