Libmonster ID: KZ-2928

С развалом СССР на его территории возник ряд очагов напряженности. Одним из них стало Каспийское море. Как известно, раньше оно почти полностью располагалось в границах Советского Союза, и лишь его южная часть относилась к Ирану. С 1991 г. "владельцами" Каспия стали пять государств - Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркмения. Столкнулись взаимоисключающие интересы этих пяти стран, нескольких субъектов Российской Федерации (Астраханской области, Дагестана, Калмыкии) и ведущих мировых держав - США, Китая, а также Великобритании, Турции, Украины, Саудовской Аравии, Узбекистана. Каковы эти интересы? Почему их трудно, а порой почти невозможно согласовать? Как строить межгосударственные отношения в будущем? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, следует проанализировать сложившуюся ситуацию.

Несколько веков - вплоть до ввода в эксплуатацию 130 лет назад Суэцкого канала - Россия была главным перекрестком путей, соединявших Европу с Азией. По ее дорогам и рекам проходили кратчайшие маршруты от Балтики и Белого моря до Каспия и Причерноморья. Водные транспортные артерии ввиду их особой важности были поставлены под особый государственный контроль. Еще в 1798 г. император Павел I подписал указ, в котором повелевал: "Водяным путям Державы Российской быть..." Тогда же был учрежден Государственный приказ внутренних водных путей России, преобразованный в начале XIX в. в департамент. Выгодную для нас географию международной торговли принципиально изменили Суэцкий и Панамский каналы, переориентировавшие маршруты транзитных торговых путей. Время распорядилось так, что выход России в Мировой океан на юге и западе сегодня во многом зависит от транзитных водных путей, расположенных в соседних государствах. Не секрет, что меры по ограничению перевозок по международным артериям предпринимаются не только в экологических, но и в стратегических целях - чтобы, к примеру, принудить к политическим или экономическим уступкам государства, зависящие от транзитных путей. В числе зависимых таким образом стран находится и Россия.

Сейчас у нас появился реальный шанс вернуть себе статус главной "водной державы", соединяющей многие страны Европы и Азии. У России появилась реальная возможность прямого водного выхода в южные моря. Запроектирован евроазиатский судоходный канал Каспий - Персидский залив. С российской помощью канал намерены построить в Иране к 2015 г. По этому маршруту транзитный путь к Каспию и в обратном направлении проходит по нашим водным трассам - Волге, Волгобалту, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому каналам.

Собственно, прорыть нужно 500 - 550 километров между реками Кызылузен, Керхе и Карун (первая впадает в Каспий, вторая - в Персидский залив). Предстоят работы по углублению дна этих рек. Нужно также реконструировать ряд портов. Общая протяженность трассы составит около 1400 км. Стоимость строительства, по иранским оценкам, - от пяти до шести с половиной миллиардов долларов.

Глобальный проект идет вразрез с интересами многих ведущих государств, зато полностью отвечает интересам России. Задуман - и не только умозрительно, но и подкреплен технико- экономическими расчетами - новый выход России в Мировой океан, влияющий на сложившуюся геополитическую карту мира.

Реализация такого проекта позволит увеличить объем международного грузотранзита по линии Персидский залив - Каспий - Волгобалт - Балтика - Север к 2010 г. почти вдвое по сравнению с нынешним. Транзитные доходы нашей страны могут составить, по оценкам экспертов, не менее 3 млрд. долларов ежегодно. Главный камень преткновения - неурегулированность статуса Каспийского моря. И дело не только в том, что по бессрочным договорам от 26 февраля 1921 г. и 25 марта 1940 г. любые "национальные" решения по использованию каспийской акватории и впадающих в нее рек должны быть согласованы между всеми государствами региона.

В соответствии с указанными договорами на Каспии не предусматривается никакого секторального или иного пространственного разграничения, в том числе и его дна. На всем протяжении моря установлена свобода судоходства для прибрежных государств и свобода рыболовства за исключением 110-мильной прибрежной зоны, где занимаются промыслом только суда прилегающего государства. Для иной хозяйственной деятельности Каспий открыт на всем его протяжении для прибрежных стран. А в 1962 г. между СССР и Ираном была достигнута также договоренность о запрете промышленного лова осетровых в море и их вылове только по квотам в реках при миграции на нерест. Правопреемство в отношении этого статуса Азербайджан, Казахстан и Туркменистан как государства - члены СНГ подтвердили в Алма- Атинской Декларации от 21 декабря 1991 г.

В 1992 г. Иран предложил всем прикаспийским государствам в рамках этого статуса заключить договор о региональном сотрудничестве, создать региональную международную организацию, комитеты по различным направлениям сотрудничества:

рыболовству, биоресурсам, экологии, минеральным ресурсам. Началась работа по согласованию подходов. И когда к 1994 г. все уже было готово, дело зашло в тупик. Развитие отношений прикаспийских государств пошло по другому пути.

Азербайджан заявил права на национальный сектор Каспийского моря. Казахстан выступил за раздел на национальные секторы дна моря. Он пересмотрел режим своей заповедной зоны и со ссылкой на совершенство современной технологии морской нефтедобычи разрешил в ней разведку и разработку нефти. Началась новая полемика о способе владения и возможного раздела моря между всеми пятью государствами.

12 ноября 1996 г. в Ашхабаде на встрече министров иностранных дел прикаспийских стран было принято коммюнике, в котором заявлено о необходимости разработки нового правового статуса Каспия. Создан соответствующий переговорный механизм - рабочая группа на уровне заместителей министров иностранных дел. Механизм работает, но нового статуса пока нет. Таким образом, согласно международному праву Каспий продолжает жить по договорам России и Ирана 1921 и 1940 гг., т.е. в режиме свободного судоходства и общего пользования прибрежными государствами ресурсами моря, кроме 10-мильной зоны. В реальности же, фактически, сложилось секторальное деление моря.

В поисках выхода из сложившейся ситуации по проблематике Каспия было решено провести парламентские слушания. Первые парламентские слушания состоялись в 1995 г. Они были своего рода реакцией на так называемый контракт века, подписанный 20 сентября 1994 г. несколькими транснациональными нефтяными компаниями в Азербайджане и фактически закрепивший азербайджанский сектор моря. Российская нефтяная компания "Лукойл" тоже вошла в проект. По итогам парламентских слушаний было решено последовательно и активно проводить линию на предотвращение раздела Каспийского моря и защиту здесь российских национальных интересов.

Вторые парламентские слушания о судьбе Каспия состоялись 2 февраля 1999 г. На них было предложено найти консенсус, взаимосогласованное решение при условии справедливого раздела углеводородных (газа и нефти) ресурсов Каспия и сохранения в общем пользовании водного пространства, включая обеспечение свободы судоходства, нормирование рыболовства и защиту окружающей среды. С такой позицией России согласен Казахстан. Азербайджан и Туркмения выступают за полный раздел Каспия на национальные секторы. Иран выступает за равнодолевой раздел моря. В этом заключается суть разных позиций и по другим проблемам, связанным с Каспийским морем.

Запасы углеводородного сырья (нефти и газа) под дном Каспия составляют примерно 12-14 млрд. тонн условного топлива. Это около 3% уже разведанных мировых запасов. Но они в основном сосредоточены у берегов Азербайджана, Казахстана и Туркмении. Глубоководное дно Южного Каспия вблизи Ирана считается в этом отношении малоперспективным. А дно южнее дельты Волги, у российского побережья, наименее изучено, поскольку на Северном Каспии существует до 44-й параллели заповедная зона для воспроизводства осетровых и любые геологоразведочные работы с применением бурения и сейсмики были здесь запрещены.

С нефтеразработками на Каспии связывают получение сверхприбылей, мощный импульс развития национальных экономик прикаспийских стран. Они не стали терять времени на согласование нового статуса, достижение полной договоренности и приступили к активной деятельности по освоению богатств моря. Азербайджан объявил прилегающий к нему участок моря полностью национальным сектором - и дно, и водное пространство, закрепил это в своей Конституции, заявив при этом, что ни с каким другим статусом Каспийского моря не согласится. Азербайджанское правительство создало благоприятную базу для привлечения инвестиций, прежде всего американских, в целях поисково-разведочных работ на нефть и газ. В "контракте века" кроме азербайджанских участвуют американские компании "Амоко", "Эксоп", "Юнокал", японская "Итогу ойл эксплорейшн", турецкая "Теркиш Петролеум" и российская компания "Лукойл".

Партнерами казахстанской государственной нефтяной компании в освоении шельфа Каспийского моря стали 10 ведущих зарубежных компаний.

На двух блоках, расположенных на границе российского и казахстанского секторов, выявлено перспективное месторождение. "Лукойл" тут же объявил о своем намерении представлять интересы России в проекте по этому объекту. У берегов Туркменистана ожидается открытие в основном только газоконденсатных месторождений с нефтяными оторочками. Достигнута совместная договоренность между компаниями "Шелл", "МОК" (Иран) и туркменским правительством о добыче нефти и газа вблизи границы Ирана. Российские нефтяные компании изучают возможности своего включения в проекты Туркмении. Поскольку распределение углеводородных запасов на дне моря очень неравномерно, то при благоприятном развитии событий, а вернее, отношений между прибрежными государствами, они все-таки пойдут на некоторое перераспределение запасов делением дна в целях достижения большего равенства шансов всех прикаспийских стран.

Еще одной конфликтной проблемой является выбор маршрута (или маршрутов) транспортировки "большой каспийской нефти" на мировые рынки. Транзит принесет немалые средства странам, по территории которых пройдет трубопровод. Существует несколько вариантов.

"Российский" - из Баку через Дагестан и Чечню (или в обход ее) до Новороссийска, а далее - танкерами через Босфор.

"Грузинский" - из Баку в Супсу на Черноморском побережье, затем танкерами через Босфор.

"Турецкий" - из Баку в Грузию, а затем - с севера на юг Турции в средиземноморский порт Джейхан.

"Иранский" - из Баку в Персидский залив.

Казахская нефть может пойти частью на восток - в Синьзянь, частью - на Саратов и далее - через сеть российских трубопроводов в Европу.

Есть планы и других продолжений "российского" и "грузинского" маршрутов. Например, разгружать танкеры в Бургасе, перекачивая нефть в Александропулис на побережье Эгейского моря по болгаро-греческому трубопроводу. Правда, его еще предстоит построить. Или перегонять нефть по украинским трубопроводам в Европу, разгружая танкеры в Одессе.

Каждый из маршрутов имеет свои плюсы и минусы. "Российский" маршрут уже функционирует, прокачивая "раннюю" каспийскую нефть. Но пропускная способность его не может обеспечить транспортировку "большой" нефти. Ограничителем являются объективные пределы пропускной способности Босфора и субъективное нагнетание Анкарой напряженности вокруг движения танкеров через пролив для усиления позиций проекта строительства трубопровода на Джейхан. В свою очередь "турецкий" маршрут потребует огромных первоначальных затрат. Против "иранского" маршрута сегодня по политическим мотивам возражают Соединенные Штаты. Есть масса других факторов.

"Российский" маршрут с экономической точки зрения самый выгодный. Трубы проложены давно. По ним в советские времена гнали нефть из Тюмени в Баку на переработку. Техническая задача лишь в том, чтобы сделать реверс - качать нефть в обратную сторону. На азербайджанском участке это уже сделано. Вместе с тем в последнее время стало известно о том, что Китай всерьез намерен перекачивать в свои терминалы казахскую нефть и построить нефтепровод "Тенгиз - Урумчи".

Ко всем перипетиям, связанным с окончательным выбором маршрута нефтепровода, добавляется проблема строительства, в рамках "проекта века" крупного нефтяного порта между Новороссийском и Анапой. Против этого проекта высказываются довольно серьезные возражения как экономического, так и геополитического характера. В соответствии с проектной документацией, разрабатываемой в Хьюстоне (США) фирмой "Флуор Дэниэл", Каспийский трубопроводный консорциум получает в постоянное бессрочное пользование 220 га прибрежной территории, а сам нефтяной терминал будет иметь полную автономность по энерго- и водообеспечению, отсутствие пограничного и таможенного контроля загружаемых танкеров. Не надо иметь богатого воображения, чтобы предвидеть последствия реализации такого проекта. Ведь, как правило, аналогичные морские терминалы, эксплуатируемые при участии американских компаний, охраняются американскими авианосцами для защиты экономических интересов США.

Словом, проблемы разведки, добычи и транспортировки каспийской нефти и газа являются основными источниками напряженности в регионе, служат причиной и поводом для обострения отношений между всеми государствами, заявившими о своих интересах в районе Каспийского моря.

Каспий богат не только нефтью и газом. В Каспийском море сосредоточено почти 90% мирового запаса и генофонда осетровых рыб. По словам А. И. Николаева, депутата Государственной Думы, бывшего директора Федеральной пограничной службы, рыба сегодня по доходности стоит после наркотиков на втором месте. А килограмм черной икры оценивается в 420 долларов, тонна - 420 тыс. долларов. Каспий дает тысячи тонн черной икры и ценной рыбы. Однако развал СССР нанес тяжелейший удар по каспийскому стаду осетровых. За несколько лет безудержного браконьерства на море резко подорваны запасы ценнейшей рыбы. За последние пять лет пропуск осетровых на волжские нерестилища сократился почти в четыре раза.

Все это вместе взятое создает на берегах Каспия обостренную, криминогенную обстановку и всякого рода трения в международных отношениях.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/КАСПИЙ-ОЧАГ-НАПРЯЖЕННОСТИ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Николай АБДУЛОВ, директор НИИ Кавказа при Северо-Кавказском научном центре высшей школы, профессор, КАСПИЙ - ОЧАГ НАПРЯЖЕННОСТИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 12.03.2025. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/КАСПИЙ-ОЧАГ-НАПРЯЖЕННОСТИ (date of access: 26.03.2025).

Publication author(s) - Николай АБДУЛОВ, директор НИИ Кавказа при Северо-Кавказском научном центре высшей школы, профессор:

Николай АБДУЛОВ, директор НИИ Кавказа при Северо-Кавказском научном центре высшей школы, профессор → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
326 views rating
12.03.2025 (14 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Практика воспитательной работы. "Надо больше доверять активу..."
2 days ago · From Цеслан Бастанов
Байконура женские лица
Catalog: Лайфстайл 
3 days ago · From Цеслан Бастанов
Сервисы IP-видеонаблюдения через интернет стали неотъемлемой частью современных систем безопасности. Они обеспечивают удаленный доступ к камерам, позволяя контролировать обстановку в режиме реального времени и просматривать архивные записи. Благодаря развитию технологий облачного хранения, искусственного интеллекта и сетевых решений, IP-видеонаблюдение становится более функциональным, удобным и доступным. Не является в этом плане исключением и казахстанский рынок обеспечения безопасности.
5 days ago · From Қазақстан Желіде
КОМИССАР РАЙОННОГО МАСШТАБА. Очерк
7 days ago · From Цеслан Бастанов
Организация праздника как вид бизнеса
Catalog: Экономика 
8 days ago · From Қазақстан Желіде
КОСМИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ СВОБОДНОГО
9 days ago · From Цеслан Бастанов
Задачи прапорщиков и мичманов по укреплению воинской дисциплины в подразделении
9 days ago · From Цеслан Бастанов
Отечественная школа подготовки войск
9 days ago · From Цеслан Бастанов
Правовые основы организации обороны и военной реформы
10 days ago · From Цеслан Бастанов
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ "За права военнослужащих"
Catalog: Право 
11 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

КАСПИЙ - ОЧАГ НАПРЯЖЕННОСТИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2025, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android