Libmonster ID: KZ-2126

В постсоветский период страны Центральной Азии столкнулись с рядом проблем, в том числе и в области формулирования национальных интересов и обеспечения собственной безопасности, ранее поддерживаемой исключительно усилиями единого советского государства. Понимание политическими элитами стран собственных национальных интересов и видение путей их защиты далеко не всегда существовали в русле идеи регионального сообщества и общих региональных интересов. Это связано как с множеством конфликтных эпизодов во взаимоотношениях центральноазиатских государств, так и с довольно низким уровнем внутрирегиональных торгово-экономических связей.

Однако, на наш взгляд, существует ряд важных оснований, объективно превращающих эти постсоветские страны в единый региональный комплекс.

Среди факторов, объективно объединяющих в единое целое пять бывших союзных республик, выделяются историко-культурная общность стран Центральной Азии1, а также "резкая структурная несбалансированность их ресурсной базы". По мнению С. Панарина, "три особенности присущи ресурсной базе всех государств региона: 1) абсолютный дефицит инвестиционного капитала, формирующегося на основе внутренних накоплений; 2) избыток неквалифицированных трудовых ресурсов, образуемых титульным населением и 3) острый дефицит непосредственно жизнеобеспечивающих ресурсов на большей части территории региона"2. Все это свидетельствует об общности для региона ряда проблем экономического, социального, политического и экологического характера.

Следует отметить, что отдельные угрозы безопасности Центральной Азии имеют прямое отношение ко многим странам Европы и Азии. В частности, по данным ООН, ежегодно до 4500 т героина и опия-сырца идет из Афганистана через ЦА в Россию и далее в страны Западной Европы3.

Республика Казахстан (РК), как и другие страны СНГ, с момента обретения независимости столкнулась с фундаментальной задачей построения современного государства, проведения адекватной современным требованиям внутренней и внешней политики. Вопросы обеспечения национальной безопасности стали одними из самых важных и злободневных для молодого суверенного Казахстана. Снижение прежнего, характерного для советской эпохи, уровня стабильности в регионе и в мире в целом поставило на повестку дня актуальнейшую задачу - поиск новых, более эффективных подходов к обеспечению национальной безопасности.

Среди стран ЦА Казахстан играет особую роль, территориально занимая большую часть региона и по своему экономическому и политическому потенциалу претендуя на место регионального лидера. Расположенный на стыке Европы и Азии, Казахстан является географическим центром европейско-азиатского субконтинента. Республика занимает площадь, равную более 2,7 млн. кв. км, и раскинулась к востоку от Каспийского моря и приволжских равнин до горного Алтая, от предгорий Тянь-Шаня на юге и юго-востоке до Западно-Сибирской низменности на севере. Казахстан по занимаемой площади находится на девятом месте в мире после России, Канады, Китая, США, Бразилии, Австралии, Индии и Аргентины (за ним следует крупнейший по территории среди африканских стран Судан (более 2,5 млн. кв. км). На востоке, севере и северо-западе Казахстан граничит с Россией, протяженность сухопутной и морской границы примерно 7 тыс. км, на юге - с государствами ЦА - Узбекистаном (2300 км), Кыргызстаном (980 км) и Туркменистаном (380 км), а на юго-востоке - с Китаем (1460 км)7.

Физико-географическое понятие "Центральная Азия" (далее - ЦА) включает в себя материковые районы внутреннего стока, которые наряду с четырьмя государствами бывшей советской Средней Азии и Казахстаном охватывают Монголию, а также некоторые территории РФ, КНР, крайний север Индии, Пакистана, Афганистана, Ирана и др. Но ЦА это не только географическое понятие. В первую очередь - это крупное историко-культурное пространство с общей для его народов многовековой историей, развивающееся как своеобразная цивилизационная общность. В прошлом ЦА оправдывала свое название не только по географическому положению, но и по месту в системе мировой торговли. Аидре Гундер Франк высказал даже мысль, что народы региона длительное время играли центральную роль в мировой истории4. Некоторые исследователи видят в ЦА единый международно-политический регион, способный при определенных условиях выступать в качестве единого действующего лица5. При этом границы и контуры международно-политического региона ЦА на современном этапе несколько отличаются от границ географического региона. Республики, включавшиеся в советский период в группу "Казахстан и Средняя Азия", сегодня, как правило, именуются центральноазиатскими государствами. Нередко к данному региону применяют термин "постсоветская ЦА", так как он несет в себе иное содержание, нежели формулы Центральной ("Большой"), Средней, Внутренней Азии, Западного Туркестана и др.6 В данной работе под термином "Центральная Азия" мы понимаем пространство, образуемое пятью постсоветскими странами - Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном.

стр. 9

В укреплении национальной и региональной безопасности и противодействии региональным угрозам первостепенное значение Астана придаёт сотрудничеству с Россией. Динамичное развитие взаимодействия Казахстана и РФ как на двустороннем уровне, так и в рамках региональных организаций и межгосударственных структур - ЕврАзЭс (Евразийского экономического сообщества), ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) -отличают стабильность и эффективность.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБОРОННЫХ ВЕДОМСТВ

Учитывая большой удельный вес военной составляющей в сотрудничестве двух стран, значительная часть осуществленных мероприятий Казахстана и России в сфере региональной безопасности приходится на взаимодействие военных ведомств.

При непосредственном содействии со стороны РФ в период с 1992 по 1999 г. была проведена целенаправленная работа по созданию ВС Казахстана. В этот период появилась единая национальная система военного образования, в рамках которой действует академия ВС, образована и функционирует адъюнктура для подготовки научных и научно-педагогических кадров, высшее военное авиационное училище, кадетский корпус8.

Начиная с сентября 2002 г., согласно достигнутой договоренности, производилось обучение казахстанских военнослужащих в вузах России на льготных условиях, а начиная с 2005 г. - на безвозмездной основе (обучение и содержание за счет Российской Федерации)9. В 2006 г. в 43 российских военных вузах обучалось около 800 казахстанских военнослужащих, что составляет примерно треть военнослужащих стран СНГ, обучающихся в России. К настоящему моменту уже подготовлено более 2000 казахстанских офицеров. Около 400 офицеров получили высшее военное образование. Качественное образование получают специалисты инженерного профиля, артиллерии, авиации10. Кроме того, казахстанское руководство рассматривает Россию в качестве главного партнера в области модернизации собственных вооружений. В апреле 2007 г. министр обороны РК Д. Ахметов в ходе переговоров со своим российским коллегой А. Сердюковым отметил, что Казахстан в настоящее время "проводит модернизацию своих вооруженных сил и поэтому нуждается в поставках современной военной техники. Поэтому казахстанская сторона намерена закупить у России новейшее вооружение и технику"11. Одним из итогов саммита ОДКБ в Душанбе в октябре 2007 г. стала принципиальная договоренность между Россией и ее партнерами по данной организации, в том числе с РК, о поставках вооружений и спецтехники по внутренним российским ценам12.

После вторжения исламских экстремистов на территорию Узбекистана и Киргизии в 1999-м и 2000 г., усилилось внимание казахстанского руководства к проблемам оборонного потенциала страны. В бюджет 2001 г. был впервые заложен фиксированный минимум военных расходов, который равен 1% ВВП. Началась реализация программы военной реформы и военного строительства, включая формирование военных округов. Кроме того, в республике создаются новые мобильные войска с учетом специфики конфликтов последнего времени. В ходе проводимых в Южном и Восточном военных округах учений отрабатываются способы и методы ведения боевых действий в условиях горной местности13. В связи с увеличением потенциала военных угроз в ЦА в XXI в. заметно активизировалось сотрудничество Казахстана и России в области совместных учений и маневров. На регулярной основе проводятся маневры "Южный щит Содружеств", военные учения стран-участников ОДКБ. В частности, в августе 2004 г. был проведен первый этап военных учений ОДКБ на территории Казахстана14.

В целом, в последние годы сотрудничество Казахстана и России в военной области является одним из наиболее успешных направлений в системе выстраиваемой региональной безопасности.

БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ

Межгосударственное сотрудничество по вопросам противодействия терроризму и экстремизму развивается как на двусторонней казахстанско-российской основе, так и в рамках структур, деятельность которых направлена на обеспечение коллективной безопасности, прежде всего ОДКБ и ШОС.

В августе 2005 г. были задействованы антитеррористические структуры службы Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана и ФСБ России на территории Казахстана в районе прикаспийского города Актау в ходе учений "Каспий-Антитеррор-2005"15.

В российском городе Кургане в мае 2006 г. в рамках соглашения о сотрудничестве сопредельных регионов прошла очередная рабочая встреча представителей департамента КНБ РК по Северной Казахстанской области и управления ФСБ РФ по Курганской области. Участники встречи проанализировали ход реализации договоренностей в области борьбы с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, наркобизнесом, контрабандой, нелегальной миграцией, проявлениями коррупции на границе16.

В рамках ОДКБ в начале апреля 2003 г. в Таджикистане были проведены учения (в том числе с участием российских и казахстанских военных), в ходе которых был отработан план противодействия возможному проникновению бандформирований на территорию Таджикистана17. С 9 по 11 июня 2003 г. Антитеррористический центр СНГ провел в Крыму совместные тактические специальные учения "Азов-Антитеррор-2003" подразделений антитеррора по отработке действий по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объектах морского транспорта. В учениях приняли участие представители спецслужб России, Казахстана и Украины18.

В рамках Региональной антитеррористической структуры (РАТС), учрежденной в 2002 г. на саммите ШОС в Санкт-Петербурге, создан общий банк данных о террористических организациях. Основные усилия направлены

стр. 10

на развитие международных контактов и связей, на совершенствование правового обеспечения совместных усилий. Разрабатывается защищенная система связи между странами-членами ШОС для обеспечения оперативной и секретной деятельности спецслужб, обсуждается вопрос о единой подготовке специалистов и инструкторов антитеррористических формирований всех входящих в ШОС государств19.

Казахстанская законодательная база борьбы с терроризмом за последние годы значительно обновилась: ужесточены наказания за террористическую деятельность, с учетом правоприменительной практики других государств конкретизированы понятийный аппарат и нормы законодательных актов. Принятые организационные и практические меры, опирающиеся на новые положения в законодательстве, позволили пресечь в ряде городов республики противоправную деятельность членов религиозно-экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир", радикального религиозного объединения "Таблиги Джамаат"20, привлечь к уголовной ответственности, осудить за распространение идей так называемого "воинствующего ислама" и выдворить из страны проповедников из Египта и Судана. Кроме того, в городах Кентау и Туркестан были задержаны пять человек, распространявших листовки "Хизб ут-Тахрир"21.

ГРАНИЦА НЕ НА ЗАМКЕ?

Общая протяженность казахстанско-российской сухопутной границы, составляющая более 6 тыс. км, а также тот факт, что значительная часть вызовов и угроз России из ЦА идет именно через границу с Казахстаном, делают пограничное сотрудничество двух стран одной из ключевых сфер в деле обеспечения безопасности.

Причинами серьезного ухудшения ситуации в сфере безопасности российско-казахстанской границы стали дезинтеграция жесткой системы внутреннего административного контроля в пределах пространства бывшего СССР, вызревание новых социальных проблем, в том числе и оформление преступных международных группировок, которые за несколько лет сумели довольно четко заложить каналы своей трансграничной деятельности. В то же время при формировании пограничного режима казахстанской и российской сторонами в 1990-х гг. речь шла об ограниченных мерах, которые позволили бы в перспективе ввести трансграничное сообщение в легальные рамки и создать административно-правовую основу для борьбы с нарушениями границы.

Дальнейший рост масштабов нелегальной трансграничной деятельности в ее наиболее угрожающих формах (в частности, наркоторговли, незаконной миграции, контрабанды сырья и некоторых видов товаров народного потребления) привел к существенному изменению отношения к проблеме пограничного режима со стороны как центральных структур, так и региональных властей РК и РФ. Особенно активным сторонником взятия границы под полный контроль выступает Пограничная служба ФСБ РФ. В то же время ее руководство подчеркивает, что жесткий пограничный режим не должен служить препятствием для развития трансграничного сотрудничества с Казахстаном22.

Становление существующей в настоящее время системы российской пограничной службы в зоне казахстанско-российской границы происходило в период с 1998 по 2000 гг. Ключевыми вехами стали преобразование Регионального управления ФПС с местом дислокации в г. Челябинске в Юго-Восточное региональное управление ФПС РФ и формирование региональных погранотрядов, завершившееся в основном в 2000 г.23

К обустройству границы приступила и казахстанская сторона. В марте 2000 г. были проведены первые за годы независимости учения пограничных войск РК, охватившие в том числе и территории сопредельных с РФ регионов24. В начале 2000-х гг. резко активизировалась работа по строительству новых пунктов пропуска25.

В то же время сохраняются существенные пробелы в правовой базе: в большинстве случаев пограничники имеют право привлекать нарушителей лишь к административной ответственности, либо направлять их на пункты пограничного контроля, что в конечном итоге затрудняет проведение досмотра и наказание нарушителей26.

И Россия, и Казахстан являются членами ЕврАзЭС, что предусматривает отмену пошлин и других мер тарифного регулирования между входящими в ЕврАзЭС странами. Соответствующая система соглашений и договоров оставляет серьезные проблемы в связи с недостаточной определенностью статуса продукции, произведенной принадлежащими третьим странам предприятиями (в частности, в горнодобывающей, металлургической и других сферах промышленности Северного Казахстана), а также в связи с распространенной практикой "ложного транзита", когда заявленная страна назначения не совпадает с фактической целью27. Одной из главных причин этих и других трудностей является относительно слабая согласованность механизмов взаимодействия между административными структурами как сопредельных государств, так и внутри их самих.

Передача в начале 2000-х гг. пограничной службы в ведомство Федеральной службы безопасности РФ позволяет достигать высокой степени координации сил и средств при проведении политики обеспечения пограничной безопасности РК.

Учитывая необходимость со-

стр. 11

гласованного регулирования пересекающих границу транспортных и других потоков, а также все более очевидный трансграничный характер вызовов безопасности приграничных территорий, проблема обеспечения пограничного режима не может рассматриваться в качестве исключительно внутреннего дела одной из сторон, требуя тесного взаимодействия между ними.

Приграничное взаимодействие Казахстана и России осуществляется по нескольким направлениям, особую роль среди которых имеет противодействие существующим угрозам (преступности, наркобизнесу, нелегальной миграции). В борьбе с преступностью акцент делается на осуществление совместных мероприятий, в которых принимают участие пограничные и таможенные службы, органы внутренних дел и безопасности, другие структуры. Среди таких мероприятий фигурируют операции "Граница", "Канал", "Караван-авто", "Мак", "Допинг", "Рубеж", "Трал-перехват"28. Особо выделяется операция "Граница", ежегодно проводимая на территории приграничных регионов РФ и РК. Данная операция представляет собой комплекс мероприятий, в качестве приоритетных целей которых - выявление и пресечение каналов поступления в незаконный оборот наркотических средств, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также изобличение и ликвидация организованных преступных групп, подрыв экономической основы криминального бизнеса29.

Результаты проведенных спецопераций иллюстрируют как острую необходимость усиления борьбы с приграничной и трансграничной преступностью, так и разрастание ее масштабов. Однако эффективные каналы для постоянного взаимодействия между российскими и казахстанскими приграничными силовыми структурами в большинстве случаев пока не отлажены, либо отлажены частично. Так, ответственные представители пограничных и таможенных служб Волгоградской области признают, что имеют мало информации о деятельности казахстанских коллег аналогичного уровня. Подобные ситуации имеют место и на других участках границы30. На наш взгляд, причины этого заключаются, прежде всего, в слабой оперативно-организационной подготовке соответствующих служб двух государств, не имеющих надлежащего опыта работы в зоне "новых" ранее практически прозрачных и неохраняемых границ.

Для повышения оперативности координации деятельности пограничных служб налажена работа погранпредставителей РФ и РК31, первое официальное совещание которых состоялась 25 апреля 2000 г. Этот институт предназначен для решения пограничных вопросов и урегулирования пограничных инцидентов, контроля по выполнению заключенных соглашений. Этот институт как реально и эффективно действующая структура находится, однако, лишь в стадии становления32.

ЗАСЛОНЫ НА ПУТЯХ НАРКОТРАФИКА

Важной сферой международного взаимодействия государственных органов Казахстана и России является борьба с наркоторговлей в форме специальных операций одновременно на территории нескольких стран. Будучи разовыми, такие мероприятия, тем не менее, приносят ощутимый эффект. Речь идет, в первую очередь, о ежегодно проводимой операции "Канал", в которой принимают участие спецслужбы, таможенные, пограничные, правоохранительные и антинаркотические органы стран-участников ОДКБ.

В феврале 2006 г. сотрудники Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков обнаружили в доме жителя граничащей с Казахстаном Курганской области свыше 52 кг героина. Было установлено, что эта партия наркотиков была доставлена через российско-казахстанскую границу, минуя официальные пропускные пункты33. Данный факт обнажил одну из острых проблем казахстанско-российского пограничья - слабую обустроенность границы, недостаточную степень ее охраны, низкую эффективность пограничных пропускных пунктов.

По инициативе исполнительного секретариата ОДКБ в 2004 г. был создан международный Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН)34.

В результате впервые оперативные сотрудники государств - членов организации, работающие по наркотикам, получили возможность собраться вместе для обсуждения и принятия решений по ключевым вопросам борьбы с незаконной транспортировкой наркотиков.

К программам по укреплению силовых структур, занятых борьбой с трансграничной наркоторговлей, подключаются и другие страны. В последние годы круг участников и наблюдателей КСОПН расширился. В 2006 г. на операцию "Канал-2006" в качестве наблюдателей приехали представители восьми государств - США, Монголии, Узбекистана, Азербайджана, Украины, Ирана, Пакистана, Китая. В ходе данной операции было задержано 150 т прекурсоров (сырья) и 19 т наркотиков35.

Несмотря на определенные успехи в сфере противодействия (в том числе коллективного межгосударственного) наркобизнесу в регионе, глубинные основания этой проблемы остаются практически нетронутыми. Силовые органы, противодействующие, в первую очередь, крупным наркомафиозным сообществам, малоэффективны в ситуации с мелкими торговцами и транспортерами наркотиков, на деятельность которых приходится значительная доля от общего объема наркотрафика36. В условиях социально-экономического кризиса, в котором пребывают уже не первый год многие центрально-азиатские сообщества, для широких слоев населения наркобизнес является одним из немногих источников существования. Поэтому исключительно силовыми методами справиться с данной угрозой невозможно.

При выборе основного направления стратегии по борьбе с наркотиками как перед Россией, так и перед Казахстаном стоит дилемма между акцентом на силовые меры, направленные на пресечение наркоторговли, или снижение спроса, предполагающее профилактическую работу с реальными или потенциальными потребителями. Казахстан, располагающий ограниченными средствами на проведение широкомасштабной силовой политики по пресечению наркотрафика (взятие границы под полноценный контроль и т.п.), делает больший акцент на профилактичес-

стр. 12

кие меры (антинаркотическая реклама, пропаганда здорового образа жизни), однако ввиду недостатка ресурсов и ряда других факторов пока не в состоянии переломить ситуацию. В России более заметный акцент делается на силовые меры, при том, что региональные программы (в том числе и в граничащих с Казахстаном субъектах РФ) по сокращению спроса систематически недофинансируются; ограниченность финансирования не позволяет осуществлять и наиболее эффективные меры в данном направлении, такие как массированная антинаркотическая реклама на телевидении37.

ПРОБЛЕМЫ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ

В повестку дня казахстанско-российского сотрудничества в области безопасности в последние несколько лет неизменно попадают проблемы нелегальной миграции и связанные с ней вызовы и угрозы. В мае-июне 2006 г. в течение десяти дней была проведена первая совместная операция по противодействию незаконной миграции граждан третьих стран в страны ОДКБ, а также через их территорию в иные регионы. В результате проведенных спецопераций к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства было привлечено более 28 тыс. человек, депортировано более 1 тыс., выдворено под конвоем 57 человек, в отношении иностранцев из третьих стран за правонарушения на каналах въезда и транзита возбуждено 139 уголовных дел, почти половина из них за организацию незаконной миграции. Более того, была пресечена деятельность ряда преступных транснациональных группировок по организации торговли людьми, поставкам оружия, взрывчатых веществ и наркотиков, а также выявлены новые каналы нелегальной миграции в наши государства38.

Помимо спецопераций по пресечению незаконной миграции, стороны предпринимают шаги по упорядочению миграционных потоков в свои страны. По итогам прошедшего в Душанбе в октябре 2007 г. саммита СНГ, странами-участницами ОДКБ было принято решение о проведении согласованной миграционной политики. Совету глав правительств было поручено "принять решение от имени Совета глав государств по проекту Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей"39.

НЕ ТОЛЬКО КНУТОМ

На фоне интенсивного и часто продуктивного сотрудничества между силовыми ведомствами стран в борьбе с региональными угрозами крайне неудовлетворительным представляется уровень мер по профилактике подобных преступлений. Между тем, опыт зарубежных правоохранительных органов свидетельствует, что превентивные меры являются наиболее эффективными, но вместе с тем не менее сложными и затратными.

Наиболее действенными мерами предотвращения распространения терроризма, экстремизма, криминализации и наркотизации общества являются комплексные профилактические мероприятия с участием государственных органов, общественности, представителей СМИ и религиозных авторитетов. Большую роль в профилактике данных угроз должны играть специализированные аналитические структуры, не входящие в систему силовых органов.

Механизм превентивных средств и методов заключается, прежде всего, в "выявлении, устранении, локализации, нейтрализации либо минимизации воздействия негативных факторов (конфликтов), порождающих проявления терроризма, экстремизма, иных асоциальных поступков, а также в устранении сопутствующих и способствующих реализации преступных замыслов и намерений отдельных лиц и "групп риска"40.

Профилактика региональных угроз должна осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения. При этом основной упор в данном противостоянии предстоит возложить не на комплекс силовых мер со стороны правоохранительных органов и спецслужб, а на предупредительно-профилактическую, пропагандистскую работу всех государственных органов по раскрытию сущности различных форм преступлений среди населения.

Подобного рода проблемы в той или иной степени присущи и Казахстану, и России. В данном контексте представляет интерес структура общегосударственной системы мер профилактики, предложенная одним из ведущих ученых РФ в области борьбы с терроризмом, председателем научно-консультативного совета Антитеррористического центра СНГ, доктором юридических наук В. Е. Петрищевым.

Исследователь, используя криминологический подход, пришел к выводу, что при построении модели такой системы наиболее оптимальной представляется трехуровневая конструкция. Самый масштабный и мощный уровень системы мер профилактики должен быть нацелен на выявление и устранение основных,

стр. 13

базисных причин и условий воспроизводства терроризма в стране, к которым относятся достигшие в процессе своего обострения уровня конфликта противоречия в сфере экономики, политики, межнациональных отношений, в отношениях власти и народа.

В первую очередь, это борьба с бедностью и безработицей посредством создания рабочих мест, повышение уровня социальной обеспеченности населения стран ЦА, противодействие коррупции, в целом политика, направленная на повышение уровня и качества жизни широких масс. Данные шаги призваны максимально сузить социальную базу террористических и наркомафиозных сообществ.

Важным элементом системы мер профилактики терроризма является организация и осуществление разъяснительной и воспитательной работы с населением, включающей в себя правовой, идеологический, интернациональный, патриотический аспекты. Успех этой работы будет зависеть и от уровня эффективности использования в комплексе всех имеющихся возможностей (системы образовательных учреждений, юридического всеобуча, средств массовой информации, церкви и т.д.), и от степени соответствия идеологии проводимых мероприятий ментальное™ народа и общественным ожиданиям.

На "индивидуальном уровне общегосударственной системы мер профилактики терроризма последние должны быть предельно адресны и прицельны, так как весьма локальна и сама "мишень" профилактического воздействия. Кроме того, требование особой точности и деликатности при реализации профилактических мер на индивидуальном уровне диктуется еще и тем обстоятельством, что они вступают здесь в непосредственный контакт с правами и свободами личности, которые в демократическом обществе не могут быть нарушены без достаточных на то законных оснований"41.

На данный момент Астана и Москва по-прежнему отдают предпочтение ведомствам, занимающимся традиционными аспектами безопасности, не поощряют децентрализацию борьбы с трансграничными угрозами. Многие регионы (в первую очередь, приграничные) обеих стран не имеют ни средств, ни полномочий для отражения нетрадиционных угроз - терроризма, наркотрафика, трансграничной преступности и контрабанды, нелегальной миграции.

С одной стороны, такие угрозы, как терроризм, экстремизм, деятельность наркомафиозных сообществ, имеют прямое отношение к военному аспекту безопасности стран, и для борьбы с их проявлениями необходимо применение военно-полицейских методов. С другой стороны, привлечение террористами и наркодельцами в свои ряды населения самих стран ЦА увязывает данную проблему к ряду иных аспектов национальной безопасности - экономической, социальной, образовательной. Отсюда и настоятельная потребность не только в борьбе с проявлениями угроз терроризма, но и в профилактике их возникновения, решении проблем, порождающих эти угрозы, мерах по предупреждению, нейтрализации причин и условий проявления терроризма.


1 См. подробнее: Вайнберг Б. И. Этнография Турана в древности. VII в. до н.э - VIII в. н.э. М., 1999.

2 Панарин С. А. Политическое развитие государств Центральной Азии в свете географии и истории региона // Вестник Евразии, 2000. N 1.

3 Как Афганистан "объединяет" Европу и Центральную Азию -www.sngnews.ru. 12.12.2007.

4 Цит. по: Панарин С. А. Указ. соч.

5 Дундич А. С. Постсоветская Центральная Азия: региональный потенциал лидерства и контрлидерства // V востоковедческие чтения памяти С. Г. Лившица. Материалы V международной научной конференции. Барнаул, 2004, с. 149.

6 Там же.

7 Основные показатели Республики Казахстан. Алматы, 2005, с. 6.

8 Сайт министерства обороны Республики Казахстан -www.mod.kz. 11.03.2007. 9 Сидоров О. Вооруженные силы Казахстана - военное строительство продолжается - www.centrasia.ru. 13.12.2007.

10 Там же.

11 Казахстан закупит у России новейшее вооружение -www.rian.ru/defense safety. 14.09.2007.

12 Путин: страны ОДКБ смогут покупать оружие по внутрироссийским ценам - www.rian.ru/politics/cis. 10.10.2007.

13 Там же. С.154 - 155.

14 4 августа на территории Казахстана начнется первый этап совместных военных учений стран ОДКБ - www.zakon.kz. 14.09.2007.

15 Официальный сайт СНГ - www.cis.minsk. 22.07.2007.

16 Казахстан: отборные новости - www.news.central.kz. 4.10.2007.

17 Сайт о проблемах региональной и национальной безопасности - www.antiterror.kz. 21.07.2007.

18 Официальный сайт СНГ.., 17.09.2007.

19 Террористов собрали в одном файле - www.rg.ru. 16.09.2007.

20 Движение, возникшее в рамках деобандийского течения в исламе, с самого начала отличавшееся радикализмом, нетерпимостью к любым другим формам вероисповедания, исключением женщин из общественной жизни, а также фанатичным прозелитизмом -www.studies.agentura.ru, 11.12.2007.

21 Правовые основы борьбы с терроризмом в Республике Казахстан - www. nomad.su. 12.03.07.

22 Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России: Коллективная монография / Под ред. Л. Б. Вардомского и СВ. Годунова. - М. Волгоград: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002, с. 411.

23 Там же, с. 413.

24 Новости пограничной службы РК - www.zakon.kz/our/news. 12.08.2007.

25 Там же.

26 Прозрачные границы.., с. 417.

27 Там же.

28 Олех Г. Л. Проблемы обустройства российско-казахстанской границы: сибирский региональный срез // Сибирская заимка, 2002. N 4 с. 62.

29 Там же.

30 Прозрачные границы.., с. 445.

31 Там же.

32 Там же, с. 446.

33 С начала 2007 г. ФСКН России изъяла более 400 кг героина - www.narkotiki.ru. 7.10.2007.

34 Цыганок А. Пока еще не поздно подавить наркоагрессию // Новое военное обозрение. Независимая газета, 14.04.2006.

35 Об итогах 2-го этапа международной оперативно-профилактической операции "Канал-2006" - www.narkotiki.ru. 10.2007.

36 Наркотизация общества: состояние, проблемы, опыт противодействия. Алматы, 2004, с. 48.

37 Там же, с. 59.

38 Государства ОДКБ провели совместную операцию по противодействию незаконной миграции - www.regions.ru/news. 13.09.2007.

39 Обобщающие итоги саммита СНГ в Душанбе - www.narod-info.ru/news. 10.10.2007.

40 Постолъник В. Актуальность превентивных мер в борьбе с терроризмом // Профессионал, 30.07.2001, N 3, с. 26.

41 Петрищев В. Е. Проблемы создания общегосударственной системы мер профилактики терроризма. Заметки о терроризме. М., 2001, с. 265 - 266.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/КАЗАХСТАН-РОССИЯ-СОТРУДНИЧЕСТВО-В-ОБЕСПЕЧЕНИИ-РЕГИОНАЛЬНОЙ-БЕЗОПАСНОСТИ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. САХИЕВ, КАЗАХСТАН-РОССИЯ: СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 07.07.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/КАЗАХСТАН-РОССИЯ-СОТРУДНИЧЕСТВО-В-ОБЕСПЕЧЕНИИ-РЕГИОНАЛЬНОЙ-БЕЗОПАСНОСТИ (date of access: 04.12.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. САХИЕВ:

С. САХИЕВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
503 views rating
07.07.2023 (517 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КЛИНЧ. КОНФЛИКТЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И ПОЛИТИКА РОССИИ
25 minutes ago · From Urhan Karimov
ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ ДО ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА
36 minutes ago · From Urhan Karimov
О ПОЛОЖЕНИИ И СТАТУСЕ АРАБСКОГО ЯЗЫКА НА КОМОРСКИХ ОСТРОВАХ
2 hours ago · From Urhan Karimov
СПИСОК СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ "АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ ЕВРАЗИИ" В 2007 ГОДУ
20 hours ago · From Urhan Karimov
АМУЛЕТЫ ИЗ ЕГИПЕТСКОГО ФАЯНСА С ТЕРРИТОРИИ ГОРНОГО АЛТАЯ
21 hours ago · From Urhan Karimov
КУШАНСКИЕ И КУШАНО-САСАНИДСКИЕ МОНЕТЫ ИЗ ЛЕБАПСКОГО РЕГИОНА (по материалам археологических исследований в области Амуля)
22 hours ago · From Urhan Karimov
ПАМЯТНИК АТЛЫМСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕКЕ ЕНДЫРЬ
22 hours ago · From Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ КОЧЕВОЙ ЭЛИТЫ ЮЖНОГО ПРИУРАЛЬЯ СЕРЕДИНЫ I ТЫС. ДО Н. Э.
Yesterday · From Urhan Karimov
АРАЛ-ТОЛГОЙ: НОВЫЙ ПАМЯТНИК НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА МОНГОЛИИ
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

КАЗАХСТАН-РОССИЯ: СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android