Libmonster ID: KZ-2333
Author(s) of the publication: А. КУЦЕНКОВ

Гражданское общество в Индии находится еще на начальных этапах своего развития. Но за последние два-три десятилетия оно сделало шаг вперед. Заметно выросла общественно-политическая активность населения. Многократно увеличилось количество негосударственных добровольных организаций граждан (НГО). Они действуют и в городе, и в деревне; на всех уровнях политико-административной системы. Они функционируют во всех основных сферах жизни страны -в экономике и политике, в культуре и образовании, здравоохранении и спорте. В деятельности НГО возрастает роль интеллектуального труда и профессиональных знаний.

Выдающимся достижением НГО последних лет стало принятие по их инициативе закона о праве на информацию. Закон сужает сферу секретности, дает право каждому гражданину получать информацию в том же объеме, в каком ее получают члены парламента и законодательных ассамблей. Он повышает прозрачность властных структур, способствует борьбе с коррупцией и злоупотреблениями бюрократии, развитию демократического процесса в стране.

НГО представляют интересы самых разных слоев и групп населения, разные идейные и политические течения - светские и религиозно-общинные, прогрессивные и консервативные, левые и правые. По-разному складываются их отношения с государством.

Бум добровольческого движения застал врасплох многих ученых и политиков. Так, индийская общественная наука еще не пришла к согласию даже в вопросе о составе гражданского общества вообще и негосударственного сектора в частности. Выявляются два основных подхода. Сторонники одного (назовем его расширительным) считают, что в состав гражданского общества (ГО), а соответственно и НГО входят все общественные структуры, которые располагаются между семьей и государством - все негосударственные образования, независимо от принципов их формирования - прескриптивных или добровольных, и целей, которые они преследуют - альтруистических или корыстных.

Сторонники другого (ограничительного) подхода считают, что гражданское общество могут представлять только добровольные некоммерческие, неполитические ассоциации, действующие в социальной сфере. Их целью должно быть безвозмездное служение людям - благотворительность, оказание помощи беднякам, социально незащищенным и приниженным слоям населения - жителям трущоб, безработным, далитам (неприкасаемым), адхиваси (членам племен), женщинам, старикам, детям и т.д.

В соответствии с этой точкой зрения, в состав ГО не входят организации бизнесменов, кооперативы, профсоюзы и политические партии, поскольку целью их деятельности является не альтруизм, а достижение определенной выгоды. Некоторые специалисты-государственники добавляют к перечисленным критериям НГО-члена ГО еще один - организация не должна находиться в оппозиции к государству, а быть его партнером в решении социальных проблем населения.

Но сколь бы глубоко ни различались негосударственные организации по своей природе, все они, по большому счету, вносят вклад в развитие гражданского общества. Отражая его проблемы, обнажая его противоречия, они способствуют развитию диалога между властью и народом, между различными общественными силами. В конечном счете, это содействует формированию той системы сдержек, противовесов и компромиссов, которая так необходима для гармонизации отношений в обществе, для предотвращения насилия и конфликтов, которые еще и сегодня продолжают уносить жизни тысяч индийских граждан.

Особенно велика роль добровольных некоммерческих организаций в социальной сфере. Они непосредственно занимаются решением самых больных вопросов современного индийского общества. Большинство их участников - добровольцы, готовые безвозмездно отдавать обществу свое время, энергию, знания, делиться с ним своими, порой очень скромными, средствами.

СКОЛЬКО НГО В ИНДИИ? УДАР ПО СЕКРЕТНОСТИ

Точное число НГО в Индии не знает никто. Формирование базы данных о них началось совсем недавно. Единственная более или менее реалистическая оценка относится к добровольному некоммерческому сектору. Считают, что на начало 2000 г. за вычетом групп самопомощи, кооперативов, профсоюзов и политических партий общее число НГО в этом секторе достигло 1,2 млн. Добрая половина из них нигде не была зарегистрирована. Большей частью это мелкие и мельчайшие организации. В некоммерческом секторе НГО в 2000 г. было занято 19,4 млн. человек - мало по сравнению с общей численностью населения, но


Статья подготовлена в рамках проекта "Опыт Индии в становлении гражданского общества" в программе фундаментальных исследований Президиума РАН "Общественный потенциал истории". Автор пользуется случаем поблагодарить руководство Индийского совета социальных исследований во главе с проф. Андре Бетейем за помощь, оказанную ему в работе над этой темой во время научной командировки в январе-феврале 2006 г.

стр. 11


вполне сопоставимо с числом работающих в крупнейших отраслях промышленности. 85% из них - добровольцы.

Самой крупной сферой приложения сил НГО некоммерческого сектора является религиозная деятельность. Ею занято 26,6% всех НГО. Они строят храмы, мечети, церкви, содержат святые места, организуют религиозные праздники, проводят другие мероприятия подобного рода. Далее следуют сфера услуг, понимаемая в Индии очень широко: от улучшения условий жизни социально незащищенных слоев до юридического обслуживания граждан - 21,5%; образование (ликвидация неграмотности, поддержка учебных заведений, обучение профессиям) - 20,4%; культура и спорт - 18,0%; здравоохранение (оказание первой медицинской помощи, проведение обследований, диагностика, лечение) - 6,6%. Таким образом, непосредственно социальной деятельностью занято подавляющее большинство добровольных некоммерческих организаций - 73,4%1.

Поражают темпы роста НГО. Если на конец 1960-х гг. количество НГО измерялось десятками, от силы сотней тыс. единиц, то в конце 2005 г. оно превысило 2,5 млн. Непосредственным толчком для бума добровольческого сектора в социальной сфере послужила несостоятельность прежних моделей социально-экономического развития страны в части ликвидации бедности и социального бесправия и разочарование населения результатами деятельности политических партий, сменявших друг друга во главе правительства. До конца 1960-х гг. в правящих кругах Индии господствовало представление, что проблему нищеты можно решить за счет государственных инвестиций в социальную сферу.

Но два десятка лет развития по "неруанской" модели, несмотря на определенные достижения, убедили общественность в том, что этот путь мало эффективен. Основной документ 3-го пятилетнего плана (1961 - 1966 гг.) подчеркивал, что "неудовлетворенные потребности людей настолько велики, что все инвестиции в государственном и частном секторах, взятые вместе, могут дать лишь ограниченный эффект. Организованные должным образом добровольные усилия населения могут увеличить возможности местных сообществ в оказании помощи незащищенным слоям населения и как-то улучшить их жизнь. Средствами для этого должны служить время, энергия и ресурсы миллионов людей, для которых ДО (добровольные организации. - А. К.) должны найти конструктивные формы применения, отвечающие различным условиям страны"2.

С 70-х гг. прошлого столетия в стране стали проводиться либеральные экономические реформы, и государство начало постепенно уходить из социальной сферы в надежде, что проблема ликвидации массовой бедности будет успешно решаться с помощью рыночных механизмов. Но эти надежды оправдывались лишь частично. Реформы, действительно, вывели страну в ряд самых динамично развивающихся стран мира. Но плодами экономического роста воспользовались далеко не все. Доля граждан, живущих за чертой бедности, сократилась более чем в два раза, но их численность осталась примерно той же - 300 млн. человек.

Создавшееся положение в социальном секторе стимулировало самоорганизацию общества, формирование добровольных ассоциаций и общественных движений граждан, которые постепенно брали дело улучшения своего положения в собственные руки - путем ли усиления давления на государство или добиваясь цели за счет собственных усилий и ресурсов3.

Со своей стороны, гражданское общество убеждало государство в целесообразности передачи ряда своих функций негосударственным организациям, как это делается в некоторых странах зрелой демократии Запада. "По мере того как государство сокращает свое участие в улучшении условий жизни и предоставлении социальных услуг населению, общество все большее значение придает НГО. На них смотрят как на силу, альтернативную государству"4.

С государственной точки зрения, сильными сторонами добровольного сектора является то, что он меньше скован бюрократическими формальностями, более гибок в определении своей структуры и направлений деятельности; его аппарат менее коррумпирован.

Мероприятия, осуществляемые с участием населения, имеют больше шансов на успех, чем те, что предпринимаются правительством, где люди играют роль пассивных созерцателей. Поэтому государство само поощряет развитие добровольного сектора, особенно той его части, которая ориентирована на сотрудничество с ним.

Передаче государством функций добровольному сектору способствует и политика зарубежных благотворительных фондов, которые предпочитают направлять свои средства не в обезличенный бюджет государства, а туда, где легче контролировать их расходование.

Развитие некоммерческого сектора НГО не было бы столь стремительным, если бы не традиция добровольчества и благотворительности, которая существует в Индии с незапамятных времен. Долгое время она развивалась в рамках семейно-клановой, кастовой и религиозной организации. И сегодня крупнейшими донорами НГО остаются религиозные и общинно-кастовые структуры, а задачи многих из них ограничиваются заботами о членах "своих" сообществ.

Однако реформаторские движения, деятельность христианских миссионеров, национально-освободительное движение обогатили эту традицию общегражданскими идеями экономического, социального, культурного и духовного возрождения Индии, избавления ее жителей от нищеты и отсталости. Придя к власти, Индийский национальный конгресс (ИНК) признал эти идеи в качестве основы своей политической деятельности.

Соответственно в Индии никогда не было недостатка в энтузиастах, готовых безвозмездно служить людям независимо от их кастовой или религиозной принадлежности. И сегодня многие видные политические и общественные деятели, включая первых лиц государства, покинув свои официальные посты, считают долгом лично участвовать в благотворительных и дру-

стр. 12


гих акциях на пользу общества. Пример - недавно созданный фонд "Неизвестные индийцы - неизвестным солдатам". "Неизвестные индийцы" - это И. К. Гуджрал, бывший премьер-министр Индии, Алиса Лейла Сетх - бывший главный судья, Н. Н. Вора - бывший секретарь министерства внутренних дел, К. Шанкар Баджпаи - бывший посол, Арун Бхарат Рам - глава промышленно-финансовой группы (главный донор), Вед Мардвах - бывший губернатор, Р. К. П. Шанкардасс - бывший судья Верховного Суда и В. Д. Вергезе - бывший издатель газеты "Хиндустан Таймс"5. Фонд предназначен для оказания помощи семьям военнослужащих, погибших при спасении мирных жителей во время ликвидации последствий катастроф.

Добровольческое движение дает выход народной энергии, которая буквально на глазах меняет облик огромной страны. О том, какие возможности таятся в народной самодеятельности, говорят два примера, взятые из жизни сельской и городской Индии.

"КОЛХОЗ" ПО-ИНДИЙСКИ

Еще десяток лет назад деревня Джирадгаон дистрикта Джална (штат Махараштра) ничем не отличалась от других деревень в округе. Ее обитатели выращивали традиционные для этой местности сахарный тростник, рис, пшеницу, просо и т.д. Мелкие земельные наделы приносили нищенский доход. Засухи, следовавшие несколько лет подряд, окончательно сломили экономику деревни. Ее жители оказались буквально на грани голода.

Так было до тех пор, пока за дело не взялся д-р Бхагванрао Капсе, руководитель кафедры сельскохозяйственного колледжа в Баднапуре, а в прошлом советник в правительстве штата. Б. Капсе убедил крестьян отказаться от традиционного севооборота и перейти к выращиванию высокотоварных культур. Крестьяне не сразу приняли его предложения. Но другого выхода не было.

Б. Капсе и его друзья снабдили деревню элитными саженцами манго, граната, лимона и ореха кешью, сортовыми семенами сои, арахиса и других трудоемких, но высокодоходных культур. Они обучили крестьян новейшим технологиям сохранения влаги в почве, рациональному использованию удобрений, приготовлению компостов и уходу за растениями. Безработную прежде молодежь они подняли на рытье прудов и строительство плотин, что дало возможность частично решить проблему ирригации и водоснабжения. Сегодня в Джирадгаоне под садами манго занято 425 акров, граната - 250 и лимона - 700 акров, а сама деревня, по словам очевидца, представляет собой "цветущую плантацию"6.

Договорившись с известной ему фирмой в Мумбаи, Б. Капсе решил и вопрос сбыта продукции на экспорт. Потребовалось много новых рабочих рук. Б. Капсе организовал десяток женских групп самопомощи, которые занялись изготовлением картонных коробок, сортировкой и упаковкой фруктов. Выросли доходы крестьян, а вместе с ними и общественные потребности. Примечательно, что в массе неграмотные жители деревни по своей инициативе собрали 100 тыс. рупий и купили земельный участок в 2 акра для строительства школы.

Совместное дело изменило и социально-психологический климат в деревне. "Под влиянием богатых дивидендов от коллективной деятельности межгрупповые распри ушли в прошлое. Жителей деревни объединило общее стремление - сделать жизнь лучше"7. Пример деревни Джирадгаон оказался заразительным. В ассоциацию производителей фруктов, организованную все тем же Б. Капсе и его товарищами, вступили крестьяне еще 7 окрестных деревень.

Другой пример. Два десятка лет назад семьи двух женщин Чампадеви Шуклы и Рашиды Би, как и многие другие, пострадали от утечки ядовитого газа на заводе американской "Юнион карбайд корпорейшн" в городе Бхопале. Муж Чампадеви Шуклы умер от отравления, сын, не вынеся мучений, покончил жизнь самоубийством. "Я тяжело переживала все это, - говорит Ч. Шукла. - Мне казалось, что жить больше не за чем. Но когда я увидела, что вокруг много людей, страдающих, как и я, поняла, что нужно отбросить тоску и объединиться. Если люди захотят, они могут сделать все"8.

Чампадеви Шукла и Рашида Би сделали целью своей жизни защиту прав жертв аварии. Им пришлось выдержать нелегкую борьбу с местными властями, прежде чем они пробились на прием к премьер-министру страны, пришлось судиться с "Юнион карбайд", пройти через разбирательства в судах разной инстанции Индии и США. В итоге Федеральный суд США признал право пострадавших на возмещение утраченной собственности, обязал американскую компанию выплачивать им средства на лечение и даже изъявил готовность при соответствующем обращении правительства Индии принудить "Юнион карбайд" очистить почву и подпочвенные воды от загрязнения.

Эти когда-то забитые, неграмотные и совсем уже не молодые дети трущоб-бастти, заставили правительство наладить снабжение жителей пострадавших районов города нормальной питьевой водой, создать для жертв аварии рабочие места на государственных предприятиях, организовали профсоюз, который добился для работников сносной зарплаты. Общественная деятельность Чампадеви Шуклы и Рашиды Би заслужила широкое признание, обе они стали лауреатами престижной международной премии за сохранение экологии9.

В этих примерах примечательны два момента, которые высвечивают новые черты становления общества гражданского типа. Первый - инициатива самоорганизации, которая прежде принадлежала почти исключительно представителям состоятельных классов, сегодня становится делом и простых людей. И второй - в обоих случаях совместные добровольные усилия не только способствовали достижению конкретной цели, но и помогали преодолеть общинную рознь, что особенно важно в условиях нынешнего обострения противоречий между индусами и мусульманами, между различными кастовыми группами.

стр. 13


ПРОТИВНИКИ И ПАРТНЕРЫ

По мнению исследовательницы Джоан Менчер, в Индии "понятие НГО служит общей крышей для огромного многообразия структур, сильно различающихся своими размерами и целями, решающих разные стратегические задачи"10. Это делает почти непосильной задачу их классификации.

Многие авторы предлагают группировать организации некоммерческого добровольческого сектора в зависимости от численности и состава участников; целей и направлений деятельности; источников финансирования; происхождения; отношения к инновациям и современным технологиям; порядка принятия решений11. Крупный специалист по вопросам гражданского общества Д. Раджасекхар предлагает использовать для этой цели два показателя - масштаб и направление деятельности. Он разбивает все НГО на два класса - организации первого уровня (microlevel или grass root level), те, что работают непосредственно с населением на местах; и организации более высокого уровня (macrolevel), которые взаимодействуют не с населением, а с НГО первого уровня.

Но с точки зрения решения социальных проблем имело бы больше смысла классифицировать добровольные некоммерческие НГО социального сектора по их отношению к государству и с государством. В таком случае позицию большинства НГО добровольческого некоммерческого сектора следует признать оппозиционной, а их деятельность протестной. Иллюстрацией сказанного может служить движение жителей г. Бхопала во главе с Чампадеви Шуклой и Рашидой Би. Другие НГО стремятся решать социальные проблемы населения собственными силами. К ним можно с полным основанием отнести ассоциацию производителей фруктов, организованную д-ром Б. Капсе и его товарищами.

ПАРТНЕРЫ НАДЕЖНЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ

Особое место среди НГО социального сектора занимают организации-партнеры государства (ПО). Они участвуют в реализации некоторых социальных программ, а их деятельность в той или иной степени финансируется из бюджета. В настоящее время вебсайт Индийской плановой комиссии содержит сведения о 13 тыс. НГО, которые получают гранты от различных министерств и ведомств. Кроме того, имеются данные о 1000 НГО, которые признаны "надежными партнерами". Партнерские организации принимают участие в выполнении более 500 программ, инициированных органами власти различного уровня12.

ПО относятся к наиболее благополучной части НГО. Они имеют постоянный источник финансирования, что дает им возможность содержать штат сотрудников, привлекать специалистов и т.д. Многие НГО стремятся заполучить статус "надежного партнера". Но удается это далеко не всем. Наибольшие шансы имеют те организации, которые успели хорошо себя зарекомендовать, во главе которых стоят известные общественные деятели, отставные военные высокого ранга, бывшие члены парламента или правительства, люди со связями.

Важным рубежом развития партнерских отношений государства и добровольного сектора стал 9-й пятилетний план. В промежуточном докладе о ходе его выполнения (октябрь 2000 г.) Плановая комиссия высказала ряд принципиальных соображений, которые легли в основу реформирования этого важного направления государственной политики.

Прежде всего, были уточнены сферы партнерства государства и НГО. Деятельность "народных организаций" была признана особенно желательной в сельской местности. В качестве приоритетных направлений сотрудничества были названы образование, медицинская помощь, планирование семьи, восстановление заброшенных земель, повышение плодородия почвы, сбережение и рациональное использование водных ресурсов, малая ирригация, посадка лесов, ветеринария, молочное животноводство, рыболовство, шелководство и т.д.

С КЕМ РАБОТАЕТ ГОСУДАРСТВО

Был создан единый центр управления сотрудничеством Правительство возложило обязанности такого центра на Плановую комиссию. В соответствии с этим поручением Плановая комиссия разрабатывает направления и программы сотрудничества, определяет для этого бюджетные средства.

Важной новацией стала конкретизация критериев, на основании которых та или иная НГО может претендовать на роль партнерской.

Организация должна быть "легальной", т.е. зарегистрированной, должна базироваться в сельской местности, функционировать не менее трех лет и быть лояльной государству.

Прежде государственные органы работали только с теми организациями, которые сами обращались к ним за помощью. Государственным структурам было трудно оценить предложения НГО, поступавшие во множестве, и проследить за их выполнением. Распоряжением правительства вся эта организационная работа была возложена на КАПАРТ (Council for Advance of People's Action and Rural Technology).

В результате этих и других преобразований партнерские отношения государства и НГО обрели иерархически организованную структуру. Вершиной этой иерархии является КАПАРТ. К КАПАРТ примыкают организации общеиндийского уровня - "управляющие" НГО, занимающиеся вопросами комплексного развития регионов и "материнские" НГО, специализирующиеся в конкретных областях деятельности. Сегодня насчитывается около 40 таких организаций.

Основу этой пирамиды формируют низовые, первичные (grassroot) структуры - НГО или группы самопомощи, функционирующие на уровне соседской общины, деревни.

О том, как действует эта система можно судить по работе НГО "Хелп Эйдж" ("ХЭ" - Помощь престарелым). Это очень солидная организация общеиндийского уровня, о чем свидетельствует хотя бы то, что ее попечителями являются два быв-

стр. 14


ших президента страны - Р. Венкатараман и К. Р. Нараянан. В 2004 - 2005 гг. бюджет "ХЭ" составил почти 301 млн. рупий. Из них 296 млн. рупий она получила от государства и доноров. Остальные средства ей принесла коммерческая деятельность, доходы от ценных бумаг и т.д.13

Отделения "ХЭ" находятся в 33 городах - столицах штатов и крупных районных центрах страны. В ее штате насчитывается 387 постоянных сотрудников. В работе на местах отделения "Хелп Эйдж" используют труд добровольцев.

В период ликвидации последствий цунами в Юго-Восточной Азии (декабрь 2004 г.) благодаря участию большой группы медицинских работников-добровольцев первую медицинскую помощь "ХЭ" получили более 30 тыс. человек разных возрастов.

Одной из задач проектов "ХЭ" является избавление престарелых от чувства "лишнего человека", "обузы" для общества. С этой целью "ХЭ" организует обучение стариков ремеслам, организует и финансирует группы самопомощи по производству сувениров, украшений, домашней утвари, помогает им сбывать изделия на рынке.

УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

За годы впечатляющего роста добровольческого движения в Индии достаточно четко проявились препятствия, которые мешают его дальнейшему развитию. Главное - это финансовый голод. Совокупный бюджет НГО составляет всего 7,7% расходов государства на социальные нужды, а их, как известно, явно недостаточно для удовлетворения потребностей общества.

Другое препятствие - интересы доноров, которые ограничивают свободу действий НГО. Они часто не совпадают с интересами общества и особенно тех его слоев, которые больше всего нуждаются в помощи. Действительно, собственные средства вместе с пожертвованиями частных лиц, которые НГО могут расходовать по собственному усмотрению, составляют 54,7% их совокупного бюджета. Остальные 45,3% они получают от государства, всевозможных фондов, индийских корпораций и иностранных доноров.

Что касается государства, то оно в первую очередь спонсирует партнерские НГО. Организации, деятельность которых носит протестный характер или находящиеся в оппозиции к правительству, несмотря на всю их значимость с точки зрения интересов гражданского общества, часто не только не пользуются государственной поддержкой, но встречают противодействие со стороны местных правящих элит, коррумпированных чиновников и всех тех, кто заинтересован в сохранении существующих порядков.

Индийские и иностранные корпорации-спонсоры (на долю их пожертвований приходится 3,7% и 7,4% бюджета НГО соответственно) предпочитают направлять средства не в самые бедные районы, а главным образом в те, которые считаются перспективными с рыночной точки зрения. НГО, финансируемые из-за границы, являются по существу отделениями соответствующих международных организаций. Их упрекают в том, что они редко ведут "черновую работу" среди населения. Они проводят обследования, готовят доклады и рекомендации, лоббируют интересы своих зарубежных спонсоров. Если они и участвуют в реализации государственных программ, то делают это силами своих высокооплачиваемых сотрудников. Это не способствует развитию добровольчества14.

Авторы доклада, подготовленного донорскими организациями Голландии и индийским Центром по изучению развивающихся обществ, считают, что деятельность индийских НГО, получающих помощь из-за границы, дает "наибольший эффект" в расширении сети НГО, т.е. в банальном увеличении их численности. "Меньшего эффекта" она достигает в развитии гражданского самосознания; и является "менее всего эффективной" в "поддержке бедноты и обездоленных слоев населения"15.

Слабостью многих индийских НГО, особенно тех, во главе которых стоят "харизматические личности", остается недостаточный уровень внутренней демократии, их закрытый характер. Это "таит в себе серьезный риск злоупотреблений со стороны руководителей, аппарата, политиков, местных посредников между властью и народом, других обладателей постов и позиций"16.

Многие исследователи отмечают отсутствие должной координации действий добровольных ассоциаций в масштабах страны, недостаточное внимание к нуждам организаций, которые работают непосредственно на местах. Общей проблемой для добровольческого сектора остается слабая подготовка персонала.

Тем не менее, пресса дает высокую оценку новым направлениям добровольческого движения, в частности, по оказанию юридической помощи населению.

Но система отношений государства и партнерских НГО отлажена все еще недостаточно четко. В результате при всем желании НГО подчас вынуждены обходить своим вниманием группы населения, особенно нуждающиеся в их помощи.

Увеличение бюджетных ассигнований на выполнение социальных программ рождает нездоровые тенденции в отношениях между самими партнерскими организациями. Между НГО ведется борьба за бюджетные средства, что затрудняет их кооперацию и сотрудничество.

Иерархическая вертикаль партнерских организаций, созданная правительством для того, чтобы упорядочить прохождение бюджетных средств, ведет к распылению ресурсов между управляющими структурами, к удорожанию административного аппарата, к "нецелевым" расходам на строительство офисов, проведение семинаров, конференций, презентаций и других акций, не имеющих прямого отношения к целям и задачам государственных социальных программ. Сложившаяся иерархия партнерских НГО приводит к тому, что финансовая и иная поддержка государством организаций, занятых практической работой, "прекращается на уровне региона, а в некоторых регионах - на уровне дистрикта", - считает социолог Ранган Дата17.

Сфера сотрудничества государства и партнерских организа-

стр. 15


ций становится благоприятной средой для коррупции. "Еще вчера сонный от безделья офис регистрационной палаты сегодня стал синекурой для чиновников. Они получили возможность получать ренту за регистрацию перспективных НГО вне очереди", - отмечает публицист Н. Саксена. Значительные бюджетные и общественные средства, концентрируемые в руках добровольного сектора, считает он, привлекают "всякого рода нежелательные элементы, которые хотели бы поживиться за счет легко доступных средств, которые к тому же не нужно возвращать"18.

Нездоровой тенденцией в развитии добровольного сектора социальной сферы является его коммерциализация, что противоречит сути добровольческого движения. Некоторые солидные НГО, появившиеся за последние два десятилетия, "больше напоминают коммерческие заведения. Они мало делают для мобилизации населения и вовлечения его в процесс развития, для улучшения положения маргинальных групп ... Многие такие организации созданы проходимцами и мошенниками, потерпевшими поражение политиками и их женами. Они стремятся получить гранты от доноров или министерств, быстро их потратить, не сообразуясь с долговременными целями устойчивого развития или искоренения бедности"19.

В начале февраля 2006 г. в Индии разразился скандал с неким Навином Чаулой, который, находясь на государственном посту уполномоченного по выборам, зарегистрировал, чего не имел права делать, три благотворительные организации, попечителями которых стали он и его жена. Семья Н. Чаула получала крупные суммы денег от парламентского Фонда регионального развития и ряда видных политиков, пользовалась налоговыми и другими льготами, "щедрость которых вызывает изумление"20. Мало того, что расходование средств фондов не было достаточно прозрачным, деятельность Н. Чаулы "рождает законные сомнения относительно объективности и независимости" его служебных решений21.

БАЛАНС МЕЖДУ РЫНКОМ И ГОСУДАРСТВОМ

Искривления в деятельности негосударственных организаций не разочаровали общественность и государство в добровольческом движении. Из документов 10-го пятилетнего плана следует, что "в интересах развития подлинного гражданского общества" государство намерено и впредь поощрять "добровольные, негосударственные и другие народные организации". Государство призывает добровольческое движение "повысить эффективность" и связывает с ним большие надежды на гармонизацию социальных отношений в стране. Так, Плановая комиссия выдвинула перед добровольным сектором даже такую трудно решаемую задачу, как служить "балансирующей силой между государством и рыночными институтами"22. Государство намерено и дальше совершенствовать свои партнерские отношения с НГО - делать их предельно прозрачными.

Сверхзадачей, или "мантрой нового тысячелетия" государство считает содействие развитию партнерских отношений между всеми звеньями гражданского общества и, прежде всего, между добровольным сектором и местным самоуправлением - панчаятами и муниципалитетами в деле экономического, социального, культурного и духовного развития страны23.

Вместе с тем, многие специалисты в Индии считают, что в нынешних условиях добровольный сектор страны еще не в состоянии занять место государства в обеспечении социальных потребностей населения. Вопреки рекомендациям отечественных и зарубежных пропагандистов либерализма оно и впредь должно нести основное бремя расходов на социальные нужды и управлять развитием социальной сферы. При этом НГО могут играть важную, но подсобную роль.

За десятилетия Индия накопила большой и ценный опыт в организации сотрудничества добровольных ассоциаций граждан и государства в борьбе с бедностью, в обеспечении конституционных прав граждан. Схожие задачи сегодня решает и Россия. Обмен опытом может и должен стать одним из важнейших направлений сотрудничества ученых обеих стран.


1 Srivastava S. S., Tandon Rajesh. How Large is India's Non-Profit Sector? // Economic and Political Weekly, May 7, 2005, p. 1948 - 1952.

2 Beteille Andre. Civil Society and Voluntary Associations // Workshop on Contexts and Dinamics of Civil Society in 21-st Century. New Delhi, February 20 - 21, 2003, p. 4.

3 Ibidem.

4 Pawar S. N., Ambedkar J. B., Shrikant D. Introduction // NGOs and Development. Ed. S. N. Pavar, J. B. Ambedkar, D. Shricant. New Delhi, 2004, p. 14.

5 Akbar Prayaag. For the Unknown Soldier // Outlook, January 16. 2006, p. 14.

6 Kabra Harsh. The Sweet Fruits of Graft // Outlook, May 2 2005, p. 10.

7 Ibidem.

8 Interview. The Long Journey from Bhopal // Frontline. Volume 21. Issue 13, June 19 - July 2, 2004.

9 Ibidem.

10 Mencher Joan. NGOs: Are They a Force for Change? // Economic and Political Weekly. July 24, 1999, p. 2081.

11 Ibidem.

12 Reddy N. L. Narasimha and Rajaserhar D. Development Programmes and NGOs: A Guide on Central Government Programmes for NGOs in India. Bangalore, 1996; Rajaserhar D. and Reddy N. L. Narasimha Local Development Programmes and NGOs: A Guide on Local Government Programmes for Field Workers. Bangalore, 1997.

13 Help Age India. Statement of Accounts for the Year Ended. March 31, 2005.

14 Dutta Rangan. Partnership Between the Government, and the Voluntaty Sector - Issues and Prospects // Training Workshop on "State-Civil Society Inter-face for Improved Policy Performance", February 20 - 22, 2006, p. 2.

15 Dr. Mattind de Graaf in collaboration with Dr. Raj Srivastava. Executive Summary. The Contribution of Dutch Co-Financing Organisations to Civil Society Building in India Synthesis Report. Volume 1. 2001, p. 10.

16 Ibid., p. 12.

17 Dutta Rangan. Partnership Between.., p. 6.

18 Saxena N. C. NGOs and the State in India. An Uncomfortable Relationship // Workshop on Contexts and Dinamics of Civil Society in 21-st Century. New Delhi February 20 - 21, 2003, p. 52.

19 Ibidem.

20 The Times of India, 07.02.2006.

21 The Hindustan Times, 09.02.2006.

22 Approach Paper to the Tenth Five Year Plan. Planning Commission, Government of India. New Delhi. 2001.

23 Planning Commission. Report of the Steering Committee on Voluntary Sector in the Tenth Plan (2002 - 2007) // Training Workshop on "State-Civil Society Inter-face..."


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ИНДИЯ-РОЛЬ-НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ-ОРГАНИЗАЦИЙ-В-РЕШЕНИИ-СОЦИАЛЬНЫХ-ПРОБЛЕМ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Alibek KasymovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Alibek

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. КУЦЕНКОВ, ИНДИЯ: РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 06.06.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ИНДИЯ-РОЛЬ-НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ-ОРГАНИЗАЦИЙ-В-РЕШЕНИИ-СОЦИАЛЬНЫХ-ПРОБЛЕМ (date of access: 25.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. КУЦЕНКОВ:

А. КУЦЕНКОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
ON THE OCCASION OF THE 80TH ANNIVERSARY OF SERGEI KONSTANTINOVICH ROSHCHIN
5 days ago · From Alibek Kasymov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
НОВАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РОСПИСИ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ ТЕКСТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ХАДИСЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
ТУРКОЛОГИЧЕСКИЕ И ОСМАНИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА XVI-XIX ВЕКОВ ИЗ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩ ТУРЦИИ
7 days ago · From Alibek Kasymov
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (XIII-XV BB.)
7 days ago · From Alibek Kasymov
ОБРАЗ ЭСЭГЭ МАЛАН ТЭНГРИ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ БУРЯТ
7 days ago · From Alibek Kasymov
К. К. СУЛТАНОВ. ОТ ДОМА К МИРУ. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ
8 days ago · From Alibek Kasymov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИНДИЯ: РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android