Libmonster ID: KZ-2330
Author(s) of the publication: Е. ЮРЛОВА

В последние годы в Индии все более заметны перемены, связанные с вовлечением женщин в самые различные сферы жизни индийского общества. Сегодня женщины присутствуют не только в традиционных, но и в новых областях экономики, включая высокие технологии, в том числе информационные. Они также значительно расширили свое участие в политике как в штатах, так и в центре. Это становится привычной частью общественного пейзажа Индии.

Сегодня никто не удивляется тому, что президентом Индии является Пратибха Патил, лидером правящей партии - Соня Ганди, главным министром крупнейшего штата Уттар Прадеш (с населением более 180 млн. человек) - Маявати1.

Женщины весьма активны в качестве министров, губернаторов, послов, в работе многочисленных партийных и неправительственных организаций. В этом отношении Индия опережает не только многие развивающиеся, но и развитые страны. Все это стало возможным в результате длительных, внешне малозаметных перемен в индийском обществе, которое за 60 лет независимости упорно, шаг за шагом продвигается по пути демократизации.

Позитивные изменения коснулись главным образом среднего класса и в значительно большей мере - его верхнего слоя. Этот класс заметно вырос за последние 10 лет. По определению Павана Вармы, генерального директора Индийского совета по культурным связям, тот, у кого есть жилище, возможность питаться три раза в день, пользоваться базовыми услугами здравоохранения, общественным транспортом, посылать детей в школу, а также доход, позволяющий приобрести потолочный вентилятор, наручные часы или велосипед, "уже вошел в вагон среднего класса". Исходя из этого, по мнению Вармы, численность среднего класса составляет около 400 млн. человек2. Однако есть и другие оценки - 250 - 300 млн. человек*.

Результатом сложных, противоречивых, глубинных процессов в этом неуклонно растущем слое населения Индии становится расширение участия женщин в социально-экономической и политической жизни. В этом я имела возможность убедиться во время поездки в Индию в январе-феврале 2008 г., в ходе бесед с учеными, преподавателями и студентами, общественными и политическими деятелями. Особый интерес представляли встречи с молодыми людьми, которые рассказывали о своих наблюдениях, своем понимании нынешнего и будущего положения женщин в семье и обществе.

ВОЗДУХ СВОБОДЫ И НЕЗАВИСИМОСТИ

В делийском Университете им. Джавахарлала Неру, после семинара о сравнительном положении российских и индийских женщин, одна из аспиранток поделилась со мной своим жизненным опытом. Она принадлежала к типично патриархальной семье среднего класса. Отец всегда подчеркивал свою главенствующую роль, никогда не занимался двумя дочерьми, не считал возможным быть на людях вместе с женой, уделом которой было домашнее хозяйство. Но постепенно, по мере взросления девочек, под влиянием внутренних и внешних изменений в доме и вне его отец стал все больше уделять внимания детям и жене. Ни о какой дискриминации девочек нельзя было говорить, поскольку в семье не было мальчика.

После поступления в университет моя собеседница уехала из родного города, стала жить в общежитии вместе с другими студентками, почувствовала воздух свободы и независимости. Так произошло преображение ребенка из традиционной семьи со всеми ее ограничениями в свободную личность, которая не хотела более связывать себя условностями патриархального быта. У нее появились свои творческие планы (защита диссертации, написание книги, работа в школе). Связывать себя супружескими узами она не торопилась.

Подобные настроения сегодня характерны для многих молодых женщин. И это принципиально новое явление в их жизни. Многое еще только намечается, многое еще неясно и не вполне осознанно. Более того, семейные и общественные традиции еще цепко держат в своих объятиях эти юные души. И, тем не менее, тенденция обозначена - движение к экономической и духовной независимости, к личной свободе. Никогда ранее женщины так ясно и определенно не испытывали потребности в полной самостоятельности.

Хотя внутренние, глубинные процессы, связанные с растущей ролью женщин, не настолько очевидны, чтобы их сразу заметить и понять, тем не менее, они достаточно интенсивны. Происходит постепенное накопление изменений в семье и обществе, которые, несомненно, будут и дальше влиять на положение женщин. Не последнюю роль в этом играют средства массовой информации - телевидение, кино, радио, Интернет.

Одна из учительниц делийской частной средней школы Намита Моханти рассказывала мне, как изменилось поведение школьников за последние 10 - 15 лет. Теперь как мальчики, так и девочки нередко не соглашаются с мнением учителя, приводят свои доводы, ссылаясь на телевидение, Интернет. Так же, как и в России, школьники отдают предпочтение не книгам, а Интернету. Именно это оказывает самое сильное воздействие на формирование их взглядов на то, "что такое хорошо, и что такое плохо". Другой мой собеседник добавил: "Подавляющее большинство родителей из среднего класса предпочитают давать детям современное образование. Мальчиков, как правило, освобождают от процедуры упанаяна - традиционной церемонии, которая приобщала мальчиков 7 - 11 лет к духовному наследию их предков, давала пра-


* Численность населения Индии составляет около 1,1 млрд. человек.

стр. 13

во на чтение древних священных текстов. Теперь они ходят в школу, их не отдают гуру для обучения религиозным санскритским текстам. А это значит, что они вырастают более демократичными и свободными от мужского шовинизма и патриархальных воззрений на предназначение женщин в этой жизни". А поскольку обряд инициации предназначался только для высших каст, которые задают тон в обществе, то ясно, что изменение социального поведения более просвещенных представителей этих каст оказывает влияние и на остальных, даже ортодоксально настроенных членов среднего класса.

По данным опроса, проведенного в январе 2008 г. в восьми крупных городах Индии (Дели, Мумбаи, Колкате, Чиннаи, Чандигархе, Лакхнау, Бхилаи и Патне) среди мужчин и женщин в возрасте от 18 до 35 лет, 85% респондентов утвердительно ответили на вопрос: "Нужно ли учиться в колледже?" Еще 88% дали положительный ответ на вопрос: "Нужно ли знать английский язык, чтобы жить хорошо?"3 Это подтвердил Арун Кумар Панде, глава традиционной брахманской семьи из штата Бихар, предприниматель средней руки. Он с гордостью сказал, что обе его дочери обучаются в частной школе при христианском конвенте, они "получат хорошее гуманитарное образование, включая английский язык, и это даст им возможность поступить в университет".

БРАК ПО ЛЮБВИ

Именно в городском среднем классе происходят заметные процессы, связанные с положением женщин в семье и обществе. В городе преобладают нуклеарные (малые) семьи, где оба супруга заняты на работе. Жена, как и муж, вносит свою долю в материальное обеспечение семьи, что ведет к возрастанию ее роли в семейной жизни. Однако полного равенства между полами в сохраняющемся традиционном обществе до сих пор нет, в том числе и в городе.

Женщинам, получившим профессиональное образование, приходится преодолевать косность традиционных представлений об их месте не только дома, но и на работе.

Между тем ситуация меняется. Индианки все больше и активнее участвуют в процессах, связанных с развитием образования, науки, современных технологий. Сегодня в Индии насчитывается более тысячи инженерных колледжей и институтов, которые ежегодно заканчивают около 150 тыс. специалистов по высоким технологиям4. Среди них немало женщин. В стране резко возросло количество компьютерных фирм и информационно-технологических компаний. Их менеджеры производят набор на рабочие места, исходя из знаний и подготовленности соискателя.

Неженатые молодые люди, отрываясь от родителей, съезжаются из самых разных концов Индии в крупные города - Бангалор, Хайдарабад и др., где сконцентрировано наибольшее количество таких центров. Их социальная жизнь на новом месте определяется средой, их коллегами, с которыми они трудятся в среднем по 10 и более часов не только в рабочие дни, но нередко и в выходные. Свое свободное время они также проводят вместе. Это создает условия, когда молодые люди сами определяют, как им строить отношения друг с другом, в том числе и заключать браки по любви.

Если раньше устройство традиционного брака всегда было обязанностью и ответственностью родителей, когда молодые люди нередко даже не видели друг друга до свадьбы, то теперь ситуация выглядит несколько иначе. В изменившихся условиях, когда девушки и юноши получают достаточно высокую заработную плату, но принадлежат к разным кастам, брак по любви не вызывает больших возражений их родителей. Хотя они до сих пор должны получить одобрение со стороны обеих семей, а нередко даже каст, решающую роль начинает играть не кастовая принадлежность, а новая общность, в данном случае, профессионалов в сфере высоких технологий. Так создается новый кодекс поведения, новый набор правил5.

В последние годы получил распространение и так называемый свободный брак, особенно среди студентов и молодежи, работающей в информационно-технических центрах. Это вызвано, в первую очередь, условиями проживания и совместной работы молодых людей и представляет собой своеобразный вызов патриархальной традиции. Это новое явление многие объясняют желанием девушек сохранять свою независимость и быть свободными от мужского шовинизма и традиционных семейных отношений.

Какая-то часть молодежи даже уходит из большой семьи, от родителей и родственников, живет отдельно, общается с близкими себе по занятиям и по духу людьми. Нередко они создают коммуны, вместе работают и отдыхают, занимаются спортом. Таким образом они освобождают себя от необходимости участвовать в многочисленных религиозных семейных обрядах и праздниках6.

Еще одно новое явление касается зажиточных семейных пар, которые отдают предпочтение карьере. Нередко муж и жена работают в разных городах, с домом поддерживают связь по телефону. Детьми, как правило, одним ребенком, занимается няня-экономка. Семья встречается по праздникам или выходным7. Как подчеркивает М. Р. Мадхаван, "реальности нового времени заставляют городских жителей ограничивать себя рождением одного ребенка". Хотя двое детей продолжают оставаться нормой для большинства семей среднего класса, в крупных городах, таких как Дели, Мумбаи и Бангалор, число супружеских пар, решивших иметь только одного ребенка, с каждым годом увеличивается. По наблюдениям детских врачей и школьных учителей, еще десять лет назад такие семьи были исключением8.

ТРАДИЦИИ ПО-ПРЕЖНЕМУ СИЛЬНЫ

Новый жизненный стиль пробивает себе дорогу с большим трудом. Традиционные ценности и обычаи, особенно связанные с браком, продолжают доминировать в обществе. Общественные опросы неизменно подтверждают, что большинство молодых людей придерживается старых норм при бракосочетании, среди которых обязательны девственность невесты и свадьба в рамках своей касты и общины9. Вместе с тем, социологические опросы показывают, что 40% молодежи считает допустимым добрачный секс10.

В последнее время стали чаще встречаться межкастовые браки. Новая практика в семейно-брач-

стр. 14

ных отношениях во многом связана с сокращением числа женщин в стране. При негативном отношении к девочке, как к обузе для семьи, получило широкое распространение использование современных медицинских технологий с целью избавления от эмбрионов женского пола. Это, в сочетании с женским инфантицидом (умерщвлением новорожденной девочки), стало общенациональной проблемой, поскольку усугубляет тендерный дисбаланс в обществе.

Последняя перепись населения Индии (2001 г.) показала, что в среднем на 1000 мужчин в стране приходилось всего 933 женщины, а на Севере Индии, в богатых штатах, таких как Харьяна и Панджаб, - соответственно 861 и 874 женщины11. Индийские ученые прогнозируют возможность возникновения такой ситуации и в других районах12.

В связи с нехваткой невест на Севере Индии известно немало случаев заключения браков между юношами из северных штатов и девушками из южных штатов, в том числе из Кералы. И это несмотря на заметные культурные, социальные и иные различия, в том числе языковые. Более того, женщины в Керале воспитываются в матриархальной культуре, имеют больше прав на собственность семьи, у них более высокий уровень образования, чем на Севере страны. Все это отражается на новых смешанных семьях и даже приводит к разрыву брачных связей13.

Межкастовые и межрелигиозные браки постепенно распространяются в обществе, несмотря на сопротивление консервативных кругов, которые не хотят примириться с нарушением традиционных устоев14.

ИНСТИТУТ ПРИДАНОГО ЖИВЕТ И КРЕПНЕТ

Семейно-брачные отношения обладают большой устойчивостью. Но они тоже меняются, как меняется семья и общество. Однако эти изменения происходят, в основном, в рамках сложившейся системы традиционных ценностей, где до сих пор важную роль играет каста. Некоторые из узловых элементов семейно-брачных отношений индусов, такие как приданое, также подвержены переменам, которые, однако, не ведут к его отмене или исчезновению. А наоборот - к его адаптации в новых условиях развивающегося общества. Более того, практика выдачи приданого за невестой вышла за пределы индусских каст и стала распространяться среди племен и даже мусульман, для которых ранее был обязателен выкуп за невесту.

Примечательно, что Совет личного права мусульман* при недавней кодификации этого права включил в него "допустимость обмена подарками во время помолвки". Помолвка не практиковалась у мусульман ранее, а "обмен подарками" есть не что иное, как получение приданого от родителей невесты.

Приданое становится важным фактором в организации иерархии различных социальных групп. При этом семьи, имеющие только дочерей, находятся внизу социальной лестницы. Семьи с сыновьями занимают верхнюю ступень иерархии, а семьи, у которых есть как сыновья, так и дочери, стараются компенсировать расходы на приданое дочери за счет получения приданого при женитьбе сына. В последние два десятилетия статус семьи стал все больше зависеть от возможности семьи невесты организовать "приличную свадьбу" - чем она роскошнее и богаче, тем достойнее выглядит эта семья в глазах своей общины. Нередко сами девушки настаивают на богатом приданом, рассматривая его как гарантию их безопасности, как своего рода защиту от плохого отношения к ним со стороны родителей мужа и самого мужа.

В условиях, когда расходы по устройству замужества дочери резко выросли, молодая женщина испытывает огромное психологическое давление со стороны собственной семьи, заставляющей ее приспосабливаться к семье родителей мужа и переносить проявления несправедливости и даже насилия в отношении себя. Нередки случаи, когда семья мужа использует женщину как заложницу, постоянно требует от нее денег и дорогих подарков. Индийская практика изобилует примерами насилия над женщинами, приход которых в семью мужа, по мнению ее членов, не сопровождался достаточным приданым. Их запугивают, подвергают жестокому обращению, подталкивают к самоубийству и даже убивают. Закон, запрещающий приданое (1961 г.), который был еще более ужесточен в 1981 г., редко используется родственниками молодой женщины для ее защиты. Обращение в суд по таким внутрисемейным и родственным проблемам, как правило, не одобряется обществом.

Женские и студенческие организации постоянно поднимают вопрос об отмене этой порочной традиции, ведут пропагандистскую работу среди родителей и потенциальных женихов. Так, во время диспута о приданом в Университете им. Дж. Неру было предложено, чтобы юноши прилюдно обещали, что откажутся брать приданое. На это один из них заявил, что готов отказаться, но никто в его касте не поймет этот поступок правильно: "Все подумают, что я какой-то неполноценный и готов жениться на любых условиях, лишь бы невеста согласилась выйти за меня замуж".

Как показали результаты опроса, проведенного в 2005 г. в 18 штатах страны Индийской школой по изучению проблем развития женщин совместно с Всеиндийской демократической ассоциацией женщин, большинство респондентов из почти 10 тыс. семей из различных классов, каст и общин, принявших в нем участие, ответили, что без приданого не обойтись, оно "неизбежно"15. Журнал "Фронтлайн", ссылаясь на представительное социологическое обследование, отмечал, что "все преступления, включая уничтожение женского эмбриона и женский инфантицид, связаны с практикой приданого, которая за последние два десятилетия приняла угрожающие размеры и фактически охватила все слои общества"16.

НОВАЯ РАБОТА ДЛЯ ЖЕНЩИН

В последние десятилетия Индия добилась впечатляющих успехов в развитии информационных технологий, в частности, в области программного обеспечения. Информационные технологии оказались той сферой, в кото-


* Организация мусульманских теологов и правоведов, ставящая целью регулировать применение шариатского права в среде индийских мусульман и его координацию с индийским общегражданским правом.

стр. 15

рой наряду с мужчинами работают и женщины.

В этой связи, на наш взгляд, следует рассказать о колл-центрах*, оказавшихся привлекательными в плане трудоустройства для определенной категории индийских женщин.

Первой открыла свой колл-центр в Индии американская финансовая компания GE Capital - в Гургаоне (предместье Дели) для осуществления операций на глобальном уровне.

Число колл-центров в Индии растет быстрыми темпами - до 15 - 20% в год. Уже к 2003 г. в этот бизнес на основе партнерства с американцами вошло около 40 индийских компаний такого же профиля. В 2005 г. в колл-центрах страны насчитывалось около 250 тыс. таких операторов20, среди которых, по некоторым данным, женщины составляют до 40%.

Индия стала базой для колл-центров по ряду причин. Она находится в часовом поясе, который делает ее привлекательной для клиентов из США и Великобритании. Пока в этих странах ночь, в Индии - день, и наоборот, а колл-центры работают круглосуточно. Кроме этого, Индия с ее большим англоговорящим населением (вторая страна в мире) и техническим персоналом устраивает как нельзя лучше корпорации западных стран, особенно США и Великобритании. Но главное - низкие зарплаты в сфере обслуживания делают этот бизнес рентабельным для иностранных компаний.

Работа в индийском колл-центре по существу ничем не отличается от работы в американском. Только в первом она считается высокооплачиваемой и потому престижной, а во втором - низкооплачиваемой и малопрестижной. Например, сотрудники индийского колл-центра получали зарплату, составляющую меньше 1/4 от зарплаты таких же работников в США, тем не менее, она привлекательна для индийцев, тем более для женщин. Они получают начальную зарплату, эквивалентную 200 долл. Через полгода-год она может подняться до 300 - 400 долл., вместе с зарплатой растет и престижность работы.

При найме на работу в колл-центр требуется хорошее знание английского языка с "нейтральным акцентом" (т. е. отсутствием заметного влияния индийских языков на английское произношение). Помимо этого, нужно обладать знанием культурных особенностей соответствующей страны, а также иметь базовые навыки работы на компьютере.

Большинство колл-центров работают 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Сотрудники обеспечиваются транспортом, у всех формально 8-часовой рабочий день, по 30 минут на бесплатный обед или ужин, дополнительно два 15-минутных перерыва, два выходных в неделю. В качестве поощрения за более интенсивную и продуктивную работу компании предусматривают социальные пакеты, которые включены в контракты для сотрудников, принятых на постоянную работу.

Жесткий контроль за работой операторов держит их в постоянном напряжении, что сказывается на физическом и психическом состоянии сотрудников. В целом, полтора года на такой работе - это тот максимум времени, за которое оператор успевает "перегореть". И тем не менее, текучесть рабочей силы в индийских колл-центрах несколько ниже, чем в западных странах. Американский социолог Т. Фридман, посетивший несколько таких центров в Индии, считает, что в некоторых из них принята "потогонная система", хотя и высоко оценивает их эффективность с точки зрения американского бизнеса21. Неслучайно, что сотрудники колл-центров - люди до 30 лет, многие из которых работают временно или заняты только часть рабочего дня22.

По данным социологических опросов, связанных с работой в колл-центрах, почти все женщины-операторы - городские жители. Большинство из них в возрасте 21 - 25 лет - 67%, 26 - 30 лет -15%, моложе 20 лет - 14%. Более 90% не замужем. По уровню образования 60% имеют диплом бакалавра, 22% окончили среднюю школу23. При этом подавляющая часть всех сотрудниц обучалась в частных детских садах, школах и высших учебных заведениях с преподаванием на английском языке. Их семьи имели возможность оплачивать обучение, чтобы "инвестировать" в знание английского языка.

Решение в отношении работы молодой женщины в колл-центре в большинстве случаев принимает отец или муж (43%), в 41% случаев участвует и дочь. Отмечено, что лишь 11% женщин самостоятельно делали этот выбор. На долю матери в качестве главного арбитра при решении этого вопроса приходилось всего 5% случаев24.

Вопреки официально объявленному 8-часовому рабочему дню, большая часть операторов работала по 9 - 10 часов в смену,

* Колл-центры (Call-центр, Call centre, Callcenter, Колл центр, Контакт центр - система обработки телефонных звонков) передают удаленному клиенту информацию от компаний, которые они обслуживают, В развитых странах появились впервые в 1980-х гг. и стали частью телекоммуникаций, банковского бизнеса, страхования, туризма и других видов подобной деятельности в результате массового перехода в совершении сделок к компьютеризированной технологии. Спустя десятилетие, колл-центры, в том числе в Индии, стали заметной частью информационного бизнеса. К началу XXI в. число работников в колл-центрах во всем мире составило более 15 млн. человек, и каждый год растет на 20 - 30%17.

С середины 1990-х гг. крупные западные корпорации начали активно искать возможности снижения расходов в сфере информационных технологий за счет так называемого аутсорсинга, или перевода трудоемких процессов, в частности, информационного бизнеса, в регионы дешевой рабочей силы. Аутсорсинг сокращал расходы компаний вдвое и даже больше18.

Например, британское агентство "Рейтер" использует аутсорсинг при обработке элементов новостной цепочки. При получении первичной информации от любой компании в мире "Рейтер" пересылает ее в Бангалор. Работающие там репортеры делают из нее электронные версии сообщений, при этом не хуже, чем в Лондоне или Нью-Йорке. Но зарплата индийцев, стоимость аренды помещения в Индии составляют менее одной пятой части от аналогов в западных странах. "Рейтер" может нанимать несколько корреспондентов по цене одного репортера в Нью-Йорке", - отмечает американский журналист Т. Фридман. Один из руководителей компании сказал ему: "Индия - роскошное место для нанимателей не только в плане технических навыков местной рабочей силы, но и в плане финансовом"19.

стр. 16

часто в ночное время. Все это говорит о том, что они и их семьи пошли на определенное нарушение такого традиционного запрета, как работа женщин совместно с мужчинами, тем более в вечернее и ночное время. Обычай не позволял этого делать.

Трудовое законодательство запрещает женщинам работать ночью, однако правительство Индии в 1998 г. специальным постановлением сделало исключение для индустрии информационных технологий25.

Работа женщин в колл-центрах свидетельствует о том, что они достаточно успешно приобщаются к новым видам и формам занятий, связанным с развитием информационных технологий. Подавляющее большинство работающих в колл-центрах женщин (87%) принадлежит к нуклеарным семьям, что почти полностью совпадает с долей незамужних работниц в центрах. 2/3 из них - выходцы из семей, занятых в сфере обслуживания, и около 1/3 - из семей предпринимателей.

Семьи большинства работниц, занятых в колл-центрах в Дели, Гургаоне и Нодии, не проживали в этих городах. 50% этих девушек первоначально приехали на учебу в государственные университеты Дели, жили в студенческих общежитиях, затем поступили на работу в колл-центры. Они признают, что работают из материальных соображений. Но некоторые из них в качестве причин своего выбора называют социальную независимость: "быть далеко от дома и чувствовать себя свободной".

Относительно большая свобода от ограничений, связанных с семьей, - новое явление в социальном поведении молодых незамужних женщин. В прошлом работа молодых одиноких женщин из благополучных семей в Дели была ограничена профессией медицинских сестер, приезжавших в основном из южного штата Керала. Почти все другие мигранты-женщины жили в Дели в качестве членов семьи и оставались в прежнем статусе экономически зависимых ее членов26.

Для большинства занятых в колл-центрах женщин их заработок - это весомая прибавка к общему бюджету семьи. Около 20% семей таких женщин имеют суммарный доход менее 500 долл. Эти семьи в финансовом плане зависят от заработка женщины-оператора.

Самую крупную группу (47%) составляют семьи с общим доходом от 500 до 1250 долл.27 Это -представители среднего класса, которые стремятся повысить свой жизненный уровень. Поэтому вклад работающей женщины весьма существенен для благополучия и развития семьи.

В колл-центрах отсутствует дискриминация по признаку пола. Сложные технические процессы, требующие более высокой квалификации, как правило, выполняются мужчинами. Однако есть немало примеров, когда профессионально подготовленные женщины быстро продвигаются по служебной лестнице.

Тем не менее, подавляющее большинство женщин работает на низовом уровне. Повышению их квалификации во многом препятствуют многочисленные семейные обязанности, связанные с замужеством, деторождением, уходом за больными в семье и т.п. Поэтому женщины часто вынуждены оставлять работу. Профессиональная карьера жены по традиции продолжает считаться второстепенной.

Женщины-операторы, работающие в колл-центрах, - это лишь небольшая часть от общего числа работниц, занятых в различных сферах хозяйственной деятельности. И вряд ли можно ожидать, что их появление в сфере информационных технологий приведет к быстрому, качественному изменению в положении женщин. И, тем не менее, их участие в такой работе, пусть и ограниченное, представляет собой новое явление, шаг вперед в расширении деятельности женщин, возможность для них иметь свой заработок, самостоятельно решать многие вопросы, связанные с личной жизнью. Это свидетельствует о положительных изменениях в отношении семьи и общества к труду женщин в современных видах занятости.

* * *

Актуальные вопросы тендерного равенства поднимаются политическими партиями, влиятельными женскими и другими организациями. Об этом свидетельствует и то, что проблемы, связанные с положением женщин не только в Индии, но и в других странах, изучаются в ПО университетах страны. Разработкой программ, учебников и пособий по этой теме занимается Индийская ассоциация по изучению женских вопросов, ряд университетов.

Без решения актуальных проблем, связанных с нынешним положением женщин в Индии, невозможно успешное продвижение всего общества по пути его реформирования в интересах огромного большинства населения.


1 См.: Юрлова Е. Президент Индии - Пратибха Патил // Азия и Африка сегодня. 2007, N 12, с. 47 - 50.

2 Varma Pavan К. The Great Indian Middle Class. New Delhi, 2007, p. XVIII.

3 The Hindustan Times. 26.01.2008.

4 Varma Pavan K. Op. cit, p. XXIII.

5 Baas Michael. 'Arranged Love': Marriage in a transnational work environment // HAS Newsletter N 45, Autumn 2007, p. 9.

6 Joshi Namrata. The Circle of Frisson // Outlook. June 25, 2007, p. 48 - 53.

7 Goyal Malini. Weekend couples // India Today. December 19, 2005, p. 67 - 69; Shahane Devayani. Money Talks // India Today Woman. June, 2007, p. 22 - 28.

8 Madhavan Minakshi Reddy. One Kid, Doubly Pleased // Outlook. July 2,2007, p. 86 - 88.

9 Kaiser Ejaz. MLA fined for son's inter-caste marriage // The Hindustan Times. January 30, 2008.

10 The Hindustan Times. 26.01.2008.

11 Census of India 2001, Paper 1 of 2001.

12 Sen Amartya. The Argumentative Indian. Writings on Indian history, culture and identity. New Delhi, 2005, p. 227 - 228.

13 John Mary. Kerala Mixed Marriages: Haryanvi lads end their search with Payyan-nur's girls // Outlook. June 11, 2007, p. 14 - 16.

14 Ghose Bhaskar. Of beliefs & trends // Frontline. February 1, 2008, p. 112.

15 Karat Brinda. Survival and Emancipation. New Delhi, 2005, p. 251.

16 Frontline. November 09 - 22, 2002.

17 Mazumdar Indrani. Women Workers and Globalization. Emergent Contradictions in India. New Delhi, 2007, p. 38, 240, 303.

18 Для сравнения: средняя годовая зарплата (в долл.) в колл-центрах (1998 г.) составляла в Японии - 32 тыс., США - 26, Гонконге - 24, Сингапуре - 22, Ирландии - 20, Великобритании - 19, Австралии - 17, Индии -5 тыс. (MazumdarIndrani. Op. cit., p. 247,306).

19 Фридман Томас. Плоский мир. М., 2006, с. 26, 27.

20 Sengupta Somini. Careers Give India's Women New Independence - http://www.ny-times.com/2007/11/23/

20 Фридман Томас. Плоский мир.., с. 31.

21 Mazumdar Indrani. Op. cit., p. 242.

22 Singh Preeti and Ann Pandey. Women in Call Centres // Towards Empowering Indian Women. New Delhi, p. 464.

23 Ibid., p. 469.

24 Mazumdar Indrani. Op. cit., p. 277.

25 Ibid., p. 295.

26 Singh Preeti and Ann Pandey. Op. cit., p. 468.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ИНДИЯ-ЖЕНЩИНЫ-НА-ПУТИ-ПЕРЕМЕН

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Alibek KasymovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Alibek

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. ЮРЛОВА, ИНДИЯ: ЖЕНЩИНЫ НА ПУТИ ПЕРЕМЕН // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 05.06.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ИНДИЯ-ЖЕНЩИНЫ-НА-ПУТИ-ПЕРЕМЕН (date of access: 25.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Е. ЮРЛОВА:

Е. ЮРЛОВА → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
ON THE OCCASION OF THE 80TH ANNIVERSARY OF SERGEI KONSTANTINOVICH ROSHCHIN
5 days ago · From Alibek Kasymov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
НОВАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РОСПИСИ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ ТЕКСТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ХАДИСЫ
5 days ago · From Alibek Kasymov
ТУРКОЛОГИЧЕСКИЕ И ОСМАНИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА XVI-XIX ВЕКОВ ИЗ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩ ТУРЦИИ
7 days ago · From Alibek Kasymov
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (XIII-XV BB.)
7 days ago · From Alibek Kasymov
ОБРАЗ ЭСЭГЭ МАЛАН ТЭНГРИ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ БУРЯТ
7 days ago · From Alibek Kasymov
К. К. СУЛТАНОВ. ОТ ДОМА К МИРУ. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ
8 days ago · From Alibek Kasymov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИНДИЯ: ЖЕНЩИНЫ НА ПУТИ ПЕРЕМЕН
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android