Libmonster ID: KZ-1265
Author(s) of the publication: Г. А. АЛЕКСАНДРОВ

К осени 1941 г. стало ясно, что "блицкриг" захлебнулся и Германии следует готовиться к затяжной войне, в которой многое будет зависеть от людских ресурсов. Высшее немецкое командование (OKW) решило организовать из советских военнопленных воинские формирования и использовать их в войне.

Первый "эксперимент" было решено провести с тюрками, мусульманскими народами Поволжья, Средней Азии и Кавказа.

Уже 14 октября 1941 г. появился официальный приказ OKW об отделении тюркских военнопленных и размещении их в специальных сборных лагерях, создававшихся тогда на оккупированных территориях Польши, Прибалтики, Белоруссии и Украины. 22 декабря 1941 г. появился приказ OKW о создании четырех легионов из военнопленных: Туркестанского, Армянского, Грузинского и Кавказско-мусульманского, который впоследствии был разделен на Азербайджанский и Северо-Кавказский. 15 августа 1942 г. последовал приказ о создании Волго-татарского легиона.

Штаб по созданию Восточных легионов с 18 февраля 1942 г. размещался в Рембертове, но вскоре был переименован в штаб Восточных легионов и переведен в Радом (Польша). С 23 января 1943 г. он стал именоваться Командованием Восточных легионов. Командиром легионов был назначен генерал-майор Ральф фон Хайгендорф. 22 апреля 1943 г. командир Восточных легионов получил полномочия командира дивизии.

Военное руководство легионами осуществлялось из Высшего командования сухопутных войск (ОКХ).

По мнению немецкого историка И. Хоффмана, общая численность всех легионеров составляла около 53 тыс. человек1 .

В Волго-татарский легион записывали татар (казанских и уфимских), чувашей, мордвинов, марийцев, удмуртов, башкир. Для облегчения вербовочной работы в Волго-татарский легион были созданы специальные лагеря военнопленных, где содержались только лица татарской, башкирской, чувашской, марийской, мордовской и удмуртской национальностей. Впоследствии они превратились в сборно-формировочные структуры Волго-татарского легиона, где всех военнопленных усиленно обрабатывали в антисоветском духе. Такими сборно-формировочными лагерями были Сельдце, Демблин, Кельце, Хелм, Ченстохова (все в Польше).

Советские военнопленные, точно указавшие свою национальность, из общих лагерей немедленно направлялись в сборно-формировочные лагеря. Условия жизни последних отличались от условий в обычных лагерях. Здесь пленные получали питание, приравненное к рациону немецкого солдата.


Александров Геннадий Александрович - кандидат исторических наук, доцент Волжского филиала Московского автомобильно-дорожного института. Чебоксары.

стр. 143


Обычно сразу же после вступления в легион военнопленных переводили в особый блок лагеря, где им выдавали немецкую военную форму с нарукавным знаком Волго-татарского легиона. В форме солдат немецкой армии легионеры присягали на верность Германии. Затем легионера направляли, в зависимости от состояния здоровья, в Волго-татарский легион или во вспомогательные части - так называемые рабочие батальоны. По прибытии в легион на каждого заполнялась карточка-анкета, он зачислялся в соответствующее подразделение, получал белье, одежду и обувь.

В июне 1944 г. в легионе была организована так называемая "православная рота" (3-я рота), где служили исключительно пленные православного вероисповедания: чуваши, марийцы, мордвины, удмурты. Эти легионеры ранее служили вместе с татарами и башкирами. Их численность была около 250 человек2 . В легионе имелись служители религиозного культа: у татар - муллы, у православных легионеров - священники, псаломщики.

28 августа 1942 г. первая партия татар, башкир, чувашей, марийцев, удмуртов и мордвинов была доставлена в военный лагерь, располагавшийся в окрестностях польской станции Едлино (в 12 км от Радома). 5 сентября 1942 г. - день приведения к присяге первой партии военнопленных - позднее был официально объявлен днем рождения Волго-татарского легиона. Всего было сформировано 7 батальонов. Курс обучения составлял 3 - 4 месяца. Когда в октябре 1943 г. легион в основном был переброшен на Запад, его штаб перевели в город Ле-Пюи (Юго-Восточная Франция).

Штаб легиона состоял из немецких офицеров и сотрудников из немцев и командиров из числа легионеров. Штаб имел 6 отделов: оперативно-строевой, военной цензуры и пересылки корреспонденции, культотдел, разведывательный и контрразведывательный, хозяйственный, финансовый. Отделом военной цензуры руководил татарин Салихов, культотделом - татарин Исламгулов, разведывательным и контрразведывательным - представитель разведоргана лейтенант Ленц и татарин Мичурин-Курбанов, который числился как прокурор легиона. В целях выявления антисоветских настроений среди легионеров разведывательный и контрразведывательный отдел имел массовую агентурно-осведомительную сеть. Резидентами, как правило, являлись переводчики, командиры отделений и взводов, обычно завербованные во время их пребывания на курсах подготовки младшего командного состава.

Командиром Волго-татарского легиона был назначен опытный военный, майор Оскар фон Зеккендорф. Он родился в Москве, хорошо говорил на русском, английском, французском, китайском, владел украинским и испанским языками. Позднее он был произведен в подполковники. В мае 1944 г. его перевели в штаб Восточных легионов, главой легиона назначили ротмистра Келле.

Создавая национальные легионы, немецкое командование не могло надеяться на полную благонадежность легионеров, так как среди них было немало лиц, которые не хотели служить немцам и при удобном случае дезертировали из легиона и переходили на сторону партизан (советских, французских, чешских, польских) или на сторону советских войск. Для предотвращения таких фактов все командиры батальонов, рот, взводов в легионе были назначены из немцев. Некоторые из них прошли специальную подготовку для работы на оккупированной части Советского Союза, владели русским языком, часть из них даже знала языки народов Поволжья. При Берлинском Ориентальном институте в 1942 г. существовали специальные курсы для немцев, на которых готовили будущих администраторов, гаулейтеров для управления оккупированными территориями национальных автономий СССР. Курсанты изучали языки этих народов. Наряду с командирами из немцев на младшие командные посты допускались и сами легионеры. Таким образом, в функцию командира-немца входил и контроль за командиром от легионеров.

Для подготовки офицеров немецкое командование организовало офицерские школы на станции Веселая (около Варшавы), в Радоме, на станции Узедом (Германия). При некоторых батальонах легиона функционировали курсы для подготовки младшего командного состава со сроком обучения 2 - 3 месяца. Такие курсы функционировали во Львове, Ченстохове, селе Крушино (Польша).

В школы и на курсы подготовки офицерского состава принимались легионеры, которые ранее имели командный опыт из числа преданных, дисциплинированных и вполне надежных легионеров. Легионерам после окончания этих школ и курсов присваивались военные звания от ефрейтора до фельдфебеля, и они направлялись в свои подразделения на командные должности.

Легионерам военные звания выше фельдфебеля не присваивались; звания лейтенанта и выше имели только те отдельные легионеры, которые служили в Российской освободительной армии (РОА) на командных должностях.

стр. 144


При Волжско-татарском легионе в начале 1943 г. в местечке Едлино была организована школа переводчиков. В этой школе основное внимание уделяли изучению немецкого языка, кроме того, проходили русский язык, строевую и тактическую подготовку. Окончивших школу переводчиков направляли в те же подразделения легиона, откуда они прибыли, где они назначались на штатные должности ротных переводчиков, а иногда - во взводы, иные работали при штабах, столовых, кухнях. Переводчики занимали и командные должности в качестве командиров отделений, взводов и рот. Некоторые легионеры изучали разведывательно-диверсионное дело в немецкой школе разведчиков-диверсантов, находившейся во Львове под видом школы переводчиков. После войны МГБ Чувашской АССР было установлено, что несколько человек из чувашей обучались в этой школе.

В легионе осуществлялась идеологическая обработка военнопленных. Эту работу проводило Татарское представительство в Берлине во главе с Шафи Алмасом. В первой половине 1944 г. выпускалось чувашское приложение "Атал-Уралшан" ("За Волгу-Урал") к татарской газете "Идель-Урал". Редактором издания был чуваш А. П. Кадеев (псевдоним Азамат). Всего было издано 14 номеров приложения3 .

На чувашском, марийском, мордовском и удмуртском языках печаталась газета "За национальную свободу". Газета называлась еженедельной, но из-за недостатка бумаги выходила 1 раз в 2 недели. Выходила газета с июля 1944 г. по февраль 1945 года. Редактировал газету чуваш Ф. Д. Паймук, его заместителем был Кадеев. Сотрудниками работали: Л. Михайлов - чуваш, секретарь редакции, М. Наумкин - заведующий мордовским отделом, мордвин. Вместе с ним мордовский отдел газеты вел М. Кирдяшкин. Короткое время проработал здесь П. Лучин; Г. Кузьмин - заведующий удмуртским отделом, удмурт; А. Герасимов - заведующий марийским отделом, мариец. Некоторые легионеры на допросах в 1946 г. показали, что в редакции работал еще чуваш М. Галубин4 .

Газета выпускалась тиражом 2 тыс. экземпляров. Паймук выпустил 15 номеров до разрушения помещения редакции в здании немецкого издательства, где размещались все редакции национальных газет. Кадеев в качестве заместителя редактора выпустил самостоятельно NN 16 и 17 в Потсдаме после переезда туда всех редакций.

Отдельные чувашские легионеры и офицеры из числа отличившихся на службе направлялись на курсы пропагандистов, которые функционировали в Потсдаме и Радоме. Лекции читались по следующим темам: история татарского народа; культура и искусство татарского народа; борьба тюркских народов с русским царизмом и большевизмом; борьба идель-уральских народов за национальное освобождение; история народов "Ид ель-Урал а": чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов и их культура; военная борьба идель-уральцев за свое освобождение; почему мы боремся против большевизма; возможности построения Идель-Уральского государства; татарский народ - государственный народ; печать - газета "Идель-Урал"5 .

В чтении лекций принимали участие сотрудники Татарского представительства и немцы из управления пропаганды штаба Восточных легионов. Из чувашей в чтении лекций участвовали И. Н. Скобелев, заведующий общим отделом Татарского представительства, уроженец деревни Нижний Курмей Абдулинского района Оренбургской области. Паймук читал лекции всего два раза по 1 часу в Потсдаме на тему "История чувашей, мордвы, марийцев и удмуртов". В Радом он не ездил ни разу6 .

Немцы читали лекции на темы: сельское хозяйство в Германии; труд и его оплата в Германии; национал-социализм. Они же проводили экскурсии со слушателями по Германии: по Берлину, Дрездену, Мюнхену, а также по Вене. Посещали музеи, театры, кино, библиотеки, знакомились с постановкой школьного начального образования. Срок обучения на курсах пропагандистов составлял полтора месяца. Обычно на эти курсы присылались татары, из других национальностей представителей было мало.

Татарское представительство имело три дома отдыха для легионеров: в Дрездене, в местечке Даргибель в 8 км от города Анклам (Померания) и в Цемпине. Последний в начале 1944 г. был переведен в местечко Узедом. Назначение этих домов отдыха - отдых легионеров в течение трех недель и пропаганда идей "Идель-Урала"7 . По существу дома отдыха являлись пропагандистской школой. Здесь был постоянный штатный пропагандист, пропагандистами были также заведующие домами отдыха и их помощники. Окончившие курсы пропагандистов в домах отдыха назначались ротными пропагандистами. В одном из названных домов отдыха служил В. С. Изосимов, уроженец деревни Индырчи Янтиковского района Чувашской АССР.

3 - 5 марта 1944 г. в городе Грайфсвальде (Померания) был проведен курултай (съезд) народов Идель-Урал. На курултай собралось около 200 делегатов, прежде всего от Волго-татарского легиона, чиновники из Восточного министерства, представи-

стр. 145


тели "дружественных народов". От чувашских легионеров были делегаты: Скобелев, Кадеев, Изосимов. На второй день заседаний, 4 марта, с речью на курултае выступил Скобелев. Съезд переименовал Татарское представительство в "Союз борьбы тюрко-татар за освобождение Ид ель-Урал а". В результате переименования эта антисоветская организация приняла как бы общенациональный характер народов Поволжья. Главной своей целью курултай провозгласил достижение государственной независимости Идель-Урала. Съезд создал постоянный центральный орган - президиум "Союза борьбы...", который включал в себя отделы: организационный, военный, пропаганды, финансов. Было решено, что в состав президиума должны включаться не только татары, но и представители угро-финских народов Идель-Урала. Расширение президиума "Союза борьбы..." и привлечение к руководству представителей других национальностей произошло по требованию делегатов этих национальностей. В президиум "Союза борьбы..." было избрано 12 человек, из них 10 являлись татарами8 . Кроме них в президиум были включены чуваш Скобелев и мариец Матвеев, который вскоре после съезда бежал из Волго-татарского легиона и был исключен из членов президиума. По предложению Скобелева и чувашских легионеров в состав президиума был включен Паймук, но президент "Союза борьбы..." Шафи Алмас категорически воспротивился этому и не утвердил его членства.

Паймук был недоволен засильем татар в "Союзе борьбы...". 12 сентября 1944 г. он заявил в Главном управлении СС: "Отношения в комитете (президиуме "Союза борьбы..." - Г. А.) не очень хорошие, почти такие же, как и у туркестанцев, где во главе встал представитель одного народа. Все это свидетельство политической глупости и тщеславия. А Шафи Алмас больше поддерживает своих соплеменников"9 .

Паймук задумал образовать в составе "Союза борьбы..." национальный отдел, куда должны были войти представители чувашских, марийских, мордовских и удмуртских легионеров. Предполагалось, что отдел возглавит Скобелев.

В газете "За национальную свободу" Паймук напечатал "Манифест" "Комитета освобождения народов России" ("КОНР"), принятый 14 ноября 1944 г. на так называемом съезде народов России в Праге. В "Манифесте" - своеобразной программе власовского движения - провозглашался вооруженный поход с целью свержения советской власти, созыв Учредительного собрания, ликвидация колхозов и развертывание частной хозяйственной инициативы. В "Манифесте" постоянно подчеркивалось, что он отвечает интересам всех народов России, и в частности, отмечалось: "Большевики отняли у народов право на национальную независимость, развитие и самобытность", а одним из главных принципов "новой государственности народов России", поставленным при перечислении на первое место, названо "равенство всех народов России и действительное их право на национальное развитие, самоопределение и государственную самостоятельность"10 .

"КОНР" изначально претендовал на представительство всех народов СССР. Шафи Алмас в письме от 17 октября 1944 г. писал фон Менде: "Исходя из нашей национальной борьбы, для нас невозможно идти вместе с русскими. Русские являются врагами других народов, они постоянно маскируются, чтобы осуществить свои империалистические цели. Власов же русский, весь способ его мышления - русский. Мы не против его стремлений, мы даже приветствуем создание русской армии и его стремление заниматься русскими проблемами, но нашими национальными проблемами он заниматься не должен"11 .

Недоверие национальных представительств к Власову проявилось в открытом протесте, который был составлен и подан на имя министра по делам оккупированных территорий Альфреда Розенберга 18 ноября 1944 года. Его подписали 9 человек. Подписавшие протест заявили о своем несогласии с Власовым, когда он выступает от имени всех народов СССР, считая, что в данном случае речь вновь пойдет о "русском господстве".

Сам Власов считал объединение усилий всех народов СССР в борьбе против сталинской тирании абсолютно необходимым для успеха созданного им движения. 17 декабря 1944 г. на заседании "КОНР" он повторил "Идея единения осознана всеми народами России как единственное условие победы".

Паймук решил выйти из "Союза борьбы..." и присоединиться к "КОНР". На допросе в 1946 г. он заявил: "Мои намерения создать в легионе роты из чувашей, мордвы, марийцев и удмуртов, так называемые "православные роты", укомплектовать их своим национальным составом, обучать их военному делу на своем родном языке, мои практические шаги в этом направлении встречали отпор со стороны руководства организации "Идель-Урал"12 .

10 января 1945 г. Паймук посетил Власова. Он заявил, что он лично и ряд чувашских легионеров выражают сочувствие платформе "КОНР" и желают присоеди-

стр. 146


ниться к цели и идеям этого комитета, вовсе не одобряя идей "Союза борьбы..." об "Идель-Урале". Паймук и Власов условились, что после перехода легионеров из чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов в "КОНР" будут образованы секции названных народностей, а вопрос о государственном устройстве этих народов будет разрешен позднее, после захвата власти. Власов предложил Паймуку договориться с Восточным министерством о его согласии на переход чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов с их газетой в ведение "КОНР" с образованием секций чувашской, мордовской, марийской и удмуртской, после чего это оформление произвести через оргуправление комитета, возглавляемого генерал-майором В. Ф. Малышкиным. 12 января последний подтвердил свое согласие.

На допросе в 1946 г. Паймук объяснил, что он обратился к Власову с вопросом о вхождении в "КОНР" из сочувствия к идеям манифеста в тот момент, считая, что это лучше, чем идея об "Идель-Урале".

Слияние с "КОНР" не состоялось из-за отрицательного отношения Восточного министерства и руководства "Союза борьбы..."

Немецкое командование пыталось использовать Волго-татарский легион в борьбе против советских партизан и Красной армии. 14 февраля 1943 г. 825-й батальон - самый известный из всех батальонов легиона - был направлен в район городов Витебск - Орша для борьбы с партизанами. Командовал им немец майор Цек, его заместителем был татарин Мухаммедов. В батальоне находилось чуть менее 900 человек (из них около 60 немцев). 22 февраля батальон поднял восстание. 506 человек перешли на сторону партизан, имея с собой три 45-мм пушки, шесть станковых пулеметов, четыре миномета, 22 ручных пулемета, 430 автоматов, 76 пистолетов, 26 лошадей. Немецкий персонал штаба был уничтожен. Оставшиеся на стороне немцев легионеры 825-го батальона были после этих событий отправлены в тыл и приписаны к другим соединениям.

826-й батальон в марте 1943 г. после восстания 825-го батальона был переведен на территорию Голландии в район города Бреда. Здесь он нес охранную службу и привлекался к другим работам.

Попытка использовать Волго-татарский легион на советско-германском фронте не дала положительных результатов. Многие легионеры при первом же столкновении с партизанами переходили на их сторону, зачастую уничтожив командный состав легиона. Немецкое командование решило использовать Волго-татарский и другие легионы на Западе, вдали от родины легионеров - во Франции, Бельгии и Голландии, в обороне "Атлантического вала", а также в борьбе против войск союзников. 23 сентября 1943 г. Гитлер отдал распоряжение о переводе всех восточных добровольцев с Востока на Запад. Приказ германского Генштаба о переводе Восточных легионов с территории Польши во Францию в распоряжение командующего группой армий "Запад" в городе Нанси (Восточная Франция) появился 2 октября 1943 года. Часть батальонов была оставлена в Польше и на Украине.

С октября 1943 г. два батальона легиона находились в городе Ле-Пюи, два батальона - на севере Франции и в Бельгии, участвуя в обороне и укреплении "Атлантического вала", остальные батальоны дислоцировались на территории Польши и на советско-германском фронте, где принимали участие в боевых операциях против советских партизан и обслуживали тылы немецкой армии.

Легион, дислоцировавшийся в Ле-Пюи, после прибытия во Францию стал активно участвовать в подавлении партизанского движения французского народа против немецких оккупантов. Карательные операции начались с конца 1943 г. и продолжались вплоть до разгрома легиона французскими партизанами 19 - 20 августа 1944 года. Эти операции против партизан легион проводил в Юго-Восточной Франции в районе городов Ле-Пюи, Клермон-Ферран, Сент-Этьен, Лион. Впереди легиона двигалась немецкая жандармерия и прочесывала местность. На боевые операции легион выезжал как в полном составе, так и отдельными ротами. Причем некоторые операции продолжались в течение 3 - 4 недель13 .

После высадки англо-американских войск на севере Франции партизанское движение французов стало массовым. Волго-татарский легион с этого времени постоянно использовался в военных операциях.

18, 19 и 20 августа 1944 г. Волго-татарский легион в течение трех дней участвовал в боях против французских партизан "маки" в окрестностях Ле-Пюи. В результате боя партизаны окружили легионеров со всех сторон, и утром 20 августа часть легиона сдалась в плен, часть легиона вырвалась из окружения партизан и ушла в город Рорбах (Эльзас-Лотарингия). В числе попавших в плен к "маки" оказалась "православная рота" в полном составе. В плену у партизан рота находилась в течение месяца, а затем в сентябре была направлена на сборный пункт советских репатрииру-

стр. 147


емых граждан в Ле-Пюи. Большинство бывших легионеров, служивших в "православной роте", были арестованы и приговорены Военным трибуналом к различным срокам наказания.

Растрепанные подразделения Волго-татарского легиона из Рорбаха передислоцировались в г. Ордруф и г. Ное-Гаммер (Германия), где легион снова переформировался, пополнился за счет вновь прибывших из Польши легионеров из рабочих батальонов.

В феврале 1945 г. в связи с наступлением союзников с Запада и Красной армии с Востока одну часть легиона направили на Восточный фронт, где легионеры строили оборонительные сооружения. Там легион вместе с немецкими частями участвовал в боях против наступающей Красной армии14 .

Некоторым легионерам нельзя было доверить оружие в силу их "политической неблагонадежности" или по состоянию здоровья. Такие легионеры направлялись в рабочие батальоны, которые предназначались для обслуживания тылов немецкой армии, строительства оборонительных сооружений немцев.

Все рабочие батальоны, сформированные в сборно-формировочных пунктах национальных легионов, объединялись в одну рабочую бригаду под командованием немецкого полковника фон Полле.

Подразделения этой рабочей бригады, с учетом сложившейся обстановки на фронте, передавались различным германским войсковым соединениям. Например, в 1944 г. 3-й рабочий батальон был передан 17-й немецкой армии, действовавшей в Польше. 4-я рота этого батальона, состоявшая из чувашей, мордвинов, марийцев, удмуртов, татар и башкир, использовалась, в частности, в авторемонтных мастерских во Львове, где восстанавливали для германской армии автомашины, прибывшие с Восточного фронта; в трофейном парке, где легионеры разбирали металлолом, поступивший с фронта; в санитарном парке, где разгружалось, сортировалось госпитальное имущество, оборудование, перевязочные материалы, медикаменты; на прессовке сена для германского интендантства в районе г. Станислав; на железной дороге станции Стрый (Львовская обл.), где легионеры производили погрузочно-разгрузочные работы 15 .

Численность рот в рабочих батальонах доходила до восьми. Эти рабочие батальоны иногда использовались и в карательных операциях против польских и чешских партизан. Так, например, 5-я рота 3-го батальона в декабре 1944 г. в районе г. Кельце подверглась нападению со стороны польских партизан. На выручку роте штабом батальона были посланы легионеры, обучавшиеся на батальонных курсах младших командиров, и немцы. В результате завязавшегося боя было убито до 20 легионеров и 3 немца16 . 4-я рота этого батальона в 1945 г. участвовала в боевых операциях против чехословацких партизан. Известно, что 1-й рабочий батальон участвовал в 1944 г. в подавлении Варшавского восстания.

Немецкое командование особо не интересовалось этническим составом пленных из поволжских народов и по собственному усмотрению причисляло их к какому-нибудь антисоветскому формированию. Так, из чувашей, марийцев, удмуртов и мордвинов был создан 837-й Волго-финский батальон, который включили в состав Северо-Кавказского легиона, где служили военнопленные осетины, чеченцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы и др., большинство которых исповедовали ислам.

837-й Волго-финский батальон формировался на станции Веселая, где находился с марта до начала августа 1943 года. За это время батальон был полностью укомплектован. Для подготовки младшего командного состава при батальоне были созданы курсы, через них были пропущены все командиры отделений, взводов и рот. Батальон состоял из четырех рот полного состава, из них 1-я, 2-я и 3-я роты были стрелковые, а 4-я рота - пулеметно-автоматная. Кроме того, имелась еще штабная рота и противотанковая батарея. Численность легионеров в батальоне доходила до тысячи человек17 .

Командиром батальона был зондерфюрер (капитан) Бекман, командирами рот и взводов были также немцы. Но наряду с ними в ротах и взводах были командиры от легионеров. Командирами 1-й, 2-й и 3-й рот были чуваши. Командир 1-й роты Иванов позднее стал заместителем командира батальона и имел звание лейтенанта немецкой армии. Заместителем командира батальона был мордвин Карпов, лейтенант немецкой армии18 .

В августе 1943 г. 837-й батальон в полном составе выехал в Черниговскую обл. для борьбы против советских партизанских соединений. Здесь он был привлечен к прочесыванию лесного массива между Днепром и Десной. Партизаны беспрерывно следили за его действиями и при тактически выгодной обстановке наносили короткие, но чувствительные удары по батальону.

В конце сентября 1943 г. под ударами Красной армии немцы спешно стали отступать за Днепр. Волго-финский батальон также переправился на правую сторону

стр. 148


Днепра. Здесь батальон до середины октября строил оборонительные рубежи для немецкой армии (копал траншеи, огневые точки и др.).

В октябре 1943 г. часть 837-го Волго-финского батальона была погружена в эшелон и отправлена во Францию в Ангулем. Здесь батальон разбили поротно и направили в разные места. Подразделения батальона охраняли французских, англо-американских военнопленных, содержавшихся в немецком лагере Сорре (в 100 км от г. Бордо), конвоировали военнопленных на работу, охраняли железные дороги Бордо - Ангулем, Бордо - Париж от нападений "маки". Батальон неоднократно участвовал в боевых операциях против партизан. В августе 1944 г. батальон вместе с немцами под натиском высадившихся англо-американских войск и, главным образом, "маки", начал отступать в глубь Германии.

В сентябре 1944 г. Волго-финский батальон перестал существовать, большинство легионеров сдалось в плен французским партизанам или союзным войскам, другие дезертировали, чтобы скрыть в дальнейшем свое участие в преступлениях против Родины.

Для подготовки из военнопленных чувашской национальности будущих немецких ставленников на случай оккупации немцами Чувашской АССР и агентов-пропагандистов в июне 1942 г. был организован специальный чувашский лагерь в г. Швар-ценберг и его филиал в местечке Бостхорст (в 10 км от г. Шварценберг). Организатор лагеря - сотрудник Восточного министерства, доктор тюркологии Иоханнес Бенцинг, хорошо изучивший чувашский язык и работавший в Восточном министерстве в подотделе поволжских народов. В лагере содержалось до 100 человек (вместе с филиалом в Бостхорсте, где было 16 - 18 человек). Большинство из них имело среднее образование. Условия жизни в этом лагере в корне отличались от условий жизни в других обычных лагерях военнопленных. Содержавшиеся в лагере пленные ходили свободно по городу, особой охраны со стороны немцев не было. Питание было приравнено к питанию солдата немецкой армии, получали плату до 30 немецких марок в день ".

Все содержавшиеся военнопленные с первых же дней подвергались усиленной пропагандистской обработке. Их призывали беспрекословно подчиняться всем распоряжениям немцев, не жалеть сил для достижения победы немецкой армии над Советским Союзом. Немецкие пропагандисты обещали после победы Германии над большевизмом поставить изменников на высокие должности в Чувашской АССР, выделить им участки земли. В начале 1943 г. все находившиеся в лагере и его филиале вступили в Волго-татарский легион и дали письменное обязательство верно служить немецко-фашистскому государству. Обработка шварценбергских военнопленных в духе преданности Германии проводилась под руководством профессора Бенцинга и его учеников - слушателей Берлинского Ориентального института.

В лагере силами легионеров организовывали концерты, где выступали струнный оркестр, чувашский хор, ставили на сцене пьесу Кадеева "Телейсер уяв" ("Несчастливый праздник").

Кадеев был приглашен Бенцингом к редактированию чувашской газеты "Чаваш зершыве" ("Чувашская родина"). Единственный номер газеты на 4 страницах вышел в июне 1943 г. тиражом 10 тыс. экземпляров. Газета была рассчитана на легионеров и угнанных в Германию чувашей. Она была напечатана латинизированным шрифтом, плохо понимаемым чувашами, поэтому от них было много жалоб. Этим воспользовался президент Татарского представительства Шафи Алмас и добился прекращения издания газеты через Восточное министерство.

При деятельном участии Кадеева, Трофимова и других лиц, находившихся в лагере Шварценберг, Бенцинг составил книгу "Чувашия" - историко-географический и экономический сборник о чувашах. Кроме сведений о промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, дорогах, лесах в нем был помещен список народных комиссаров Чувашской АССР. В книге имелись фотоснимки военнопленных как иллюстрации типов чувашского населения. На обложке была сделана надпись: "Для служебного пользования". Книга была издана Восточным министерством на немецком языке.

Кадеев и Трофимов составили немецко-чувашский словарь, состоящий из 2000 слов с разговорником. Этот словарь издали в потсдамской типографии по инициативе Бенцинга. При участии Кадеева была составлена грамматика чувашского языка в помощь изучающим чувашский язык и напечатана по инициативе того же Бенцинга. Кадеев и Бенцинг приступили к составлению большого немецко-чувашского словаря, включающего в себя 15 тыс. слов, но словарь не был издан.

Основная масса легионеров Шварценбергского лагеря вплоть до разгрома немецкой армии находилась на месте, кроме 21 легионера, которых в конце 1942 г. направили в немецкую армию в части зенитной артиллерии в районе Гамбурга.

стр. 149


Примечания

1. ГИЛЯЗОВ И. А. На другой стороне. Коллаборационисты из поволжско-приуральских татар в годы Второй мировой войны. Казань. 1988, с. 53.

2. Архив Управления ФСБ РФ по Чувашской Республике (АУ ФСБ), д. 11 - 717, л. 4.

3. Там же, л. 8.

4. Там же, л. 10.

5. Там же, л. 13.

6. Там же, л. 16.

7. Татарское представительство ставило целью создание при помощи немецких штыков так называемого "свободного государства Идель-Урал" (Волго-Урал), в которое должна была войти территория между Волгой и Уралом в границах Татарской, Башкирской, Чувашской, Мордовской, Марийской, Удмуртской АССР, далее на восток до уральских гор, а на юг - вплоть до Астрахани. Идея образования государства Идель-Урал была перенята Татарским представительством из брошюры белоэмигранта Гаяза Исхаки "Идель-Урал".

8. АУ ФСБ, д. П-717, л. 18.

9. Там же, л. 20.

10. Там же, л. 23.

11. Там же, л. 26.

12. Там же, л. 30.

13. Там же, л. 38.

14. Там же, л. 48.

15. Там же, л. 67.

16. Там же, л. 78.

17. Там же, л. 87.

18. Там же, л. 107.

19. Там же, л. 156.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ВОЕННОПЛЕННЫЕ-ИЗ-РЕСПУБЛИК-ПОВОЛЖЬЯ-НА-СЛУЖБЕ-ВЕРМАХТА

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Г. А. АЛЕКСАНДРОВ, ВОЕННОПЛЕННЫЕ ИЗ РЕСПУБЛИК ПОВОЛЖЬЯ НА СЛУЖБЕ ВЕРМАХТА // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 01.03.2021. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ВОЕННОПЛЕННЫЕ-ИЗ-РЕСПУБЛИК-ПОВОЛЖЬЯ-НА-СЛУЖБЕ-ВЕРМАХТА (date of access: 05.12.2024).

Publication author(s) - Г. А. АЛЕКСАНДРОВ:

Г. А. АЛЕКСАНДРОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1177 views rating
01.03.2021 (1375 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ИСЛАМСКИЙ КАПИТАЛ В ПОЛЕ РЫНОЧНОЙ АКТИВНОСТИ
3 hours ago · From Urhan Karimov
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОЛИ ХАНА И ХАРАКТЕРЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ У МОНГОЛОВ В НАЧАЛЕ XIII в.
4 hours ago · From Urhan Karimov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КЛИНЧ. КОНФЛИКТЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И ПОЛИТИКА РОССИИ
12 hours ago · From Urhan Karimov
ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ ДО ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА
12 hours ago · From Urhan Karimov
О ПОЛОЖЕНИИ И СТАТУСЕ АРАБСКОГО ЯЗЫКА НА КОМОРСКИХ ОСТРОВАХ
13 hours ago · From Urhan Karimov
СПИСОК СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ "АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ ЕВРАЗИИ" В 2007 ГОДУ
Yesterday · From Urhan Karimov
АМУЛЕТЫ ИЗ ЕГИПЕТСКОГО ФАЯНСА С ТЕРРИТОРИИ ГОРНОГО АЛТАЯ
Yesterday · From Urhan Karimov
КУШАНСКИЕ И КУШАНО-САСАНИДСКИЕ МОНЕТЫ ИЗ ЛЕБАПСКОГО РЕГИОНА (по материалам археологических исследований в области Амуля)
Yesterday · From Urhan Karimov
ПАМЯТНИК АТЛЫМСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕКЕ ЕНДЫРЬ
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ВОЕННОПЛЕННЫЕ ИЗ РЕСПУБЛИК ПОВОЛЖЬЯ НА СЛУЖБЕ ВЕРМАХТА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android