BIBLIO.KZ - цифровая библиотека Казахстана, репозиторий авторского наследия и архив

Зарегистрируйтесь и создавайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Это удобно и бесплатно. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора. Делитесь с миром Вашими работами!

Libmonster ID: KZ-103
Автор(ы) публикации: А. ДАВИДОВИЧ

поделитесь публикацией с друзьями и коллегами

Казахский филиал Академии наук СССР. Институт истории, археологии и этнографии. Каз. ОГИЗ. Алма-Ата. 1945. 200 стр.

Чокан Чингисович Валиханов (1837 - 1865) занимает в истории казахской культуры исключительное место. Талантливый учёный, бесстрашный путешественник-исследователь, материалист и демократ по своим взглядам, верный патриот своей родины, Валиханов много сделал для просвещения своего народа и сближения его с великим русским народом.

Передовые русские учёные - знаменитый географ П. П. Семёнов-Тянь-Шаньский, этнограф Г. Н. Потанин, сибиревед Н. М. Ядринцев и др. - посвятили памяти своего близкого друга Ч. Валиханова статьи, полные восхищения его творчеством и талантом. Даже в сухих отчётах Императорского Русского географического общества, обычно не щедрого на похвалы, особенно "инородцам", учёные заслуги Ч. Ч. Валиханова получили высокую оценку.

Однако дореволюционная историография прошла мимо Валиханова. Буржуазных историков меньше всего интересовало развитие общественной мысли колониальных народов. Только после Октябрьской социалистической революции его имя появилось в печати. Но облик Валиханова при этом нередко совершенно искажался. Например, местные буржуазные националисты объявили Валиханова своим идейным "отцом".

Монография Х. Айдаровой полностью опровергает такой взгляд, равно как и утверждение, что Валиханов был русификатором и чуть ли не агентом царизма в Казахской степи. Эта книга, являясь первым специальным исследованием о жизни и творчестве Ч. Валиханова, правильно показывает характер и развитие его социально-политических и культурных воззрений.

Этап за этапом детально рисует автор жизнь и деятельность казахского просветителя. Появление крупнейшего просветителя Казахстана связано в монографии с происходившим тогда поворотом в общественно-экономическом строе этой страны и показано на фоне классовой борьбы в казахском обществе и в России.

В книге, помимо введения и заключения, имеется восемь глав: "Формирование личности", "Начало научной деятельности", "Экспедиция в Кашгар", "Поездка в Петербург", "Жизнь в ауле", "Последние годы", "Мировоззрение Ч. Ч. Валиханова", "Валиханов как учёный".

В первой главе читатель знакомится с формированием личности Валиханова, с его детством и юношеством, Чокан родился в европеизированной аристократической семье, тесно связанной с русскими интеллигентами и чиновниками, с одной стороны, и с деятелями национально-освободительного движения - с другой. Прадедом Чокана был знаменитый в казахской истории хан Аблай, стремившийся объединить и укрепить казахское ханство. Близкие родственники Валихановых играли руководящую роль в народных восстаниях 1837 - 1847 гг. за независимость казахского народа.

стр. 157

Ещё в детстве Чокан познакомился с героическими страницами родной истории и с произведениями национальной культуры. Уже тогда, в родном ауле, "зародилась его нерасторжимая связь с собственным народом" (стр. 30).

Молодого Чокана отдали в Омский кадетский корпус. Хотя при поступлении он "ни слова не знал по-русски", он скоро стал первым учеником.

Вопреки существовавшему мнению, что в корпусе Валиханов находился в руках невежд-солдафонов, Х. Айдарова показывает, что Валихамов получил там идейную зарядку от прогрессивно настроенных учителей. Преподаватель литературы - пропагандист идей Белинского - Костылецкий научил Чокана любить русскую литературу, критически относиться к окружающему, привил ему вкус к научной работе. Преподаватель истории - поклонник французской революции - Гонсевский ввёл Чокана в курс политической жизни, так что вскоре казахский мальчик стал для своих, старших годами русских товарищей "окном в Европу" (стр. 37).

Чокана выпустили из корпуса на год раньше его товарищей: как "инородцу" ему не разрешили слушать специальные военные науки, которые изучались на последнем курсе.

Оставшись служить в Сибири, молодой офицер продолжал начатые ещё в корпусе занятия по глубокому изучению истории, географии и этнографии Средней Азии. Валиханов вращается в кругу образованных, прогрессивно настроенных омских интеллигентов. Он близко сходится с ссыльным петрашевцем С. Ф. Дуровым и с гениальным русским писателем Ф. М. Достоевским. Обоснован вывод автора, что усиленное чтение, влияние начавшегося общественного подъёма и воздействие петрашевца Дурова сделали Валиханова сторонником передовых, демократических идей. Дружба с Дуровым, Достоевским и др. сблизила Валиханова "с русским народом, "о не ослабила его любви к родному народу" (стр. 47).

Во второй и третьей главах читатель следует за начинающим учёным в таинственную Джунгарию и в далёкий Кашгар, куда Валиханов проник под видом кокандского купца. Последнее путешествие было оценено Русским географическим обществом как "замечательный географический подвиг со времени Марка Поло" (стр. 169). Двадцатилетний Валиханов был избран в действительные члены Русского географического общества.

Собранный Валихановым богатейший материал о природе, истории, этнографии, экономике и политическом состоянии Джунгарии и Кашгара поднял завесу над "неведомым и загадочным краем". Эти труды, не потерявшие ценности и сегодня, прославили Валиханова среди учёных России и Европы.

В предисловии к сочинениям Валиханова акад. Н. Веселовский, скорбя о преждевременной кончине учёного-путешественника, называет его недолгую жизнь блестящим метеором, промелькнувшим над нивой востоковедения. Н. Веселовский пишет, что русские ориенталисты единогласно признали в лице Валиханова "феноменальное явление".

Х. Айдарова вводит читателя в лабораторию мысли Валиханова, подробно знакомя с дневником последнего. В этих заветных тетрадях наряду с географическими описаниями дамы зарисовки исторических событий, описание туземцев и их жизни. Здесь ярко выражены передовые взгляды Валиханова, видна активная работа его мысли. Например, в записи о кашгарцах Валиханов хвалит их за веротерпимость, за предоставление свободы женщинам и с горечью отмечает, что этот народ постоянно подвергался угнетению. С гневом и возмущением пишет Валиханов об эксплоататорах и чиновниках, грабящих народ.

Вернувшегося из путешествия Валиханова вызвали в Петербург, где он прожил год (1860 - 1861), Специальная глава посвящена его жизни и творчеству в столице. Общественная атмосфера столицы была накалена. Бурлили политические страсти. Валиханов мог непосредственно наблюдать разгоревшуюся борьбу между помещиками-крепостниками, либералами и демократами.

Круг петербургских знакомых Валиханова был широк и разнообразен: высшие чиновники, с которыми его связывала служба, учёные, литераторы, студенческая молодёжь. Автор правильно утверждает, что пребывание в Петербурге помогло Валиханову шире, всестороннее, глубже помять русскую и западноевропейскую культуру. Здесь укрепились его демократические взгляды. Характерен следующий эпизод, приведённый в книге. Однажды на параде стоявший возле Валиханова молодой князь, которого толкнул какой-то серый кафтан, сказал: "Что это не почистят публику?" Чокан быстро заметил ему: "А вы читали, как Разин чистил публику?" (стр. 93).

В столице Валиханов подготовил к печати труды: "Очерки Джунгарии", "О состоянии Алты-Шара и т. д.", "О дикокаменных киргизах", "Аблай" и др.

Из-за развившейся чахотки Валиханов вынужден был покинуть север и вернуться в отцовский аул. В пятой главе описывается его полная трагической борьбы жизнь в ауле. Быстро вскрылось глубокое противоречие "между культурным представителем казахского народа, воспринявшим передовые взгляды 60-х годов, и традиционными аристократическими понятиями и нравами казахского аула" (стр. 102). Нарушая волю родителей, он отказался жениться на дочери аристократа и влюбился в простую служанку. Это сочли безнравственным.

Валиханов вёл борьбу с произволом местных феодалов и с отсталостью патриархального быта, освящаемого феодальной религией - исламом. Валиханов писал поэту Майкову: "С местными султанами (аристократами. - А. Д. ) и богачами из чёрной кости я также не лажу, потому что они дурно обращаются со своими бывшими рабами... Я требовал не раз, чтобы они платили им жалование и чтобы обращались, как с человеком, в противном случае грозил законом. Зато с пролетариатом степным я в большой дружбе и скоро сходимся" (стр. 113).

стр. 158

Валиханов, аристократ по происхождению, вёл борьбу как с казахской аристократией, так и с богачами "из чёрной кости".

Чтобы получить возможность действенно бороться с "чиновничьим произволом" и с "деспотизмом богатых", Валиханов выставил свою кандидатуру на выборах старшего султана от Атбасарского округа. Несмотря на ожесточённое сопротивление крупных скотовладельцев - баев, - Валиханов получил на выборах большинство голосов. Но генерал-губернатор не утвердил его. Царский сатрап предпочёл Валиханову, известному своими демократическими взглядами, ставленника баев - неграмотного человека, бывшего не раз под судом, но зато готового рабски служить колонизаторам.

Несмотря на тяжёлые невзгоды и болезнь, Валиханов продолжал свои научные труды. В ауле он написал работы "О преданиях и легендах Большой киргиз-кайсацкой орды", "О киргизском родословии", "О вооружении казахов" и др.

Последние годы жизни Валиханова описаны в шестой главе. В 1853 г. он приезжает в Томск и резко обрушивается на подготовленный правительством проект реформ казахского суда биев. В специальной записке он просит генерал-губернатора не утверждать проекта, который будет служить лишь "удовлетворению тщеславия богатых киргиз и обогащению русских чиновников". В другой записке - "О кочёвках киргиз" - он разоблачает политику экономического притеснения "инородцев".

После краткосрочной службы в особом Западно-Сибирском отряде, действовавшем в Средней Азии, Валиханов, возмущённый жестокостями участников отряда, уехал в город Верный, а оттуда - в один из аулов. Там он женился и прожил остаток своих дней.

Автор опровергает ошибочный взгляд на "возвращение в юрту" Валиханова как на "что-то драматическое", подобное уходу пушкинского Алеко в шалаш кочевников, где нравы проще и чище. Х. Айдарова доказывает, что это вовсе не было возвращением, ибо Валиханов вовсе "не уходил", не отрывался от юрты. "Валиханов жил "в юрте постоянно" и всю жизнь активно мыслил о путях приобщения "юрты" кратчайшей дорогой к европейской культуре" (стр. 127).

Две последние главы и заключение подводят итог исследованию: суммируют данные о мировоззрении Валиханова и о его роли как учёного. Вполне обоснован вывод автора, что историческое значение Валиханова заключается в том, что он в середине прошлого столетия "впервые в истории развития казахской общественной мысли выступил материалистом, стоя на уровне русского наступающего материализма 60-х годов" (стр. 197). Являясь первым просветителем, Валиханов в общественной и культурной жизни казахского народа "положил начало идеям прогрессивного развития и европейской культуры". В качестве учёного Валиханов внес первый вклад казахского народа в общую сокровищницу прогресса человечества" (там же). Результаты его смелых путешествий и по сей день служат науке.

На главный вопрос, стоявший перед его народом, куда идти: к сохранению "азиатчины" или к сближению с Россией и Европой, - Валиханов дал ясный и решительный ответ: "Вперёд, в тесном единении с Россией и Европой, но во имя сохранения и развития жизненных национальных сил и особенностей казахского народа" (стр. 195). Валиханов связывал будущность Казахстана с Россией, причём залогом успеха он считал "взаимную дружбу обоих народов". Себе он поставил задачей "широко развернуть просвещение казахского народа и тем самым ликвидировать неприязнь казахов к европейской и русской культуре. Этим задачам подчиняет он свои научные исследования о Казахстане и целеустремлённо ведёт их" (стр. 168).

Автор правильно отмечает идеалистическую ограниченность Валиханова во взглядах на общественную жизнь человеческого общества. Эта ограниченность привела его к политическим ошибкам. Не зная законов общественного развития, Валиханов преувеличивал роль просвещения и религии.

Он считал, что плохие общественные порядки нужно и можно изменить "путём просвещения народных масс, убеждения правящих кругов и разумных реформ" (стр. 197).

Эти ошибки Валиханова, его непоследовательность в методах борьбы за поставленные задачи автор считает "результатом отсталости Казахстана, результатом наступающей реакции после половинчатой реформы в России, результатом оторванности Валиханова от центра и его происхождения из аристократической среды, с которой он не порывал связи" (стр. 197).

*

Х. Айдарова успешно справилась с задачей показать первого казахского просветителя в процессе его внутреннего роста в связи с особенностями современного ему, столь сложного периода истории Казахстана и России. Она использовала обширнейший материал, ввела в науку большое количество новых, до сих пор неизвестных фактов, дала правильную оценку многим фактам, ранее неверно толковавшимся.

Книга написана живо, просто и потому легко и с большим интересом читается. Однако она несвободна от недостатков. Хорошо выяснив прогрессивные взгляды Валиханова, показав его как глубокого учёного и самостоятельного мыслителя, автор не осветил в достаточной мере весьма важный вопрос: какое влияние оказал Валиханов на современное ему казахское общество? Прекрасно описав трогательную дружбу, связывавшую Валиханова с рядом русских интеллигентов, автор фактически обошёл молчанием вопрос о его друзьях в казахском обществе. Написав, что "знания и умственное развитие ещё больше укрепили его внутреннюю связь со степью" (стр. 47), автор не показал, в чём конкретно проявилось это укрепление связи Валиханова с казахской средой.

Недочётом монографии является и то, что автор несколько суммарно характеризует деятельность. Валиханова как учёного. В книге имеется специальная глава "Валиханов как учёный", но она даёт слишком общую характеристику. Чувствуется необходимость в специальных разделах, посвященных деятельности Валиханова в каждой из наук, которыми он занимался: истории, этнографии, географии. Недостаточно конкретно описаны отдельные стороны мировоззрения Валиханова, особенно его философские взгляды.

Техническим недочётом книги является значительное число опечаток, лишь частично отмеченных на специальном вкладыше.

Отмеченные недостатки не могут, однако, ни в коей мере затмить достоинства книги и умалить её значения, как удачного начала научной биографии крупнейшего просветителя и учёного Казахстана.

Orphus

© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

http://biblio.kz/m/articles/view/АЙДАРОВА-Х-ЧОКАН-ВАЛИХАНОВ

Похожие публикации: LRussia LWorld Y G


Публикатор:

Казахстан ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ДАВИДОВИЧ, АЙДАРОВА Х. ЧОКАН ВАЛИХАНОВ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 08.11.2017. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/АЙДАРОВА-Х-ЧОКАН-ВАЛИХАНОВ (дата обращения: 10.12.2018).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. ДАВИДОВИЧ:

А. ДАВИДОВИЧ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Свежие статьиLIVE
Публикатор
Казахстан Онлайн
Астана, Казахстан
443 просмотров рейтинг
08.11.2017 (397 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Ключевые слова
Похожие статьи
И. Я. ЯКОВЛЕВ. Письма. Чебоксары. Чувашское книжное изд-во. 1985. 366 с.
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
Рецензии. ЗД. ВЕСЕЛЫ. ЧЕХОСЛОВАКИЯ И "ПЛАН МАРШАЛЛА" (К ПРОБЛЕМАТИКЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЧЕХОСЛОВАКИИ В 1945 - 1948 ГГ.)
Каталог: Политология 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
Рецензии. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ АФРИКИ. ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ.
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
КРЕСТЬЯНСКИЕ НАЧАЛЬНИКИ В СИБИРИ (1898 - 1917 ГГ.)
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
Рецензии. Н. И. ПАВЛЕНКО. ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ПЕТРОВА
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛИЗМА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Каталог: Культурология 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
В. В. СОГРИН. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
Рецензии. Л. М. СПИРИН, А. Л. ЛИТВИН. НА ЗАЩИТЕ РЕВОЛЮЦИИ. В. И. ЛЕНИН, РКП(Б) В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Каталог: Политология 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ XVII В. Б. М. ХИТРОВО
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн
ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ИЛИ РАННЯЯ НОВАЯ ИСТОРИЯ?
Каталог: История 
20 дней(я) назад · от Казахстан Онлайн

ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА
Либмонстр - это бесплатный инструмент для сохранения авторского наследия. Создавайте свои коллекции статей, книг, файлов, мультимедии и делитесь ссылкой с коллегами и друзьями. Храните своё наследие в одном месте - на Либмонстре. Это практично и удобно.

Либмонстр ретранслирует сохраненные коллекции на весь мир (открыть карту): в ведущие репозитории многих стран мира, социальные сети и поисковые системы. И помните: это бесплатно. Так было, так есть и так будет всегда.


Нажмите сюда, чтобы создать свою личную коллекцию
АЙДАРОВА Х. ЧОКАН ВАЛИХАНОВ
 

Форум техподдержки · Главред
Следите за новинками:

О проекте · Новости · Отзывы · Контакты · Реклама · Помочь Либмонстру

Цифровая библиотека Казахстана ® Все права защищены.
2017-2018, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK