Вскоре после Февральской революции в Якутске сформировалась группа молодых якутов, примкнувших к большевикам. Костяк этой группы составляли: М. К. Аммосов, П. А. Ойунский, И. Н. Барахов и С. М. Аржаков. В советской историографии этих людей традиционно называли якутскими коммунистами. Однако заметим, для них приоритетной была борьба за суверенизацию якутской нации, за обретение и реализацию народом права определять содержание и характер своей политической, экономической и культурной жизни, руководствуясь правом нации на самоопределение. При этом по социальным вопросам они действительно ориентировались на коммунистические идеи, выступали за построение социалистического государства, а затем и коммунистического общества. Поэтому, на наш взгляд, их мировоззрение и политическую деятельность правомерно охарактеризовать как национал-коммунизм.
Февральская революция активизировала политическую деятельность якутской интеллигенции. С 26 марта по 16 апреля 1917 г. прошел съезд якутов и русских крестьян Якутской области. Подготовку съезда в сжатые сроки успешно провела крестьянско-инородческая комиссия, возглавляемая Г. В. Ксенофонтовым. По оценке исследователя Н. Н. Дьяконовой, "I Съезд якутских и русских крестьян 27 марта 1917 г. представлял практически все слои населения. Ведущую роль в работе съезда играла якутская интеллигенция" 1. Как представитель якутской молодежи, на съезде начал свою карьеру политика Аммосов. Якутский историк Е. Е. Алексеев отмечал, что позднее, в 1928 г., его друг и соратник Ойунский (Слепцов) писал, что на этом съезде Аммосов впервые выступил с вопросом об автономии Якутии: "М. К. Аммосов заявил о праве якутского народа на самоопределение "в форме автономии". Вопроса об автономии до М. К Аммосова никто не поднимал. И внутри партии об этом впервые заговорил тоже Максим Аммосов, в связи с чем возник большой спор" 2. Обратив внимание на впервые прозвучавшее требование автономии, историки упускают националистический дискурс речи Амосова. Именно ...
Читать далее