На протяжении раннего средневековья на просторах Европы - от Британских островов на западе, Скандинавии на севере, Балкан на юге и Восточно-Европейской равнины на востоке - происходило распространение христианства среди населения тамошних стран. Благодаря распространению христианства средиземноморская античная цивилизация вступила в тесное политическое, экономическое и культурное взаимодействие с раннеклассовыми обществами Европы, расположенными севернее Дуная и восточнее Рейна - естественных границ былой Римской державы.
Одной из актуальных проблем является оценка характера и сущности методов христианизации, которая на практике была настоящей революцией в умонастроении больших масс населения, уничтожение в значительном объеме старого, родоплеменного мировоззрения и изменение всех сфер общественной и частной жизни. Уже по этой причине христианизация не могла обойтись без жертв и разрушений. Без обсуждения вопроса о соотношении между мирными и насильственными приемами воздействия на население, о роли государственного насилия в миссионерской практике того времени не обходится ни одно исследование.
Так, применительно к истории крещения Киевской Руси ряд авторов оценивает обращение в христианство как насильственное и принудительное по своему характеру, особенно при крещении зависимого населения1. Другие историки пишут о "сравнительно мирном" распространении христианства на Руси и преобладании мирных методов принятия новой веры, что, по их мнению, обусловило длительное сохранение язычества среди населения2. В целом, признается, что обращение населения в христианство на Руси было растянувшимся во времени и многоэтапным, а насилие применялось государственной властью лишь по мере необходимости подавить сопротивление язычников на окраинных и зависимых от христианского центра землях3.
Язычество в Древней Руси не имело строго выработанного ритуала и жрецов, сложившихся подобно галльским друидам в обособленную от остального населения общественную группу, ...
Читать далее