Работа основана на полевых материалах 1998 - 2000, 2005 - 2007 гг., собранных автором среди уймонских старообрядцев, проживающих в селах Усть-Коксинского р-на Республики Алтай, а также в г. Горно-Алтайске. Рассматриваются проявления двойственного отношения уймонских кержачек к украшениям, красному цвету и яркости одежды в целом: реальное бытование этих элементов в культуре костюма на фоне их идеологического осуждения, основанного на христианских аскетических принципах. В исследовании раскрываются различные уровни соответствия между запретами в одежде и их реализацией.
Ключевые слова: уймонские старообрядцы, украшения, красный цвет, яркость одежды, правила и запреты, аскетизм.
"Господь бы на земле жил, тоже бы согрешил", - любят приговаривать уймонские староверы. В этой поговорке отражено отношение народа к сложнейшей проблеме сосуществования идеологического и практического уровней традиционной культуры, представления о том, как должно быть, т.е. различные правила и запреты, а также фактический уровень быта и стиль поведения. Проблема особенно актуальна для старообрядческой культуры, для которой характерно чрезвычайно большое количество запретов, что четко осознают сами носители культуры: "У нас такая вера - нам же ничего нельзя" (ПМА, 2005, М. И. Утятников, 1946 г.р., г. Горно-Алтайск). Чтобы понять традиции староверов полнее, необходимо проанализировать идеологические установки, в частности, в отношении одежды, в контексте их фактической реализации в быту. Если не учитывать подобной двойственности, то можно получить не вполне соответствующее реальности представление о народной культуре. В настоящей работе раскрывается проблема противопоставления реалий обыденной жизни и запретов на их использование. Она проявляется в традиционной культуре старообрядцев Уймонской долины Горного Алтая. Исследование базируется на полевых материалах автора, собранных в селах Усть-Коксинского р-на Республики Алтай, а также г. Горно-Алтайске в 1998 - 2000, 2005 - 2008 гг.
В результате ко ...
Читать далее