И. РЕШЕТОВ
Кандидат политических наук
В эпоху нарастающей и всеобъемлющей глобализации российское общество заинтересовано в объективной и всесторонней оценке перспектив развития СМИ, анализе наиболее существенных тенденций в сфере массовой информации и присущих ей противоречий, поскольку организация массовых коммуникаций напрямую влияет на структуру и динамику общественной жизни в целом. Япония прочно занимает передовые рубежи в разработке и внедрении научно-технических новшеств, в том числе в области информационных технологий (ИТ). Анализируя опыт Японии в организации медийного пространства и современное состояние японских СМИ, мы в определенной мере можем получить представление о технологических очертаниях будущего собственных массовых коммуникаций.
Японский опыт организации медийного пространства представляет интерес по ряду причин. Япония - это страна, лидирующая в разработке и внедрении научно-технических новшеств в области ИТ-разработок. И, что не менее важно, Япония, в отличие от стран Запада, обладает сравнительно недолгим опытом демократического общественного устройства. Полвека назад американская оккупационная администрация инициировала социальные преобразования в соответствии с ценностями либеральной идеологии, провозгласив в том числе и свободу слова.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что система СМИ в Японии отличается значительным своеобразием, касающимся представлений о роли прессы в жизни общества, содержания ответственности журналистов, допустимого объема государственного регулирования медиа-рынка и др. Роль Японской вещательной корпорации (NHK) в жизни общества, ее место в системе СМИ - это еще одна отличительная особенность, которая составляет специфику массовых коммуникаций в Японии на современном этапе.
NHK: 78 ЛЕТ ВЕЩАНИЯ
20 августа 1926 г. по решению правительства три первые японские радиостанции были объединены в рамках одной компании - Японская вещательная корпорация (Ниппон Хо:со: Ке:кай)1 . Всемирно известная аббревиатура "NHK" стала испол ...
Читать далее