В Западной Европе, как и в Киевской Руси, христианизация населения в раннее средневековье (в смысле акта принятия христианства в отличие от евангелизации, понимаемой как усвоение основ вероучения и превращение их в постоянные мотивы поведения) была во многом поверхностной и оставила, особенно в сельских местностях, мощный и нетронутый пласт языческих верований. Часть из них сохранилась в виде реликтов, проявлявших себя в повседневной жизни крестьян, а другая их часть постепенно трансформировалась под влиянием христианства и послужила одной из основ для становления народной религиозности.
В нашей статье речь пойдет о Франкском королевстве времен Меровингов (VI - первая половина VIII вв.). Церковь в это время начала проповедь христианства за Рейном и верхним Дунаем. Одновременно она продолжила начатую еще в IV в. христианизацию на севере Галлии. Христианские общины в здешних городах в большинстве распались под ударами варварских нашествий V в. Языческие верования, сохранявшиеся среди слабо романизированного кельтского населения, были дополнены язычеством германцев - салических франков на севере Галлии, рипуарских франков - в долине Мозеля, алеманнов - на левобережье верхнего Рейна. Проявления язычества долго сохранялись в мировоззрении крестьянства во Франции (Гуревич 1985: 538 - 540).
Стабильное поддержание частью населения своих языческих верований нуждалось в наличии определенной материальной основы для их отправления, в частности, в особых местах для совершения культовых действий. К настоящему времени для
Владимир Николаевич Дряхлов - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории государства и права. Филиал Московской государственной юридической академии, г. Киров.
стр. 78
исторической литературы нет сомнений в том, что древние германцы помимо исполнения обрядов у культовых мест природного характера - священных рощ и деревьев, камней, рек и озер - имели также и определенные культовые строения. Основные данные из письменных источников о культовых мест ...
Читать далее