Одним из актуальных вопросов кавказоведения является проблема изучения этнотерриторальной сепарации адыгского населения Северо-Западного и Центрального Кавказа позднего средневековья. В отечественной историографии существует теория, согласно которой названия адыгских областей трансформировались в племенные названия вне зависимости от уровня их классового строя.
Первые сведения о названиях адыгских этнических областей содержатся в работах итальянских авторов XV века. Важным источником информации является сообщение жившего в 1434 - 1452 гг. в г. Тане венецианца Иосафата Барбаро: "Если ехать из Таны вдоль берега упомянутого моря, то через три дня встретится область, называемая Кремук. Правитель ее носит имя Биберды, что значит "богом данный". Он был сыном Кертибея, что значит "истинный господин". Под его властью много селений, которые по мере надобности могут выставить две тысячи конников. Там прекрасные степи, много хороших лесов, много рек. Знатные люди этой страны живут так, что разъезжают по степи и грабят, особенно купеческие караваны, время от времени здесь проходящие. Они имеют превосходных лошадей, сами крепки телом, отличаются мужеством и лукавством, лицом схожи с нашими соотечественниками. Хлеба в этой стране много, а также мяса и меда, нет вина. За Кремуком обитают разные народы, в недельном расстоянии один от другого, такие как, кипики, татакозцы, собайцы, кевертейцы и ас или аланы"1.
Область Кремук, центр которой находился на среднем течении р. Кубань, географически совпадает с известным в XVI-XIX вв. адыгским княжеством Кемиргой (вариант - Темиргой). Название Кемиргой (адыгское - Ыэмыргуей), состоит из двух частей KIэмыргу + ей, то есть принадлежащее Кемругу. В русских летописях XVI в. княжество фигурирует как Кумурга или Кумук2. Таким образом, наблюдается не только полное совпадение географического положения описываемых областей, но и названий, правда с незначительными искажениями, которые легко объяснить особенностями языков.
Иден ...
Читать далее