Впервые понятие "социальное государство" было использовано прусским общественным мыслителем Л. фон Штайном1 в середине XIX в., наиболее широкое распространение этот термин получил лишь после того, как в 1949 г. в Конституцию ФРГ было включено выражение "sozialer Rechtsstaat", которое дословно переводится как "социальное правовое государство".
Как показывает исторический анализ, сроки, скорость и приоритетность введения тех или иных социальных пособий достаточно различаются, что предопределяется не только экономическими, но и социально-политическими факторами, такими как политические идеалы правящей верхушки, доминирующие настроения в обществе, осознание остроты социальных проблем. Исторический опыт свидетельствует, что переход от авторитарного государства к социальному является одной из закономерностей развития человеческого общества.
Современное немецкое общество на данном этапе едино в понимании того, что хотя необходимости демонтирования существующей системы социального государства можно и нужно избежать, есть существенные причины говорить о важности проведения реформ в социальной политике, которые должны базироваться на историческом переосмыслении опыта создания социального государства ФРГ. Именно поэтому тема исторического развития социального государства актуальна.
"Федеративная республика Германия - это демократическое и социальное федеративное государство", так говорится в ст. 20 Основного закона, - "конституционный порядок в федеральных землях должен соответствовать основным положениям республиканского, демократического и социального правового государства в понимании Основного закона"2 (ст. 28). Прилагательного "социальный" в отношении государственного устройства послевоенной Германии не содержалось в проектах Основного закона, хотя это был исходный пункт развития немецкого государства. Дискуссии о понятии социального государства особенно активно велись в немецком обществе в начале 1950-х годов. Установились две точки зрения на пробле ...
Read more