Современная французская буржуазная историография занимает важное место в мировой исторической науке. В западной историографии и, более того, во всем буржуазном обществоведении она по многим направлениям выступает в роли первооткрывателя и лидера. Это было достигнуто благодаря основательному пересмотру системы методологических концепций, обслуживавших буржуазную историческую науку до начала XX в. и касавшихся познавательных функций истории, принципов и приемов исследования, выбора объекта наблюдения, понятий исторического факта, источника, принципов критики источников, характера причин и сущности изменений в истории и др.
Эта методологическая перестройка французской буржуазной исторической науки в значительной степени связана с именами таких выдающихся ученых, как М. Блок, Л. Февр и Ф. Бродель, с деятельностью большой группы историков, ставшей теперь широко известной, как школа "Анналов" (по названию созданного в 1929 г. Блоком и Февром журнала "Анналы экономической и социальной истории"). Мы применяем в отношении "Анналов" устоявшийся в советской историографии термин "школа", считая его обоснованным, хотя и не выражающим в полном объеме представляемое этим журналом направление. Само оно никогда не было жестко очерченным, всегда оставалось весьма аморфным, в нем уживались представители разных научных и идейных течений, кроме того, оно существенно менялось во времени. И все- таки была некая доминанта, которая отличала "Анналы" от всех других направлений, - она-то и является объектом анализа в данной статье.
За минувшее 50-летие школа "Анналов" приобрела не только французское, не и мировое звучание. К настоящему времени ей посвящена обширная зарубежная литература1 , одна из самых характерных особенностей которой - крайняя полярность оценок: от апологетики до столь же неумеренного отрицания значения школы "Анналов" и даже подчеркивания ее "вредности" для буржуазного обществоведения. Это знаменательно само по себе - не так уж часто какая-то буржуазная историческая школ ...
Читать далее