ВЛАДИСЛАВ КОНДРАТЬЕВ
ЧТО РУССКОМУ ЗДОРОВО…
К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ И РАЗВИТИИ ПОСЛОВИЦЫ
Напрасный труд – нет, их не вразумишь. Чем либеральней, тем они пошлее, Цивилизация – для них фетиш, Но недоступна им её идея. Как перед ней ни гнитесь, господа, Вам не снискать признанья от Европы: В её глазах вы будете всегда Не слуги просвещенья, а холопы.
Федор Тютчев. Май 1867.
Избранное[1]
Европа в отношении к России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна.
А. С. Пушкин[2]
Существуют некие мудрости (пословицы, поговорки и т. п.), считающиеся, по тем или иным причинам, народными, которые воспринимаются как настолько естественные, что невозможно усомниться в источнике их происхождения: это – сам народ их придумал. Это означает, что если та или иная мудрость воспринимается как, например, принадлежащая народу N, вернее, до народа N относящаяся, то и считается, что придумана она именно народом N. Надо, также, иметь в виду, что если мы имеем дело с русской народной мудростью, то возможны варианты: если мудрость служит к очернению народа, то такая мудрость признаётся безусловно правдивой, а если к славе, то она всячески берётся под сомнение. Это не голословное заявление и далее мы приведём примеры такого отношения.
В качестве предварительного примера приведём стихотворение Ф. М. Тютчева:
Умом – Россию не понять,
Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить[3].
Как нетрудно заметить в стихотворении есть противопоставление ума и веры.
При этом мы должны помнить, что вера – “означает признание чего-либо истинным с такою решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями”[4]. И далее: “Если вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного оп ...
Читать далее