Объединение немецких земель в империю под властью прусских Гогенцоллернов, осуществленное первым рейхсканцлером О. Бисмарком, стало определяющим фактором политической, экономической, общественной и культурной жизни Германии. Главной целью "железного" канцлера, а затем его преемников являлось создание мощного государства, способного тем же образом, которым было достигнуто единство Германии, - "железом и кровью" - завоевать себе место под солнцем. Для этого, помимо усиленного развития военной промышленности и реорганизации армии по прусскому образцу, необходимо было насадить во всех областях империи прусские государственные порядки и прусский дух в идеологии.
Вот почему в кайзеровской Германии придавалось большое значение воспитанию верноподданнических чувств. Были проведены реформы средней и высшей школ, после которых чинопочитание, карьеризм, культ грубой силы и превращение учащихся в бездумных исполнителей приказов оказались, словно вписанными в учебные программы. О подобной роли школы говорили тогда крупнейшие писатели: Г. Манн в романах "Учитель Унрат" и "Верноподданный", Т. Манн в "Будденброках", Г. Гессе в повести "Под колесами".
Оживляется средневековая теория "Великой Германии", учащаются в выступлениях кайзеровских идеологов напоминания о ее былом величии. Г. Шёнерер выдвигает в 1880-е годы идею присоединения Австрии к Германии. Постепенно формируется политическая доктрина, получившая название пангерманизма. В 1891 г. возникает шовинистический Пангерманский союз, целью которого было дальнейшее объединение под эгидой Пруссии всех земель, где проживают "потомки германских племен". Чтобы "сплавить вместе прусский и германский дух", требовалось содействие интеллектуалов, которые могли помочь победить "холодное равнодушие к политической жизни со стороны людей, чувствительных к вопросам интеллектуальным и эстетическим"1 .
Чтобы заставить творческую интеллигенцию участвовать в политической борьбе и верно служить интересам правящих классов, по ней наносится масси ...
Читать далее