С 1880-х годов элита Российской империи ощущала тревогу за незыблемость вековых устоев политической системы. Рост антимонархических, атеистических, революционных настроений, подъем терроризма, убийство самодержца - и впервые не верхушкой гвардейской аристократии... В такой обстановке власть, не желая отказываться от самодержавной формы правления и идти на требуемые обществом реформы, стремилась - в полном соответствии с принципом Ж. -Ж. Руссо, постепенно становившимся основой убеждений политиков всего мира, - "показать народу вещи такими... какими они должны ему представляться". Вместо реальных изменений подданным предлагалось отвлечься от мыслей о настоящем положении страны, рисуя картины идеализированного прошлого, лежащего в основе современного общественного устройства, поэтому казалось бы, не нуждающегося в изменениях.
Важное место в создании иллюзии государственного благополучия отводилось праздникам. В конце XIX - начале XX в. праздников в Российской империи было огромное количество; в их числе - традиционные народные, придворные, коммерческие, этнические, религиозные праздники1 . Особо праздновались юбилеи. С помощью юбилейных торжеств их устроители рассчитывали охватить наибольшую аудиторию, наиболее успешно внедрить свои идеи и представления о прошлом, настоящем и, главное, о будущем страны. Количество и размах отмечавшихся юбилеев постоянно увеличивались всю вторую половину XIX в., и к началу века XX можно говорить о непрерывной волне юбилейных торжеств.
От обычных ежегодных праздников юбилеи принципиально отличаются тем, что заставляют выстраивать историческую перспективу, создают некую линию исторического развития, протягивая нить не только от прошлого к настоящему, а и к будущему2 . Круглые даты побуждают оценивать пройденный путь, создают атмосферу диалога с прошлым, причем, в зависимости от политических, научных, идеологических установок, прошлое может выступать не в виде застывшей константы, но в качестве меняющейся действительности, подчас столь ж ...
Читать далее