Ф. Энгельс изучает древнюю историю
"Ethnographisch-archaologische Zeitschrift" . Berlin. 1975, N 2.
Так озаглавлена статья руководителя группы истории греко-римской культуры Центрального института древней истории АН ГДР Х. Лабуске. Как подчеркивает автор, К. Маркс и Ф. Энгельс, обращаясь к докапиталистическим формациям, стремились научно обосновать вывод, что капиталистический способ производства никаким образом не являлся "естественным" и "вечным", что он возник исторически и закономерно обречен на гибель (стр. 269). Основоположники марксизма, обладая глубокими знаниями по классической античности, неоднократно высказывались по вопросам древней истории, исследовали и интерпретировали их.
Основа этих знаний была заложена у них еще в годы гимназического обучения. Если от времени школьного обучения Маркса известны лишь его экзаменационные сочинения, то в отношении гимназиста Энгельса мы располагаем многими материалами, большей частью еще не опубликованными. Среди них оценки Энгельса по древним языкам, древней истории и географии. Автор характеризует общее состояние школьного дела в рейнской провинции и особенно подробно в тех школах, где пришлось обучаться Энгельсу. Осенью 1834 г. он перешел из государственной школы г. Бармена в гимназию г. Эльберфельда. Здесь поддерживались традиции Просвещения и классики. Сам Энгельс называл эту гимназию лучшей в Прусском государстве. Хотя при назначении учителей решающее слово оставалось за церковными общинами, все же в гимназии преподавали молодые педагоги, не очень считавшиеся с религиозной доктриной. Правительство боялось либеральных и демократических настроений части учительства, прежде всего тех, кто недавно окончил университет, оно требовало ежемесячных донесений об их поведении. Д-р Ханчке, "провизорный" директор, постоянно давал на этот счет заведомо неверные сведения.
В приведенном Х. Лабуске учебном плане гимназии главное место занимают древние языки. Энгельс в течение трехлетнего пребывания в гимназии приобрел по ним ...
Читать далее