На сегодняшний день существует много проблем, связанных с происхождением айнов. Начальные этапы этнической истории этого народа уходят корнями в далекое прошлое. Целый ряд аспектов традиционной культуры айнов во многом остаются до настоящего времени малоизученными.
Верхние границы становления айнской народности, согласно большинству современных японских исследователей, определяются XIII в., т. е. заключительным этапом эпохи Сацумон (VIII - XIII вв.). Территория расселения айнов была обширной и включала в себя Сахалин (яп. Карафуто), Хоккайдо (до революции Мэйдзи Эдзо или Эдзогасима), Курильские о-ва (яп. Тисима), кроме того, побережье реки Амур и южную часть побережья Камчатки. Непосредственное влияние на айнов оказывали нивхи и ороки - на Сахалине, ительмены - на Камчатке, кроме того, русские - на Курильских о-вах и японцы - на Хоккайдо (Сасаки 2001: 6). Археологические и письменные источники свидетельствуют о том, что наибольшего расцвета айны достигли в эпоху Кинсэй (с начала XVII в. по 1868 г.).
Постепенное угасание айнской культуры происходило в ходе колонизации. Особенно со второй половины XVIII - XIX в. активно осуществлялась ассимиляция айнов, поэтому были утрачены или трансформированы до неузнаваемости многие представления, обряды, методы традиционных ремесел. Дело усугубили и проблемы внешней политики между Россией и Японией, в результате которой произошло поэтапное насильственное переселение айнов с Сахалина и Курильских о-вов на Хоккайдо. В 1855 г. по Симодскому трактату, к Японии отошла южная часть Курильских о-вов. В этом русско-японском договоре Сахалин был обозначен как "не разделенная" между двумя государствами территория. В 1875 г. стороны заключили еще один договор, в соответствии с которым все Курильские о-ва переходили к Японии в "обмен" на южную часть Сахалина. После поражения России в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. к Японии был присоединен и юг Сахалина. В 1884 г. японцы осуществили переселение аборигенов Курильских о-вов на о-в Шикот ...
Читать далее