НАДЕЖДЫ ТАШКЕНТА ПОЛУЧИТЬ БОЛЬШИЕ ФИНАНСОВЫЕ ВЫГОДЫ ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АМЕРИКАНЦАМ АВИАБАЗЫ ОПРАВДАЛИСЬ ДАЛЕКО НЕ ПОЛНОСТЬЮ.
В ходе антитеррористической операции в Афганистане США широко использовали среднеазиатский плацдарм, что привело к активизации их отношений с центральноазиатскими странами СНГ, включая Узбекистан. В некоторых вашингтонских кругах вновь возродилась идея ставки на Ташкент как на основного партнера США в Центральной Азии. Эту идею при администрации Б. Клинтона продвигали с помощью организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). В Ташкенте в свою очередь появились надежды на крупные американские финансовые вливания в обмен на предоставление американцам военно-воздушных баз и укрепление военно-политического сотрудничества Узбекистана с США и НАТО.
Однако после разгрома основных сил талибов и террористической организации "Аль-Каида" ценность узбекских баз снизилась, и на первый план вновь вышли сложные проблемы в отношениях между двумя странами. Еще раз подтвердилось то обстоятельство, что при решении тактических задач Вашингтону с помощью разовых финансовых вливаний и обещаний экономической помощи удается удерживать Ташкент в русле своих интересов, но в стратегических вопросах интересы обеих сторон значительно расходятся.
БОЛЬШИЕ АВАНСЫ
Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов был одним из первых среднеазиатских лидеров, который после терактов 11 сентября понял, что из антитеррористической операции в Афганистане можно извлечь определенные геополитические и экономические выгоды.
В частности, предоставляя американской армии базу в Ханабаде, он рассчитывал, что США заодно "разберутся" и с предводителем узбекских вооруженных экстремистов из "Исламского движения Узбекистана" (ИДУ) Джумой Намангани. Эти расчеты оправдались: Намангани, по некоторым данным, погиб, и в любом случае не представляет сейчас угрозы нынешним властям в Узбекистане.
Позиция Ташкента содействовала укреплению позиций Узбекистана на международной аре ...
Читать далее