В христианских конфессиях, массово представленных в России, протестантизм занимает второе место после православия. В настоящее время в стране около полутора миллионов протестантов разных деноминаций. История этого религиозного движения, существующего в России вот уже полтора столетия, исследована пока довольно слабо. Среди вопросов, заслуживающих внимания историков, на одно из первых мест может быть поставлена тема бурного всплеска протестантских умонастроений среди высшей петербургской аристократии в 1870-е годы.
О типе русского аристократа-протестанта читающая российская публика XIX-XX вв. имела весьма смутное представление. К середине 1870-х гг. в России успели смениться несколько поколений аристократов, проживших свою жизнь вне сколько-нибудь направляющего влияния Православной церкви. В империи к этому времени успел уже набрать достаточную силу процесс секуляризации, охвативший и значительную часть российских дворян. Если бы не ряд весьма нетривиальных событий в жизни петербургского высшего света середины 1870-х гг., тенденция секуляризации дворянского сознания сохранялась бы в прежнем, или даже во все более усугубляющемся виде. Однако, для многих из тех, на кого самодержавная власть привыкла опираться, все сложилось иначе, и им суждено было пережить неожиданное для них самих духовное пробуждение. Столичным титулованным аристократам, пережившим в детстве состояние полусознательной православности, а в юности и зрелости ставшим добычей вольтерьянского скепсиса, довелось вступить в совершенно новую фазу духовной жизни. Вчерашние завсегдатаи дворцовых раутов, великосветских салонов стали превращаться в активных участников регулярных богослужений, горячих молитвенников, неустанных проповедников благой вести и выполнять те пастырские функции, которые в Православной церкви выполняли только священнослужители.
Обычно русский аристократ XIX в. только в очень редких, исключительных случаях мог перейти в духовное сословие и принять сан священника. Для такого ...
Читать далее