В. С. КУЗНЕЦОВ
Доктор исторических наук
Ключевые слова: Китай, мусульмане, Китайское исламское общество
Общая тенденция к политизации ислама проявилась и в жизни многонациональной общины китайских мусульман.
В первую очередь, это касается Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР), в котором в последние годы активизировались сепаратистские силы, под знаменем ислама выступающие за отделение Синьцзяна. Прежде всего - это "Исламское движение Восточного Туркестана" (ИДВТ), с которым связывают террористические акты, призывы развязать джихад, а также межэтнический конфликт в Урумчи летом 2009 г.
Внутриполитическая стабильность в Синьцзяне - предмет особых забот как центральных, так и местных властей.
В Белой книге Госсовета КНР "Национальная безопасность Китая в 2008 году" говорится, что сепаратистские силы, стремящиеся к "независимости Восточного Туркестана", представляют угрозу единству и безопасности Китая.
"Мы должны полностью осознать, что борьба с тремя силами (терроризмом, сепаратизмом и религиозным экстремизмом) - острая, сложная и долговременная (выделено нами - В. К.) задача, - заявил председатель правительства СУАР Нур Бекри в отчете правительства на 2-й сессии местного народного собрания1. - Угрозы должны "пресекаться в зародыше и нужно предотвращать насильственную деятельность террористов". Местное население, настаивал Бекри, должно занять "четкую позицию (выделено нами. - В. К.) против этнического сепаратизма и незаконной деятельности, осуществляемой под покровом религии"2.
Все это придает особую, непреходящую остроту мусульманскому вопросу в Китае3.
В то же время следует отметить, что мусульмане проживают и в других регионах КНР, и далеко не везде среди них религиозный экстремизм находит отклик.
НА УЛИЦЕ БЫКА
Пекин. Улица Нюцзе (Быка).
Она традиционно представляла собой своего рода мусульманский анклав. Об этом несколько лет тому назад наглядно свидетельствовали протянутые через улицу полотнища с надписями "Хуэйминъская средняя школа", "Хуэйминъская чита ...
Читать далее