(ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ)
Великая Октябрьская социалистическая революция породила стремление с новых революционных позиций познать прошлое человечества, включая и античную эпоху. Еще в годы гражданской войны и империалистической вооруженной интервенции под рубрикой "Образцы человечества" печатались книжки не только о Разине, Пугачеве, Робеспьере и Марате, но и о Спартаке, Прометее, Шлимане. В театрах ставились трагедии Эсхила и Софокла, комедии Аристофана. Живой интерес к событиям прошлого, созвучным современным революционным процессам, к "связи времен" опровергал мнения некоторых ученых и деятелей тех лет, будто изучение классического мира - монополия буржуазной науки, будто "марксистам было не до того"1 .
Овладение теорией марксизма-ленинизма, историческим материализмом и его применение к исследованию конкретных проблем древнего мира представляли собой очень сложную задачу2 . Новая наука не могла появиться "сразу в законченном виде и во всеоружии, как Афина из головы Зевса"3 . Необходимо было преодолеть буржуазно-идеалистические взгляды на проблемы возникновения и развития общества, рассмотреть их на принципиально новой - диалектико-материалистической - основе. Советская наука об античности складывалась как органическая часть общеисторических знаний, в напряженной идейной борьбе с влиянием зарубежной и русской дореволюционной буржуазной историографии.
Огромное значение в формировании советской науки, в утверждении ее методологических принципов, в создании научной и материальной основы имела деятельность Коммунистической партии и Советского государства. Важное значение придавалось, в частности, привлечению старых специалистов4 . В. И. Ленин был убежден, что прогрессивно мыслящие ученые дореволюционной школы придут к научному сотрудничеству с народом, к признанию коммунизма "через данные своей науки,.. по- своему" 5 . Он ставил задачу оказания помощи старым научным кадрам в освоении марксистского учения, интересовался деятельностью "Свободной ассо ...
Читать далее