С интервалом около года в Петербурге вышли в свет сборники статей двух авторов: "На разные темы (1893 - 1901)" (1902 г.) П. Б. Струве и "От марксизма к идеализму (1896 - 1903)" (1903 г.) С. Н. Булгакова, запечатлевшие исходный момент складывавшегося в России критического направления в марксизме. Оба автора отмечали, что данное направление возникло раньше или во всяком случае независимо от аналогичного движения, происходившего в западноевропейской философской и общественно-политической мысли; внимание русских марксистов особенно привлек труд профессора римского права в Галле, теоретика неокантианства Р. Штаммлера "Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории" (1896 г.). При этом роль катализатора сыграло стремление к философскому осмыслению социал-демократического движения, его базисных интерпретаций познания и действия. Как отмечает Н. С. Плотников, "этот комплекс вопросов был сфокусирован в дискуссии рубежа веков на так называемой "этической проблеме""1 . Речь идет о заложенном в марксизме противоречии между утверждением самоценности человеческой личности, ее эмансипации, безусловным утверждением права свободы - и устранением личности как таковой из социального процесса, подчиненного законам экономической необходимости.
Попытка "привлечь к обоснованию марксизма критическую философию", предпринятая Струве в книге "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России" (1894 г.), получила продолжение в его статье "Свобода и историческая необходимость" (1897 г., отклик на книгу Штаммлера). На проблему, рассматриваемую Штаммлером и Струве, отозвался и Булгаков.
Сама тематика книги Штаммлера была близка не только профессиональным интересам Булгакова, тогда же выпустившего книгу "О рынках при капиталистическом производстве". Стремясь быть ортодоксальным марксистом, он считал своим нравственным и научным долгом опровергнуть критику Штаммлером экономического материализма, марксизма как самого последовательного выражения позитивизма, "на ...
Читать далее