Несмотря на достаточно большое количество исследованных в западно-сибирской лесостепи курганов раннего железного века, в погребениях, в основном разграбленных, от поясов сохраняются лишь отдельные элементы. Поэтому остатки тканых поясов, обнаруженные в кург. 7 могильника Чепкуль-9 в Притоболье, имеют большое значение для изучения данной категории находок. Они рассматриваются в контексте всей коллекции курганного погребального комплекса. Анализируется планиграфическое и стратиграфическое залегание инвентаря. Погребальный обряд и материалы захоронений позволяют отнести тканые пояса, как и другие находки из кургана, к саргатской культуре и датировать их в пределах III в. до н.э. - I в. н.э. При изучении текстильных образцов из погребений 2 и 3 применялся материаловедческий и структурный анализ. По технологическим признакам удалось реконструировать технологию изготовления текстиля. Изучение состава инвентаря и сопоставление с материалами из саргатских и других памятников раннего железного века в конечном счете позволили определить место пояса в погребальной одежде захороненных женщин и подробно описать внешний вид поясов в момент погребения.
Ключевые слова: курганный могильник Чепкуль-9, саргатская культура, погребения с остатками ткани, инвентарь, текстиль, тканый пояс, безворсовый ковер-килим, шерстяное полотно, полотно из волокон растительного происхождения, ткани от предметов одежды.
Введение
Пояса ранних и средневековых кочевников Азии изучаются в основном как одна из категорий материальной культуры, отражающая развитие этнокультурной традиции, и как определенная знаковая система [Добжанский, 1990]. Остатки наборных поясов раннесакского времени обнаружены на памятниках степей и лесостепей Евразии от Приаралья до Алтая и Тувы, включая Прикамье, Казахстан и Памир [Таиров, 2007]. В Западной Сибири и на сопредельных территориях данная категория находок является весьма редкой. Несмотря на достаточно большое количество исследованных саргатских курганов, в погребениях най ...
Читать далее