Тихоокеанская Азия (ТА)1 представляет собой крупнейшее геоэкономическое и геополитическое пространство: численность населения - около 2.3 млрд. человек (2010 г.), а совокупный ВВП региона практически достиг 15 трлн. долл., что составляет 25% его мирового объема или примерно равно ВВП США. При этом неоспоримыми экономическими лидерами региона являются Китай и Япония - на них приходится более 65% совокупного ВВП ТА2.
Естественно, что бурный экономический рост и расширение связей между экономиками ТА привели к становлению разного рода региональных институтов, формирующих здесь интеграционную среду. Самым широким по охвату стран (выходящий за рамки ТА) и наименее формальным является созданный в 1989 г. форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), включающий в себя кроме стран ТА ряд государств восточного побережья Тихого океана (США, Канада, Мексика, Перу и Чили). Другой характер (и географический, и содержательный) имеет субрегиональное политико-экономическое объединение - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). По следам (и в результате) азиатского финансового кризиса 1997 - 1998 гг. в ТА началось становление новых субрегиональных и региональных экономических группировок. Прежде всего, это тройка стран Северо-Восточной Азии - СВА-3 (Япония, Китай и Южная Корея), а также более широкое по охвату образование: АСЕАН плюс СВА-3 (АСЕАН плюс три - АПТ).
На сегодняшний день наибольшая степень интеграции достигнута в рамках АСЕАН, включая производные форматы сотрудничества с отдельными странами СВА: АСЕАН плюс Китай, АСЕАН плюс Япония и АСЕАН плюс Южная Корея.
Основой развития интеграционных процессов в ТА и их институциализации на данный момент являются внутрирегиональная торговля, а также сотрудничество в финансовой сфере.
ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Институциональной основой интеграции на основе торговли в ТА выступают зоны свободной торговли (ЗСТ), первой из которых стала ЗСТ АСЕАН и Китая. Идею ее создания выдвинул тогдашний премьер Госсовета КНР Чжу ...
Читать далее