Примечательное для многих капиталистических стран возвышение исполнительной власти над законодательной получило во Франции отчетливое закрепление в конституции 1958 года. Установленная тогда V республика была связана с новым этапом в развитии французского государственно-монополистического капитализма, когда особенно быстро стал протекать процесс концентрации капитала и когда центры политических решений переместились из парламента к президенту республики и премьер-министру, к канцеляриям министров и правлениям монополий-гигантов.
Проблемное изучение истории V республики, удачно продолженное в последнее время монографиями И. М. Бунина и Э. А. Арсеньева1 , не может не затронуть такое новое явление, как усиление роли технократии в системе государственного и партийного механизма Франции. Бюрократизация общественной жизни - одно из средств приспособления капитализма к современным условиям классовой борьбы. Только с 1954 по 1968 г. персонал государственных и общественных служб во Франции, включая местные органы власти, увеличился более чем на 60%2 . Ныне он насчитывает более 3,5 млн. человек3 . Особое, привилегированное место не только в бюрократическом аппарате, но и в политической жизни страны заняла технократия - "специалисты по общим идеям", управляющие почти бесконтрольно сложными звеньями государственного механизма. Наряду с менеджерами крупных капиталистических предприятий технократы образуют новую командную прослойку господствующего класса. По некоторым данным, высшие административные кадры во Франции составляли в 1972 г. 58,2% класса крупной и средней буржуазии4 .
Благоприятные условия для процветания технократии создала конституция 1958 года. Французские государственные деятели и правоведы обычно определяют V республику, установленную генералом Ш. де Голлем, как нечто среднее между президентским и парламентским режимом. По словам видного политолога Ф. Гогеля, эта республика представляет собой "парламентский режим без суверенитета парламента"5 . Как известно, ко ...
Читать далее