В трудах советских историков раскрыты идейно-теоретические основы современной буржуазной исторической науки, охарактеризованы ее существенные черты и основные течения, детально рассмотрены некоторые наиболее значительные историографические явления. Вместе с тем теоретико- методологические искания современной буржуазной историографии ставят перед исследователями новые вопросы, ответ на которые заставляет внимательно следить за тенденциями ее развития. Только обнаружив эти тенденции, выявив их подлинный научный смысл и идейную направленность, можно установить закономерности развития современной буржуазной исторической науки.
По крайней мере два обстоятельства серьезно затрудняют решение этой задачи. Одно из них - незавершенность самого объекта исследования, отсутствие сколько-нибудь значительной временной дистанции между ним и его исследователем. Еще Ф. Энгельс подчеркивал, что "при суждении о событиях и цепи событий текущей истории никогда не удается дойти до конечных экономических причин", хотя и добавлял, что неизбежность ошибок "никого не заставляет отказываться писать историю текущих событий"1 . Очевидно, что это положение относится и к изучению духовной сферы жизни современного общества, где еще труднее обнаружить конечные причины совершающихся там изменений. Да и сами эти изменения с трудом поддаются оценке ввиду сложности разграничения краткосрочных, быстротекущих явлений и долговременных тенденций, определяющих на более или менее длительный период развитие различных сторон духовной жизни капиталистического общества. За калейдоскопическим мельканием имен, работ, точек зрения трудно разглядеть ведущие тенденции, определяющие облик современной буржуазной историографии, и тем более - их социально-классовые истоки. К тому же, несмотря на далеко зашедший процесс интернационализации буржуазной исторической мысли, все еще продолжают сохраняться известные, а подчас и существенные различия между национальными историографиями, в том числе и в идейно-теоретическом плане ...
Читать далее