В данной статье автор выявляет основные особенности создания и исполнения произведений в ашыкской поэзии, представляющей собой устное творчество турецких поэтов-певцов, оформившееся в самобытную мощную традицию к XVII веку. Анализ этих процессов позволяет выявить сложную природу данного вида творчества, в котором переплелись элементы двух форм словесности - фольклора и литературы. Автор определяет типологию ашыкского искусства, выделяя такие его основополагающие категории, как вариативность и импровизационность, с одной стороны, и авторство - с другой. Данный синтез разнородных признаков и обусловливает, по мнению автора, уникальность ашыкской поэзии.
Ключевые слова: ашык, ашыкская поэзия, фольклор, индивидуально-авторское творчество.
Ашыкское искусство - устное индивидуально-авторское творчество турецких поэтов, исполняющих песни под аккомпанемент струнного музыкального инструмента саза. Ашыкская поэзия, генетическим источником которой, как и искусства рассказчиков-меддахов, следует считать исполнявшийся певцами-озонами тюркский героический эпос, возникла в ХШ-XIV в., а к XVII в. превратилась в мощную самобытную традицию с устойчивым кругом поэтических мотивов и образов, жанровой системой и стилистическими особенностями. Зародившееся в лоне фольклора и не прерывавшее с ним художественной переклички ашыкское творчество на протяжении всего своего развития тесным образом взаимодействовало с диванной литературой и литературой текке1. Наличие в "родословной" ашыкской традиции множества различных корней обусловливает сложную природу этого культурного феномена, проявляющуюся и на уровне создания, и на уровне бытования песен. Особенностям данных процессов и посвящена эта статья.
В репертуар каждого ашыка входили как чужие, принадлежавшие другим поэтампевцам песни, так и его собственные произведения. Исполняемые ашыком песни его собратьев по цеху составляли "золотой фонд" ашыкской традиции, и на начальном этапе обучения ашык должен был запомнить определенное количество обра ...
Читать далее