Отношения в треугольнике США-КНР-Тайвань заслуживают достаточно пристального внимания, поскольку они оказывают непосредственное влияние на безопасность и стабильность не только в регионе, но и в мире в целом. Находящийся в корне американо-китайских отношений тайваньский вопрос, история которого связана с такими событиями, как японо-китайская война 1894 - 1895 гг., Вторая мировая война и последовавшая за ней гражданская война в Китае, послевоенное устройство мира и холодная война, будучи не решенным по сей день, потенциально является одним из наиболее взрывоопасных в системе современных международных отношений. Этот вопрос, для решения которого китайская сторона никогда не отказывалась и не собирается отказываться от применения силы, при самом негативном развитии событий способен вызвать полномасштабный военный конфликт, не исключающий даже применение ядерного оружия, между самым могущественным и самым населенным государствами мира.
Для лучшего понимания современного состояния и перспектив решения тайваньского вопроса представляется полезным кратко рассмотреть процесс формирования нормативной базы отношений между Вашингтоном и Пекином.
После эвакуации гоминьдановского правительства на Тайвань в 1949 г. вследствие поражения в гражданской войне в Китае Соединенные Штаты, не признавая Китайскую Народную Республику, полагали, что режим Чан Кайши обречен и не планировали оказывать ему военную помощь. Статус Тайваня как китайской территории, отторгнутой в свое время Японией и возвращенной Китаю в результате ее поражения во Второй мировой войне на основании Каирской и Потсдамской деклараций союзников, не вызывал тогда у американского руководства сомнений. Президент Г. Трумэн объявил 5 января 1950 г., что Америка признает суверенитет Китая над Формозой и не имеет намерения отторгать остров, как и любую другую часть территории Китая 1 . Он заявил, что "Соединенные Штаты не будут предоставлять военную помощь или давать советы китайским силам на Формозе". Госсекретарь Д. Ачес ...
Читать далее