Прошло более 150 лет после отмены крепостного права, самой, пожалуй, суровой формы феодальной зависимости крестьян в эпоху позднего Средневековья в России. Правовой статус крепостничество получило в Уложении 1649 г.1 - своде законов, принятом на земском соборе 1648 - 1649 годов2. В то время в стране сложилась кризисная ситуация. Поднялось народное движение в Москве и других городах, обострились противоречия в Боярской думе: произошла смена состава боярского правительства. Нестабильным было и внешнеполитическое положение - отношения с Крымом, Турцией, Польшей, Швецией3.
В XIX в. историки права обратились к тексту, источникам и содержанию Соборного уложения 1649 года. Они отметили появление в этом памятнике специальной терминологии, наличие юридических понятий, большую кодификационную работу, проведенную составителями, хотя в России середины XVII в. юридической науки еще не существовало4. Правоведы XIX в. считали основой древнерусского права, как и Соборного уложения, пенитенциарную систему, в которой обнаружили признаки влияния древнеримского, византийского государственного права и церковно-канонических сборников (Кормчей и др.), древнерусских судебников, Литовского статута 1588 года5. По наблюдению А. М. Богдановского, в Соборном уложении "почти весь юридический быт тогдашнего времени был прикрыт, защищен грозою законного наказания"6.
Крепостничество рассматривалось правоведами как система, сложившаяся еще до издания Уложения. Однако уделялось мало внимания тому, что эта норма ожесточала крестьян. Именно в период утверждения крепостного права как закона распространялось сочинение "списателя"7 XVI в. Ермолая Еразма: "В начале же всего потребни суть ратаеве8, от их трудов есть хлеб, от хлеба же всех благих главизна... Вся Земля от царя и до простых людеи труды их питаются. Сами же ратаеве в скорбных волнениих пребывают". Один из первых исследователей проблемы Н. Д. Сергеевский указывал на антигуманность соборных правовых узаконений, имея в виду уголовн ...
Читать далее