Летописный сюжет с хазарской данью, взимавшейся Каганатом со славянских племен вплоть до появления геополитического конкурента в лице Руси, давно и небезуспешно рассматривается в исторической литературе. Однако относился этот сюжет чаще всего к предыстории именно Руси, а не к потестарно- политическому развитию собственно славянских социумов. Между тем, в последнем контексте факт и порядок выплаты дани хазарам выступает едва ли не единственной, во всяком случае, первоначальной и ключевой характеристикой, обнаруживаемой в письменных источниках. Наконец, взгляд на феномен данничества у славян с региональных позиций способен уточнить некоторые, чересчур абстрактные его толкования.
Прежде всего встает вопрос о составе этой дани. Первое сообщение летописи на сей счет гласит: "... Козари имаху [дань] на полянех, и на северех, и на вятичех, имаху по беле и веверице от дыма" 1 (вариант: "от мужа" 2 ). В историографическом архиве памятника накопилось немало толкований содержания этой дани: только ли пушнина - белая (то есть зимняя) веверица (белка, либо горностай); или же сочетание пушнины и монет - белая (то есть серебряная) монета и беличья шкурка. Наибольшее признание получило последнее толкование, что отразилось в последнем издании текста "Повести временных лет", в разбивке соответствующих слов.
Между тем, недавно появился источник, позволяющий убедительнее разъяснить указанные термины. Речь идет о берестяной грамоте N 722, найденной в 1991 г. на Троицком раскопе Новгорода. Она гласит: "Вьвериц 12 гривьне во беле и в серебре. Соболь 4 гривене. ... Мьдьведьно 2 гривне" 3 . Стратиграфическая дата документа - рубеж XII-XIII веков. Перечисляются разные звериные шкуры (собольи, медвежьи) и прочие товары, оцененные в гривнах. Термин "веверицы" употреблен в начале грамоты явно как собирательное название денег. Издатели документа отмечают, что в том же смысле это выражение употребляется и в других берестяных грамотах - N 246 (XI в.), N 105, 335, 657 (XII в.). В рассматриваемом ...
Читать далее