История взаимосвязей США и АСЕАН (Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии) насчитывает более трети века. При создании ассоциации в 1967 г. в ней участвовали группировки, объединившие несоциалистические страны региона. Прошедшие десятилетия снимали одни проблемы (коммунистическая экспансия, "вьетнамская угроза"), но добавляли другие в повестку дня диалога Вашингтона и стран ЮВА. Сегодня связка АСЕАН-США сталкивается с новыми вызовами, порожденными как эпохой глобализации, так и противоречиями, оставленными десятилетиями стремительного роста. Противоречиями, приобретающими порою взрывной характер - и это на фоне очередного перераспределения сил и влияния в рамках всего Азиатско- тихоокеанского региона, составной частью которого выступает Юго-Восточная Азия.
Террористическая атака против США, предпринятая 11 сентября 2001 г., ответные действия Вашингтона создают во многом новый контекст для диалога США - АСЕАН. Но само понятие "вызов" заключает в себе не одну только угрозу. Оно заставляет мобилизовать внешнеполитические и иные резервы, открывает новые возможности, в том числе, между прочим, и для России.
Институциональные рамки и меняющаяся повестка дня
В прошедший период взаимодействие между АСЕАН как организацией и США развивалось по многим направлениям, охватывая все новые области. Стороны контактируют на двусторонней основе, в рамках региональных форумов стран АСЕАН (расширенных совещаний руководителей государств - членов группировки, их министров иностранных дел с коллегами, представляющими страны, имеющими статус партнеров АСЕАН по диалогу), через Деловой совет США - АСЕАН. Последний заслуживает особого упоминания - как частная и некоммерческая организация, которой доверяют проведение встреч между министрами экономики стран - членов ассоциации и американским бизнес-сообществом, создание различных структур и форумов (одна из самых громких акций совета состояла в подготовке турне по Соединенным Штатам в мае 2000 г. асеановской делегации с задачей активизировать инвест ...
Читать далее